В гостях у Самоделкина! » Темы » Вопросы » Можно ли регулировать как-то обороты асинхронного мотора?

Можно ли регулировать как-то обороты асинхронного мотора?

Здравствуйте. В настоящее время неторопливо делаю токарный станок по дереву. Собираю на базе двигателя от водяного насоса. Про мотор знаю, что он асинхронный однофазный ("конденсаторный"), мощностью 0,45 кВт. Обороты не знаю (на шильдике - литры в минуту.))) Это ж насос был))).
"По ощущениям" - от тысячи до полутора....
Вопрос: есть ли какой способ сделать регулировку оборотов, кроме частотника и шкивов))). Частотник - дорого для "ненужной развлекухи", шкивы - муторно.))))
Возможно и не долговременное решение.
Для основной работы эти обороты годятся... Но хотелось бы иметь возможность снижения их на какой-то короткий срок, пока заготовка чуток не отбалансируется, и в конце для отрезки (чтоб сильно не улетала)))... Или, хотя-бы, для "попробовать" - а то как-то страшновато сразу резко раскручивать какое-нибудь, уж больно не отбалансированное полено... Хотелось-бы иметь хотя-бы возможность раскрутить его постепенно...
Китайцы предлагают только такое вот... А тут, насколько я "шарю", диммер не прокатит?
(Или я, может, искать не умею??).

Гусеничный вездеход «АИ-2»

Прибор для проверки светодиодов своими руками

Добавить комментарий

46 комментариев
  1. Иван_Похмельев
    ПМСМ, если бы был простой способ, никто бы с частотниками не заморачивался. Диммер может только понизить напряжение. Если при пониженном напряжении механически подтормаживать вал, наверно, можно понизить скорость вращения, но последствия боюсь предсказывать.
    Если сделать регулятор, который "выкусывает" не кусок синусоиды, а целые периоды, то получится подобие частотника, только не с плавным, а с дискретным изменением частоты вращения. Мне кажется, надо "рыть" в этом направлении.
    1. Валерий Автор
      В том то и дело, что "рыть" я не умею...
      Вспоминая недавние Ваши рассуждения про "шарю" и "не шарю", я скажу, что я - НЕ ШАРЮ!!! Т.е., я понимаю как работает частотник, но собрать его не смогу уж точно... И уж, тем более, не смогу что-то сам создать.
      Але нови ностра алис!
    2. Dorado
      Иван здравствуйте. Я выписывал такие платы из Китая. Для лампочки ещё можно использовать, а вот на двигатель не идут. Я нашел в интернет-магазине Чип и Дип регулятор мощности на основе микросхемы. Ну я эту схему сам собирал, но там есть и готовые. Цена 530 рублей, по-моему. Подключаем переменный резистор, получаем регулятор мощности. Подключаем конденсатор с резистором получаем плавный пуск. Я одну схему применил для плавного пуска погружного вибрационного насоса, вторую сделал для регулировки, попробовал на маленькой болгарке, работает. Ну по вашему движку точно не скажу, пробовать надо. Завтра на работе попробую подключу какой-нибудь движок. Схема на симисторе, и потеря мощности неизбежна. Вопрос на сколько. Удачи Вам.
      1. Валерий Автор
        Видимо, Вы перепутали меня с Иваном)))). Вопросы задавал я. Иван, как и Вы, мне пытался помочь...
        Спасибо. Тема уже закрыта. Только частотный преобразователь сможет помочь.
        Семисторная схема для этого не подойдёт. В болгарке мотор коллекторный. Для него сгодится. Для мотора от стиралки-автомат, тоже...А вот в ассинхронном важна частота. Даже, если взять диммер с "чистой синусоидой", то получим просто снижение мощности, но не оборотов.
        Але нови ностра алис!
  2. Pronin
    Тоже иногда возникает потребность в небольшом токарном. Для себя обозначил - нужен токарный патрон (кулачковый) на оси. Типа передняя бабка в примитиве. И с передачей от двигателя шкивом (или шестернями). Двигатель уже лежит от стиральной машинки Hansa (с датчиком на валу!). Добавляем платку регулир.оборотов на микросхеме (есть и спаянные в Инете). У Китая уже видел (набор) для передней бабки. Но, вес как пересылать по российской почте(?)
    И по элдвигателю - посмотрите сколько выводов у движка. 3фазный или однофазный с доп. обмоткой(2фазный) ? Регулировка мощным Атотранформатором. И еще учесть, что мощность будет < 35% от номинала по паспорту.
    Можно просто конечно на кратковременно вкл. диммер для снижения мощности. И диммер надо помощнее.
    1. Валерий Автор
      И по элдвигателю - посмотрите сколько выводов у движка. 3фазный или однофазный с доп. обмоткой(2фазный) ?

      Это я в электронике не шарю.))) В моторах я как раз таки шарю!!! krutoy
      Я же специально слово "конденсаторный" в кавычки взял, чтобы понятно было, что мотор именно двухфазный.
      Регулировка мощным Атотранформатором.

      Транс - это уже "электроника".)))) Это я уже опять "не шарю"... В смысле, я знаю что это, и как оно работает...
      Но вот, рассчитать площадь магнитопровода, сечение и количество витков обмоток - уже как-то не берусь.... (Если бы припёрло - смог-бы. Но не охота долго рыться и осваивать эту тему))) Да и где это всё найти, чтоб его намотать? )
      Да и, что-то даже мне- нешарящему подсказывает, что всё это даже для полукиловаттного мотора будет не совсем миниатюрным))))
      Тем более, что это - не статичная нагрузка, а таки, мотор с присущими ему индукциями и прочими вихревыми токами...)))))...
      (Пардон за "самопальные формулировки".))) Напоминаю: НЕ ШАРЮ!))))
      Але нови ностра алис!
      1. Pronin
        Не, электроника - это нечто другое. А здесь электротехника, если быть точным. И простой (прикидочный) расчет. Вам надо запитать элдвиг на ~450вт. С грубой регулировкой. Если нет ЛАТРа на 4А, берете транс ОСМ1-0,4. Производства Минского завода. Разбираете (аккуратно), сматываете обмотки и наматываете одну с отводами(~480вит). Проводом ПЭЛ2 1мм.
        60+60+60+60+60+60+120вит. Переключать симисторами или мощным пакетником.
        1. Korolev
          Если нет ЛАТРа на 4А, берете транс ОСМ1-0,4.
          Не буду утверждать категорично, сам не экспериментировал, но, думается, обороты асинхронного двигателя больше зависят от частоты, нежели от напряжения. scratch
  3. Dmitrij
    КПП от ВАЗа влепить и вперед

    "Марти! Думать нужно в четырех измерениях..."

  4. Nruter
    Цитата: Иван_Похмельев
    Может быть, в чём-то поможет.

    Очень "порадовал" раздел "Частотное регулирование". По-видимому, автор статьи понятия не имеет, как работает ЧРП.
    1. Валерий Автор
      Хоть и не шарю, но на это даже я обратил внимание)))))
      Але нови ностра алис!
  5. Иван_Похмельев
    А может быть, плюнуть на этот движок и применить коллекторный двигатель, с которым всё понятно? Или есть цель пристроить к делу уже имеющийся?
    1. Валерий Автор
      Именно так и есть. Скажу больше - мысль собрать станок по дереву родилась именно от того, что перебирал кучу своих моторов, которые лежат без дела. Из более-менее подходящих в наличии есть несколько движков от старых стиралок ("Рига". Они тоже однофазные.) и движок от "гидрофора". Стиралочные отбросил - у знакомого посмотрел готовый станок. Слабоват. Станок хочу собрать простенький, с прямым приводом.Не хочется возиться со шкивами и передней бабкой. Остановился на "гидрофорном" . Попробовал... (Сварил по быстрому станину, сварганил примитивную заднюю бабку, Вместо "трезубца" навернул на вал барашковую гайку и заострил. ) Крутит хорошо. Мощности хватает и оборотов тоже. Ради интереса, работая "дедовской" стамеской, выточил яйцо:

      ok
      Решил из него и делать. Но у гидрофорного мотора выявились конструктивные недостатки - крепление фланцевое, а сзади только "ножка-подпорка"! "На попробовать" закрепил кое как, но толково применять в проекте - муторно и неэстетично!))))
      Но... "обезьяна уже в голове поселилась".)))))
      У меня был самодельный полировочный станок, который я сделал когда-то из мотора от водяного насоса. Он достаточно силён))) (При полировке мотор нужен сильнее, чем для наждака - там прижим нужен сильный, а площадь войлочного барабана (не диска, а именно барабана)достаточно большая. Обратил внимание, что шильдик на этих двух - одинаковый!!! И мощность и литры в минуту. Т.е., моторы отличаются только крышками (У насосного - стандартные с "лапами"). Решил его забрать на станок, а на гидрофорный поставить полировочный барабан.
      Але нови ностра алис!
    2. Валерий Автор
      Связь обратная - я не ищу мотор, чтобы делать станок, я делаю станок, потому что есть мотор! )))))
      Достал друзей просьбой придумать, нахрена мне нужен токарник по дереву! )))). А то очень хочется собрать, а нафига он нужен мне - не могу придумать))))).
      У кого есть опыт установки димера на однофазник? Сильно он "жужжит и дёргается"???
      потому как склоняюсь к мысли, что мне и димер подойдёт - мне хочется, чтобы после включения, "горбатая заготовка" не дёргалась сразу резко с огромными оборотами, а чтоб можно было просто, без рывка, её плавно раскрутить. А дальше точить - уже "напрямую". Обороты "комфортные", проверено.
      Але нови ностра алис!
      1. Иван_Похмельев
        Сам не пробовал, но, судя по литературе, диммер может регулировать обороты в диапазоне где-то от половины номинала до номинала, при этом момент падает, температура и шум растут. Но, если только для пуска, то эти недостатки малосущественны.
        Как говорил дедушка ВИЛ, "практика - критерий истины". Ещё подождать недельку, вдруг кто-нибудь что-нибудь дельное подскажет, а потом - надо пробовать.
  6. Валерий Автор
    Цитата: Pronin

    Говорю ж НЕ ШАРЮ! Понятия не имею, где берут ОСМ1-0,4. и как он выглядит!))))
    И где берут ПЭЛ2 1мм тоже не знаю! ))))
    Але нови ностра алис!
    1. Pronin
      Ну, транс от микроволновки, которые счас выбрасывают... Правда, он там сваренный зачастую. Провод эмалевый сматывается с трансов. Диаметром около 1мм. Ежли уж ни рубля (или зайчиков) не потратить, а только руки приложить.
      Проблема регулировки оборотов у асинхронников более остро стоит в вентиляции. Там долговременная работа элдвигателя и нельзя чтобы он гудел и дымил... И споначалу ставят диммер (дешевый кетай), потом плюются... И есть заказчики еще требовательные - им нужен комфорт(чистый воздух), а не гул, скрежет, вибрации всякие nea Тогда ставят транс с отводами или дорогущий частотник с соотв. двиглом.
  7. Alex2553
    Цитата: Валерий
    Цитата: Pronin

    И где берут ПЭЛ2 1мм тоже не знаю! ))))

    Не ЛАТР не Диммер не катит для асинхронника . ТОлько ЧАСТОТА .. При снижении напруги снижается только мощность - обороты нет . Будешь давить скорость нагрузкой ( при снижении мощности ) - двигло задымит . Причем , если частотное регулирование - для снижения оборотов понижение частоты . В небольших пределах можно , чуть перезанизил - пойдет дым . Повышение оборотов и частоты- без проблем . .. А посему - либо частотник , либо КПП от авто , если не заморачиваться со шкивами . Хотя по моему - со шкивами проще .
    1. Валерий Автор
      либо КПП от авто ,

      Разве что от какой-нибудь действующей модельки...))))))
      Я к тому, что делаю "настольную игрушку для развлекухи"))))). Чтобы большую часть времени на полке стоял...
      Але нови ностра алис!
    2. Хатуль Мадан
      С частотой тоже не всё так просто, если двигатель с фазосдвигающим конденсатором, то там всё заточено на 50 Гц. Я бы попробовал сварганить вариатор, как на токарном станке типа ТВ-125 ВП. Конструкция несложная, при желании можно сделать в кустарных условиях.
    3. юрий казгунов
      Согласен,только частотник,но при работе на низких оборотах мотор будет сильно нагреваться т.к. оборотов не хватит для эфективного обдува штатной крыльчаткой. Поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО ставить дополнительный вентилятор с независимым питанием вместо крыльчатки.
  8. Pronin
    Лет 12 назад разрабатывали установку для индукционной плавки металлов на 12 квт. Там индуктор в виде спирали из медной трубки. В ней прокачивалась вода для охлаждения. Воду подавал погружной насос (небольшой) из резервуара. Так вот нужно было не быстро(много) воды подавать и не мало, тк вода в трубке закипит и соли-отложения и тп. Поставил ЛАТР (3амперник) на питание элдвиг насоса и им регулировалась подача по температуре воды на выходе из индуктора. И вопрос был решен.
    1. Хатуль Мадан
      У Вас были относительно стабильные условия работы насоса (неизменная нагрузка), тем более погружного, он и охлаждался лучше.
  9. Валерий Автор
    Але нови ностра алис!
    1. Валерий Автор
      А не... Разобрался... Для коллекторного...
      Але нови ностра алис!
  10. Nruter
    Обороты асинхронного двигателя заложены намертво в его конструкции. Регулировать их можно только изменяя частоту и величину питающего напряжения. Для этого служит ЧРП (частотный регулирующий преобразователь). Принцип работы ЧРП - 1) Выпрямить напряжение и повысить его до 600/400 V, 2) Запустить трехфазный/двухфазный генератор (120/90 градусов), 3) Подать сигнал с этого генератора на выходные драйверы, которые питаются выпрямленным повышенным напряжением. Регулируя частоту генератора, изменяют частоту вращения электродвигателя. В принципе, ничего сложного. Можно изготовить самому, если это очень нужно. А если нужно просто пристроить куда-нибудь валяющийся электродвигатель, то не стОит и заморачиваться.
    1. Валерий Автор
      Да знаю я, что такое частотник...
      И понимаю, что простым понижением напруги (даже "с чистой синсоидой"), я просто уберу мощность, соответственно, обороты то упадут (под нагрузкой), но вот, токи повысятся и нагрев усилится... Это всё равно, что регулировать обороты тормозными колодками!)))).
      Но, для МОЕЙ ЦЕЛИ и это подошло бы...(Постепенный разгон заготовки с возможностью сбросить обратно, в случае "Ахтунга")
      Тоже пришёл к выводу, что "не стоит и заморачиваться". Диммер попробовал. На половине регулировки начинаются рывки, а потом - полные обороты...
      Але нови ностра алис!
  11. Бабай_Мазай
    Может все таки обратиться к классике - несколько шкивов можно сделать и из плотного дерева. Три-четыре скорости для средних заготовок относительно бюджетно решат проблему. Более того, шариковые подшипники мотора только для радиальной нагрузки, в переднюю же бабку можно поставить упорный или конические для осевой нагрузки. Ремень может натягиваться под весом мотора, тогда его перекинуть - дело десяти секунд. В дальнейшем, при точении заготовок большого диаметра можно установить дополнительную ось со шкивом для очень низких оборотов. Да, в качестве передней бабки можно попробовать применить корпус горелого мотора.
    1. Валерий Автор
      Основные требования, которые я соблюдаю, делая свои "домашние" станки - достаточный функционал "для дома" при относительной компактности!!! Станок должен легко переноситься одним человеком (в том числе - по лестнице), должен помещаться в багажник автомобиля, и на полку, когда не нужен...)))). Да и большой диаметр я на этом слабом моторчике точить не собираюсь... Для больших диаметров в станке должно быть "мяса побольше".)))) А тогда он будет тяжёлым.Да и "горелый мотор"(тем более, ассинхронник) в моём случае, легко перематывается и используется, обычно, с большей пользой, чем делать из него бабку...))))
      ... Поэтому, только прямой привод. Если уж захочу широкую тарелку выточить - включу через частотник... Только вот, тогда он будет привязан к мастерской... С собой частотник не повозишь, а покупать отдельный, специально, чтобы вмонтировать в станок - дороговато... Не стоит оно того...
      Про подшипники... Простите, но, кажется уже писал... Если нет, то повторю... НУ КОНЕЧНО-ЖЕ в задней крышке подшипник заменён на радиально-опорный. А разве кто-то додумывается нагружать радиальные подшипники осевой нагрузкой???? Я как-то до такого и не додумался-бы.)))) Это нужно быть "особо талантливым" механиком.)))).. Не-е.. Конечно-же, "шестёрки" выбрасываем, ставим "семёрочку".))))
      Я, кстати, думаю ещё сделать несъёмную план-шайбу. Есть мысли (и найдены удачные их решения) как именно на неё легко крепить "шипы", трезубец" или примитивный патрон. А так как планшайба будет статична, то хочу и под неё (перед передней крышкой) воткнуть опорный подшипник... (В передней-то смысла нет радиальный менять на радиально-опорный. Ему там не во что упираться. Так что, туда я просто поставил простой радиальный, но дорогой японский.Проверено - под нагрузкой у них ресурс втрое выше чем даже у индонезийских "NSK". С Российскими , пардон, не сравниваю)))))
      ...Тему, вообще-то, удалять можно... Станок уже готов и испытан.. Сейчас на стадии "причёсывания", как я это называю... ))))
      Але нови ностра алис!
      1. Бабай_Мазай
        Доброе утро Валерий! С концепцией понятно, применять мотор в таком качестве без перестановки подшипников, умудряются очень и очень многие. Надеюсь Вы поделитесь удачной конструкцией планшайбы, мне как владельцу самодельного токарного станка тоже очень интересно!
        1. Валерий Автор
          Скоро поделюсь... Но не уверен, что она такая уж и удачная...))) Я, наоборот, в токарно-деревянном деле полнейший профан ! Поэтому, мои "изыски теоретика" на практике могут оказаться полным провалом.))))
          Але нови ностра алис!
  12. Гость Алекс
    можно, в ограниченном диапазоне с падением мощности. Для этого надо подать на обмотку постоянное напряжение, достаточно собрать однополупериодный выпрямитель на одном диоде, с небольшим гасящим сопротивлением и сглаживающей емкостью. Постоянное напряжение подавать через реостатик с помошью которого и регулируется подаваемое напряжение и соответственно обороты. В старых журналах РАДИО(был такой для радиолюбителе) эта схема использовалась для регулировки оборотов проигрывателей.
  13. Гость Vladimir
    Иван, гуглите *купить устройство плавного пуска" продаётся, в т. с. в отдельных коробочка с 2-4 выводами проводов. Если 0.45 кВт то, 10А хватит. Должны быть в *220вольт*, чипидип (тут наверняка дороже), мб ещё где-нибудь.
    1. Иван_Похмельев
      Не Иван, а Валерий. ;)
    2. Гость николай
      устройство плавного пуска обороты не регулирует, а только увеличивает время разгона двигателя
  14. Nruter
    Цитата: Гость Vladimir
    гуглите *купить устройство плавного пуска"

    Гость Владимир, Вы, видимо, совсем не читали комментарии. А надо бы. Устройство плавного пуска для асинхронного двигателя как раз и называется ЧРП. Просто ЧРП в полном смысле может как уменьшать обороты от номинала, так и увеличивать. А то, что продается для электроинструмента, просто отсекает часть синусоиды питающего напряжения. Частота при этом НЕ изменяется. Изменяется только действующее значение напряжения. И предназначено это устройство только для коллекторных двигателей.
  15. Anonimus
    Цитата: Nruter
    Устройство плавного пуска для асинхронного двигателя как раз и называется ЧРП

    Не совсем так.То что называют устройством плавного пуска частоту не изменяет.Ограничение тока идёт за счёт снижения напряжения тиристорами/симисторами;-тот-же диммер на 3 фазы.но это только на время пуска.А вообще-то подход в принципе неправильный, привод выбирается по механизму.Так что или оставлять 1 скорость или менять двигатель. Кстати многие промышленные древообрабатывающие станки приводятся от двигателей 6000 об/мин., на 3000 неважно поверхность выглядит.
    1. Гость николай
      на 6000 оборотов асинхронных двигателей не существует и не может существовать в силу физических процессов. так как электромагнитное поле может вращаться с максимальной скоростью 3000об/мин. повысить можно как раз при помощи частотнорегулируемого привода.
  16. Гость николай
    купить на алиэкспресс обычный регулятор мощности за 100 рублей , или диммер соответствующей мощности. изменяя амплитуду выходного напряжения будет изменяться момент на валу двигателя , а значит будут изменяться обороты.
  17. Nruter
    Цитата: Anonimus
    Ограничение тока идёт за счёт снижения напряжения тиристорами/симисторами

    Да не ток ограничивается, а время. Отсекается часть синусоиды по времени.
  18. Гость Олег
    что сказать .если все дорого и муторно. тогда поставь коробку передач.хотя бы от мотика. выберешь нужную скорость
  19. Гость Валерий
    Скорость вращения асинхронного двигателя зависит не от поданного на него напряжения, а от изменения частоты переменного тока. То есть у нас в сети частота 50Грц вот эту частоту надо и изменять. На Aliexpress есть частотники вот ссылка на один из них
    https://ru.aliexpress.com/item/VFD-motor-speed-VFD/32926450573.html
    Пытался найти схему чтобы самому спаять, пока не нашел вменяемой.
  20. R555
    Валерий ! Я сталкивался с подобной проблемой. Пробовал диммер. Паяльник, лампочку накаливания регулировал. А с движком не получилось, хоть продавец утверждал, что будет регулировать. Эффект был таков. Двигатель или запускался или нет, даже без нагрузки на валу.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    1. Валерий Автор
      Да я про димер и так знаю)))). Да и разобрался уже, что ТОЛЬКО частотник...
      Да и станок тот уже давным-давно собран... Позавчера точил, кстати, детальки для самоделки очередной ...Выложу скоро... Времени нет сейчас....
      Але нови ностра алис!
  21. ino53
    Дважды регулировал асинхронник. Второй случай, попроще. Ангар, 12 вентиляторов орут дурным голосом и по понедельникам мужиков с ног сдувают. На каждый мотор поставил тумблер на три положения - разгон (полное напряжение на движок), Откл., работа ( через бумажный конденсатор, помнится, вроде 12,0 мкФ от каких-то польских светильников). Сами себя обдувают, перегрева нет. Лет 8 уже работают.
    Другой вариант - привод подачи дозатора, точная подстройка скорости. Обратная связь -диск с отверстиями на промежуточном валу, оптопара, усилитель, интегратор и т.д., тиристорный регулятор. Регулировка оборотов - 80...100% от номинала, в этих пределах тогда работало, сейчас не знаю, давно было.

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту