Доброго времени суток всем.
Как-то незадолго до дня рождения дочери мне пришла идея. Обычно на ее дни рождения я готовлю всякие конкурсы, покупаю призы для гостей, победителям вручаю медали и т.д. В общем развлекаю детвору. А идея состояла в следующем – почему бы не устроить что-то типа лотереи? Как-то сразу и основные правила в голове сформировались и после обдумывания сама идея мне нравилась все больше и больше. Но правила – правилами, а что будет обеспечивать случайность выбора и саму привлекательность процесса? Не бумажки же с крестиками в шапку кидать, все-таки 21-й век на дворе.
Собственно, сами требования к устройству придумались тоже довольно быстро: это будет что-то типа кругового поля с секторами, имеющими нумерацию и окрашенными в различные цвета, оно должно быть ярких цветов, использоваться в нем будут трехцветные RGB-светодиоды (когда-то увидел на Алиэкспресс – зарубочка в голове осталась), управлять всем этим делом будет микроконтроллер PIC. Добавлять какие-то навороты и расширять возможности на данном этапе я посчитал нецелесообразным, т.к. все-таки до дня рождения оставался довольно ограниченный промежуток времени. Это можно отложить и на потом.
Ну что ж, вперед!
Естественно, сначала продумываю и рисую схему. Управление, как и предполагалось, от микроконтроллера. В качестве буферных элементов использую регистры сдвига. Всего в устрой-стве 36 светодиодов. Питается схема от стабилизированного источника 5В. Вполне логично для этого использовать один из широкораспространенных USB-адаптеров.
Как-то незадолго до дня рождения дочери мне пришла идея. Обычно на ее дни рождения я готовлю всякие конкурсы, покупаю призы для гостей, победителям вручаю медали и т.д. В общем развлекаю детвору. А идея состояла в следующем – почему бы не устроить что-то типа лотереи? Как-то сразу и основные правила в голове сформировались и после обдумывания сама идея мне нравилась все больше и больше. Но правила – правилами, а что будет обеспечивать случайность выбора и саму привлекательность процесса? Не бумажки же с крестиками в шапку кидать, все-таки 21-й век на дворе.
Собственно, сами требования к устройству придумались тоже довольно быстро: это будет что-то типа кругового поля с секторами, имеющими нумерацию и окрашенными в различные цвета, оно должно быть ярких цветов, использоваться в нем будут трехцветные RGB-светодиоды (когда-то увидел на Алиэкспресс – зарубочка в голове осталась), управлять всем этим делом будет микроконтроллер PIC. Добавлять какие-то навороты и расширять возможности на данном этапе я посчитал нецелесообразным, т.к. все-таки до дня рождения оставался довольно ограниченный промежуток времени. Это можно отложить и на потом.
Ну что ж, вперед!
Естественно, сначала продумываю и рисую схему. Управление, как и предполагалось, от микроконтроллера. В качестве буферных элементов использую регистры сдвига. Всего в устрой-стве 36 светодиодов. Питается схема от стабилизированного источника 5В. Вполне логично для этого использовать один из широкораспространенных USB-адаптеров.
Затем пишу программу и отлаживаю ее в Proteus.
Следующий этап, который я считаю одним из главных при создании какого-либо устройства – это конструкция корпуса и его внешний вид. Корпус я решил выполнить из оргстекла, а декоративное покрытие – из ламинированной бумаги и самоклеящейся пленки.
На компьютере рисую корпус (вид сверху)…
На компьютере рисую корпус (вид сверху)…
…и само поле с секторами. Так как все дети знают цвета радуги, сектора раскрашиваю со-ответственно. Но из-за того, что их 36 на поле, один выпадает из спектра. Ради развлечения можете его найти.
Теперь, когда размеры корпуса и расположение на нем элементов устройства определено, приступаю к разработке печатной платы, которая получается весьма непростой.
Дальше, как обычно, с использованием лазерно-утюжной технологии изготавливаю печатную плату.
Теперь можно просверлить отверстия и облудить печатные дорожки.
Прежде чем запаивать резисторы, микросхемы, светодиоды и прочие детали, устанавливаю на плату соединительные перемычки. Из-за особенностей схемы их набралось немаленькое количество – около 140 штук. Это определенно самое большое количество перемычек, которые мне приходилось устанавливать на одной плате.
Ну а теперь можно и прочие детальки запаять.
Для того, чтобы все светодиоды находились на одинаковом расстоянии от поверхности печатной платы, из куска пятимиллиметрового гетинакса изготавливаю шаблон и использую его при пайке.
Наконец, все светодиоды и прочие детали (кроме кнопки) запаяны!
Затем изготавливаю верхнюю панель.
Сначала заклеиваю внешние сектора самоклеющейся пленкой, а затем приклеиваю игровое поле, предварительно удалив лишнюю пленку.
После этого острым скальпелем вырезаю в ламинированной бумаге отверстия под светодиоды.
Затем склеиваю оставшиеся детали корпуса, устанавливаю на верхней панели кнопку, закрепляю внутри плату, подключаю кабель питания (он, в свою очередь, подключается к любому USB-адаптеру), прикручиваю нижнюю крышку, на которую наклеиваю фетровые кругляшки. Боковые поверхности нижней части корпуса покрываю черной самоклеящейся пленкой.
И вот, наконец, устройство в сборе.
Как же оно работает? При нажатии на кнопку по кругу начинают загораться светодиоды с возрастающей скоростью в течение 3-х оборотов, затем происходит постепенное снижение скорости до полной остановки. Светодиод, на котором закончилось вращение, мигает. Это и есть «призовой сектор». Затем, если в течение приблизительно 15 секунд не нажимается кнопка, то устройство переходит в дежурный режим. При нахождении в дежурном режиме с определенной периодичностью на 3 оборота зажигаются светодиоды, показывая, что устройство включено. Выбор светодиода, который выпадет последним, а также цветов, которыми зажигаются светодиоды, производится случайно и зависит от момента времени, в который будет нажата кнопка. Условиями выигрыша можно определить например, цвет светодиода, либо цвет сектора, либо выпавший номер.
Конечно, достаточно сложно описать работу таких устройств, где большую роль играет визуальное восприятие. Однако надеюсь, что общая идея использования данного устройства понятна. Кстати, моей дочке и ее подружкам оно очень понравилось. Более подробно весь процесс изготовления и работы показан в видеоролике.
Как же оно работает? При нажатии на кнопку по кругу начинают загораться светодиоды с возрастающей скоростью в течение 3-х оборотов, затем происходит постепенное снижение скорости до полной остановки. Светодиод, на котором закончилось вращение, мигает. Это и есть «призовой сектор». Затем, если в течение приблизительно 15 секунд не нажимается кнопка, то устройство переходит в дежурный режим. При нахождении в дежурном режиме с определенной периодичностью на 3 оборота зажигаются светодиоды, показывая, что устройство включено. Выбор светодиода, который выпадет последним, а также цветов, которыми зажигаются светодиоды, производится случайно и зависит от момента времени, в который будет нажата кнопка. Условиями выигрыша можно определить например, цвет светодиода, либо цвет сектора, либо выпавший номер.
Конечно, достаточно сложно описать работу таких устройств, где большую роль играет визуальное восприятие. Однако надеюсь, что общая идея использования данного устройства понятна. Кстати, моей дочке и ее подружкам оно очень понравилось. Более подробно весь процесс изготовления и работы показан в видеоролике.
[media=https://youtu.be/yNx8CsfDQFk]
Конечно, из-за временных ограничений устройство получилось достаточно простым, но впоследствии хотелось бы добавить различные функции, тем более что на микроконтроллере остались незадействованными несколько портов ввода-вывода. Например, ввести режим игральных кубиков (кстати, у всех периодически происходят безуспешные их поиски, или только в нашем доме?). Или добавить визуальные и звуковые эффекты. Да мало ли еще что… Надо бы также перевести устройство на питание от встроенных батарей или аккумуляторов, потому что не всегда удобно использовать питание от розетки 220 В. Ну это все в будущем. Пока что получилось то, что получилось.
Схемы и прошивки во вложении:
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.