» » » Зарядное устройство из бесперебойника с диммером

Зарядное устройство из бесперебойника с диммером

Однажды достался мне на запчасти старый бесперебойник от компьютера. Но не стал я его разбирать и утилизировать. Решил сделать из него зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов, тем более, что мощности его трансформатора для этой цели вполне было достаточно.

Зарядники из старых бесперебойников я делал несколько раз, но это были совершенно безобразные поделки на скорую руку, собранные на дощечке, без регулировки и даже без предохранителя. На самоделкине даже публиковалось одно из них

Конечно, где – то в лесу, в деревне за 100 км от города севший аккумулятор, при крайней необходимости, можно пытаться заряжать от чего угодно, но для постоянного использования нужна хорошая и безопасная конструкция.

Разбираем бесперебойник и удаляем всё лишнее. Оставляем сетевой разъём с предохранителем, выходную розетку (ещё пригодится), трансформатор, выключатель.

Ещё понадобится мощный диодный мост с радиатором, конденсатор 4700 мкФ 35В, кулер от компьютера (но это не обязательно), микроамперметр (мне попался от старого кассетника), шунт примерно на 0,3 Ома и диммер. Диммер подойдёт самый обычный, используемый для регулировки света в помещениях, на 300 Ватт.

Сначала надо проверить трансформатор. Находим у него обмотку с самым большим сопротивлением. Это, скорее всего, была выходная обмотка, с напряжением 220В.

Теперь она будет входной. Подаём на неё напряжение из розетки и меряем, сколько будет на выходе.

Получилось 14,2В. переменного тока. После выпрямления на конденсаторе фильтра получится около 19В.

Димер тоже разбираем, нам нужна только его электронная начинка с регулятором.

Ну, а дальше всё просто. Уголками и винтами с гайками закрепляем все эти запчасти в корпусе и соединяем все вышеуказанные запчасти.
Схему соединений приводить нет особого смысла, потому как нет в ней ничего сложного.

Розетка, которая раньше была выходом бесперебойника, припаивается напрямую к сетевому разъёму, и теперь просто выполняет функцию удлинителя.

Димер включается в разрыв сетевого провода, последовательно с сетевым выключателем, и регулирует напряжение сети на входе трансформатора.

Выход трансформатора своими клеммами соединяется с диодным мостом, на котором есть соответствующая маркировка : ~, +, и - .
Конденсатор фильтра припаивается прямо к выводам диодного моста, согласно его полярности. Сюда же припаиваются провода от вентилятора, красный плюс, черный минус. С диодного моста синий провод «минус» идет прямо на «минус» аккумулятора.

Плюсовой, коричневый провод, с диодного мота припаивается к шунту, собранному из трёх параллельно соединённых керамических резисторов сопротивлением 1 (один) Ом. В итоге получается 0,33 Ом. Мощность резисторов 5 вт. С выхода шунта коричневый провод идёт на «плюс» аккумулятора.

Провода микроамперметра припаиваются прямо к выводам шунта. Сам микроамперметр закрепляется на пластиковой передней панели с помощью термоклея. Отверстия в пластиковой панели для микроамперметра и ручки диммера делаются обычным ножом. Тем же термоклеем крепится и ручка регулятора.

Аккумулятор подключается специальными цанговыми клеммами, купленными в автомагазине по случаю.

Перед включением зарядного устройства следует подключить аккумулятор (строго соблюдая полярность!), и включить устройство.

Регулируя напряжение на входе, подбирают ток заряда аккумулятора на уровне 5..5,5 А. Это соответствует зарядному току 12 – вольтового автомобильного аккумулятора на 55 Ампер-часов. При указанном сопротивлении шунта (0,33 Ом) стрелка микроамперметра (ток его отклонения по паспорту равен 1 мА), как раз будет находиться в среднем положении шкалы.

Стабилизированный блок питания на микросхеме Viper22a

Переделка блока питания. Увеличиваем мощность

6.8
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
6.7
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
6.6
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

25 комментариев
  1. Иван_Похмельев
    Как трансформатор отнёсся к дополнительным гармоникам во входном сигнале? Проверяли ли диммер на симметричность срабатывания?
    Кстати, почему не сделали регулировку тока во вторичной цепи, как, например, в ЗУ-2М?
    1. ohlebinino.ru Автор
      Здравствуйте, Иван. Я не раз делал зарядники именно такие, с регулировкой и защитой на выходе. На транзисторах, и даже на тиристорах. Делал и простейшие, без регулировок, без защиты и даже без корпуса. Здесь, у самоделкина такая публикация есть. Ссылка в статье. Ну не хочется городить схему, плату, мощный транзистор, ещё один радиатор и прочая и прочая. С диммером все гораздо проще - включил его в разрыв сетевого шнура - и регулируй. Специально я его не проверял, только взял с подходящим запасом по мощности.
      Трансформатор к диммеру отнёсся с полным безразличием. Я сам думал, что ему не понравятся выходные импульсы с тиристорного регулятора. А он даже не гудит. Осцилограф я не подключал, но видимо гармоники, которые там присутствуют, попадают в допустимый частотный диапазон его сердечника. У диодного моста по справочнику максимальная частота до 1000 гЦ.
      www.sasa.ru
  2. Korolev
    Интересно, а если без переделок, просто вместо штатного АКБ подключить внешний? Ну и пускай заряжает дольше, меньшими токами, для АКБ это полезнее!
    1. LeoBrynn
      Нафига там диммер. У меня стоит штатный автомобильный АКБ подкинутый к бесперебойнику. Пашет уже лет 5-6. Не, больше - сколько война - столько и пашет. =(
      Плюнув в чужую душу, следите за ветром… Прагматик.
      1. pogranec
        Так война 5 лет
    2. ohlebinino.ru Автор
      Здравствуйте, Korolev. Я давно занимаюсь ремонтом и знаю схемотехнику источников бесперебойного питания. Не потянет он внешний аккумулятор, тем более от машины. Схема, которая обычно используется в них для ПОДЗАРЯДА ( а не для заряда) аккумуляторов, в самых распостранёных моделях не выдаёт более 2 ампер. Аккумуляторы в них стоят гелевые, либо на 7, либо на 12 Ампер\часов. И для такого аккумулятора этот ток заряда будет почти номинальным. Иногда попадаются модели с двумя аккумуляторами, соединенными последовательно. В этих бесперебойниках просто напруга на заряд повыше, а ток такой же. Для автомобильного же аккумулятора надо не менее 5 Ампер. А при подключении "посаженного" аккумулятора ток будет больше, до 10 Ампер. Конечно, если найти бесперебойник на полтора или на два киловатта, то вот к нему внешний аккумулятор прицепить можно. Именно так я раньше решал проблему питания своего дома, при отключении электричества. Вот тут можете почитать: http://sasa.ru/000/ohl/izob.htm. Но потом сын подарил мне бензогенератор и стало намного проще.
      www.sasa.ru
      1. Хатуль Мадан
        не выдаёт более 2 ампер.
        Дело в том, что он и эти 2 ампера не отдаёт по причине того, что напряжение там всего 13.0 или 13.2 (точно не помню) и его явно не хватает для полной зарядки 14.4 В. А двумя Амперами вполне можно зарядить аккумулятор, дольше, но можно.
        1. Korolev
          напряжение там всего 13.0 или 13.2 (точно не помню)
          Специально только - что замерил, напряжение на клеммах заряжаемого в данный момент UPS-ом аккумулятора 14,24 V!
        2. Хатуль Мадан
          Ну значит у меня что-то дохлое попалось. Я в этом бесперебойнике горелые выходные транзисторы поменял, он у меня на даче телевизер питал от старого 72-го в случае отключения света. Так при зарядке он больше 13.0-13.2 не давал даже на "холостых", может там ещё чего накрылось- не выяснял, просто переключал на зарядку от другого бесперебойника (СКАТ 12/12), вот тот долго, но нормально заряжал. А теперь я просто купил генератор.
        3. Валерий
          Тоже использовал бесперебойник на стройке без электричества с внешним, автомобильным аккумулятором. Режим работы - "час-два работы - пару дней зарядки"... Мерял зарядку - Нормально заряжался, хватало напруги.!!! Единственное, пришлось ему как-то "мозги ломать", чтобы не отключался через определённое время и не пищал.))) (Не помню точно, давно очень было. Но, кажется, непрерывный режим выставил через ЮСБ-подключение как-то, а зуммер тупо выломал)))))
          Але нови ностра алис!
        4. Korolev
          "мозги ломать", чтобы не отключался через определённое время и не пищал
          Выбрал из 4 разных моделей. Просто втыкаю сетевой кабель в розетку, не нажимая кнопку "POWER", слышен щелчок реле и пошла зарядка! Никаких писков и отключений, честно заряжает в выключенном состоянии! smile
        5. Валерий
          Я не про заряжать! Я - про работать долго от него потом))))
          Але нови ностра алис!
      2. Валерий
        Для автомобильного же аккумулятора надо не менее 5 Ампер.

        ЗАБЛУЖДЕНИЕ!!! Можно и 0,5 Ампер... и пару месяцев, правда... Ну да всё-таки...)))
        Ток заряда аккумулятора зависит от его внутреннего сопротивление и, действительно, "чем больше посаженн - тем больше ток тянет"... Его необходимо ограничивать до 10 % от ёмкости. (Из за особенностей исполнения). Но нижней границы - НЕТ!!! Если напряжение зарядника выше напряжения аккумулятора, то ток будет туда "заливаться" .)))). И дело только в том, сколько времени понадобится, чтобы его "насытить"...
        У меня для "тяжелых случаев" (Обвал в "глубокий разряд") припасено зарядное с максимальным током 1,5 Ампера. После того, как удастся "разбудить" обваленный аккумулятор, я его снимаю с основного (Чтоб не занимать) и переставляю на это. Потому как "больного кормить можно только чайной ложечкой)))). И стоамперники тоже (!!!!). Неделями стоят, пока ток не упадёт (читай: не зарядился полностью).
        Але нови ностра алис!
        1. Korolev
          Можно и 0,5 Ампер... и пару месяцев, правда
          Зато не закипит! 0,5А*7сут*24часа=84Ач! В школу, арифметику учить! smile
      3. Korolev
        Схема, которая обычно используется в них для ПОДЗАРЯДА ( а не для заряда) аккумуляторов
        Именно так я раньше решал проблему питания своего дома, при отключении электричества
        Выходит и для заряда тоже?
        не выдаёт более 2 ампер
        2А*36часов=72Ач. Проводил замеры, похоже схема заряда там с претензией на "умность", вытягивал АКБ с почти нулевым напряженаем на клеммах. UPS наращивает напряжение на клеммах постепенно, по мере заряда АКБ. smile
        1. Валерий
          похоже схема заряда там с претензией на "умность", вытягивал АКБ с почти нулевым напряженаем на клеммах. UPS наращивает напряжение на клеммах постепенно, по мере заряда АКБ. smile

          Существует два способа зарядки аккумулятора без вреда аккумулятору:
          1. U = const
          2. I = const

          В бесперебойнике используется второй способ. Примитивные мозги прибора за этим следят таки... А напряжение "пляшет" при изменении внутреннего сопротивления из за гнустного закона дедушки Жоры. (Он ещё и Сёма) ))))
          Але нови ностра алис!
        2. Korolev
          1. U = const
          2. I = const
          Интересно, к какому типу можно отнести данное (и ему подобные) ЗУ, при условии, что человек не будет постоянно стоять и накручивать ручку регулировки тока? По мере заряда АКБ и увеличения его внутреннего сопротивления, ток заряда будет уменьшаться, а напряжение соответственно увеличиваться! smile
        3. Korolev
          В бесперебойнике используется второй способ
          Не уверен, я прекращаю заряжать АКБ, когда ток заряда падает ниже 20mА! smile
  3. Хатуль Мадан
    Почти такой же лет десять назад собрал "на скорую руку", до сей поры работает. Трансформатор- перемотанный ТС-180-2, выпрямитель собран из диодов прямой и обратной полярности от какого-то генератора (марку не помню, знаю что 40А прямой ток), на выходе ёмкость не ставил, по моему это излишество в зарядном, диммер тоже не помню какой фирмы, но скорее всего здесь спаведливо высказывание нашего космонавта из фильма "Армагеддон" "...всё сделано на Тайване...". Заряжал я им и 55-й от десятки и 72-й от Форда, да, гудит (возможно подмагничивание из за несимметричности симистора), нет, не греется, нет, помехи в сеть не создаёт. Похоже мощности у трансформатора столько, что позволяет ему не обращать внимания на гармоники и подмагничивание как носорогу, который от рождения близорук, но при его габаритах и массе это не его проблема.
    В общем конструкция вполне работоспособна, собирается быстро из почти готовых блоков, почти всё можно найти "на халяву", ну и возможность регулировки зарядного тока тоже не маловажный момент, многие современные ЗУ этого не имеют.
  4. Nruter
    Цитата: Валерий
    Его необходимо ограничивать до 10 % от ёмкости.

    Это чтобы при бОльшем токе заряда не произошло коробление пластин и их осыпание.
    1. Валерий
      Я же и написал, что это из за особенностей исполнения. В тяговых,например, в которых пластины массивные, этот показатель значительно выше.
      Але нови ностра алис!
  5. Иван_Похмельев
    Цитата: Хатуль Мадан
    выпрямитель собран из диодов прямой и обратной полярности
    scratch
    1. Валерий
      Блин... А я думал, что они все одинаковые и можно просто их переворачивать.... smiles
      Але нови ностра алис!
    2. Хатуль Мадан
      Уточняю, проводимость относительно корпуса. У одних корпус является анодом, и помечен красным цветом, у других это катод, и соответственно помечен чёрным. Внешне выглядят абсолютно одинаково. Чем хороши- запрессовываешь в два радиатора по два диода, и получаешь мост, плечами которого являются радиаторы и верхушки диодов (где будет переменное а где постоянное зависит от того, какие пары запрессовать в радиаторы).
    3. Хатуль Мадан
      Специально нашел марку этих диодов. Это ДВА 204-35 и ДВА 204-35Х. С буквой Х диоды с обратной полярностью.

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос
В каком китайском магазине покупаете товары для самоделок?

Последние комментарии

Все комментарии