» » » Усилитель для ноутбука на радиолампах

Усилитель для ноутбука на радиолампах

Однотактный усилитель изготовлен с использованием лампы 6Ф5П, она очень удобна, поскольку эта лампа содержит в себе фактически две лампы, одна для предварительного каскада и другая для оконечного. Лампа имеет хорошие характеристики и на ней можно собрать усилитель мощностью около 5 Ватт. (в переводе на китайские ватты, это где то их 12-20 Ватт). В качестве источника питания использован так называемый «электронный трансформатор», который используется для питания 12 вольтовых галогенных ламп для освещения интерьеров. В качестве выходных трансформаторов использованы подходящие трансформаторы, приобретенные на ресурсе istok2.com там можно выбрать из нескольких вариантов, подороже и получше, и подешевле со средненькими характеристиками. Там же приобретены радиолампы и ламповые панельки. Остальные детали приобретены в магазинах радиодеталей, они широко распространённые. Корпус было решено использовать от корпуса внешнего накопителя HDD.

Для проекта была выбрана следующая схема, только печатная плата была разработана другая, сразу на 2 канала:
Усилитель для ноутбука на радиолампах

Печатная плата разрабатывалась с помощью программы Sprint-Layout-6-0 свободно распространяемой тут.

Сама схема является классикой, особенностей не имеет, используется без изменений с 50-х годов прошлого века, а вот источник питания для нее имеет ряд особенностей, поскольку как сказано выше используется импульсный источник. Во первых, выход электронного трансформа имеет такие параметры: Переменный ток 12 Вольт, 5 Ампер (для 60 ваттного трансформатора), что более чем достаточно для данного усилителя. А во вторых, частота напряжения у него от 50 до 100 кГц (у разных моделей). Проще всего использовать те модели, которые имеет выходной трансформатор на кольце, хотя практически можно использовать любой. На кольце использовать удобнее, вторичная обмотка на нем намотана первой, а вторичная поверх. Высокая частота выходного напряжения вызывает затруднение в измерении и требует использование в выпрямителе высокочастотных диодов. (а они дороже обычных на 1-2 рубля). Да, важное дополнение, трансформатор без нагрузки не запускается вообще, что именно в нашем проекте очень полезно.

Был использован такой электронный трансформатор:

Питание организовано следующим образом. Поскольку нить накала радиолам рассчитана на 6,3 вольта, а трансформатор выдает 12 вольт, было решено соединить обе накальные части ламп последовательно, высокая частота напряжения для питания нити накаливания для ламп не имеет никакого значения. Питание на накал подается непосредственно с электронного трансформатора. Для анодного питания лампы 6Ф5П требуется напряжение 220 - 300 вольт. Для получения этого напряжения был использован нестандартный метод. Предыстория: в ходе экспериментов с одним из электронных трансформаторов он «взорвался», однако выходной трансформатор остался цел. Он и был доработан, удалена старая вторичная обмотка, первичная обмотка была домотана тонким проводом МГТФ с помощью челнока до заполнения. А бывшая вторичная обмотка с таким же количеством как раньше витков была намотана проводом ПЭЛ-0.8 поверх первичной. Бывшая вторичная обмотка стала первичной и подключена к выходу электронного трансформатора. На выходе в итоге было получено напряжение в 250 вольт переменного тока. После монтажа было принято решение для испытания концепции вообще, и, что бы не нести рисков в качестве выходных трансформаторов использовать дешевые китайские трансформаторы для радиоточек. Вот первый стенд:

Хорошо видно устройство электронного трансформатора. В ходе прослушивания, был выявлен фон переменного тока, осциллографом установлена его частота – 100 Гц, т.е удвоенная частота сети переменного тока. После исследования интернета, была найдена схема так называемого «электронного дросселя», он был изготовлен на дополнительной макетной плате и установлен после выпрямителя. После его установки фон пропал. Вообще не было слышно включен или не включен усилитель даже на максимальной громкости. Схема электронного дросселя очень простая:

Установленную монтажную плату можно увидеть в левом верхнем углу монтажной платы (зеленого цвета, транзистор установлен на самодельном радиаторе). Уже после прослушивания и устранения фона были заменены выходные трансформаторы и установлены в окончательном варианте. Итог не разочаровал.

А теперь этапы изготовления: сбор деталей:

Предварительное макетирование:

Макетирование показало, что проект может быть реализован и имеет право на жизнь.

Начало изготовления корпуса:

Монтаж:

И оконечный вариант:

Усилитель используется совместно с колонками производства ГДР марки RFT мощностью 20 Ватт, полностью их раскачивает и имеет яркий бас и сбалансированный частотный диапазон.

Установка перекачивающего насоса в кейс

Переделка измерительного инструмента под свои нужды

Добавить комментарий

32 комментария
  1. Иван_Похмельев
    Усилитель для ноутбука на радиолампах
    Напомнило «Ералаш» - «Батарейки для часов»
  2. Иван_Похмельев
    По самому усилителю. Нормальный классический ламповый УНЧ среднего класса, аккуратно изготовленный и грамотно описанный.
    Опасность представляют не закрытые от случайного прикосновения контакты трансформаторов.
    И при чём здесь ноутбук? От другого сигнала не будет работать? ))
    1. Николай Иванович Автор
      Спасибо за оценку
    2. Николай Иванович Автор
      Не изолированные контакты трансформаторов - пустышки. Все остальное в термоусадке. Для ноутбука - потому, что маленький. делал бы для системного блока, поставил бы ТС-270 yes
    3. Хатуль Мадан
      В конце 70х- начале 80х была у меня магнитофонная приставка "Нота-М", так вот такой ( на 6Ф5П) усилитель аккурат вписался внутрь корпуса. Монтаж правда навесной был, но работал отлично.
  3. Гость Андрей
    А смысл??? Так для прикола?
    1. Korolev
      Гость Андрей
      А смысл??? Так для прикола?
      Попытайтесь найти и послушать хотя бы самый простенький ламповый усилитель! goodgood
  4. Николай Иванович Автор
    Цитата: Гость Андрей
    А смысл??? Так для прикола?

    Проверить концепцию и свои силы. Согласитесь, это один из самых маленьких ламповых усилителей.
    1. Korolev
      Николай Иванович
      это один из самых маленьких ламповых усилителей
      Думаю, что не ошибусь, если предположу, что и звучит он намного лучше большинства (если не всех) стандартных, и даже дорогущих компьютерных (и не только) систем! goodgood
  5. Nruter
    Цитата: Николай Иванович
    Проверить концепцию

    Какой смысл в резисторе 100 кОм, подсоединенном к сетке триодной части лампы?
    1. Иван_Похмельев
      От добра добра не ищут.;) Если Манаков так сделал, то лучше повторить его вариант.
      Смысл, я думаю, в том, чтобы исключить разрыв цепи при перемещении движка потенциометра при регулировке громкости, как следствие уменьшить шорохи при регулировке.
  6. ino53
    Возможно, что-бы подкорректировать характеристику регулировки, из типа А сделать тип В, или тип В сделать еще более пологим вначале.
  7. Николай Иванович Автор
    Цитата: Nruter
    Цитата: Николай Иванович
    Проверить концепцию

    Ребята ниже правильно сказали. Уменьшить шорох, плюс сформировать входное сопротивление.
  8. Николай Иванович Автор
    Цитата: Korolev
    Николай Иванович

    Звучит действительно лучше всех стандартных систем для ПС и большинства обычных систем. Уступает только по мощности им. Но, очень хватает. Даже для озвучивания фильмов со взрывами хватает. По части достоверности - проявляются многие детали классической музыки, можно различить каждый инструмент, что не было заметно на усилителе класса Пионер А-10, конечно, он достойный усилитель, но для другого.
  9. ino53
    Интересно было бы посмотреть осциллограмму, синусоиду. Почему интересно - как то ковырял комбик Вента с ИБП, так там при некоторых сочетаниях положений регуляторов в сигнал вылазила какая-то "муть". Лабухи золотоухие были недовольны. Причину так и не нашел. scratch С другой стороны, в Беринджерах с их усилителем класса Д ИБП самое то. goodgood
  10. Nruter
    Цитата: Николай Иванович
    Уменьшить шорох, плюс сформировать входное сопротивление.

    Шорох зависит только от качества переменного резистора. Входное сопротивление не так формируют. Мне непонятен смысл соединения сетки с массой при положении движка резистора внизу (по схеме). Ламповыми самоделками я начал заниматься в 1975 году, но нигде не видел такого соединения.
    1. Иван_Похмельев
      Про характеристику сопротивления посмотрите здесь:
      РЛ 1995/04, Семенюта Н. " Логарифмические переменные резисторы из линейных".
  11. Николай Иванович Автор
    Цитата: Nruter
    Цитата: Николай Иванович

    Я просто взял классическую схему, и не разочаровался.
  12. Николай Иванович Автор
    Цитата: ino53

    Цитата: ino53

    осциллограмма до 3-х ватт симметричная, потом начинаются полочки. Почему то на слух до 4 Ватт не отражается. До выходного трансформатора имеется гармоника, я так думаю от ИБП порядка 100 кГц. После транса ее нет. Конечно, High End-щики наверное уже заказали мое убийство, однако, звучание даже простой схемы на печатной плате и импульсном блоке питания - выше всяких похвал.
  13. Николай Иванович Автор
    Цитата: Nruter
    Цитата: Николай Иванович
    Проверить концепцию

    В следующей самоделке сразу не буду устанавливать, либо установлю в одном канале. Потом Вам расскажу что получилось.
  14. Иван_Похмельев
    Цитата: Nruter
    нигде не видел такого соединения.
    Посмотрите классический многократно повторённый тысячами людей усилитель Манакова. Это же его схема.
    Цитата: Nruter
    Входное сопротивление не так формируют.
    Не входное сопротивление, а его характеристику.
    Цитата: Nruter
    Шорох зависит только от качества переменного резистора.
    Не только. Безусловно, если качество переменника высокое и он гарантировано не допускает обрыва, то дополнительный резистор, может быть, и не нужен. А если качество похуже, то при каждом микроразрыве связи ползунка с "подковой" сетка будет повисать "в воздухе", что, учитывая большое входное сопротивление, будет приводить к возможности наводок.
    1. Хатуль Мадан
      Расскажу как Я изгалялся, чтобы получить характеристику В на переменнике типа СП3-23 группы А. Дело было во второй половине 80х, с деталями типа модных тогда ползунковых переменников был напряг, и хорошо если вообще удалось достать не важно какой группы. Мне тогда удалось купить 8 штук на 10 кОм группы А. 6 штук решил пустить на графический эквалайзер, а два оставшихся сделать регуляторами громкости (хоть они и были сдвоенными, регулировку каждого канала захотел по отдельности). Повторять конечно не советую, но опытом поделюсь. Итак, разобрал я эти резисторы, и при помощи простого карандаша (как в фильме "Красная палатка"), ластика и "образцового" кругового переменника получил нужную характеристику с полным сопротивлением 5 кОм (точнее уже не помню). "Настраивал" по четырём точкам положения, нанося штрихи карандашом или стирая их. Усилитель у меня проработал до середины 90х, пока я не оставил его на Станции Юных Техников, когда сменил работу, дальнейшая его судьба мне не известна.
  15. Nruter
    Цитата: Иван_Похмельев

    Я про это ничего и не спрашивал.
    Резистор пассивного регулятора громкости должен иметь обратно логарифмическую зависимость, т.е. показательную.
    Почему бы не сделать соединение сетки с массой через резистор 100 кОм, а с регулятором уровня сигнала через конденсатор. При этом бы и подкорректировали ещё и АЧХ. Я вот о чем пишу.
  16. Иван_Похмельев
    Цитата: Nruter
    Я про это ничего и не спрашивал.
    Там описан сам принцип изменения характеристики переменника при включении в параллель постоянного резистора.
    Цитата: Nruter
    Безусловно, это классическое решение.
    Цитата: Nruter
    Опять же - классика. Но почему-то Манаков во всех своих усилителях делает именно такой вход, причину он нигде не поясняет.
  17. Иван_Похмельев
    Зависимость К передачи делителя от введённой (считая снизу) части переменного резистора:
  18. ino53
    Цитата: Николай Иванович
    ... До выходного трансформатора имеется гармоника, я так думаю от ИБП порядка 100 кГц. После транса ее нет....

    Значит, ИБП все таки влияет на сигнал, шумит. this В данной схеме индуктивность ТВЗ обрезает шум, в бестрансформаторной схеме шум пошел бы на акустику.
  19. Николай Иванович Автор
    Цитата: ino53
    Цитата: Николай Иванович

    Гармоники не большие, я делал УМЗЧ на ТДА 7294 с таким же ИБП, только с другими параметрами обмортки трансформатора. работает нормально.
  20. ino53
    Немного юмора (без обид!) xaxa
    Что-то не получается текст спрятать, модератор, помогите. this
    Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
    .[/hide]
    1. Korolev
      ino53
      Не верь тем, кто говорит, что не дано людям слышать
      Имеющий Ухо, да услышит! goodgood
  21. R555
    Мне понравилась Ваша работа. Очень внимательно читал, думаю, как будете организовывать питание ламп... Частотку пробовали снимать по приборам ? В лампах я не сомневаюсь, а вот выходные трансы по низам и верхам могут заваливать АЧХ.
    кто не ошибается, тот не делает ничего
  22. Николай Иванович Автор
    Цитата: R555

    В этом проекте две лампы. Накал каждой 6,3 В. Я их включил последовательно и напрямую к выходу электронного трансформатора. Судя по паспорту трансформаторов, что я взял на Исток-2, их диапазон 23 Гц -22кГц. Где то так они работают. Если применить трансы Маранц, можно получить 12-60 кГц. Каждый по 1000 у.е.
  23. Николай Иванович Автор
    Мне понравилась Ваша работа. Очень внимательно читал, думаю, как будете организовывать питание ламп... Частотку пробовали снимать по приборам ? В лампах я не сомневаюсь, а вот выходные трансы по низам и верхам могут заваливать АЧХ.[/quote]
    Кстати, я подробно же описал питание, как накала, так и анода. Если надо, напишу воообще подробно. Нарисую и сфотаю подобное.

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту