Пришла идея изготовить маленький разборный планер для запусков в школьном спортивном зале. Простой по конструкции и в изготовлении. Будет новое учебное пособие юным пилотам.
В качестве конструкционных материалов выбрал шпажки из бамбука.
Светло-коричневую подложку под ламинат толщиной в 2 миллиметра.
Изготовил из тонкого картона шаблоны крыла, руля направления, руля высоты. А также носового грузика. Заготовки крыльев вырезал сложенные вместе для симметричности. Половинка руля высоты будет являться и рулем направления.
Из инструментов применяемых в изготовлении планера.
Карандаш «KOH-I-NOOR» мягкий на 8В.
Канцелярский нож с выдвижным лезвием.
Металлическая линейка.
(Небольшая тонкость)
Чтобы не скользила по материалу при работе с обратной стороны, наклеиваю полоску изоленты.
Накладываю шаблон на кусочек подложки под ламинат, обвожу мягким карандашом.
(Есть тонкость)
При работе карандашом провожу линию, укладываю нож под большим углом к плоскости, не сильно нажимая. Поскольку пенопласт мягкая штука, при сильном нажиме можно пропахать грифелем глубокую канаву.
Отрезаю заготовку крыла.
(При вырезании кривых линий есть тонкость)
Можно отрезать и просто по кривой линии, если у Вас конечно «железная рука». Но есть приемчик. Выдвигаю лезвие побольше. Упираю кончик лезвия в линолеум, изгибаю по радиусу и режу. В этом случай края получаются значительно чище. Но если не получилось аккуратно, и поправить край утюжком со шкуркой. И также можно немного закруглить переднюю кромку, для лучшего обтекания крыла. Сточить заднюю. Формируя простенький профиль крыла, дальность и стабильность полета значительно увеличатся.
Отрезаю от шпажки небольшой кусочек с острым кончиком. Будет элемент крепления крыла к фюзеляжу. Длина палочки 12 см.
Поскольку шаблон крыла состоит из двух половинок. Достаточно легко найти среднюю линию. Что и отмечаю мягким карандашом. По разметке наношу полоску клея «ТИТАН». Для удобства пользования разлил клей в маленькую бутылочку из под канцелярского ПВА. Правда, уже полностью израсходованного. Перед использованием промыл её горячей водой и просушил.
Выждав несколько минут для достаточного загустевания клея устанавливаю палочку крепления на среднюю линию крыла.
Привожу размеры установки палочки крепления.
Закрепляю все элементы при помощи малярного скотча.
(Есть тонкость)
В целях экономии покупаю широкие рулоны скотча. Размечаю нужную мне ширину полоски и прорезаю скотч при помощи канцелярского ножа с выдвижным лезвием. Правда сразу разрезать рулон не получается. Лезвие вязнет в клее. Прорезаю немного, по мере расходования дорезаю еще толщину.
Детали зафиксированы и сохнут. Если за окном зима, можно положить на батарею для ускорения процесса.
Накладываю шаблон руля высоты на оставшийся кусочек подложки под ламинат. Обвожу карандашом и вырезаю. В этом случае можно подобрать пенопласт значительно меньшей толщины. Такой прием позволит изготовить хвостик значительно легче. Это позволит увеличить расстояние между крылом и стабилизатором. Чем оно больше, тем прямолинейнее летит самолетик.
Все прямые линии стараюсь резать по металлической линейке. Хотя рука и не дрожит, во избежание.
Рез по кривой линии прошел удачно. Руль высоты готов. И в этом варианте можно закруглить переднюю кромку и сточить заднюю. Придавая крылу определенный профиль.
Остался последний элемент-руль направления. Его размечаю при помощи половинки руля высоты. Накладываю сложенный пополам шаблон на остаток подложки под ламинат. Обвожу мягким карандашом.
Для облегчения немного срезал основание руля направления наискосок.
Размечаю середину элеватора. Наношу полоску клея. И также на торец рудера.
Выдерживаю несколько минут, для загустевания клея. Устанавливаю элеватор на кончик шпажки. Фиксирую полоской малярного скотча. Затем приклеиваю руль направления.
Проверяю перпендикулярность соединении. Укладываю сушиться на батарею.
Следующая операция, изготовление носового грузика. На оставшемся кусочки положки размечаю 4 одинаковых детали.
Вырезаю по контуру.
Наношу клей на половинки и выждав несколько минут. Соединяю все элементы в пакет.
Фиксирую полоской малярного скотча.
Нужно соединить хвостовую балку с носовым грузиком. Для этой цели в заготовках прорезан паз. Наношу клей на кончик и вставляю хвостовую балку в паз носового грузика.
Проверяю правильность установки всех элементов. И укладываю конструкцию на батарею.
Нужно изготовить площадку крепления крыла. Для этой цели беру тонкую планку от расщепленной фанеры. Отрезаю заготовку в 1 сантиметр шириной, 10 см длиной. Немного отрабатываю шкуркой для гладкости.
Начинаю собирать все элементы в кучу.
Фюзеляж с носовым грузиком и хвостовым оперением практически склеен. ТИТАН достаточно быстро схватывается на теплой батарее. Уже через 15 минут можно продолжать работу. Но полностью он обретает прочность через 24 часа.
Носовой грузик тоже достаточно прочен.
Наношу клей на площадку крепления крыла. Устанавливаю на фюзеляж. Сразу за носовым грузиком. Переднюю кромку площадки тоже обмазываю клеем и вдавливаю в пенопласт.
Сразу устанавливаю крыло и проверяю правильность приклейки площадки. Плоскость крыла должна быть параллельна руля высоты.
Снимаю крыло и оправляю фюзеляж просыхать на батарею, предварительно закрепив площадку полоской малярного скотча. От сдвига.
С внешней стороны прокатываю кончики крыла любым цилиндрическим предметом. В ланом случае по руку попался нож для творчества. От давления кончики крыла становятся более эластичными, что позволяет без опасения загнуть их вверх. Этот процесс нужен для более устойчивого полета по прямой.
Крыло закрепляется на фюзеляже, таким образом, передний заостренный кончик палочки втыкается в носовой грузик. Задний конец притягивается разрезанной резинкой для денег.
В результате получился небольшой самолетик для полетов в зале. Крыло снимается .
Еще немного пройдемся по размерам всех элементов.
И так, крыло имеет размах в 31 см
Ширину в 8.5 см.
Закругления можно вычертить произвольно.
Размах руля высоты имеем в 11 см
Ширина в 2.5 см
Длина носового грузика 10 см
Ширина 2.5см
Длина всего самолетика получилась 35.5 см
На фотографии видна длина и место установки палочки крепления крыла.
Высота руля направления 4 см.
Ширина 2.5 см.
И что получилось.
Можно качнуть и посмотреть как самолетик летает.
С новым годом друзья!
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.