Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Ремонт, модернизация » Доработка ЗУ для автомобильных АКБ на «неубиваемость»

    Доработка ЗУ для автомобильных АКБ на «неубиваемость»


    Принесли мне для ремонта и доработки зарядное устройство (ЗУ) для автомобильной аккумуляторной батареи (АКБ). У старого хозяина оно работало долго и надежно, а молодому ничего не стоит кинуть провода так, что крокодилы лягут друг на друга, проверить «на искру», перепутать плюс и минус (фу, мелочь какая!).  Короче, понадобилась foolproof, по-русски – защита от дурака. Схема этого ЗУ простая и надежная, использовалась многими и многие годы.


    И дорабатывать ее на «неубиваемость» мне также приходилось не раз, вот по этой схеме.


    Поясним ее работу. Ключевой транзистор VT3 откроется только при правильно подключенной АКБ с напряжением не менее уровня, определяемого делителем R10/R7 (желательно также включение последовательно с диодом VD1 стабилитрона на несколько вольт), иначе он будет закрыт и, соответственно, питание на схему управления тиристором не пойдет. А закрытому тиристору безразличны и КЗ, и переполюсовка 12 В… При неправильно подключенной АКБ загорится красный светодиод, при правильно подключенной – зеленый. Но это вспомогательная и необязательная функция. Так же необязателен и R3, ограничитель ударного тока.  А вот на тот случай, если надо подключить не АКБ, а, скажем, переноску или какой-нибудь моторчик, есть кнопка блокировки защиты, S1.  Если параллельно клеммам АКБ поставить конденсатор на пару тысяч мкФ, то можно подключать даже радиоприемник. Такая вот получилась доработка. На переднюю панель была установлена кнопка «Откл. защиты» и держатель для сетевого предохранителя, которого до этого не было. Хотя вначале планировался немного другой, более безопасный вариант – с полным отключением ЗУ от сети.


    Но под рукой не было реле с обмоткой на 9…12 В и контактами, способными коммутировать несколько ампер при напряжении сети. 

    А вот для примера схема индикатора полного заряда АКБ.


    Собрав вместе эти схемы, получаем вариант с отключением ЗУ при достижении полного заряда АКБ. Т.е. включил и забыл. 


    Был еще вопрос о возможности автоматического проведения тренировочных циклов заряд-разряд. Но тут схема стала разрастаться, начало получаться что-то в этом роде:


    Т.к. необходимости особой в этой функции нет, решили от нее отказаться. Да и реле не появилось, так что остановились на вот таком варианте:

    Схема собрана на макетной плате, поэтому фото не привожу, чтобы не оскорблять эстетические чувства читающих. Пока работает… Все, комментируйте!

    Вопрос\тема автоматически публикуется в соц. сети сайта - следите и там за ответами:
    Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

    Ремонт бобинного магнитофона Соната-304. Часть 2 - Электроника

    Ремонт электрочайника

    Добавить комментарий

    8 комментариев
    Иван_Похмельев #80241
    Цитата: ino53
    А вот насчет радиаторов там не пожалели.

    По исходной схеме выпускалось ЗУ-2М, так там тиристор в качестве теплоотвода использовал литой алюминиевый корпус.


    ino53 #80233 Автор
    Цитата: Pronin
    На самом деле там наверно Шунт + мкА. ... еще радиатор под КУ202,...

    Насчет шунта - не вникал, стоит какая-то спиралька прямо на клеммах прибора. А вот насчет радиаторов там не пожалели. pardon 


    Pronin #80229

    Аналогичное делал для мотоциклетного Аккума(6в) и автомобильного. Схема совсем простая. Там главное ограничить вых. ток, чтобы не было неожиданностей. И кстати, на приводимой схеме лаконично указан типа Амперметр (мкА). На самом деле там наверно Шунт + мкА. И к этому Шунту добавляю доб.R. И все это конечно греется. И еще радиатор под КУ202, тож греет.

    И еще нужно не перебарщивать с вых.напряжением с трансформатора. 

    Все это примерно огр. на ток 5 А. 

    При длительном КЗ на вых., сгорит предохранитель сети на первичке транса. Тоже буде, если подадут повышенное напряжение из сети.  

    ino53 #80225 Автор
    Цитата: Korolev
    А чем плохи те же автомобильные релюхи?

    Ценой. И не знаю, нормируется ли у них коммутируемое напряжение... pardon  


    Иван_Похмельев #80211
    Цитата: Korolev
    А чем плохи те же автомобильные релюхи?

    Конечно, ничем. Возможно, у них документацией не гарантировано большое допустимое напряжение между обмоткой и контактами. 



    Korolev #80210
    Иван_Похмельев,
    Такие реле бывают на плате управления в микроволновках.

    А чем плохи те же автомобильные релюхи?  dontknow 

    Иван_Похмельев #80206

    реле с обмоткой на 9…12 В и контактами, способными коммутировать несколько ампер при напряжении сети.

    Такие реле бывают на плате управления в микроволновках. От дохлых микроволновок не только транс можно использовать.))


    Korolev #80197

    проверить «на искру»,  

    Встречал таких "грамотеев". На службе один из моих бойцов решил проверить заряженность АКБ радиостанций «на искру», под рукой не оказалось ничего более подходящего, чем автоматный патрон ... Пришлось срочно госпитализировать двоих. А сколько шуму-то было по поводу ЧП! yes 

    Привет, Гость!


    Зарегистрируйтесь

    Или войдите на сайт, если уже зарегистрированы...

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии