Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Устройство подключения аккумулятора к зарядному устройству без соблюдения полярности

    Устройство подключения аккумулятора к зарядному устройству без соблюдения полярности



    Требуется доработать зарядное устройство (ЗУ) так, что бы можно было подключать к нему аккумулятор (АКБ) не разбираясь с проводами, где плюс, а где минус. Принесли мне для такой доработки зарядное устройство моего же изготовления примерно пятилетней давности. Большое, тяжелое, рассчитанное на работу в режиме «прикуривателя», т.е. при запуске двигателя может помогать аккумулятору током до 30…40 ампер (трансформатор 0,4 кВА). На снимке без кабеля подключения к АКБ.

    В оригинальном исполнении тиристоры были Т122-32-4.

    Пользуются ЗУ несколько человек, гараж небольшой фирмы. Почему то у них большие проблемы с подключением в правильной полярности (используют обычный удлинитель с обычной вилкой), а при неправильном подключении выгорает все, что может гореть, в т.ч. и провода, и гаснет свет. Их местный электрик отказался дальше ремонтировать, мол, нечем. Механик ко мне: «Придумай что-нибудь!». (Тем, кто хочет сказать: «Просто поставь мощный диод» - не спешите.) Что тут думать, можно поставить простую блокировку ЗУ при неправильном подключении, автоматика простейшая, как в этой схеме - ключ на VТ3 отключает питание схемы.
    Устройство подключения аккумулятора к зарядному устройству без соблюдения полярности

    Но ребята просили сделать неполярный выход. Тоже несложно.

    Схема1.


    При правильном подключении АКБ диод заперт, ничего не происходит, все цепи соединены как надо. При обратном подключении реле (естественно, на рабочее напряжение 12 В) срабатывает, контакты перебрасываются и полярность меняется. Т.е., как не набросишь провода на АКБ, полярность сама определится. Казалось бы, красота, но только в том случае, если ЗУ выключено. Иначе в то время, которое нужно реле для переключения, идут такие ударные токи, что контакты реле могут свариться (это реально, бывают случаи сварки контактов, причем на слух реле вроде щелкает, но не переключает). Значит, надо ввести задержку включения ЗУ относительно подключения АКБ. Несложно, добавляем к предыдущей схеме схему реле задержки включения.

    Схема 2.

    Здесь контакты маленького реле (Rel2) в выключенном состоянии отключают питание тиристорного регулятора (см. ниже). Конечно, это можно было сделать по другому, на оптопарах или даже на ардуино(!), но под руку попались реле. Заодно этот узел выполняет функцию реле минимального напряжения, т.е. при напряжении АКБ менее примерно 8 В ЗУ не включится.

    Схема 3.


    А теперь смотрим, из чего это можно собрать. Автомобильное реле - прекрасная вещь, но только одна группа контактов на переключение, значит, их надо два. Смотрим цену – спасибо, кушайте сами. Хотя можно собирать и на них, дороже, но проще. Нормальный вариант, на нем можно остановиться.

    А у нас из того, что имеется в наличии – «самолетные» реле, две группы на переключение по 10 А, но питание 27 В. Попробуем приспособить.

    Берем эти реле и другие имеющиеся в наличии детали за основу.


    Получаем такую схему.

    Схема 4.


    Перечень элементов.
    VT1 -2Т630Б
    Rel1- РЭН34 (обмотка 27 В)
    Rel2, Rel3 – РЭС49 (обмотка 12 В)
    VD1, VD3, VD4 – 2Д103А
    VD2 – КЦ407
    VD5 – Д814А
    R1-6к8
    R2-1к2
    R3- 3к3
    C1- 220.0*25В

    А если вдруг на трансформаторе нет обмотки, обеспечивающей питание реле, и которая после выпрямления давала бы 24…30 В? Будем выкручиваться.

    Схема 5.

    Схема удвоения напряжения, резистором подбираем паспортный ток через обмотку реле РЭН34. Окончательный вариант – схема 4 плюс схема 5. Комплектуем, из чего это можно собрать.

    Для разовой платы разрабатывать трассировку нет смысла, используем макетку. Монтаж на макетке – дело сугубо индивидуальное, показывать не обязательно. Установить в корпусе не проблема, места хватает.
    КУ202 - явно неравноценная замена Т122-32-4, но заявки на замену не было, значит, их устраивает. Испытываем, собираем, последняя проверка.
    Все, пора с ним прощаться….
    Комментируйте!
    Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

    Специализированный переключатель для гитарных эффектов своими руками

    Высоковольтный выпрямитель и стабилизатор для лампового УМЗЧ

    9.5
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    8
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    9.3
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    Итоговая оценка: 8.92 из 10 (голосов: 4 / История оценок)

    Добавить комментарий

    13 комментариев
    ino53 #45903 Автор
    Пардон, наврал маленько, так правильно.

    Там недалеко ЗУ от popvovka обсуждают, может, тут что подсказали бы... mosking
    ino53 #45900 Автор
    Цитата: Иван_Похмельев
    вариант с оптотиристорами для упрощения развязки с управляющей схемой.
    Всё это для того, чтобы реле выкинуть вообще.

    В упрощенном варианте
    Регулировку еще присобачить... Наверное, дорогущие эти опто-, не работал с ними. scratch
    Иван_Похмельев #45889
    ino53, если перекидки клемм при неправильном подключении хочется избежать, можно ещё подумать над тем, чтобы включить встречно-параллельно вторую пару тиристоров. В зависимости от подключения АКБ выбирается одна из пар. Габаритов устройства из-за радиатора это не увеличит, поскольку будет работать только одна из пар, так что радиатор останется тот же (естественно, при условии изоляции тиристоров). Можно рассмотреть и вариант с оптотиристорами для упрощения развязки с управляющей схемой.
    Всё это для того, чтобы реле выкинуть вообще.
    Иван_Похмельев #45878
    Цитата: ino53
    Т.е. вот как то так.
    Нет, не так. Первый вариант - Ваша схема, только не на перекидных реле, а с НР контактами. Сугубо, если нет реле на перекидку. Вместо VD2 - диод, открытый при правильном подключении АКБ. Кстати, может быть, и реле тогда не надо вообще: при обратном включении АКБ нет сигналов управления на тиристорах, они закрыты.
    ino53 #45870 Автор
    Цитата: Иван_Похмельев
    более сложный вариант с реле с нормально-замкнутыми контактами, чтобы не держать обмотки реле под напряжение во время зарядки.

    Т.е. вот как то так.
    А смысл? Тут реализуется чисто защита, причем механическими контактами. Это хорошо на импульсном БП, где переполюсовка равна КЗ АКБ через диоды и обмотку, причем если ЗУ включено, то это еще и противофаза. А если ключи - тиристоры, то достаточно по слаботочке снять питание с цепей их управления, как в самой первой схеме в тексте, а обратное напряжение такой величины они выдержат. Вот как бы реализовать переполюсовку бесконтактно, без реле, на ПП, но не прибегая к громоздкой мостовой схеме umnik
    Иван_Похмельев #45859
    ino53, совсем мелких блох ловить смысла нет. Всё разумно.
    Можно добавить, что не обязательно применять перекидные реле, можно и с контактами только на замыкание: если заряд не пошёл, значит, надо перекинуть клеммы на АКБ. При этом на самом ЗУ желательна дополнительная индикация.
    Если уж совсем поизвращаться, то можно придумать несколько более сложный вариант с реле с нормально-замкнутыми контактами, чтобы не держать обмотки реле под напряжение во время зарядки.
    ino53 #45762 Автор
    Иван_Похмельев, не желаете пройтись по тексту частым гребнем, шерсть мне проредить? scratch
    Ваше мнение всегда интересно...
    ino53 #45710 Автор
    R555,
    Заинтриговал...
    Уже давным-давно тому назад грозился новыми изделиями, давай уже :-)
    R555 #45709
    ino53,
    Это, как получить удвоенное напряжение с обмотки без средней точки. Ты нам раз или два уже показывал, я просто тогда не сохранил схему.

    Не хочу раскрывать все карты раньше времени, скажу только, что мне удалось получить почти одинаковое напряжение, при одинаковой нагрузке в выпрямителе с одним диодом, в сравнении с мостиком. Представляю, что могу подвергнуться жёсткой критике. Но не спешите с выводами, господа. И вот теперь, хочу попробовать в эту конструкцию поставить схему удвоения. При той же нагрузке и том же трансе. Бред или нет, но попробовать надо. popcorn
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    ino53 #45700 Автор
    Цитата: R555
    натолкнула на интересную идею

    Поделись... scratch
    R555 #45699
    Спасибо, коллега. Пока изучал статью, часть схемы этого изделия меня натолкнула на интересную идею для проекта, которым сейчас занимаюсь. thank_you
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    ino53 #45673 Автор
    Цитата: Korolev
    А нефиг было выходные клеммы делать "под вилку"!

    Хозяин - барин, я им не указ, свой электрик ( в т.ч. авто) есть.
    Цитата: Korolev
    "прикуривают" они тоже через обычный удлинитель

    Нет, конечно, про эту функцию, собственно, можно было и не упоминать. "Прикуривают" от какой-то нестандартной АКБ ( вроде как Варта или что то похожее) на тележке. Наш аппарат достаточно тяжел, ручка неудобная (кстати, просили ручку снять, что бы на него что нибудь ставить можно было, а я забыл), "хвост" в виде провода питания, поэтому как "прикуривателем" им и не пользовались.
    Korolev #45671
    используют обычный удлинитель с обычной вилкой
    А нефиг было выходные клеммы делать "под вилку"! Любопытно, а "прикуривают" они тоже через обычный удлинитель и без соблюдения полярности? smile

    Привет, Гость!


    Зарегистрируйтесь

    Или войдите на сайт, если уже зарегистрированы...

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии