Сейчас рынок просто завален всевозможными сабвуферами, как новыми, так и недорогими б/у, но 12 лет назад, когда я конструировал свой сабвуфер, с этим были проблемы, в основном финансового плана. Я находился в процессе выбора подходящего сабвуфера, когда товарищ поменял динамик в своем сабе, а старый динамик JBL LC-S1050W продал мне по сходной цене.
В интернете нашел его параметры:
Power Handling,
Peak :100/400W
Sensitivity :92dB
Nominal Impedance :4 Ohms
Frequency Response :38Hz-800Hz
Voice-Coil Diameter :38mm
Qts :0.268
Qms :4.39
Qes :0.29
Fs :29.5Hz
Vas :71L
Revc :3.52 Ohms
Mms :74.99g
Levc :2.02mH
Mounting Depth :116mm
Cut-Out Diameter :229mm
Weight :3.0kg.
Нашел такую информацию: если соотношение Fs/Qts у динамика составляет менее 50-ти, то этот динамик предназначен для работы исключительно в закрытых ящиках. Если больше 100 - исключительно для работы с фазоинвертором или в бандпассах. Если же значение находится в промежутке между 50 и 100, то тут нужно внимательно смотреть и на другие параметры - к какому типу акустического оформления динамик тяготеет.
Соотношение Fs/Qts получилось 110. С конструкцией ящика определились, буду делать с ФИ.
Немного изучил предлагаемые бесплатные программы, выбрал две подходящие WinISD 0.44 и BassBox 6 Pro.
С вычислением объема ящика проблем не было, а вот как его оптимально расположить в багажнике хэтчбэка Рено Лагуна, чтобы сильно не мешался, занимал место наиболее оптимально? Рассматривал варианты бокового расположения:
Установку вместо запаски:

Другие варианты:
Вариант с расположением вместо запаски сразу отмел, лишаться запаски посчитал глупостью. Монтировать сбоку не захотелось, много мороки. Увидел подходящий вариант с расположением за задней спинкой:

Взял лист бумаги А4, согнув его под углом, измерил им угол спинки, чтобы сабвуфер стал вплотную к спинке сиденья.
Рассчитал ящик в программе BassBox 6 Pro:
Выпросил у кума лист ДСП от старого шкафа, разметил его по чертежам, распилил ножовкой. Прочитав о необходимости крепкого герметичного соединения, собирал ящик используя автомобильный герметик и длинные саморезы.
Передняя стенка ящика съемная из шпонированного красным деревом листа ДВП.
Крепится на мебельные силуминовые уголки и болты.
Для уплотнения соединения использовал оконный уплотнитель.
С поиском карпета возникли проблемы. Для оклейки ящика использовал черную бархатистую ткань.
Для порта фазоинвертора ничего путного не нашлось кроме бумажной гильзы от стрейч-пленки. Это оказалось не самое лучшее решение.
Для подключения к усилителю купил на рынке порт с подпружиненными клеммами.
Первые пробные испытания. Использовал усилитель на микросхеме TDA1518BQ в мостовом включении и самодельный генератор.
Первая проблема: нелинейность АЧХ сабвуфера. Когда рассчитывал ящик, фазоинвертор и выбирал частоту резонанса, не думал, что нелинейность 2-3db это так много. Провалы были слышны очень явно. Пришлось повысить резонансную частоту.
Вторая проблема: диаметр отверстия фазоинвертора, гильзы от стрейч-пленки, оказался очень маленьким. На частоте резонанса воздух просто свистел из него. Пришлось фазоинвертор переделать. Нашел гильзу большего диаметра, пересчитал длину под новую резонансную частоту. Стало лучше.
Усилитель сразу планировал внешний, место установки сверху. Первоначально хотел усилитель собрать самостоятельно. В местном магазине радиотоваров купил разрекламированный фильтр для сабвуфера.
Собрал его. Звучание этого фильтра сразу не понравилось. Я писал о нем в статье "Усилитель для сабвуфера на базе NM2117 и TDA7293". Отложил фильтр в сторону.
Первые испытания в автомобиле. Использовал тот же усилитель на TDA 1518 и простейший фильтр НЧ. Даже так звучание в автомобиле стало намного лучше. Все же широкополосные динамики не способны нормально качать низкие частоты.
Поездил пару недель. Было принято решение о покупке автомобильного усилителя. Остановился на бюджетном двухканальном варианте SOUNDMAX SM-SA6022.
В Беларуси их не продавали. Но мне повезло. Мой начальник поехал в Москву в командировку и согласился помочь с покупкой, за что ему большое спасибо!
Усилитель обладает следующими характеристиками:
Легко включается в мостовой режим и способен в нем отдать 150 Вт номинальной мощности на нагрузку 4Ом.
Подключал усилитель к аккумулятору двумя проводами по 6 кв.мм. На плюсовой провод прямо возле аккумулятора поставил дополнительный предохранитель, мало ли где провод перетрется. Сигнал управления питанием усилителя от магнитолы завел не напрямую, а через выключатель, чтобы иметь возможность оперативно выключить сабвуфер и не разряжать аккумулятор.
Для аудио кабеля, соблазнившись небольшой ценой, купил экранированный коаксиальный кабель 50 Ом. Кабель оказался с алюминиевым экраном, вот откуда цена небольшая, который я так и не смог залудить. Со всякими кислотными флюсами у меня тогда была проблема. Пришлось ехать на рынок за другим кабелем. Купил тонкий антенный 75 Ом.
Итак, все подключено.
Настройка.
Оказалось не так просто настроить усилитель, чтобы все композиции звучали одинаково красиво. В современной музыке много ультранизких басовых составляющих, которых например к классическом роке практически нет. Если понизить частоту среза фильтра, то сабвуфер классику вообще не воспроизводит, приходится повышать частоту и усиление, что отрицательно сказывается при переходе на современную музыку. Вдобавок оказалось на большой скорости басов всегда не хватает, хочется повысить их уровень, а в городе этого уровня бывало много. Пришлось выбирать золотую середину, чтобы не крутить постоянно частоту среза и уровень сигнала.
Что получилось в результате: сабвуфер не ломает стекла и не рвет барабанные перепонки, а приятно дополняет отсутствующую низкочастотную составляющую основных динамиков. Когда мне говорили: «У тебя саб не слышен!» я просто выключал усилитель саба и давал послушать без него. Разница ощутимая.
Внутреннюю поверхность ящика оклеил поролоном. Как по мне, практически ничего не поменялось.
Немного о креплении ящика в багажнике. Ткань оказалась довольно скользкой, сабвуфер постоянно катался по багажнику. Я нашел выход, сделал крепление на задней стенке корпуса и закрепил сабвуфер стяжкой за петлю крепления груза в багажнике. Сабвуфер перестал кататься по багажнику, а при складывании спинок саб можно не обрывая стяжку переместить на спинку сидения и освободить весь багажник.
В окончательном варианте помимо замененного фазоинвертора добавил два декоративных болта справа от динамика, вот примерный внешний вид (подкорректировал в Paint):
Хотелось сделать защиту динамика, чтобы случайно не повредить. Что-то вроде этого:


Но сразу ничего подходящего не нашлось. Так и остался сабвуфер без защиты. Пользовался аккуратно, ничего не повредил.
Финального фото в багажнике автомобиля, увы, не будет, продал сабвуфер вместе с автомобилем.