Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Ремонт, модернизация » О ремонте светодиодных ламп

    О ремонте светодиодных ламп

    Недавно на форуме возникала такая тема, вставлю и я свои пять копеек. Прежде всего хочу отметить, что сам я ремонт ламп, заточку бритвенных лезвий, стирку полиэтиленовых пакетов и т.п. считаю, как бы мягче сказать, непродуктивной тратой времени. Но иногда приходится. И еще одно. Я никого ничему не учу, просто рассказываю, как делал сам.

    Вот виновница, из-за которой на кухне наступил полумрак. В закромах ламп с похожими характеристиками (15 Вт, 3000 К) не оказалось, придется ремонтировать. Воспользуемся тем, что есть под рукой.

    Инструменты, приборы и др.

    И еще по мелочам - обычный слесарно-монтажно-измерительный инструмент.
    Говорить о том, что 230 В опасно для жизни, не буду, умный и так знает, а дураку напоминать бесполезно.

    = I have nine lives - you have one only... think!.. =
    Кот говорит – «У меня девять жизней – у тебя одна… Думай!..»

    Вскрывать такие лампы надо аккуратно, легко можно сделать дырку или в корпусе, или в руке. Итак, после вскрытия видим 14 судя по всему одноваттных светодиодов (на корпусе лампы написано 15 Вт). Хотя неисправный светодиод виден сразу по черной точке, проверяем все с помощью блока питания, настроенного на 20 В и последовательно включенного резистора к51, т.о. ток не может превысить 40 мА.

    Заодно измеряем падение напряжения на каждом светодиоде.

    Восемь с лишним вольт (это при токе много ниже номинала) – значит, три последовательно соединенных светодиодных структуры в одном корпусе.

    Параллельно сгоревшему светодиоду включаем токоизмерительный резистор, в нашем случае С5-16МВ -5 Вт-1 Ом, по падению напряжения на котором определим проходящий ток. Включаем в сеть.

    Почти 95 мВ на 1 Ом – это 95 мА. Т.е. в якобы 15-ваттной лампочке 14 светодиодов мощностью 9 В*95 мА =примерно 0,9 Вт каждый. Интересно, как же получилась цифра 15 Вт…

    Далее на выбор – либо закоротить сгоревший диод - это приемлемо, т.к. драйвера имеют большой запас по диапазону выходного напряжения, либо заменить на три одинарных диода. Меняем на четыре диода - так удобнее конструктивно.

    Конечно, идеально было бы поставить новые однотипные с остальными светодиоды на те же контактные площадки, но где их взять. В качестве донора берем начинку от светильника, где драйвер на 360 мА питает светодиоды группами по 4 параллельно, т.е. на каждый светодиод приходится по 90 мА. Сделать самодельную плату не проблема, но к чему лишние телодвижения.

    Дешевая гетинаксовая основа легко обрабатывается.

    Режем дорожки, чистим площадки под пайку.

    Паяем перемычки, проверяем от внешнего блока питания.

    Разрезаем пополам, капелька клея в середину, складываем. Неплохо было бы в середину вставить радиатор – алюминиевую пластинку, но под рукой ничего не оказалось.

    Припаиваем к плате толстым жестким проводом, плату к драйверу.

    Включаем, проверяем на нагрев.

    Показалось, что мерцает, для проверки пульсаций включаем осциллограф.

    Осциллограмма ровненькая, пульсаций нет, но зато сильный нагрев. Придется уменьшать ток через светодиоды.

    Извлекаем драйвер из корпуса, для чего вытаскиваем «пятачок» на цоколе, один вывод освобождается. Да, пропустил, для того, что бы извлечь закрепленную силиконом плату со светодиодами, сверлим в корпусе два отверстия 4 мм и рычагами выпрессовываем плату изнутри.

    До второго вывода драйвера не добраться, он запрессован между пластмассой корпуса и цоколем. Силой вырываем его, пластмасса мягкая.

    Схемы таких драйверов достаточно однотипные. Вот один из вариантов.

    Возле контроллера на плате обычно находится наборное поле на 2…4 SMD резистора, которыми настраивается выходной ток (на схеме R2, R3). В нашем драйвере – 2 резистора SMD по 3,9 Ом. Выкусываем один из них и подключаем плату светодиодов через резистор для измерения тока по ранее показанной схеме. Как и следовало ожидать, ток упал в 2 раза, до 46 мА, светить будет, но этот ток маловат.

    Впаиваем резистор 8,2 Ом вместо выкушенного 3,9 Ом, измеряем ток. Получилось 62 мА, что на 30 % меньше старого показания. Если светодиоды от прежнего перегрева не полностью деградировали, то еще поработают. Смотрим график.
    О ремонте светодиодных ламп

    На графике уменьшение тока через светодиод на примерно 30% (с 90 мА до 62) ведет к снижению светового потока всего на 15%, на глаз вряд ли будет заметно. Дальше займемся корпусом.

    Дорабатываем корпус и колпак – сверлим дырки отверстия для вентиляции. В каком-то из справочников инженера-конструктора вычитал, что диаметр отверстий в перфорации для охлаждения путем естественной вентиляции желателен не менее 6 мм, т.е. лучше меньше количество, но больше диаметр. Верю.

    Сверлим отверстие 2 мм под вывод драйвера, залуживаем патрон рядом.

    Вставляем плату драйвера по штатным направляющим.

    Припаиваем один вывод, под пятачок запрессовываем второй.

    Устанавливаем плату со светодиодами, припаиваем выводы драйвера.

    Включаем, проверяем на нагрев – приемлемо.

    Собираем полностью. Смотрится, конечно, не очень.

    Зато работает, приятный спектр.

    Прямо на корпус записываем получившиеся основные параметры (на всякий случай).

    Ставим на место, рядом с родной сестрой (куплены одновременно, однотипные). Какая из них после ремонта?

    Хотел еще рассмотреть вариант замены штатного драйвера на конденсаторный, но, думаю, это неинтересно.
    Все, комментируйте.

    Мотор от блендера на болгарку вместо сгоревшего родного

    Реставрация холодильника

    Добавить комментарий

    38 комментариев
    ino53 Автор
    Цитата: Валерий
    Потом предупредили и просто выключили. Дикторы даже попрощались. Типа, тут, с этава вот радиваприёмника всё! Фатит! Ушла эпоха! С завтречка ужо ловите нас на таких-то частотах, а радио сввоё можете на магнитики разобрать, а провода можете на цветмет спилить!))))...

    Помню, Гродненский завод "Радиоприбор" в 3 смены лепил, как они называли, "кирпичи", по размерам точно кирпич-полуторка, "Гародня", УКВ приемник на 4 фикс. станции на замену проводных точек. Не успели к сроку, хлопцы жаловались, что у цеховых всех премии полетели, зато конторские загребли...
    Алексей сам
    Валерий,
    У нас официально никто не прощался, и видимо всё это работает, если бабки стригут.
    Розетку уже не найти, думаю и проводов тоже.
    Хотя приёмник трёхпрограмный возможно ещё валяется на даче..
    Валерий
    Алексей сам,
    Так проверить легко. Любую электробритву в розетку сунуть - заиграет, али нет!))))) У нас работало до последнего! Чэсна-чэсна, как говорит....один известный мне человек. Потом предупредили и просто выключили. Дикторы даже попрощались. Типа, тут, с этава вот радиваприёмника всё! Фатит! Ушла эпоха! С завтречка ужо ловите нас на таких-то частотах, а радио сввоё можете на магнитики разобрать, а провода можете на цветмет спилить!))))...
    ...А вообще, хорошая вещь была, проводное радио! Я в детстве шалаш если строил, обязательно туда радио проводил! ))) А сколько раз било по поцарапанным детским пальцам!))) Оно ж через кожу - не бьёт. А, если есть царапина - ого-го как вмажет! (ребёнку так казалось по крайней мере))))
    А дед мой (тоже тот ещё изобретатель))), ставил на огороде пугало - не просто "палки крест-накрест", а человека из мешков и пакетов, набитых сеном, полностью одетого (штаны, рубашка, фуфайка незастёгнутая, шапка.). А под фуфайку прятал динамик и протягивал провод от радио!!! И оно целый день рассказывало воронам, сколько центнеров с гектара собрали в Центрально-Чернозёмном районе, и как космические корабли бороздят просторы Большого театра имени Вахтангова Кикабидзова!)))))
    Але нови ностра алис!
    Алексей сам
    Гость Алексей,
    Нормальный вариант ремонта, только с лампы донора можно было взять БП и поставить в ту лампу, где он сгорел.
    Алексей сам
    Валерий,
    Я думаю, что они и нас давно не работают, но формальный повод содрать деньги есть, вот и сдирают.
    Графа в ежемесячной платёжке присутствует... никуда не делась..
    Гость Алексей
    Я недавно тоже чинил свои лампочки, видосик даже записал.

    Если есть время и желание почему бы и не по ремонтировать тем более если лампочек много и экономия очевидна.
    У меня в сумме около 50 лампочек в работе (квартире, даче, гараж) и за 5-8 лет как я их перестал выкидывать накопилось прилично.
    Валерий
    Алексей сам,
    Спасибо за инструкцию. Но у нас....не помню точно...кажется, в 2015-м проводное радиовещание было полностью отключено и перешло в радиоэфир. Никто его не слушал и это стало экономически нецелесообразным.... Я, почему-то, считал, что это "вслед за Россией"...
    П.С. Мы с кумовьями даже, в последний день работы радиоточек собрались "проводить эпоху".))))) Ради этого я приволок из подвала старую "радиоточку" (Уже не " жестяной рупор", но ещё деревянный ящик с металлической сеткой))))... Сам я, купив квартиру в 2007-м, радиорозетку зашпаклевал.))) Собирались у кума.)))
    Сидели долго! Когда радио попрощалось и замолчало на веки, я предложил продолжить и приволок из машины бобинник! ))))... Оказалось, не один я такой "хитрый"!! У другого кума был припасён кассетник "беларусь-301", а у хозяина дома - "деревянная" радиола с пластинками.))))).... Долго смеялись по этому поводу... Я сказал, что, хорошо бы ещё и приехать на мопедах)))...
    Але нови ностра алис!
    Алексей сам
    Валерий,
    Как отключить радиоточку через МФЦ: пошаговая инструкция
    Если вы удалите радиоточку в свой квартире самостоятельно, это не избавит Вас от ежемесячной платы, чтобы не платить за услугу в дальнейшем, нужно одному из собственников квартиры, подать соответсвующее заявление через многофункциональный центр.

    Записываемся на прием в ближайший офис, либо берем талон электронной очереди, в МФЦ.
    Оплачиваем государственную пошлину в размере 60 рублей за отключение радиоточки в адрес Российских сетей вещание и оповещения (ФГУП РСВО). Проще всего заплатить через банкомат Сбербанка, реквизиты указаны в образце квитанции.
    На приём придти с заявлением, квитанцией об оплате, документом на право собственности жилья.
    Хатуль Мадан
    Валерий,
    А разве проводное радио, как вид услуги ещё не кануло в Лету?...

    Кануло. Лет пятнадцать (если не больше) назад оказалось, что бабушкам, которые привыкли к радиоточкам и приходили с заявками на ремонт, проще и выгоднее бесплатно выдать китайские трёхпрограммные УКВ приёмники, чем ремонтировать и обслуживать радиосеть. Это было у нас в городе, по крайней мере.
    Валерий
    Цитата: Алексей сам
    Феномен,
    А ещё нужно написать заявление, чтобы отключили и не платить за точку.

    А разве проводное радио, как вид услуги ещё не кануло в Лету?... Уже, ведь, некуда заявление писать - никто и так не платит, потому как нет такой услуги!
    Але нови ностра алис!
    Алексей сам
    Феномен,
    Феномен
    Походу, действительно для трансляционной сети (розетку на кухне снял уже). Значит, все заизолирую и в стену замурую, что бы не вспоминать. Спасибо за ответы.
    Pronin
    Феномен,
    Эта распред коробка может использоваться и для пожарно-охранной сигнализации. И для соед.телефонов (спаренных и тп). А могли (раньше) и 220в прицепить. Нужно тестером замерить напряжение между проводами (фаза и ноль там есть 230в ?) Торчащими провода (особ под напряжением) оставлять нельзя. Изолировать!
    GEORG
    Феномен,
    Коробочка распределительная, такие использовались для соединения трансляционной сети. Сеть идёт на кухню и в комнаты. Обычно там 30 вольт звуковой частоты для подсоединения трансляционного приёмника.
    Феномен
    Товарищи электрики, знаю, что не в тему, но нужна консультация.
    Делаю ремонт, тесть помогал, разбирал антрисоль в прихожей. Когда я пришел, то увидел торчавший из стены пучок проводов, половина под напряжением, на вопрос откуда, тесть сказал, что была коробочка, котрую он отсоеденил. Вопрос: что это за коробочка и нужна ли она?

    На крышке написано - УК-2
    feonor12
    ino53,
    Извиняюсь, перегнул. Иногда у меня нужно отбирать комп, или нэт отключать.
    ino53 Автор
    feonor12,
    Погоди, без ругани, лабухи дружить должны. Подробней, кто тебя укусил?
    feonor12
    Цитата: Sofi.
    Ждём рекомендаций по восстановлению использованной туалетной бумаги.

    Жду работ Вашими руками. Ай, прошу прощения, я в последнее время слишком увлекся фантастикой.

    Светодиодная лампа не туалетная бумага. Несколько месяцев назад накрылась одна, впаял вместо светодиода перемычку (лампа с драйвером) и о Боги, о чудо...Ну Вы поняли, а кто не понял...восстанавливайте туалетную бумагу.
    ino53 Автор
    Цитата: Валерий
    Sofi.,
    Ужас, Сонечка!! Всё так плохо? )))
    Напишите почтовый адрес - я вам газет ненужных вышлю.))))

    Валер
    ну что, малышке полегчало?
    Гость Алекс
    Ремонт любых светодиодных ламп это зря потраченное время. Явная выработка ресурса приводит к отказу в работе устройства. Даже если вы и замените неисправный элемент, то скоро другой придёт в негодность.
    Гость Михаил
    Насчёт "откуда написано 15Вт, если светодиоды потребляют 14*0.9=12.6Вт". На первый взгляд, обычный развод со стороны китайцев, но если подумать - драйвер же тоже греется, что-то потребляет, и на лампе по идее должны писать потребляемую мощность, а не "эффективную", так что вполне возможно, что такая лампа как раз около 14-15 Вт и потребляет. Так что почти не обманули с этим :)
    Алексей сам
    ino53[/b],
    "Гляньте ссылку под названием "Нововсти" , радует."
    Чел там плачет, сдвоенные резисторы ищет, можно подарить, но как отправить... из Москвы.

    Валерий,
    И я готов выслать ненужные и нужные.. goodgood
    Валерий
    Sofi.,
    Ужас, Сонечка!! Всё так плохо? )))
    Але нови ностра алис!
    Sofi.
    Отличная рекомендация ! Всё легко и просто! Ждём рекомендаций по восстановлению использованной туалетной бумаги.
    ino53 Автор
    Гляньте ссылочку под названием "Нововсти" , радует...https://forum.onliner.by/viewtopic.php?t=5094740&start=16240
    Razrabotchik
    Гость серж,
    А мы тут не ищем лёгких решений, мы разбираем и разбираемся со всем что улучшит нашу экологию. А что чего стоит от 100 рублей купить, или разобраться что, как и почему, каждый решает сам. beee
    Гость серж
    за чем этот гимор!? лампочка стоит от 100 рублей и гарантия на нее год или два.сгорела раньше пошел поменял на новую и радуйся дальше!
    Алексей сам
    Цитата: ino53
    ." Кстати, а выпрямительный диод то нах.. зачем?

    Как зачем?
    Чтобы выпрямить сгоревший... pardon
    ino53 Автор
    Цитата: Алёша
    Проще и дешевле параллельно сгоревшему светодиоду впаять выпрямительный диод
    Уже написано:"...на выбор – либо закоротить сгоревший диод ..." Кстати, а выпрямительный диод то нах.. зачем?

    Цитата: Алексей сам
    Но все работают, ни одна не сгорела...

    Везет, завидую...

    Кинул ссылочку на статью в форуме на одном беларуском сайте - не ожидал, что количество просмотров здесь так подскочит, и там вопросы возникли...
    Алексей сам
    Ради интереса попробовал бы неисправность лампочки победить..
    Но все работают, ни одна не сгорела...
    Алёша
    Слишком многа букаф. Проще и дешевле параллельно сгоревшему светодиоду впаять выпрямительный диод
    ino53 Автор
    2 Валерий
    ...Прежде всего хочу отметить, что сам я ремонт ламп, заточку бритвенных лезвий, стирку полиэтиленовых пакетов и т.п. считаю, как бы мягче сказать, непродуктивной тратой времени...
    Е-мае, куда нас занесло, давайте про лампочки...
    Валерий
    Я так понял - я один тут "антизелёный".))))) Пакеты всегда покупаю в магазине, вместе с продуктами. (Не хожу никогда в магазин специально (в смысле - чисто, вот, из дома целенаправленно в магазин. Всегда заезжаю в супермаркет по дороге домой откуда-то)). Благо, их теперь на каждом шагу нутыкано, и стоянки удобные). Потом эти пакеты горой лежат на балконе, но...куда-то "уходят" - то на стройку везти что-то, то обед с собой взять, то в подвал что-то занести... На дачу отвожу иногда полный пакет пакетов))). Там они нужны часто.
    Мыть посуду без моющего давно никто в семье не умеет. "Жёсткая химия" работает в посудомойке, а обычное моющее - кружку после кофе сполоснуть.))))
    А уж сушить пакеты.... Не!... Даже, если дождь, и пакет намок снаружи, пока донесли, проще выбросить, чем сушить где-то....
    Але нови ностра алис!
    ino53 Автор
    Цитата: Иван_Похмельев
    В магазины всегда хожу с сумками из плащёвки, они и прочнее, и экологичнее.
    Зато эти на халяву достались, норвежцы подарили.
    Иван_Похмельев
    Цитата: Korolev
    расходуется вода (причём тёплая) и моющее средство (из пластиковой ёмкости)

    Я моющими средствами для мытья посуды почти не пользуюсь, обычно достаточно тёплой воды. А если пакет такой грязный, что его водой нельзя отмыть, то он в мусорку летит. Обычно 90 % пакетов имеют лёгкие загрязнения, иногда вообще символические.

    Цитата: ino53
    Более того, когда-то сотрудничал (от имени организации) с этими ребятами.

    ino53 Автор
    Иван_Похмельев,
    Не спорю. Более того, когда-то сотрудничал (от имени организации) с этими ребятами.
    Korolev
    Иван_Похмельев,
    Человек, моющий пакеты, приносит окружающей среде пользы больше, чем десять тысяч Грет Тунберг. ;)
    Т.к. при мытье расходуется вода (причём тёплая) и моющее средство (из пластиковой ёмкости), то одну Грету минусуем, остаётся 9999 Грет! ok
    Иван_Похмельев
    стирку полиэтиленовых пакетов и т.п. считаю, как бы мягче сказать, непродуктивной тратой времени

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос

    Последние комментарии

    Все комментарии