Всем привет! У меня очередная идея, как можно было бы облегчить жизнь, если вы находитесь далеко от розетки и надо, что то металлическое отпилить, а махать ножовкой в лом. Кто занимался заготовкой вторсырья с прибором меня особо поймет.
Бывали случаи находишь не габарит, ну никак в машину не впихнуть. Приходилось как то прятать, прикапывать, чтобы завтра приехать с инструментом и разобрать находку. Бывали случаи, приезжаешь, а добрые люди уже помогли, все убрали.
Так вот, заехал я как то на приемку железок после очередного копа и попался мне на глаза корпус от «болгарки», очень даже не в плохом сохране. после потрошения на предмет цветнины. У меня в голове сразу же нарисовался проект.
Даже якорь успел выхватить из крепких натруженных рук металлоразборщика, он только коллектор успел разбульбенить. Принес находку домой, протер, пластик ну прям как с магазина.
Залез на сайты, посмотрел варианты УШМ народных умельцев которые переделывают инструмент с 220 вольт на 12-24 вольта и решил пойти своим путем.
Попутно ознакомился с бормашинкой «самодельщика Хумы» и решил, что в этот пластик надо собрать двигатель вldc.
Тем более такой двигатель можно запустить контроллером от коптера 25-30 А.
Сначала потребовалось освободить вал якоря от металла, подробности опускаю, это сможет каждый, вал имеет требуемые размеры, посадочные места и не разбитые подшипники. Спустя час на столе была кучка чермета и немного меди.
Из кладовочки достал два редуктора, один комплект оказался другой системы и был больше, а второй подошел как родной, повезло, а значит можно продолжать и не думать где найти редуктор. Вместе с редуктором нашелся и статорный магнитопровод, с него я срисовал размеры и выбросил, шучу, потом сдал.
По снятым размерам прочертил как расположить магниты, форму сердечников под катушки. Получилось, что в имеющийся внутренний размер корпуса помещается восемь магнитов, соответственно шесть катушек.
Восемь магнитов диаметром 11 мм толщиной 9 мм приклеил на подходящую по размерам металлическую шайбу, которую закрепил на крыльчатку сохраненную при разборке якоря, готовый обдув для охлаждение катушек. Если пластик не выдержит нагрузку и рассыпится, буду делать крыльчатку из металла.
Все якорь будем считать готовым.
Статор делаю из оставшейся трансформаторной стали, которую брал пол года назад, там же где и корпус для моего проекта. По чертежам сердечники под катушки должны иметь форму пирамидок, поэтому заготовки под них я вырезал уменьшая по ширине согласно расчетам. Когда скомплектовал у меня получилось шесть сердечников, по тринадцать пластин в каждом, наружняя 15 мм внутренняя 6 мм, их я вклеил на деревянное основание которое подогнал под посадочный размер старого статорного магнитопровода, ну который я якобы выбросил при всех в мусор. Зазоры между сердечниками ограничил кусочками спичек, это не позволит сердечникам сместиться при креплении и сохранит геометрию.
После склейки пластин в сердечники появилась потребность в обработке боковых неровностей. В этом мне помог бесколлекторный моторчик о котором я рассказывал ранее, он был создан для будущего гриндера. Обклеив вращающийся статор наждачной бумагой получил точильный круг и без труда ободрал заготовки. Потом металл обвернул бумагой и вклеил сердечники в подготовленную деревянную пластину.
Пластиковыми полосками ограничил пространство вокруг сердечников, которое заполнил металлической стружкой. Утрамбовав ее, пропитал клеем и получил замкнутый магнитопровод.
Катушки намотал двухжильным проводом каждая жила 0.6 мм. В каждой фазе тридцать два витка не двух катушках. Подключение выполнил звездой. Был настолько уверенный в правильности своих расчетов, что только после намотки провода решил проверить, а нет ли зацепов ротора и статора в собранном состоянии, а так же проверить на залипание. Пронесло, все вращатся в режиме.
Теперь встал вопрос, нужно ли устанавливать датчики Холла в двигатель. Можно использовать контроллер который запустит движок и без них, но при резке металла даже на магазинной «болгарке» режущий диск под нагрузкой замедляется, а порой останавливается. Думаю в контроллере без Холлов, может произойти срыв синхронизации. Потом перезапускать надо, поэтому вопрос решен, Холлы как говорится в студию. Датчики использую А3144, их размещаю между сердечниками и запитываю их через стабилизатор напряжения на tl431 напряжением 4.9 вольт.
Проверить работу установленных Холлов решил светодиодами. Вращая ротор, вернее магниты относительно датчиков я убедился, что они подключены и работают правильно.
Проект подошел к концу, поставленная задача выполнена, двигатель собран, установлен в корпус.
Теперь, чтобы начать эксплуатировать УШМ нужно или приобрести контроллер от дронов у китайцев, он компактный, но стоит денег.
Другой вариант, собрать из радио мусора который имею в наличии, как бы бесплатно. Но появляется габарит и риск проб и ошибок.