Приветствую всех самоделкиных, в этой статье хочу продемонстрировать процесс изготовления солонки из дерева
Солонки, как правило, изготавливаются из стекла, пластмассы, керамики, иногда из дерева или металла. До середины XIX века словом «солонка» именовали обычно коробочки для хранения соли и пряностей, не содержавшие отверстий в крышках.
Ныне производятся как «обыкновенные» солонки, так и представляющие собой произведения искусства: выполненные из дорогих материалов, нетипичной формы (например, сделанные в виде какого-либо животного или забавного существа), богато украшенные или расписанные. Такие солонки могут являться предметом коллекционирования и даже становиться музейными экспонатами.
Но мы не будем мудрить с формами, сделаем просто и доступно.
В изготовлении солонки должны быть учтены следующие параметры:
· соль сыпучая
· легко впитывает влагу
· должна быть дозирована
В связи с этим, нужно подобрать материалы, из которых будем изготавливать солонку:
Береста
Долго сохраняет свойства продукта, регулирует влажность, препятствует проникновению посторонних запахов.
Дерево
Так же, как и береста, регулирует влажность. Даёт большие возможности декорирования. Солонки из дерева раскрашивают красками, покрывают лаком, украшают резьбой и выжиганием. Дерево позволяет придавать различные формы.
Керамика
Изделия из керамики легко мыть. Они красивы, экологичны. Солонки из керамики из глины хорошо регулируют влагу. Но они легко бьются, их не удобно брать в дорогу.
Думаю дерево будет самым оптимальным материалом для данного изделия , так как не бьётся ,имеет неповторимый природный рисунок , а также регулирует влажность
Не стоит воспринимать солонку, как какую-то безделушку , у этого предмета довольно древняя история. Поэтому солонка из дерева имеет не только практико-бытовой характер , но и исторический и даже сакральный:
На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка, соль была своеобразным оберегом, ведь наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.
В старину, когда господствовало натуральное хозяйство, соль была у восточных славян едва ли не единственным покупным продуктом. Соль была очень дорога, и ее берегли.
Рассмотрев краткую предысторию и преимущества деревянной солонки можем переходить к реализации задумки в жизнь , а для этого нам потребуются следующие материалы и инструменты :
МАТЕРИАЛЫ
1) деревянный брусок
2) деревянная дощечка
3) саморез
4) лак
ИНСТРУМЕНТЫ:
1) ручная пила
2) карандаш
3) линейки или угольник
4) канцелярский ножик
5) перьевое сверло
6) рубанок, шлифовальный диск или шлиф машинка
7) сверлильный станок
8) наждачная бумага
9) кисти
10) шуруповерт
11) отвертка
12) шлифовальный брусок
13) газовая горелка
1. Приступим к изготовлению, для этого нам потребуется деревянный брусок 50 на 50 мм.
При помощи карандаша и линейки отмеряем длину необходимой заготовки(42мм с припусками ), по угольнику чертим края, в получившемся прямоугольники проводим диагонали , их пересечение – наш заветный центр будущего отверстия .
отпиливаем с учетом припусков, про припуски ни в коем случаи нельзя забывать, иначе все труды и старания могут оказаться в пустую.
2 .Далее намеченный центр накалываем шилом, дабы сверло удачно за центровалось.
3. Высверливаем сквозное отверстие на сверлильном станке. (перо 30мм)
4. Торцуем изделие на циркулярном столе.
5. Ручным рубанком выравниваем поверхность, убирая дефекты неидеальной распиловки брусков.
6. Когда геометрия кубика имеет подобающий вид, его следует хорошенько отшлифовать, процесс можно выполнять в ручную, но в таком случаи на это уйдёт огромное количество времени. Для того чтобы ускорить процесс, можно воспользоваться шлиф машиной или шлифовальным диском.
7. поверхность изделия выровнена, можно переходить к созданию верхней и нижней крышек .
Верхняя крышка подвижная поэтому её мы будем фиксировать саморезом, нижняя же крышка будет прикреплена намертво.
Начнём с нижней крышки, она представляется из себя деревянный прямоугольник толщиной 9 мм. Прикладываем отшлифованный брусок к дощечке и обводим ,линейкой и карандашом добавляем пару миллиметров припусков и выпиливаем .
После выпиливание тщательно шлифуем ту сторону, которая будет внутри солонки.
Далее приклеиваем нижнюю крышку на «космофен»
Шлифуем брусок и приклеенный к нему прямоугольник, приводим их в одну ровную плоскость.
8. Теперь займемся созданием верхней крышки, её мы реализуем таким же образом как и предыдущую, а именно прикладываем брусок к 9 мм дощечке и обводим всё это дело карандашом . Далее выпиливаем прямоугольник.
На шлифовальном диске ровняем у него два края; на выпиленной 9мм детали проводим одну диагональ , на этой диагонали от её края отступаем 5-8 мм ставим точку , накалываем её шилом , далее 2мм сверлом засверливаемся в верней крышке , состыковываем брусок и верхе основание
9. через проделанное в верхней крышке отверстие шилом накалываем на бруске отметку для сверла, а потом высверливаем.
10. Теперь зенкуем под шляпку самореза отверстие в верхнем основании .
11. Прикручиваем верхнее основание к бруску , проверяем работоспособность , если всё устраивает - идём дальше , а именно : займёмся отделкой.
12. варианты отделки:
1) обжиг – весьма эффективный метод, повышает долговечность изделия, проявляет неповторимую структуру дерева.
2) Тонировка гуталином (это дешёвое средство для обуви можно найти практически в каждом хозяйстве) может создать не плохой эффект, если использовать гуталин трёх оттенков : черный, красный, коричневый.
3) Восковая мастика, из плюсов : подходит для обработки любой древесины, можно сделать самому.( это был бы отличный вариант финальной обработки шестерёнок , но она прозрачная , из за этого нету смысла ей обрабатывать, так как детали планировались тёмными на светлом фоне.
4) морилка- тонирует древесину , повышает её срок службы
5) лак – защищает от влаги , придаёт блеск
В Данном изделии я решил применить сразу несколько способов отделки : обжиг для проявления фактуры дерева, морилка для создания красивого и дорогого оттенка дерева, и лак для придания блеска и защиты от влаги.
Принцип отделки обозначен, приступаем к реализации:
13. Газовой горелкой обжигаем со всех сторон нашу солонку.
14. Далее шлифуем мелкой наждачкой , дабы сделать идеальную плоскость и убрать лишнюю сажу.
15. Теперь при помощи кисточки покрываем изделие морилкой оттенка мокко на 2-3 слоя ( главное - не переборщить с количеством слоёв морилки.)
16. После обработки морилкой, покрываем изделие первым слоем лака , после высыхания первого слоя обрабатываем его наждачкой 2000 или 2500 , так мы сможем выровнять нанесенный слой лака и подготовить идеальную поверхность для второго слоя лака .
17. Наносим второй слой лака.
18. Изделие готово!
Хочу отметить, что изделие покрывалось морилкой и лаком только с наружи, внутри солонки чистое дерево, поэтому , данное изделие безопасно , и хранящаяся в нем соль не будет пропитываться какими-либо химикатами.
На этом я завершаю свой рассказ, спасибо, что дочитали до конца, всем удачи и креативных идей.