» » » Электрический наждак на основе трехфазного двигателя

Электрический наждак на основе трехфазного двигателя

Рано или поздно у каждого самоделкина в процессе творчества возникает потребность подправить рабочую кромку инструмента — будь это сверло, отвертка, какой-либо колющий, режущий инструмент. Приходится в домашних условиях обрабатывать мелкие детали или заготовки. Для облегчения процесса просто необходим электрический наждак.

Ранее у меня был в использовании электрический наждак на основе однофазного двигателя мощностью 50Вт, но его мощности не хватало для нормальной работы. Под рукой оказался старый трехфазный электродвигатель мощностью 370 Вт, на основе которого получился вполне рабочий электрический наждак.

Материалы:
- электродвигатель 63В4У2, 370Вт, 1410 об/мин;
- конденсатор МБГ0 10 мкФ х 600 В;
- конденсатор МБГ0 4мкФ х 500 В;
- распределительная коробка для монтажа электропроводки;
- насадка на вал под шлифовальный круг;
- кнопка запуска;
- провода;
- плита ДСП.

Инструменты:
- паяльник, припой, флюс;
- электродрель;
- лобзик;
- сверла.

Инструкция по сборке устройства:

Основой электронаждака будет трехфазный асинхронный электродвигатель взрывозащищенного исполнения 63В4У2 мощность 370 Вт со скоростью вращения 1410 об/мин.


В моей квартире отсутствует трехфазное питание, поэтому подключать буду к однофазной сети с использованием фазосдвигающих конденсаторов типа МБГО.

Мощность электродвигателя при этом упадет до 60-70 % от номинальной, но при этом скорость вращения останется практически номинальной. Фактически мотор начинает работать как двухфазный.

У меня с электродвигателя выходит три провода, т.е. обмотки статора соединены «звездой», поэтому ёмкость рабочего конденсатора рассчитывается по формуле:

Ср = 2800 x I / U (мкФ),

где I – ток, потребляемый двигателем (фактически потребляемое значение),
U – напряжение питающей сети.
Электрический наждак на основе трехфазного двигателя

Так смотрится подключение в клеммной коробке

Сложность состоит в том, что под нагрузкой и при холостом ходе ток через обмотки течёт разный, а значит ёмкость нужно будет подбирать экспериментально под конкретную нагрузку. Если ёмкость будет больше, чем нужно электродвигатель будет перегреваться при эксплуатации, если меньше — не запустится либо запуск электродвигателя будет не стабильный.

В моем случае два конденсатора 10 мкФ и 4 мкФ, соединенные параллельно, позволили мне запустить электродвигатель без проблем и при нагрузке на вал не снижать обороты.

При использовании одного рабочего конденсатора на 10 мкФ электродвигатель запускался через раз. Поэтому емкость рабочих конденсаторов 14 мкФ является оптимальной в моем случае. Расчетные данные Ср также указывали близкий результат.

В качестве рабочих конденсаторов можно использовать металлизированные бумажные или пленочные конденсаторы (МБГО, МБГ4, МБГП, КГБ, МБГЧ, БГТ, СВВ-60). Допустимое напряжение должно не менее чем в 1,5 раза превышать напряжение сети.

Если с электродвигателя выходят шесть проводов, то можно соединить обмотки статора электродвигателя «треугольником». В этом случае КПД электродвигателя повысится в сравнении со схемой подключения обмоток «звездой».

В этом случае ёмкость рабочего конденсатора рассчитывается по формуле:

Ср = 4800 х I / U (мкФ)

На практике на каждые 100 Вт мощности электродвигателя необходимо добавлять 7 мкФ рабочей емкости, но повторюсь, оптимальное значение подбирается экспериментально в зависимости от исходящих условий.

При запуске трехфазных электродвигателей мощностью до 1 кВт в однофазной сети, как правило, достаточно использовать только рабочий конденсатор Ср. Если мощность электродвигателя выше 1 кВт, необходимо использовать также пусковой конденсатор Сп, который будет работать при пуске электродвигателя. Для изменения направления вращения вала электродвигателя достаточно перекинуть один провод рабочего конденсатора на другой конец обмотки статора.

Электродвигатель достался мне без крышки, поэтому пришлось отверстие закрыть текстолитовым листом, заранее предусмотрев вывод концов обмоток и крепление распределительной коробки для подключения электродвигателя.


Конденсаторы и кнопку включения разместил в отдельный корпус и прикрепил к плите ДСП

Насадку на вал для абразивного круга заказывал под вал электродвигателя диаметром 12 мм, с посадочным местом Ø32 мм.

Использую абразивный круг диаметром 125 мм, шириной 16 мм. Предназначен для предварительного и комбинированного шлифования, заточка режущего инструмента.

Электродвигатель установил на плиту ДСП и закрепил болтами.
Подручник для наждака сделан из стальной полосы толщиною 3 мм и прикреплен к ДСП плите болтами.

Заключение

Электрический наждак обладает достаточной мощностью для заточки сверл и обработки различных деталей, соответственно работа была проделана не зря!

В дальнейшем добавлю защиту от абразивных частичек летящих при обработке материала и, возможно, установлю второй абразивный диск с обратной стороны электродвигателя, ведь место на валу позволяет.

Ну и самое главное — соблюдайте технику безопасности и ваши поделки будут вас и окружающих радовать
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Сверлильный станок для печатных плат с автоматической регулировкой

Мини-гриндер из двигателя от стиральной машины

7
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
7.5
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
7.5
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Итоговая оценка: 7.33 из 10 (голосов: 4 / История оценок)
Чтобы написать комментарий необходимо войти на сайт через соц. сети (или зарегистрироваться):
Обычная регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
3 комментария
  1. Nruter
    Первая схема - соединение "звезда". Не рекомендуется для подключения в сеть 220. Мощность электродвигателя в таком соединении едва достигает 30% от паспортной.
    Вторая схема "треугольник". Электродвигатель работает всего на одной обмотке. Мощность электродвигателя достигает 50-60%.
    Есть третья схема, где две обмотки соединены встречно-параллельно. Мощность электродвигателя достигает 80%
    1. Oltaviro Oltaviro
      Ёмкость конденсаторов?
  2. ocherett Автор
    Есть третья схема, где две обмотки соединены встречно-параллельно. Мощность электродвигателя достигает 80%

    Не совсем понятно что это будет! Здесь получается магнитное поле одной обмотки должно гасить магнитное поле второй обмотки, т.к. они включены навстречу друг другу. Откуда здесь будет 80% КПД непонятно.

Добрый день, Гость!


Зарегистрируйтесь

Или войдите на сайт, если уже зарегистрированы...

Войти

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос
Сколько по времени, чаще всего, Вы делаете самоделку?

Последние комментарии

Не могли бы Вы поделиться схемой потдключения? Ссылка на схему в статье не работает....
Видел на ж/д проверку сварщиков. Даются образцы (полосы) заготовок, их надо сварить внахлест... А затем в лаборатории проверяются образцы на разрыв. Так у разных сварщиков были разные результаты! ...
Я в 75-м в политех поступил, гордости-то было!...
Тоже завидую, белой завистью! Устами младенца......
это моя 9-ти месячная дочь подсказывала...
Все комментарии