ВЧ приставка

Всем привет !

Хочу рассказать об одной своей самоделке. Я сделал её лет двадцать назад и до сих пор пользуюсь.

Она нужна при настройке приёмников, передатчиков, радиостанций, телевизоров, радиомикрофонов, других устройств, где применяются колебания высокой частоты.

У меня не всегда был под рукой высокочастотный вольтметр. Решил авометр Ц20 адаптироваь для этой цели. И изготовил высокочастотную приставку к нему.

За основу я взял схему детектора с удвоением напряжения.

Встал очень важный вопрос, какие диоды туда поставить. Посмотрел в справочниках.

Я понимал, что диоды должны быть высокочастотными, с малюй ёмкостью и германиевыми, чтобы детектировать слабые сигналы.

Я проверил в работе массу диодов. Это были Д2, Д9, Д10 и прочие. Они работали, но до частот мегагерц пятьдесять. И тут я нашёл военпромовские 1Д507А. Германиевые, импульсные, малосигнальные. Они применялись и в гражданской аппаратуре, назывались ГД507А, ёмкость 0,8 пФ. Рабочая частота не указана.

У меня был военпромовский же генератор. Я подал с него сигнал частоты 500 мГц. Получил отличное детектирование.

Теперь расскажу подробно, как устроена эта приставка.
Рассмотрим принципиальную электрическую схему.

Сигнал с антенны WA1, роль которой играет небольшой кусок провода, длинной 50 мм, через проходной изолятор попадает внутрь корпуса. Корпус я спаял из посеребрённой латуни.

Через разделительный конденсатор C1 сигнал поступает на детектор с удвоением напряжения..

Выпрямленный сигнал через проходной конденсатор C2 выводится из корпуса и измеряется авометром Ц20, включённом на измерение постоянного напряжения. В последствии я стал использовать цифровой мультиметр.

На выход я добавил нагрузку в виде резистора R1.
Одно время я изготавливал маломощные передатчики для телевизионных центров. Подключая осциллограф к выходу приставки, наблюдал демодулированный видеосигнал, его форму. Это помогало в настройке передатчика.

В приставке предусмотрено два вида работы - контактная и бесконтактная.

Иногда достаточно поднести антенну приставки к контуру исследуемого прибора. А иногда, когда сигнал маломощный, надо коснуться антенной контура.

Несмотря на отсутствие в приставке усилительных каскадов и источника питания, её чувствительность оказалась очень высокой. На расстоянии 15 см берёт гетеродин приёмника.

Приставка широкополосна, диапазон частот до 500 мГц минимум.

Кроме диодов 1Д507А, хорошие результаты получались с диодами ГД507А, 1Д508А, ГД508А и Д312.

Надеюсь, эта статья будет вам полезна.

С уважением, автор.

Мини гриндер своими руками

Приставка для диапазона 433 мГц

Добавить комментарий

40 комментариев
  1. Гость Владимир
    У меня давно такое сделано. Правда у меня частоты до 30 мГц. В основном для контроля передатчика. Я коротковолновик и только до 30 и не более.
    73!!! UA1TCR
    1. R555 Автор
      Гость Владимир ! Работал я в этом диапазоне. Позывного у меня нет, а то пообщались бы. Также работал и работаю в большинстве других диапазонов, поэтому эта приставка нужна. Так что не хвалитесь, что давно сделали такое до 30 мГц. Это не достижение.
      кто не ошибается, тот не делает ничего
  2. Гость Сергей
    Деградирует молодежь. В моем детстве этим занимались пионеры в 4-5 классе.
    1. R555 Автор
      Гость Сергей ! Про какую деградирующую молодёжь Вы ляпнули ? Я не очень молодой, я написал в начале статьи, что эту приставку я собрал лет двадцать назад, и понятно, что это не первое, что я собрал. Зто сейчас в 4-5 классе, как Вы выразились, собирают роботов из готовых блоков, программу только надо написать (переписать). Большого ума не надо. И этот конструктор папа с мамой купили. И папа собрал и написал. А мы в этом возрасте по свалкам, помойкам радиодетали собирали и Инета в помине не было. Думайте впредь, кому и что писать.
      кто не ошибается, тот не делает ничего
      1. Гость серж
        а ты думаешь ты этим ответом ему противоречишь...нет,только согласился с ним...если ты собрал эту приставку 20 лет назад,то тебе уже минимум 30 лет...или ты до сих пор пятиклассник?!
  3. Иван_Похмельев
    Цитата: Гость Сергей
    Деградирует молодежь.
    ПМСМ, не молодёжь деградирует. Кое-кто даже первую строчку не осилил, в которой написано:
    Я сделал её лет двадцать назад и до сих пор пользуюсь.
  4. Гость Евгений
    Думаю, что конденсатор С1 не нужен.
    1. Иван_Похмельев
      Сетевую наводку ловить?
      1. R555 Автор
        Иван_Похмельев, приставка сетевую наводку не ловит, благодаря тому, что я догадался на входе поставить конденсатор C1, представляющий для низкой частоты 50 Гц значительное сопротивление. И нагрузочный резистор R1 поставил. А ВЧ сигналы хорошо проходят и детектируются. Кстати, мало кто знает, что детектор с удвоением напряжения демодулирует не только АМ и ИМ, но и в некоторой степени ЧМ. Я в смысле, что подключив к выходу этой приставки усилитель НЧ или просто высокоомные наушники, можно слушать рацию на передачу.
        кто не ошибается, тот не делает ничего
        1. Иван_Похмельев
          Вы это не мне должны были отвечать, а Гостю Евгению.
    2. R555 Автор
      Гость Евгений, я лишние детали обычно не ставлю. Конденсатор C1 нужен для подавления сетевой наводки 50 Гц.
      кто не ошибается, тот не делает ничего
  5. Гость Александр
    по своей сути это детекторный широкополосный приемник без входного контура...а как он гетеродины "слышит",там же контура в экранах,если речь о промышленных приемниках ?
    1. Иван_Похмельев
      Ещё один гость, дальше заголовка не читающий.(( Автор же пишет:
      В приставке предусмотрено два вида работы - контактная и бесконтактная.... А иногда, когда сигнал маломощный, надо коснуться антенной контура.
      Естественно, при этом частота немного сбивается, но для установления факта генерации и предварительной подстройки уровня этого в первом приближении, как правило, достаточно.
    2. R555 Автор
      Гость Александр, контура могут быть экранированными, но провода или дорожки к ним не всегда. С них приставка и ловит излучение. Иной приёмник излучает сигнал гетеродина своей антенной. Особенно это проявляется у сверхрегенеративных приёмников.
      кто не ошибается, тот не делает ничего
  6. Генадий
    Да, я тоже делал такие пробники, лет 35 назад ! ))) Правда на входе я ставил очень маленькую ёмкость 0.5 пФ, чтобы если касаешься контура не вносить ёмкость. Ещё делал с одним транзистором, биполярным или полевичком ... Варианты реализаций зависят от частоты и уровня интересующих сигналов ...
  7. Nruter
    Не собирал я такие вещи. Не было нужды. Всегда были доступны измерительные приборы всех мастей на все диапазоны. И ВЧ вольтметры с выносными головками, и селективные микровольтметры, и много еще чего. Просто работал в молодости на железной дороге на КРП (контрольно-ремонтном пункте). Ремонтировал радиостанции всех диапазонов.
    73! UA9SFA
  8. Гость Владимир
    Делал я такую приставку в банке из под кофе и туда же вставил миниатюрную головку миллиамперметра.Отличный ВЧ индикатор , уже лет 20-ть работает ...
  9. Pronin
    Делал несколько по другой схеме с диодом Д603 (и с АА112А)
    1. R555 Автор
      Pronin,этот диод в керамическом корпусе я использовал в приборе для поиска жучков ( он попал на фотку). Видно также, что паять его я испугался, поставил в колодку для предохранителя. Военные запугали. Диод когда попал ко мне в руки, он был в свинцовой фольге. Защита от естественного фона облучения. Надо будет посмотреть, сколько стоит диодик на сегодняшний день. У китайцев покупать...
      кто не ошибается, тот не делает ничего
    2. R555 Автор
      Pronin, что Вы упомянули АА, аренид-галлий, если нет путаю. Попутно вспомнил про туннельные диоды. У меня их завались. Хочу попробовать на них собрать что-нибудь, хотя дружба с туннельниками у меня не наладилась из - за их отрицательного сопротивления (фантастичей эффект туннельного перехода).
      кто не ошибается, тот не делает ничего
  10. Nruter
    Цитата: R555
    Попутно вспомнил про туннельные диоды

    Туннельные диоды имеют N-образную характеристику. Использовать их как обычные диоды не получится. На них собирают генераторы или переключающие устройства (вместо реле). Я на них делал несколько конструкций. Очень капризные :). К тому же разница напряжений между горбами очень маленькая, трудно с ними.
    1. R555 Автор
      Правильно говорите про горбы. Но когда мне удавалось поймать момент, получал генерацию при питании всего 0,8 Вольт.
      Для детектирования они точно не подходят.
      кто не ошибается, тот не делает ничего
    2. R555 Автор
      Меня очень волнует тема диодов Шоттки.
      Они обладаот скрост, но хилое напряжение обратного пробой 40 Вольт.
      Ставят на выходе БП.
      кто не ошибается, тот не делает ничего
      1. Иван_Похмельев
        Если надо большое обратное, возьмите другие диоды Шоттки. Сколько вольт и какой ток Вам надо?
      2. Korolev
        R555
        хилое напряжение обратного пробой 40 Вольт
        STPS3150U, Диод Шоттки 150В 3А [SMB]
        STPS30150CT, 2 диода Шоттки 30А 150В [TO-220AB]
        VS-10CTQ150SPBF (VS-10CTQ150S-M3), Диод Шоттки, 2 х 5А, 150В, общий катод [D2PAK / TO-263AB]
        BAT240AE6327HTSA1, Диод Шоттки, двойной последовательный, 240В, 400мА, AEC-Q101, [SOT-23]
        smile
        1. Иван_Похмельев
          Есть и отечественные 10 А на 800 В.
  11. Иван_Похмельев
    Цитата: R555
    Защита от естественного фона облучения.
    От статики это защита, а не от фонового облучения. Д603 и им подобные применяли вояки, а у них в принципе не может быть ничего такого, что дохнет от естественного фона. Да и гражданским такое не надо.
    1. R555 Автор
      Вспомнились наши ЗИЛ с экранированной системой зажигания. На случай ядерной войны.
      кто не ошибается, тот не делает ничего
  12. Andrey-750
    Всё-таки МГц, а не мГц (не сочтите за попытку поумничать)...
  13. R555 Автор
    Мы пояли, кто живет в Куске а Воронеже. Кто вупустит немного ракет, будет нераван на стадии пукска
    кто не ошибается, тот не делает ничего
    1. Иван_Похмельев
      Пятница, тринадцатое, баиньки пора! ;)
      1. Валерий
        У моей дочки - день рождения... Когда родилась (23 года назад) тоже была пятница.)))))
        Але нови ностра алис!
        1. Dmitrij
          у моей тоже ДР, правда не сегодня, 1.5 года исполнилось, 5-го числа... Как говорится, хороший фриалнсер вставит ключ везде xaxa

          А мне вот дочь сегодня написюнила на кресло, а потом нагадила на кровать как раз в том месте, где моя голова, хотя такого еще не бывало. Вот такие приметы. xaxa

          А в общем и целом, такие приметы - просто повод видеть в жизни негатив.
          "Марти! Думать нужно в четырех измерениях..."
        2. Pronin
          Дмитрий, надо и воспитанием ужо заниматься. А не констатировать нехатив... yes
      2. Korolev
        Иван_Похмельев
        Пятница, тринадцатое, баиньки пора!
        Есть только одна стопудово работающая примета, это если в пятницу тринадцатого Вам переходит дорогу чёрная кошка (не кот!!!) с пустыми вёдрами! Порознь не работает! xaxa
        1. Валерий
          А мне как-то в этот день чёрная кошка пустым ведром разбила зеркало, при этом рассыпав соль.... и ничего! ))))))
          Я ж говорю - дата счастливая для меня.
          Але нови ностра алис!
        2. Korolev
          Валерий
          в этот день чёрная кошка ... дата счастливая для меня
          Однозначно, та кошка в душе была белая и пушистая! А если серьёзно, разрешите искренне, от всей души поздравить! Вспомнилось рождение моего старшего ... drinks
        3. Валерий
          Спасибо... Я тоже сегодня вспоминаю, как "вчера" с роддома забирал....
          Только вот, она сейчас - "маленькая девочка", а я тогда был "взрослый мужик".... а, ведь, старше был её-теперешней всего на год))))
          Але нови ностра алис!
    2. Валерий
      Прстите... Вам, часом, не вазелин в костяшках писать мешает? ))))... Ничего ж не понятно!...))))
      Але нови ностра алис!
      1. Иван_Похмельев
        Судя по всему, не вазелин, а вечерний процесс образования ацетальдегида в организме. ;)

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту