» » » Блок питания ИПС-1 вторая жизнь

Блок питания ИПС-1 вторая жизнь

ИПС-1 модернизация.

Попался мне в руки раритет Советских времен ИПС-1

Источник питания ИПС-1 - удачное изделия советской промышленности.
Регулируемый 0-15В (2-15В данная модификация) источник с режимом ограничения тока в 1А, легко "разгоняемой" до 1,5 А. Малые размеры, высокая надежность.

Заводской ток срабатывания защиты до 1А, выходное напряжение 15В. Габаритная мощность установленного трансформатора ШЛ16х32 составляет 38ВА. Таким образом, конструкция данного блока имеет значительные резервы, реализация которых позволила значительно увеличить выходную мощность.

Схема:

Если демонтировать трансформатор, выпрямитель, 2 здоровых конденсатора и воткнём вместо всего этого зарядку от ноутбука, то запросто получим БП на двадцать вольт и пять ампер. Всё зависит от характеристик зарядки.
У меня под рукой был зарядник 19 В 4,76 А.

Демонтируем все лишнее:

Меняем конденсатор С5 – 16в 220 мФ на конденсатор 2200 мФ 25 в (что было)

Лампочку 26 В 0,12 А мощностью 3 Вт

Заменим на светодиод с автомагазина на 12 вольт (идет с ограничивающим резистором, не нужно расчеты производить).
Подключение светодиода производится через стабилизатор L7812, питание с выхода.
К нему же подключается кулер для охлаждения

Извлекаем блок питания зарядного устройства из корпуса

Подключаемся к сети от ИПС и выход с зарядного (вместо 2х демонтированных конденсаторов устанавливаем один 2200 мФ на 25 вольт) согласно схеме:

Собираем и регулируем
R14 определяет нижний предел выхода
Верхний предел задан R9
vt9-r3, r4-ОГРАНИЧИТЕЛЬ ТОКА.
Верхний предел в показаниях: 19,7 вольт
Нижний предел 0 вольт

Тестирую автомобильной фарной лампой Н4 на 24 вольта (под рукой другой нет…)

ИПС держит 2 ампера без проблем! Проверить пока больше не чем.
Осталось дождаться вольтметр амперметр из поднебесной и блок еще послужит!

Пришла мысль: Регулировку по току нужно вынести наружу, тогда и аккумуляторы 18650 заряжать можно.
Всем спасибо!
Обычная регистрация
22 комментария
  1. Nruter
    Идея отличная, исполнение замечательное. Учитывая, что максимальная рассеиваемая мощность на коллекторе КТ829В составляет 60 Вт и максимальный постоянный ток коллектора 8 А, можно увеличить выходной ток до 3-3,5 А уменьшив номинал R5 до 0,33 Ом и увеличив его мощность до 5 Вт.
    Удачи!
    1. Khabibra Автор
      Спасибо! Сегодня тестировал 12 вольтовую 55W, в качестве амперметра - мультиметр, показания 4 ампера, но просадка 3 вольта...Если заменить по вашему совету R5 на 0,33 Ома просадка уменьшится?
      1. Nruter
        Уменьшится. Только нужно экспериментировать. Вся система работает так. Через параллельно соединенные резисторы R3, R4 и R5 протекает полный ток нагрузки. С движка R4 снимается часть напряжения, которое образуется на этих резисторах и подается на базу VT9. Он начинает приоткрываться и, следом за ним приоткрывается VT8. Он через резистор R2 призакрывает VT12. При этом призакрывается VT13. Напряжение на выходе уменьшается. Отсюда простой вывод - для увеличения тока срабатывания защиты (в разумных пределах) необходимо уменьшить значение резистора R5. Все остальные элементы схемы к защите не имеют отношения.
        1. Khabibra Автор
          Поставил R5 0,88 Ом (меньше срабатывает защита при подключении 55w лампочки), Ампераж при подключении данной лампочки, при 12 вольтах = 4,8 А.
          У меня вопрос: Если R5 вытащить наружу и сделать переменным для регулировки тока, какой должен быть переменный резистор ?
  2. Иван_Похмельев
    Не забудьте про ОБР: при напряжении на КТ829 20 В (то есть, при 0 на выходе БП) максимально допустимый ток 1 А, при 15 В (5 В на выходе БП) - 2 А, при 10 В (10 В на выходе БП) - 4 А.
    1. Nruter
      Что такое ОБР? И что это за параметры приведены?
      1. Иван_Похмельев
        ОБР - область безопасной работы. Представляется в параметрах транзисторов в виде диаграммы
        , ограничивающей внутри себя допустимые сочетания параметров.
        1. Nruter
          Есть основные параметры - максимальная рассеиваемая на коллекторе мощность, максимальное напряжение на коллекторе, максимальный ток коллектора. Всё остальное производные от этих параметров. При подаче на коллектор напряжения 24 вольта с импульсного блока питания и учитывая напряжение насыщения 2 вольта, на выходе можно получить 22 вольта с током в нагрузке до 8 ампер. При этом на коллекторе будет рассеиваться мощность 2 вольта * 8 ампер = 16 Ватт при максимально допустимой 60. Чем ниже напряжение на выходе блока питания (чем больше падение напряжения на транзисторе), тем меньший ток может выдать этот блок питания. Например, при выходном напряжении 2 вольта максимальный ток этого блока питания равен 2,7 ампера. Для получения этого параметра нужно Pmax (60 Вт) разделить на Uke(22 В). Отсюда Imax=2.7 A.
          И не нужно лезть в графики. Тем более, что последний график на рисунке не соответствует параметрам, напечатанным рядом.
    2. Khabibra Автор
      Спасибо. Про ОБР впервые узнал, возьму на ум... буду (постараюсь) придерживаться данных параметров ( выпишу, приклею на бп).
      при 10 В (10 В на выходе БП) - 4 А. то есть 4 ампера максимальный ток для кт829 ?
      1. Nruter
        Максимальный ток для КТ829 составляет 8А. Если на входе БП у Вас 24 В, на выходе 10 В, то на транзисторе будет падать 14 В. Теперь 60 Вт разделите на 14 В и получите максимальный ток, который можно получить. Это будет 4,3 А
  3. Nruter
    Khabibra,
    проволочный реостат :). Если серьезно, то не надо его вытаскивать. Достаточно того, что есть. Можно поставить несколько резисторов внутри и переключать их. Будет несколько регулируемых порогов срабатывания.
    1. Khabibra Автор
      Согласен, " поставить несколько резисторов внутри и переключать их", оптимальный вариант!
  4. Nruter
    Khabibra,
    проволочный реостат :).
  5. Nruter
    Khabibra,
    1. Khabibra Автор
      Вечер добрый! Собираю зарядное для шуруповерта не могу придумать устройство контроля разряда, не индикатор, дешево и сердито. Не подскажите варианты ?
      1. Новий Стандарт
        возьмите микросхему L200C схемка в нете прикольная сам часто паял она сама себя контролирует при заряде ... только радиатор надо ...
      2. Новий Стандарт
        а разряда вот простая схема...
        1. Khabibra Автор
          Все гениальное просто!!! Спасибо.
        2. Khabibra Автор
          Это индикатор! Я сделал на авто реле.
  6. Khabibra Автор
    Блок компактный, просто сказка! Держит КЗ 4 ампера без напряга.
  7. Антон12
    Здравствуйте, не подскажете в замен резистора, что на схеме обозначен как R5, из тех что у меня есть что-то подойти может, я просто не могу разобраться, ибо не мое это.
    1. Khabibra Автор
      Такие МЛТ не пойдут, у них большое сопротивление, а нужно ( в моем случае) 0,88 Ом, то есть меньше одного Ома. Закажите в Китае, там кучка таких резисторов копейки стоит.
Информация

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии