» » Суточный таймер на микроконтроллере Attiny13

Суточный таймер на микроконтроллере Attiny13

В современном мире автоматизация проникла буквально во все области жизни человека. Всем нам порой хочется, чтобы бездушная автоматика сделала за нас какую-нибудь скучную рутинную работу – полила цветы, проветрила помещение, покормила кошку, напоила собаку… Не с проста говорят, что лень – двигатель прогресса, ведь ленивый человек готов потрудиться и создать такое электронное устройство, которое сделает за него всё, что потребуется. А уж если ленивый человек дружит с паяльником, то дело остаётся за малым, лишь создать эту самую автоматику.

В этой статье рассмотрим процесс создания электронного таймера, который в заданное время включит и выключит нагрузку. Такому таймеру можно найти множество применений – например, раз в сутки с его помощью поливать цветы, или грядки в огороде. Автоматически включать свет ночью и выключать днём, когда светло, или же раз в сутки наливать воду в поилку домашнему питомцу. В общем, устройство получается абсолютно универсальным, область применения ничем не ограничивается.

Схема:

На схеме имеются две управляющие кнопки, пронумерованные цифрами «1» и «2». Кнопка «1» устанавливается время включения нагрузки, а кнопка «2», соответственно, время выключения. Для лучшего понимания принципа работы рассмотрим такой пример: имеется ёлочная гирлянда, которую нужно каждый день включать в 13:00 и выключать в 15:00. Значит, для установки временных интервалов работы таймера нужно в 13:00 нажать кнопку «1», при этом реле включится примерно на минуту, затем дождаться 15:00 и нажать кнопку «2», реле опять-таки включится примерно на минуту, сигнализируя об успешной установке времени. В дальнейшем реле будет автоматически включать гирлянду в 13:00 и выключать в 15:00 каждый день. Мигающий светодиод свидетельствует о работоспособности устройства.

Схема содержит в себе две микросхемы – микроконтроллер Attiny13 и часовую микросхему DS1307. Напряжение питания всей схемы – 12 вольт. Благодаря линейному стабилизатору 78l05 на плате микросхемы получают нужное им питание 5 вольт, а обмотка реле питается от 12-ти вольт. Параллельно обмотке реле следует поставить маломощный диод, например, 1N4148. Транзистор SS8050, управляющий реле можно заменить на любой другой маломощный NPN транзистор. Кнопки в обвязке микроконтроллера следует взять без фиксации.

Особенность часовой микросхемы DS1307 состоит в том, что она может работать от резервного питания, если вдруг пропадёт основное. Для этого к её выводам 3 и 4 нужно подключить источник питания на 3 вольта, например, батарейку CR2032. В этом случае при пропадании питания отсчёт времени будет продолжаться, как только основное питание появиться вновь, устройство продолжит работать в прежнем режиме, включая и выключая реле в заданные часы. Не следует забыть ставить параллельно питанию как основному, так и резервному конденсаторы электролитические и керамические, для подавления помех любого рода. Резистор светодиода, идущий от 7-й ноги часовой микросхемы, можно уменьшить до 0,5 – 1 кОм, тогда его яркость заметно увеличится.

Перед установкой на плату микроконтроллера его необходимо прошить, файлы прошивки к статье прилагаются. Удобнее всего это делать с помощью USBASP программатора. При использовании нового, ранее не используемого микроконтроллера фьюзы менять не нужно. С завода микроконтроллеры Attiny13 тактируются от внутреннего генератора с частотой 9,6 МГц, делитель на 8 включен.

Печатную плату можно сделать по лазерно-утюжной технологии, так называемый "ЛУТ". Фото моей платы:

После залуживания плата приобретает такой вид:

Список необходимых деталей:

Резисторы 0,125 Вт:
• 6,8 кОм (682) – 1 шт.
• 10 кОм (103) – 1 шт.
• 4,7 кОм (472) – 2 шт.
• 3 кОм (302) – 1 шт.

Конденсаторы:
• 100 мкФ (электролитич.) – 2 шт.
• 100 нФ (керамич.) – 2 шт.

Остальное:
• Микроконтроллер Attiny13 (+ панелька) – 1 шт.
• Микросхема DS3107 (+ панелька) – 1 шт.
• Транзистор SS8050 – 1 шт.
• Диод 1N4148 – 1 шт.
• Кнопка без фиксации – 2 шт.
• Стабилизатор 78l05 – 1 шт.
• Светодиод на 3 вольта – 1 шт.
• Кварц 32768 Гц – 1 шт.
• Реле на 12 вольт – 1 шт.

Фото собранного мной устройства:

Схема, печатная плата и файлы для прошивки находятся в архиве: pechatnaya-plata-i-fayly-proshivki.zip [36.13 Kb] (скачиваний: 224)

Как сделать светодиодные часы на базе конструктора С51 с Алиэкспресс

Часы с подсветкой

0
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
0
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
0
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Обычная регистрация
Информация
5 комментариев
  1. Иван_Похмельев
    "Эстонский" таймер.
  2. dimon-bidon Автор
    Цитата: Иван_Похмельев
    "Эстонский" таймер.

    В каком смысле, "эстонский"?
    1. Иван_Похмельев
      Согласно устоявшемуся народному мнению эстонцы очень неторопливые люди. Так и этот таймер: нажали на кнопку номер 1 в момент, когда он должен включиться, а для этого надо дождаться этого момента и вовремя нажать её. Потом выждали нужный интервал и нажали на кнопку номер 2, если вдруг забыл, отвлёкся - начинай всё с начала. И только через сутки после нажатия первой кнопки таймер начнёт действовать.
  3. Nruter
    Если по этой схеме собрать не суточный, а недельный, месячный или годовой таймер, то можно около него состариться, дожидаясь того момента, когда нужно нажать кнопку 1 или вообще не дожить до нажатия кнопки 2.
  4. dimon-bidon Автор
    Согласен, к недельному или месячному таймеру такая система управления не очень подходит. Здесь же сутки подождать тому, кто в этом нуждается совсем не проблема, тем более, что установить достаточно один раз и больше до него не дотрагиваться. Зато появилось преимущество - отсутствие экрана да и вообще какой-либо индикации, которая, по сути, не так уж и нужна в подобных схемах

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Практического применения и не предусматривается, как и у большинства стимпанковых вещиц....
Гоев не мазали... В основном - изгоев !...
Ростехнадзор забыли!...
В просторечии, на работе, иногда приходится такую лексику применять, станки краснеют!...
Кроме германиевых диодов можно также попробовать германиевые транзисторы в диодном включении или диоды Шоттки....
Все комментарии