» » » Надежный лабораторный блок питания

Надежный лабораторный блок питания

Не так давно, я собирал мини регулируемый блок питания. В принципе он меня устраивает. Подходит для всяких маломощных самоделок. Иногда нужно контролировать ток потребления устройства, особенно в ремонте. Так же регулировка тока необходима при работе с аккумуляторами. Решил собрать такой себе лабораторный блок питания. Покопавшись в закромах, нашел необходимые компоненты.

Для ЛБП нам понадобится:

- трансформатор;
- DC-DC преобразователь;
- два диодных моста;
- два электролитических конденсатора;
- выходные клеммы;
- Вольт-Амперметр;
- линейный стабилизатор на 5 В;
- корпус;
- отрезок листового пластика;
- инструменты.

О комплектующих.

Понижающий трансформатор почетного возраста, лежит очень давно. Трансформатор с обмоткой на 27 В, имеет отвод в районе 22 В. Так же домотал отдельную обмотку на 7-8 В, для питания Вольт-Ампер метра.

DC-DC преобразователь я применил готовый из Китая.
Преобразователь питается напряжением до 40 В, при этом обеспечивает на выходе 35 В. Ток заявлен 9 А, видимо предельные и с хорошим охлаждением.

Кстати, более 30 В подавать на преобразователь не советую. На нем установлен маломощный стабилизатор на 5 В, максимальное входное напряжение которого 30 В, против заявленных 40 В. Проработает он не долго. Можно конечно доработать схему на более высокое напряжение, но не об этом.

Диодный мост у меня из отдельных диодов. Остался со старого проекта. Установлены диоды Д242. Можно применить сборку, но у меня какой есть, такой и применю.

Конденсатор фильтра на 63 В и емкостью 4700 мкФ. Так же преобразователь имеет своих два по 470 мкФ. Подбирал из расчета на 1 Ампер - 1 мкФ. Планирую нагружать блок питания до 5 А.

Выходные клеммы нужны надежные. Нашел в закромах старенькие, ток в 5 А выдержат на ура.

Вольт-Амперметр из Китая. Имеет три сегмента, не совсем удобно, но меня устроит. Приходит в комплекте с проводами. Максимально измеряемое напряжение 100 В, ток 10 А. Напряжение питания 30 В в максимуме. Тут, как и у преобразователя, тот же стабилизатор по питанию.

Питать Вольт-Амперметр буду через диодный мост с конденсатором и линейный стабилизатор на 5 В.

Корпус от старого регулятора паяльника, что-то типа советской паяльной станции. Корпус добротный, полностью из алюминия. Скобу на задней панели сниму.

Передняя панель буду изготавливать из композитного пластика. Набрал его у рекламщиков. Состоит их ПВХ пластика зажатого между листов алюминия.

О схеме.

Схема имеет два плеча.
Верхнее плечо силовое. Состоит из: диодного моста, сглаживающего конденсатора, DC-DC преобразователя. Силовой, минусовой провод идет через Амперметр.

Нижнее плечо, питающее Вольт-Ампер метр. Имеет диодный мост с конденсатором и линейный стабилизатор. Если его не ставить, показания будут "плавать".

Сборка.

Предварительно разметив и просверлив отверстия, устанавливаю силовые элементы. Резисторы регулировки напряжения и тока вынесу за пределы платы преобразователя. Так же соединил вместе силовую обмотку трансформатора, диодный мост и преобразователь. Между трансформатором и диодным мостом закрепил конденсатор. Между правой боковиной оставил зазор. Если будет сильно нагреваться, установлю вентилятор.

На задней панели корпуса будут установлены сетевой разъем и плавкий предохранитель. Первоначально разъем не планировал ставить, сетевой шнур хотел сделать не съемным. Но все же решил установить, благо разъемов и сетевых шнуров достаточно.

Размечаем под органы управления переднюю панель. На композитном пластике наклеена защитная пленка, удобно размечать обычно шариковой ручкой. Вырезаю отверстия и окошки.

Распаиваю провода на резисторы. Стыкую провода Вольт-Ампер метра и устанавливаю его питание, состоящее из трех деталей. Креплю прям на шпильку трансформатора. Нагреваться в данной цепи ничего не будет.

Осталось снять защитную пленку и установить все на переднюю панель. Так же нашел другую ручку резистора, точней другого цвета. Как раз по цвету отображения цифрами Вольт(красного цвета). Напряжение регулируется не равномерно, заказал в Китае многооборотный резистор. Поэтому, не наносил пока что маркировку органов управления. Блок питания отлично стабилизирует ток. На плюсовой клемме имеется метка краской, на фото не отображено.

Лабораторный Блок Питания собран и работает как ожидалось. Вместо трансформатора, можно применить импульсный источник. У меня был трансформатор и корпус под него, я их и применил.

Видео по сборке:

Оцените самоделку по критериям

7.7
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
7.8
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
8.6
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Итоговая оценка: 8 из 10 (голосов: 9)
Обычная регистрация
Информация
49 комментариев
  1. Nruter
    Попробуйте нарисовать нормальную принципиальную схему устройства, а не макет для дебилов
    1. popvovka Автор
      Ага, а потом вопросы, а что это означает?
      Схема расчитана на повторение не спецами.
      Вот нарисуй мне схему водных коммуникаций, ничего не пойму. Если будет макетка, сразу все пойму.
      1. LeoBrynn

        Ага, не спецы сразу транс спалят. Сто процентов подадут 220 на обмотку у которой "провод потолще" =)))))
        LeoBrynn
  2. Михаил Мазур
    popvovka - лайк, Nruter_у - дозлайк - объясняю причину: многие - не относятся к дебилам, а спецы легко могут из "макетного" рисунка воспроизвести схему, причём самостоятельно. Сайт для общедоступного "потребления", хотя сюда заглядывают и спецы.
    1. popvovka Автор
      Я о том же. Есть ресурсы для широкого круга людей, таким и является данный сайт.
      1. Korolev
        Есть ресурсы для широкого круга людей, таким и является данный сайт.

        Если позволите, продолжу развивать Вашу мысль! Подавляющее большинство знакомых мне представителей "широкого круга людей" при обсуждении каких - либо технических (и не только) проблем не стесняются использовать понятную всем ненормативную лексику! А чё,
        Сайт для общедоступного "потребления"
        xaxa
        1. popvovka Автор
          К чему это продолжение я не понял.
  3. Korolev
    popvovka,
    К чему это продолжение

    К сожалению, Вы не одиноки, недавно наша МинОбраз - ина вышла в парламент с законопроектом об упрощении грамматики русского языка, типа надо писать как говорим и слышим, кофе - оно и т.д. и т.п. Аргументировала это тем, что если люди так говорят, то надо это узаконить! Думается что эволюция может иметь перспективы, деградация вряд - ли, впрочем это только моё личное мнение...
    1. pogranec
      Вы знаете в школе отменили черчение. Если например при изготовлении стола мы будем выкладывать чертежи, поколение после СССР их вообще не поймут. Что делать? Учится читать чертежи, схемы и т.д. Я согласен если это основная профессия, а если хобби? Бросить и не делать электровелосипед потому что все схемы схемы, а не рисунки?
      1. pogranec
        Смешно. По барабану игрульки или нет, а дизлайк поставили.
      2. Korolev
        если это основная профессия, а если хобби?
        Ковчег строил любитель, "Титаник" - профессионалы! Мне приходилось общаться с любителями, которые в области своего хобби многих профессионалов заткнут за пояс! Я могу долго словами объяснять Вам дорогу, и Вы всё равно не поймёте, один взгляд на карту и всё сразу понятно!
        1. alex.kaver
          Любитель отличается от профессионала тем, что первый любит дело, а второй на нём зарабатывает.
          Это не связано с качеством.
          Любитель может свою вещь строить годами.
          Но у профессионала есть заказ, время и деньги.
          Т.е. он должен сделать по возможности быстро и с удовлетворительным качеством
          ( или убедить заказчика что это хорошо и не дорого)
          А любитель всегда не доволен.
          Будет 100 раз улучшать и переделывать.
          И может за жизнь свой "шедевр" не закончить.
        2. pogranec
          А профессионал в довесок к зарабатыванию не может любить свое дело?
        3. Korolev
          Это не связано с качеством.

          1. Любитель - любит, это связано с качеством!
          2. Профессионал - зарабатывает, это связано с качеством!
          3. Не всегда всё так напрямую, люди разные бывают! smile
      3. Korolev
        Вы знаете в школе отменили черчение
        Насколько я помню там учили пользоваться карандашами различной твёрдости, линейками, лекалами, чертить на ватмане и т.д. Сейчас компьютеры делают это лучше.
        1. pogranec
          Там еще учили читать чертеж. А школьники придя в колледжи и институты вынуждены учиться сначала черчению. Ну там где необходимо. Авиостроение например, или строительный. Да даже швейное производство, тоже чертежи, или металлообработка.
    2. alex.kaver
      Тут эта "зина" явно поскромничала.
      Раз определённая часть населения разговаривает матом и по фене, то это надо узаконить!
      1. Korolev

        Это пойдёт следующим пакетом! xaxa
  4. Nruter
    Цитата: Михаил Мазур
    Nruter_у - дозлайк

    Мне эти игрульки по барабану. Я здесь не лайки собирать.
    Если человек считает себя специалистом и берется изготовить электронное устройство, то, как минимум, он должен уметь читать схемы и знать обозначения на них.
    Общедоступность - это замечательно. Как, в этом случае, люди разбираются в публикуемых здесь "портянках" программного кода для arduino? Достаточно лишнего пробела или ещё какого знака и трындец - ничего не заработает.
    Так что, взялся за электричество или электронику, будь добр - излагай правильно. С водными коммуникациями аналогично
    1. Михаил Мазур
      Кратко: Я не не балы выставляю, а выразил своё отношение. Если Ты - спец, чего придираешься - где уважение к другим?https://usamodelkina.ru/rules.html Повторяю: сайт для общего доступа рукодельщиков. А тем более возишься с arduino - не задирай носа смотреть на всех с высока. Всё тема закрыта. ОТ ЛИЦА АДМИНИСТРАЦИИ ВСЕ ПРИГЛАШЕНЫ НА САЙТ https://usamodelkina.ru/ К ПУБЛИКАЦИИ СВОИХ РАЗРАБОТОК, ПОЛЕЗНЫХ УСТРОЙСТВ, РАЗРАБОТОК. Всем приятных Самоделок !
      1. Korolev
        ОТ ЛИЦА АДМИНИСТРАЦИИ ВСЕ ПРИГЛАШЕНЫ НА САЙТ
        Я извиняюсь, а ЛИЦО в курсе Ваших полномочий? smile
  5. Nruter
    Цитата: pogranec
    дизлайк поставили.

    Мне по барабану что ставят мне. А Ваша позиция для меня крайне огорчительна...
    А Вы слышали, что в старших классах вернули предмет "Астрономия"? В моё время он всегда был. Поэтому моё поколение может найти "Большую медведицу" на небосклоне. И черчение у меня было в школе, и в институте. Спрашиваю недавно одного студента, как сейчас высшую математику преподают. Отвечает - один предмет два семестра. А у меня была "Высшая математика", "Функции многих переменных", "Линейная алгебра с приложениями к аналитической геометрии", "Теория вероятности и математическая статистика". И всё это 4 семестра.
    Поэтому сейчас не схемы рисуют, а картинки соединяют цветными линиями...
    1. pogranec
      так и у меня было черчение и астрономия, а вот схемы мы в школе не разбирали. Нет, в принципе если сильно нужно я разберусь, тем более, что и образование где то рядом, но понятней и быстрей по времени мне картинка. А учитывая то, что сайт не профессиональный, человек может и захотел бы сделать, но запутавшись в схемах плюнеть и бросит.
      А насчет высшей математики, так и время другое. Базовые знания у него есть, а в остальном, Вы все в ручную считали, а он забил в комп и расчеты готовы. Это не хуже и не лучше, это просто по другому. Это как сделать дверь на станке или вручную. Зачем оператору ЧПУ знание пород древесины? Ему дали шаблон, он работает. А по факту что там дверь, что здесь.
  6. Иван_Похмельев
    Цитата: Nruter
    сейчас не схемы рисуют, а картинки соединяют цветными линиями...

    И это ещё не предел! Есть уникумы fool , которые схемы словами описывают, типа: "правую лапку smile стабилизатора припаять к резистору и плюсу smile светодиода...".
    1. pogranec

      Спасибо за комплимент Иван respekt
  7. Иван_Похмельев
    2 вопроса автору:
    1. Какие получились характеристики БП?
    2. Подстроечники, судя по описанию, не выпаивали? Переменники в параллель вкючили?
    1. popvovka Автор
      Вот конструктивный вопрос.
      Напряжение от 1.4 вольта до 28 Вольт. Ток нагружал 5 Ампер при 12 Вольтах. Ток КЗ, но кратковременно, около 9 Ампер.
      Резисторы регулировки напряжения и тока вынесу за пределы платы преобразователя.
      1. Иван_Похмельев
        Про резисторы мутно написано, явно не для тех, кто будет по картине пытаться копировать. ))
        И по п.1 - пульсации не оценивали?
        1. popvovka Автор
          Пульсации оценить тяжело, осциллограф еще не приехал. Да и инете полно подробных разборов, пульсации в принципе в пределах нормы.
      2. Иван_Похмельев
        Ток стабилизируется?
        1. popvovka Автор
          Ток стабилизирует отлично, как впрочем все подобные преобразователи.
  8. pogranec
    Кстати, кто вообще придумал схематическое изображение? и как раньше ученые описывали схемы?
    Примерно так как на рисунках ниже?

    Особенно порадовала схема от физика Альдини-)))
  9. Nruter
    Цитата: pogranec
    схемы мы в школе не разбирали

    Прогуливали уроки физики? Раздел "электричество" xaxa
    1. pogranec
      А на них подробно изучали как читать схемы?
      1. Korolev
        Школу я в 1975 году закончил, схему однолампового радиоприёмника изучали!
        1. pogranec
          Ну может в 75 и изучали, а в 89 не изучали. А спросить ваших одноклассников смогут они ее прочесть? Уверен, если не их профиль по жизни, не прочтут.
  10. Иван_Похмельев
    В целом работать, конечно, будет, лайк поставил. Но замечания имеются.
    1.
    Подбирал из расчета на 1 Ампер - 1 мкФ.
    Наверно, 1 мФ?
    2. Неудачно расположен модуль преобразователя.
    3.
    Вольт-Ампер метр
    Эка Вы к нему уважительно.))) На самом деле он вольтамперметр, со строчной буквы и в одно слово.
    4. Непонятно, почему вольтамперметр запитан от 5 В, это близко к нижней границе (4,5 В), хотя есть возможность поставить стабилизатор на 12 В, тогда от него же можно запитать и предполагаемый в перспективе вентилятор.
    5. Не продумано расположение компонентов. Гораздо логичней было расположить, если смотреть с лица, трансформатор справа, а выпрямитель с модулем слева: тогда не потребуется тащить сеть 230 В через весь блок к выключателю и обратно, а провода от преобразователя до клемм будут гораздо короче.
    6. Для настоящего ЛБП правильным было бы иметь регулировку от 0 В.
    1. popvovka Автор
      Я так всегда обозначаю, и не только я, википедия тоже.
      Почему неудачно?
      Хотел поменять местами выключатель и вольамперметр. Потом отвлекся и сделал как есть. Да и пришлось бы тянуть провода от разъема к трансформатору. Отверстие под предохранитель было уже, так и оставил.
      А привычка писать с заглавной. В перечне элементом написал почти правильно))
      Вентилятор если будет, то без регулятора. А 5 В норм будет.
      Хотел было заморочиться и сделать от нуля, но лесть в схему не захотелось.
  11. Иван_Похмельев
    Цитата: popvovka

    Что Вы имели в виду?
    Почему неудачно?
    Рёбра радиаторов горизонтально расположены.
    1. popvovka Автор
      Ничего страшного, греется не значительно. Если поставлю вентилятор, то будет норм.
      Про емкость...
      1. Иван_Похмельев
        Вы никак про ёмкость не поймёте.((
        Обычно принято ставить на выходе выпрямителя 1000 мкФ = 1 мФ на 1 А. А Вы поставили правильно, а написали
        Подбирал из расчета на 1 Ампер - 1 мкФ.
        Теперь, надеюсь, разжевал для Вас?
        1. popvovka Автор
          Опечатался, Все же правильно 1000 мкФ на 1 А))
  12. Korolev
    pogranec,
    А школьники придя в колледжи и институты вынуждены учиться сначала черчению.
    А я думал все процессы проектирования давно компьютеризированы, сам давно за кульманом не стоял!
    1. Иван_Похмельев
      Вот только процессы чтения чертежей пока не компьютеризированы. )) Да и правильно сделать эскиз на бумажке без умения чертить не получится.
      1. Korolev
        [quote]Вот только процессы чтения чертежей пока не компьютеризированы[/quote] А чукча не на читателя, чукча на писателя приехал учиться![quote] smile
  13. Korolev
    pogranec,
    А спросить ваших одноклассников
    Согласен, а одноклассниц и тогда бесполезно было спрашивать! smile
  14. Korolev
    pogranec,

    Любитель однозначно любит и это его осознанный выбор, с выбором профессии не всегда так однозначно, здесь иногда влияют жизненные обстоятельства.
  15. Бабай_Мазай
    Подпишусь под многим - упрощение и сокращение нас ограничивает, любитель это вовсе не синоним бездаря, напротив! Любитель не скован жесткими требованиями и рамками, может запросто выбирать экзотические решения для своих творений, но для этого следует обладать знаниями и довольно широким кругозором. Любитель сам волен выбирать свой уровень мастерства и хорошо бы он был на высоте. Это большая и трудная работа, но тем большим будет удовлетворение, тем большее ощущение себя не как пользователя, но творца.
    Что касается дисциплин, преподаваемых в учебных заведениях и стенаний на тему "зачем это нужно когда есть компьютер" - то многие из "ненужных", развивают множество побочных, не очевидных но весьма полезных навыков и умений, походя отметать их - большая ошибка.
    По поводу блока питания - действительно, бросается в глаза не слишком грамотное расположение радиаторов на фабричном модуле, чуток бы окультурить провода. Да, хорошим тоном, было бы снабдить органы управления подписями, будь они трижды разноцветными, непременно - полярность клемм. В целом - хорошо.
    1. popvovka Автор
      По поводу маркировки.
      заказал в Китае многооборотный резистор. Поэтому, не наносил пока что маркировку органов управления.

      На плюсовой клемме имеется метка краской, на фото не отображено.

      Радиатор установил как посчитал нужным, иначе не влезет вентилятор( планирую установку).
      Провода установлены на фиксаторы хомутами(на видео видно).
      Вязать жгут не захотел. Да и "восковая" нить кончилась.

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

табак тоже сперва не курили...
А его разве курят?...
даешь машинку для производства героина...
Все комментарии