Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Блоки питания » Тиристорное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов

    Тиристорное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов

    За длинные новогодние праздники собрал зарядку на тиристорах для аккумуляторов с рабочим напряжением от 6 до 12 В. Покупать в магазине промышленное зарядное устройство дороговато, но имея хотя бы малый опыт работы с паяльником сделать своими руками нужный аппарат будет намного дешевле и интереснее.

    Зарядное устройство на тиристорах производит заряд аккумуляторов импульсами-что способствует увеличению срока работы аккумуляторной батареи. В общем данный прибор представляет собой фазоимпульсный регулятор мощности на тиристорах дающий возможность регулировать напряжение и ток при заряде аккумуляторной батареи.

    Схема, проверенная годами эффективная и надежная, обладает всеми защитами. Собрать данную схему можно как на недефецитных распространенных деталях, так и на импортных аналогах. Все необходимое для сборки данного устройства указано ниже.

    Перечень инструментов и материалов.

    - транзисторы КТ315, КТ361,КТ814-817, (BD139,140) ;
    - тиристоры КУ202 -1шт;
    - трансформатор на 18-22В -1шт;
    - соединительные провода;
    - выключатель питания -1шт ;
    - диодный мостик выпрямительный KBPC5010 или диоды Д242-247;
    - монтажная плата или универсальная печатная плата;
    - светодиоды-3шт ;
    - диоды и стабилитроны ;
    - подстроечный резистор 5 кОм-1шт ;
    - переменный резистор 10кОм-1шт ;
    - резистор 1 кОм-2 шт;
    - клеммники ;
    - тумблер или переключатель ;
    - винты;
    - амперметр постоянного тока до 10А-1шт;
    - паяльник;
    - клеммы крокодилы.
    - тестер.

    Шаг первый. Сборка схемы на монтажной плате.

    Для начала рассмотрим схему зарядного прибора. Собственно основой является хорошо зарекомендовавшая себя схема зарядного устройства «Ресурс-1». В данной схеме предусмотрено все нужное чтобы исключить возможность повреждение элементов схемы и самого аккумулятора. Здесь уже предусмотрены все защиты-от КЗ, от ошибочной полярности аккумулятора, от превышения напряжения зарядки. Работают два режима работы- автоматический и ручной . Ручной режим дает возможность питать лампы накаливания или нагревательные приборы на 12 В (или проводить зарядку совсем разряженного аккумулятора). При автомате включаются защиты и отключение аккумулятора при полном заряде.
    Схема зарядного устройства «Ресурс-1» состоит из тиристорного регулятора мощности (верхняя часть схемы) и схемы автоматики и защит (нижняя часть схемы).

    Рассмотрим работу тиристорного регулятора мощности. Генератор импульсов собран на транзисторах VT3, VT4. Импульсы управления приходят на управляющие электроды тринисторов VS1, VS2. Регулятор тока R6 изменяет частоту генератора, соответственно меняется напряжение и ток через нагрузку подключенную к выходу ЗУ.

    Питание на генератор приходит с коллектора транзистора VT1(в автоматическом режиме) или через VD9 с диодного моста(в ручном режиме).
    Схема автоматики предназначена для работы защит и отключения генератора и заряжаемого аккумулятора при достижении заряда в 14,5В. Регулятором R20 настраивается порог окончания заряда аккумулятора. Если значение напряжения на аккумуляторе достигнет 14,5 В включится светодиод HL1, транзистор VT1 закроется и генератор не будет работать, тиристоры закроются, ток на батарею не будет проходить.

    Если вам не нужна функция по автоматическому отключению заряда можно не делать нижнюю часть схемы кроме как оставить транзистор VT1 с обвязкой R1,3,4, VD1,D9. В этом случае остаются защиты зарядного устройства.
    Я немного упростил вышеописанную схему-вместо двух тиристоров сделал на одном, добавил светодиодный индикатор переполюсовки.

    Я по быстрому сделал монтаж элементов на двух монтажных платах размером 4х6см.Отдельно испытал и настроил по отдельности.

    На плате тиристорного регулятора надо сначала подобрать конденсатор С1 в пределах 350-500nF. Затем резистором R12 подбираем чтобы пределы регулирования были от 1-2В до 14 В. В процессе настройки подключаем в нагрузку автолампу на 12В.
    Плату автоматики настраиваем так –подключаем питание в 14.5 В на плату с другого регулируемого источника питания и потенциометром R20 добиваемся зажигания светодиода HL1. То есть при заряде аккумулятора в 14,5 В поступит сигнал на отключение платы генератора.

    Всю схему можно собрать на печатной плате(рисунок ниже).Если вся схема будет на одном тиристоре то просто один конденсатор на 100nF и резистор 330 Ом не впаиваем.

    Шаг второй. Сборка ЗУ в корпус.
    У меня был сгоревший компъютерный блок питания, в его корпус было решено разместить всю электронику. Трансформатор для этой схемы нужен мощностью 100-150Вт, вторичная обмотка на 18-22 В. Я нашел в загашниках на 300Вт-большеват по габаритам, но втиснул этот корпус.

    Мостик выпрямительных диодов собран из диодов Шотки на радиаторе (от БП донора). Силовой тиристор Ку202 также на радиаторе. Для обдува сверху корпуса установил кулер от донора. Для его запитки через мостик КЦ402 подсоединил к 12- вольтовой обмотке трансформатора.

    Шаг третий. Проверка работы.

    Подключил к аккумулятору емкостью 60АЧ-прекрасно работает, заряд идет, защиты работают, окончание заряда действует.
    Как проводить настройки и проверки на аккумуляторах можно посмотреть здесь

    Получилось хорошее надежное зарядное устройство, главное - бюджетное и сделано своими руками. Сделано из бросовых копеечных деталей, не требовательное к подбору радиоэлементов. Больше времени ушло на слесарку.
    Все добра и здоровья!

    Простой подзарядник для АКБ из старого телевизора

    Сборка регулируемых БП и ЗУ с использованием готовых модулей

    6.6
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    6.8
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    6.8
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    25 комментариев
    ino53
    Цитата: Korolev
    В том контексте, это самое слово - глагол! Имя собственное не может быть глаголом

    Разве? Во, блин.... pardon  Ну, такова ля ви...

    Korolev
    ino53,
    подтверждаю, что Королев это самое слово

    В том контексте, это самое слово - глагол! Имя собственное не может быть глаголом. xaxa 

    ino53
    Цитата: Korolev
    Ну да, это же я опиздал!  

    Н-да, если поставлю плюс, то как бы подтверждаю, что Королев это самое слово, не поставлю - неуважение к его мнению... Што рабить?... pardon 

    Korolev
    ino53,

    Чё сделал?... Это не я!!!...

    Ну да, это же я опиздал!  xaxa 

    ino53
    Цитата: Korolev
    Опа-на ... Чуток меня опердил!

    Чё сделал?... Это не я!!!...

    Korolev
    ino53,
    Опа-на...

    Опа-на ... Чуток меня опердил! smile 

    ino53
    Цитата: Гость Виктор

    Лучше всё таки регулировать по первичной обмотке. Меньшие мощности.

    Опа-на... Т.е. Вы утверждаете, что во вторичке после всех КПД, полей рассеивания и сопротивлений обмоток циркулирует мощность большая, чем  подведена к первичке? Хм, а ведь Нобелевку и за меньшее давали. pardon 

    Гость Виктор

    Yurba07

    Я тоже собирал похожую схему В 2010 году для зарядки аккумуляторов.... Как показала практика работает отлично, но есть некоторые недостатки:

      Стабилитрон VD3 обязательно нужно использовать с малым температурных коэффициентом, Если дома у вас тепло и напряжение отключения заряженного аккумулятора выставлено например 14,6-14,7 Вольт, то когда вы будете заряжать зимой свой АКБ в холодном гараже при температуре хотя бы -15, то напряжение окончания заряда, неожиданно для вас, повысится до 15,3-15,5 Вольт! По этому я заменил диод на Д818Е. (В современных реалиях можно поставить TL431 обязательно с двумя резисторами и кондёром в обвязке для задания нужного напряжения!). С Д818-ым работало достаточно стабильно при температуре до -15.

     Схема ограничения тока работает в ступенчатом режиме и если силовой транс намотан не плотно или есть люфт в его сердечнике, то вы  будете наслаждаться  звуковым эффектом "типо лёгкая барабанная дробь"  последний час или два, во время заряда аккумулятора.... Это происходит когда начинает срабатывать схема ограничения по выходному напряжению и нагрузка со вторичной обмотки резко отключается, а потом резко подключается обратно при снижении напряжения на заряжаемом аккумуляторе....

     Это из личного опыта эксплуатации подобной схемы зарядного.  Работала эта схем без нареканий  лет десять у моего знакомого, потом я ему сделал ЗУ с защитами из компьютерного БП.

    Гость Виктор

    Не проще намотать трансформатор со средней точкой и поставить всего 2 тиристора в каждое плечо?

    Виктор С.

    Есть схема зарядного устройства на одном тиристоре и одном стабилитроне. Я собирал, схема рабочая. Из сложностей подобрать стабилитрон на нужное напряжение окончания заряда, найти мощный радиатор для тиристора и намотать резистор из толстого нихрома.  

    В.Коновалов "Питание для аккумуляторов" (Моделист-конструктор 1983 г. стр. 29)

    Фото вставить не могу, но есть ссылка - http://mk-archive.narod.ru/mk83/mk8308/mk830829.htm 

    R555
    Korolev,

    Да отельные-то диоды перепаять не проблема, но у сборок теплоотдача эффективнее.    

     Но и (сборки)  эфективнее  по отдаче и приёмке тепла. также проще органнизовать  охлаждение аппаратруры  для оборонки. проверить стандартные АКБ в ускореном режиме.

    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    R555

    Лайк к этой самоделке я поставил не как гость а как автор. Угу. Хотите посмотреть мои оценки, смотрите мою самоделку под названием "имитатор автомобильного аккумулятора" Я покажу ссылку позже.

    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Korolev
    vitus138,
    Я перепаивал где надо с общим анодом. Что это проблема ?

    Да отдельные-то диоды перепаять не проблема, но у сборок теплоотдача эффективнее.  yes 

    vitus138 Автор
    Korolev,

    Я перепаивал где надо с общим анодом. Что это проблема ? Они под металлическим зажимом идут. Несколько минут и получаете как вам надо.

    Korolev
    Jerry,
    Конечно придумали: ссылка

    Тот факт, что они существуют, мне хорошо известен. Но проблема в том, что доступны они со складов США, и ценник там не внушает оптимизма.  smile 

    Jerry
    Цитата: Korolev
    а вдруг уже придумали что-нибудь новенькое, а я упустил

    Конечно придумали: ссылка

    Korolev
    Jerry,
    Если только это не древний дешевый БП

    Вот именно поэтому, я и заинтересовался: а вдруг уже придумали что-нибудь новенькое, а я упустил.  yes 

    Jerry
    Цитата: Korolev
    Как правило в компьютерных БП идут сборки с общим катодом

    Если только это не древний дешевый БП:

    Korolev
    vitus138,
    Диоды Шотки остались от донора

    Вот меня и заинтересовали подробности. Как правило в компьютерных БП идут сборки с общим катодом, можно конечно извратиться и собрать полноценный мост на трёх сборках.  scratch 

    vitus138 Автор
    Korolev,

    Диоды Шотки остались от донора-и так как трансформатор на 300ватт сьел значительный объем корпуса применил их. Предохранители по сети и по выходу установлены. Вообще можно применить диодный мостик и тиристор помощнее - можно выдавать ток более 10А, и меньше будет казусов в ручном режиме( там защиты отключены).  

    Да я как человек старой формации. Иногда думаю о том что вы САМОДЕЛКИНЫ предлагаете, а предлагаете вы то что мы уже давно сделали и пользуемся. Просто вы где то нашли наше изделие и добросовестно выдали за СВОЮ самоделку, прада со своими дополнениями. И я не считаю что ваше зарядное с доработками лучше чем наше проcтейшее. И для того чтобы ЗУ работало, достаточно подобрать трансформатор достаточной тока и напряжения. Диоды Д-214а, Д-215а. Или современнй на ток 10 и более ампер. С транса получаем 15 в переменки и ток нагрузки ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ не более 1/10 от ёмкости АКБ и не думая подключайте к заряжаемвой АКБ, поставьте вольтметр на 20 вольт, амперметр на 10 ампер. Следите за током и напряжением. Напряжение 14,4 , можно выключать, хотя лучше убедится что напряжение на АКБ не растет в течении часа, а ток падает. значит можно продолжить зарядку. Если и ток и напряжение не меняется можно выключить ЗУ. Дать АКБ остыть и померять плотность электролита. У вас же всё для необслуживаемых АКБ, срок ЖИЗНИ которых не превышает 3-5 лет. А АКБ старой формации при правильной эксплуатации 5-7 лет. Гарантировано. Лично у меня на АЗЛК-412 АКБ 6СТ 55 прослужил 10 лет. Конечно со всеми правилами эксплуатации. Хотя даже после одного разряда как говорят в НОЛЬ. Потом длительная реабилитация "МАЛЫМ ТОКОМ" и ВУАЛЯ всё гут. Может кому то это покажется ФЕНТЕЗИ, но это правда. Всем кому делал с 1972 года. А их так много что и не вспомнить, довольны и НИ одной рекламации.

    Гость Вячеслав

    Делал подобные устройства еще в конце 80-х. Главная проблема таких устройств большое выделение мощности на тиристорах и выпрямительных диодах. Для примера, при 10А тока на одном кремниевом диоде (прямое падение ~1В) выделяется 10 Вт. Тиристор, это два PN перехода, поэтому добавляется еще 20Вт. Поэтому нельзя увеличивать число выпрямительных диодов в конструкции. Оптимальным решением оказалось использование трансформатора с выходной обмоткой со средней точкой с двумя тиристорами, работающими в качестве управляемых диодов. Так как в этой схеме по току тиристоры работают параллельно, то она обеспечивает максимальный КПД и минимальное тепловыделение.

    Гость Степан

    Ссылку,если можно ,на полезность заряда аккумуляторов импульсными токами. Желательно прямо на исследования от серьёзных фирм или научных учреждений.

    Korolev

    Мостик выпрямительных диодов собран из диодов Шотки на радиаторе (от БП донора)

    А вот этот момент хотелось бы поподробнее. Предохранители присутствуют только на принципиальной схеме?

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии