Я люблю старые вещи, но хорошо осознаю, что за свою жизнь, на каждую налипает целый ком незримых частичек ее опыта и снабжает этакими итоговыми эманациями. Учитывая специфическую российскую, да и остальную, историю, не редко, лучше бы принести в дом кусочек расплавленного реактора из Чернобыля. Но уверен, что найденное ненарочито и лично, во многом нейтрализует такую радиоактивную сущность. То есть, противится идущему в руки – неправильно. Карма.
К слову об эфемерном. Пожалуй, каждый человек может обнаружить в себе странный, беспричинный, иногда, просто таки болезненный интерес к каким то определенным событиям в истории. Мистики, об этих резонирующих струнах души, в один голос говорят – следы последнего перерождения. Моё, как видно пришлось примерно на гражданскую войну. И вот вообразите, весной, готовя место под саженцы вишни, нахожу в отвалах грунта этакий неясный кругляш со смутно различимыми письменами. Чуток отчистив ее от земли и потерев «стальной шерстью», в лупу удалось различить – монета и довольно старая, но странная, одинаковая с обеих сторон. Покопавшись во всемирной паутине разъяснил одинаковость – не то детская забава, не то мелкое жульничество для игры в орлянку – фармазонщики. Поковырял торец ногтем и истлевший клей отпустил сточенные половинки (Фото 2, 3).
Удалось отыскать и вид на аверс и прояснить год чеканки (Фото 4).
Разные источники датируют попавшее мне в руки концом 1800-х годов, начало 1900-х. Очень близко к моим болевым точкам, то-то сердце ёкнуло. Только представьте, что этой медяшке пришлось повидать и в чьих руках побывать. 1900 год. Ощутимое начало конца. Российская империя - колосс, уже вовсю шатающийся на своих глиняных ногах и ползут, ползут трещины. На носу Русско-Японская война, Порт-Артур, Мукден и Цусима, революция 1905 года и первая мировая война в 1914 г, где «христолюбивое воинство» хлебнёт и хлора, и штыковых атак на немецкие пулеметы, и разагитации большевиков. Братания на фронте, солдатские комитеты. А там и до 1917 года недалеко – «Превратим войну империалистическую в гражданскую!» и знаменитое – «Расстреливайте побольше!». Словом, события грозные и чудовищные, невозможные, многослойные и спрессованные до последней крайности. Макабр, фантасмагория, вызывающая безнадежную тоску и недоумение.
Но к делу. Попавшее в руки стоит восстановить насколько это возможно.
Что потребовалось для работы.
Посуда, химикаты, мелочи, лабораторная электроплитка. Активно использовал и имеющуюся в хозяйстве ультразвуковую (УЗ) мойку.
Приступим.
Нужно сказать, что такого рода работы не имеют фиксированной технологии – условия в которых пребывала медная вещица могут существенно отличаться от случая к случаю. Поэтому действовать стоит осмысленно, осторожным экспериментом. Перво-наперво определяют наличие в порах хлористой меди. Это опасное для монеты соединение, вызывающее медленный и скрытый коррозионный процесс в неизбежной влажности атмосферы. Простой способ - выдержка экспоната в «увлажнительной камере» - емкости с искусственно повышенной влажностью. Небольшой закрытый объем и сухая медная вещица выше небольшого слоя воды.

Фото 5. Моя камера – стандартная стеклянная банка 750 мл. Подставку сделал из подвернувшегося под руку обрезка 5-л ПЭТ бутылки.

Фото 6. Предметный столик сделал из нескольких стеклянных деталей – кусок старого оконного стекла промыл, высушил, махнув шашкой, отрезал квадратик. Полоска поверх, чтобы приподнять монеты и дать доступ влажному воздуху и к обратной стороне.
Фото 7. Подставку аккуратно поместил в банку, пинцетом с кусочками термоусадки на лапках положил монеты. Заполнил нетолстым слоем чистой воды. Аккуратно, сбоку, чтобы не намочить пациентов, медицинской спринцовкой с надетым на носик кусочком шланга. Закрыл камеру двумя слоями упаковочного полиэтилена.
Фото 8. Вот они – ярко голубые точки-язвочки. Хлористая медь, та самая, вызывающая т. н. «бронзовую болезнь». Появились через четыре дня.
Для удаления выявленных очагов, воспользовался УЗ ванной. Моя имеет таймер максимум на 30 мин. С перерывами сделал четыре сеанса. Мыл в чистой теплой воде каждый раз заменяя ее.
Фото 9. УЗ мойка требует полного заполнения. Мелкие грязные предметы удобно мыть в дополнительных плавающих или стоящих в сетке сосудах. Вода после первого сеанса оказалась изрядно мутной – отслоилась и часть грязи.
После промывки и сушки монеты снова поместил во влажную камеру для проверки результата. Пять дней выдержки – чисто.
Фото 10. Отмытые монеты.
Следующий этап – удаление окислов. Главное разветвление процесса. В зависимости от их сорта применяют и разные химикаты. Так например, закись меди (вишнево-красный цвет), удаляется 5-15% раствором аммиака. При обработке нужно следить за полным покрытием вещицы раствором, иначе начнет травиться и медь. Желтовато-бледный налет углекислого свинца говорит о значительной примеси этого металла в сплаве или контакте с ним в земле. Удаляется углекислый свинец 10% раствором уксусной кислоты.
В нашем случае, зеленые соли – углекислая медь, растворяются 5-10% водным раствором лимонной кислоты.
Фото 11. Растворы в небольших емкостях чрезвычайно удобно готовить на электронных лабораторных весах оснащенных кнопкой «Тара». Взвесил содержимое початого пакетика с кислотой, пересыпал в банку. Банку с кислотой, на весах, учел режимом «Тара», долил воды. Спринцовкой, десять весов кислоты.
Побултыхав емкость, растворил сухую кислоту и пинцетиком поместил в раствор монеты. Емкость периодически помещал в УЗ мойку. Короткими циклами по 5…10 минут контролируя результат.
Фото 12. Монеты после удаления окисей.
После стравливания углекислой меди, рисунок и надписи трудночитаемы из-за практически одинакового цвета вещицы – выявить их поможет искусственная патина. Здесь, воспользовался рецептом на основе медного купороса.
Для наведения патины следует в 100 мл. воды растворить 5 гр. медного купороса и 0,5 гр. марганцевокислого калия. Раствор легко приготовить на весах аналогично кислотному для снятия окисей. Патинирующий раствор следует подогреть до 70…80 ̊ С.
Фото 13. Патинирование. Для подогрева раствора применил лабораторную электроплитку, отличающуюся пониженной мощностью и ступенчатой регулировкой. Дополнительно, нагреватель включен через электронный регулятор-диммер (слева). Консервная баночка изнутри отделана пластиком, нижний бортик отогнул плоскогубцами в сторону для лучшего прилегания дна к горячему. Справа, импровизированная проволочная подставка для оперативного осмотра монет – раствор непрозрачный.
Добившись нужного оттенка, промыл монеты в УЗ ванне от остатков химикатов. В чистой воде, высушил.
Фото 14.
Получив удовлетворительный результат, экспонаты следует законсервировать. Простейший способ – расплавленный парафин. Применил выгоревшую свечку-таблетку в алюминиевом стаканчике. Такие свечи не используют весь парафин до конца, чуть раньше у них догорает фитиль в держателе. Нагревал на той же лабораторной электроплитке, отрегулировав температуру. Каждую монету выдерживал в расплавленном парафине около получаса, чтобы хорошо прогрелась и парафин просочился в поры.
Фото 15. Консервация. Проваренную вещицу поддел шилом и захватив спец.пинцетом перенес на бумажную салфетку. Промокнул ей медяшку удалив избыток парафина.
Фото 16. Реставрированная монета.
Фото 17. Обратная сточенная часть половинок.
Babay Mazay, май, 2022 г.