Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Самодельный электрический лодочный мотор

    Самодельный электрический лодочный мотор

    Представляю вашему вниманию версию электрического лодочного мотора. Любителей все раскритиковать упреждаю, что изначально не гнался за мощностью и скоростью. Задачей ставил для себя создать движитель из тех деталей и материалов, что имелись под рукой. А началось все с того, что во время слома рядом расположенного ГСК во время прогулки с собачкой случайно забрел на это место. ( Вот уж точно оказался в нужном месте и в нужное время! ) Вот уж Клондайк так Клондайк! Что там только полезного люди не оставили! Но конкретно для данной самоделки пригодились лопасти от гребного винта с изменяемым шагом ( корпус ребята , к сожалению, не оставили, наверное сдали на цветмет ) и довольно большой лист толстого (5 мм) стеклотекстолита. Дома от старых ременно-приводных самокатов остались шкивы и зубчатые ремни. Ну а найти подходящую фанеру и эпоксидный клей оказалось делом времени. Начал с этапа проектирования. Главной деталью будущего мотора оказался сдвоенный ведомый шкив ( состоящий из двух одинаковых шкивов, каждый на 72 зуба шага 5М скрепленных между собой винтами). Главной проблемой здесь при соединении было добиться соосности, так как малейшая неточность могла привести к тому, что шкивы начали бы "колбасить", а это излишняя нагрузка на ремни и вибрация. Тяговыми моторами стали китайские MY1016. По 250 ватт каждый, 2750 об/мин 24 В с крутящим моментом 0,9 Нм. Ведущие шкивы 5М 15 зубов. Главный ведомый шкив устанавливается на толстом фанерном ( 12 мм) основании на двух подшипниках качения с использованием четырех стоек и дополнительной верхней площадки. Моторы установлены на двух подвижных небольших основаниях благодаря чему имеется возможность регулировки натяжения ремней с помощью регулировочных  винтов. Изначально предполагал поставить для плавного пуска ШИМ регулятор, но несмотря на почти двукратный запас регулятора по мощности при первом же пробном включении mosfetы дружно помахали лапками и ушли в небытие. После  замены mosfetов и повторной пробы история повторилась. Попробовал поставить проверенный контроллер для щеточных двигателей, но и он сказал гуд бай. В общем плюнул и решил подключать моторы без изысков напрямую через мощный тумблер. На всякий случай параллельно моторам впаял в обратном включении по быстродействующему диоду ( все-таки моторчики имеют значительную индуктивность и резкие включения-выключения могут наводить в цепи некоторую противоЭДС , последствия воздействия которой на литиевые элементы предсказать сложно ) Рулевое перо выполнено из стеклотекстолита, точнее из двух зеркальных заготовок расположенных на некотором расстоянии друг от друга ( для жесткости), скрепленных П-образным алюминиевым профилем. Перо к основанию крепится алюминиевым уголком 40х40х4. В пере установлен гребной винт ( корпус винта из стеклотестолита сделан самостоятельно) на двух подшипниках качения. Конечно, здесь самый слабый момент самоделки. От воды подшипники не защищены вообще, от слова "никак", поэтому ржаветь будут однозначно. Но WD-40 перед очередной  эксплуатацией думаю найдется. Усилие от ведомого шкива на сам винт передается с помощью гибкого удлинителя аккумуляторного шуруповерта. Крышка моторного отсека выполнена по испытанной технологии многократного выпиливания и склеивания профилей из фанеры на эпоксидку. После обработки напильником и шкуркой получилось конечно не идеально, но "вам шашечки или ехать ?" После покраски самоделка приобрела более-менее приличный вид. По итогу имеем лодочный мотор мощой 500 ватт. При наезде на топляк или мель мотор откидывается немного вверх, что предотвращает его отрыв. На воде к сожалению пока не пробовал - зимой на озере или реке не поймут. В ванной - не хочется соседей затопить. Будем ждать лета. На сухую крутит вроде нормально, но небольшая вибрация все-равно есть. Не смертельно. Кстати, изначально, крепление мотора было запланировано на байдарку " Таймень-2" ( тоже самоделка), но немного подумав придумал универсальное крепление и на надувнушку "Лира-21". Для крепления на байдарку достаточно вставить ровно один штырь. А для крепления к надувнушке установить специальный приспособ на заднюю лавочку с помощью четырех винтов М6 и тоже вставить тот же ровно один штырь. Об этом расскажу в следующей публикации. Всем удачных разработок!

    Корпус аккумуляторной батареи на литиевых элементах

    Устройство для крепления самодельного лодочного мотора к резиновой лодке «Лира-21»

    Добавить комментарий

    33 комментария
    Валерий #96820
    ino53,


    А хер его знает.... ok 

    Але нови ностра алис!
    ino53 #96819
    Цитата: Валерий
    Ты попросил поругаться... И я поругался...

    О Валериус, В. и М.М.! Зачем так жестоки слова твои... friends 

    Валерий #96815
    Цитата: ino53
    Ну вроде бы в твой адрес... хотя, м.б. и нет...  


    Да нет!!! Ты попросил поругаться... И я поругался... Ну просит же человек! ))))

    Але нови ностра алис!
    ino53 #96814
    Цитата: sergeyp
    только я бы отсечку по току оставил.

    А зачем? Если мотор на 24 В, он сам ограничит ток на приемлемом уровне. Это в той схеме - мобильная лесопилка, на листвянке и пилу могло прихватить...

    sergeyp #96813
    Цитата: ino53
    ты глаза разуй на самую последнюю схему,

    Если ты про эту, то можно и эту, только я бы отсечку по току оставил...  smile 


    ino53 #96812
    Цитата: sergeyp
    sergeyp,
    Читал как-то в инете, китайцы запаяли

    Эт ты с кем, сам с собой общаешься? Понимаю, да, с умным человеком и поговорить приятно... pardon 

    ino53 #96811

    Цитата: sergeyp
    А мне то из-за чего переживать?

    Ну вроде бы в твой адрес... хотя, м.б. и нет... pardon 

    Ну я то- глянул ссылку и, что? Как это поможет Автору победить шим?

    Ему - никак, а ты глаза разуй на самую последнюю схему, неодно...  многократно повторенную (не мной, другими). yes 

    sergeyp #96810
    sergeyp,

    Читал как-то в инете, китайцы запаяли в шим-регулятор в цепь затвора 10K вместо 10R, а счастливые обладатели сего девайса долго разбирались, почему у них горят полевики при малейшей нагрузке...  xaxa 

    sergeyp #96809
    Цитата: ino53
    sergeyp, ты не переживай, он не всерьез... Глянь   ссылка

    А мне то из-за чего переживать? Да и не ругался он, какой-то "леблядь, рака и щука"...

    Ну я то- глянул ссылку и, что? Как это поможет Автору победить шим? И да, я тоже не понял про TL494 --при чём тут она? Может он в схеме на TL поставил NE ??? Тогда так и будет работать...  xaxa 

    ino53 #96808
    Валерий, ну ты зверюга...  smiles 
    sergeyp, ты не переживай, он не всерьез... pardon Глянь   ссылка


    sergeyp #96807
    Цитата: ino53
    пуск и рег. оборотов - приходилось заниматься

    Вторая схема практически подходит Автору. Нужно только убрать СТ24 вольт, оставить пару полевиков и настроить шунт на нужный ток отсечки... Как это может не работать?  smile 

    Да и 837 лишний...

    Валерий #96806
    Цитата: ino53
    Валерий, поругайся хоть ты на него...


    Жованый крот! Щука!! Брат!!...Гибрид твою март!!! boss 

    Але нови ностра алис!
    sergeyp #96805
    Цитата: Винтик-шпунтик и Ко
    Не получается каменный цветок! Его маман!

    И всё же, хотелось бы увидеть схему Вашего шим-регулятора. Понимаю, что у Вас может не быть Splan-a, но нарисовать на бумажке и снять телефоном можно? И ещё: непонятен Ваш уровень в электронике -- только мультиметр, или есть и осциллограф? В упрвалении мощными полевиками под индуктивной нагрузкой есть несколько ключевых нюансов, выполняя которые полевики не могут выходить из строя в принципе...  smile 

    ino53 #96804
    Цитата: Винтик-шпунтик и Ко
    Мог бы согласиться с Вами , если бы двигателя вкупе "кушали " в

    Как говорится - дело хозяйское... pardon Могу только сказать, что этой темой - плавный пуск и рег. оборотов - приходилось заниматься, и довольно успешно...

    вместо TL494 поставил NE555 ( чт

    Непонятно...


    Винтик-шпунтик и Ко #96803 Автор
    sergeyp,


    Доброго времени суток! Схему брал здесь же на "Самоделкине" ( схема мощного ШИМ регулятора) , единственное что вместо TL494 поставил NE555 ( что было под рукой) . Даже раскачивающие мосфеты  МОП-транзисторы поставил. Не получается каменный цветок! Его маман!

    Винтик-шпунтик и Ко #96802 Автор
    ino53,


    Мог бы согласиться с Вами , если бы двигателя вкупе "кушали " ватт этак 10 , как на этих фото, но когда каждый жрет по 11 ампер , представьте каким должен быть реостатик для них! Наверное что-то вроде радиатора охлаждения ствола пулемета "максим" времен гражданской войны .

    sergeyp #96801
    Цитата: Винтик-шпунтик и Ко
    В общем ну их в баню, заморачиваться с ними. Поставил просто тумблер.

    Тумблер -- это конечно, надёжнее... Он всё равно нужен на случай отказа электроники. А про шим мы ничего так и не узнали, кроме того, что на выходе пара полевых транзисторов. Конечно Автор может не уметь нарисовать схему или подробно сфотографировать... А без этого советы давать бессмысленно.  smile 

    ino53 #96800
    Цитата: Винтик-шпунтик и Ко
    у их в баню, заморачиваться с ними. Поставил просто тумблер. У

    Работал (подрабатывал) когда-то на СЮТ (станция юных техников), вел радиокружок. Неподалеку были трассовики - трассовые гонки. Регуляторы скорости - типа пистолета с курком, перемещающим ползунок по неск. контактам, переключающим  сопротивления - куски нихрома (спираль нагревательная). Просто и надежно! pardon 

    Винтик-шпунтик и Ко #96797 Автор
    ino53,


    Ручкой газа добавлял по чуть-чуть скважности на ШИМе, движок даже крутиться не начинал, тихий щелчок и все.  Мосфеты даже не успевали чуть-чуть нагреться. По стоку-истоку показывают бесконечность. Можно было бы предположить ,что обмотки на моторах коротят, но без ШИМов и контроллера движки крутят и не греются. В общем ну их в баню, заморачиваться с ними. Поставил просто тумблер. Уж не настолько большая мощность, чтобы лодку из-под зада выбить.

    sergeyp #96796
    Цитата: ino53
    . В электровозах эти... как их... во весч!...

    ИГНИТРОНЫ?  xaxa 

    ino53 #96795
    Цитата: sergeyp
    ...снабберы и зенеры...
    Валерий, поругайся хоть ты на него...
    Я бы поставил два в параллель 47N65 или 47N40 в корпусах ТО247

    Человек ставит то, что у него есть. В электровозах эти... как их... во весч!...

    sergeyp #96794
    ino53,

    Я бы поставил два в параллель SPW47N60C3 или SPW47N40C3 в корпусах ТО247, снабберы и зенеры в затворах обязательно...  smile 


    ino53 #96793
    sergeyp, ну и...? Ваши предложения?




    sergeyp #96792
    Цитата: ino53
    Да, такое чудовище током выбить - не всякий сварочник справится...

    Сварочник? Да легко! 343А -- это импульс, а в корпусе то220 он больше 10А не вытянет... И главное -- для работы на индуктивную нагрузку (как коллекторный двигатель) напряжение с-и транзистора должно быть раз в десять больше, т.к. ШИМ является мощным генератором импульсов... 

     xaxa 

    ino53 #96791
    Цитата: Валерий
    Ну вот... Апять они не по нашему начали....   

    Никак не угодишь... smile  Ну на понятным языком: -А .. ... .... ...., если .... не  ..... или ... в ....., хотя .... .... ..., ....! Во... pardon 

    Валерий #96790
    Цитата: ino53
    И снабберные цепочки.  


    Ну вот... Апять они не по нашему начали.... smiles  sorry 

    Але нови ностра алис!
    Валерий #96789
    Цитата: Винтик-шпунтик и Ко
    Если надоест мазать подшипники наверное так и сделаю. 


    Боюсь, при нерегулярном (очень-очень нерегулярном, учитывая зимние периоды) использовании, их на второй уже раз придётся не мазать, а менять! Если, после доставания из воды им дать просохнуть, после чего сразу промыть "вэдэшкой" - то да, поживут. Но, как по себе судя, думаю, настанет такой момент, когда их достанут из воды и забудут до весны... А весной этот "монолит" если и удастся размягчить и провернуть, то там такие каверны будут на обоймах, что подшипник сразу запоёт громче мотора, и быстро развалится...)))

    Так что, уж лучше привинтивно выточить из капролона и забыть навсегда.

    Але нови ностра алис!
    ino53 #96787
    Цитата: Винтик-шпунтик и Ко
    Ставил IRLB3034 по паре в параллель

    Да, такое чудовище током выбить - не всякий сварочник справится... Кстати, как вылетают - пробой, обрыв? Ну, перегрев - вряд ли, значит, перенапряжение, скорее всего на затворе, хотя... Стабилитроны попробовать?... И снабберные цепочки. pardon 

    Винтик-шпунтик и Ко #96784 Автор
    ino53,


    Доброго дня! Ставил IRLB3034 по паре в параллель  у них по даташиту ток стока аж 343 А и напруга сток-исток 40 В, летят трехлапые, не знаю какого рожна им нужно. А за подсказочку про втулочки спасибочки большое. Если надоест мазать подшипники наверное так и сделаю. 

    Валерий #96769

    на надувнушку "Лира-21"


    Уверен был, что это - старая "Лисичанка"! Купил такую на Украине, "задолго до всего", году в 2000-м. Эксплуатируется редко - только для покатушек при выездах на природу. И, что интересно, сама лодка в прекрасном состоянии. А "толстая резина" от старости разложилась. Видимо, плохо пропекли при вулканизации. Разломались, раскрошились клапана сперва. А от большинства распространённых лодок не подходят. Но в 2019-м году, не отойдя полностью от свадьбы дочки, вместо Турций/Египтов, месяц отдыхали в Одессе, и на легендарной Староконке я таки нашёл клапана от Лисичанки, хоть на тот момент Лисичанск и был уже..."не украинским"... Купил в запас...

    Но, вот этим летом обламалась одна уключина...

     

    Але нови ностра алис!

    Привет, Гость!


    Зарегистрируйтесь

    Или войдите на сайт, если уже зарегистрированы...

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии