» » » Светодиодное «колесо фортуны»

Светодиодное «колесо фортуны»

Схема будет полезна для начинающих радиолюбителей, как понимание принципа работы отдельных компонентов схемы, так и работы схемы в целом. Возможность собрать схему светодиодной рулетки своими руками для интересного проведения свободного времени в кругу семьи или друзей.

Схема основана на универсальном таймере NE555 и десятичном счетчике с дешифратором К561ИЕ8.

При нажатии тактовой кнопки SB1 – заряжается электролитический конденсатор C1. Его ёмкость в 10 раз больше ёмкости частотозадающего неполярного конденсатораС2. Поэтому, когда кнопка отпускается, заряда этого большого конденсатора хватит еще на много циклов заряда-разряда частотозадающего конденсатора. При этом напряжение на электролитическом конденсаторе С1 в процессе разряда постепенно уменьшается, и на заряд частотозадающего конденсатора С2 уходит всё больше и больше времени. Так и достигается зрелищный эффект постепенной остановки «рулетки».

Материалы:
микросхема NE555 (отечественный аналог КР1006ВИ1);
микросхема К561ИЕ8 (зарубежный аналог CD4017);
транзистор S9015 (PNP транзистор);
светодиоды 10 шт;
тактовая кнопка;
конденсатор электролитический 1мкФ;
конденсатор неполярный 0,1 мкФ;
резистор 470 Ом;
резистор 10 кОм;
резистор 3,3 МОм;
резистор 4,7 МОм;
резистор 10 МОм;
батарейка формата АА-3шт;
провода;
текстолит фольгированный.

Инструменты:
паяльник, припой, флюс;
электродрель;
клеевой пистолет;
сверла

Пошаговая инструкция изготовления светодиодной рулетки
Для начала я нарисовал печатную плату в программе SprintLayout_6.0 с удобным для меня расположением деталей
Светодиодное «колесо фортуны»

Перенес изображение на фольгированный текстолит по методу ЛУТ (лазерно-утюжная технология — в интернете полно описания данного процесса).

Протравил плату в травильном растворе. В качестве такого раствора я использую перекись водорода в сочетании с лимонной кислотойю. Просверлил отверстия на печатной плате и залудил печатные токоведущие дорожки оловяно-свинцовым припоем.

Запаял радиокомпоненты на печатной плате в соответствии с принципиальной схемой. Тактовую кнопку для запуска рулетки я вынес на корпус готового устройства, поэтому на печатной плате ее нет.

Транзистор S9015 можно заменить на любой маломощный транзистор PNP структуры с учетом расположения выводов.
Микросхему NE555 возможно заменить на отечественный аналог КР1006ВИ1 либо зарубежные аналоги ICM7555, LM555, AN1555 и другие (разные производители, но назначение не меняется).

Микросхему К561ИЕ8 возможно заменить на зарубежный аналог CD4017.
Светодиоды я использовал диаметром 5 мм яркие, желтого свечения, хотя в качестве эксперимента пробовал и зеленые, и красные — работает и с ними.

Продолжительность мигания светодиодов (вращение рулетки) зависит от времязадающих R4 и С2, которые возможно изменять под свои нужды. При указанных на принципиальной схеме R4 и С2 продолжительность мигания светодиодов составляет 22 с. Для увеличения продолжительности необходимо уменьшить R4 либо увеличить С2, для уменьшения продолжительности «вращения»— выполнить противоположные действия.

Сопротивление R2 заменил на 4,7МОм, а R1 заменил на последовательно соединенные два резистора также 4,7МОм. В наличии были только такие, отсюда и замена.

С изготовлением корпуса не стал замарачиваться, а взял первый подходящий и подогнал размеры печатной платы по него. Таким оказалась распределительная коробка для монтажа электропроводки.

Сделал разметку под светодиоды и тактовую кнопку на листе бумаги, которая станет рабочим полем для светодиодной рулетки, и приклеил к корпусу.

Просверлил отверстия электродрелью

Установил готовую схему в корпус и дополнительно зафиксировал светодиоды термоклеем.
Для питания устройства использовал 3 батарейки формата АА. Возможно использовать блок питания от бытовой техники на 5 В.

Заключение
Схема светодиодной рулетки проста в повторении, поэтому ее сможет собрать даже начинающий радиолюбитель. Схема работает сразу после сборки и в наладке не нуждается, при условии исправных радиокомпонентов и правильного монтажа.

Простая игра будет чем-то новым для Вас и Вашего окружения, которая принесет радость и удовольствие!
Обычная регистрация
Информация

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии