Начать, пожалуй, стоит с того, что живя в деревне, огородничаем мы несколько своеобразно. Минималистически. То есть, таким образом, чтобы занимало это, по возможности, немного сил, времени и энергии. «Ленивый огород» - так бы я это назвал. За недавнее время появились несколько огородных «систем» - принципов, призванных повысить эффективность такой работы, да и в глубине веков мелькали непризнанные временем находки. Все это добро разумеется нельзя слепо переносить на свой участок – существуют масса индивидуальных факторов, часто, сводящих на нет все преимущества метода. Так и мы, еще в самом начале нашего внегородского процветания, попробовав то и это, оставили себе несколько хорошо работающих у нас моментов. Ключевой из которых – огородничество в отдельных нешироких и достаточно, друг от друга отстоящих, грядках. Огороженных. В междурядьях – газон. Это дает массу преимуществ, но один, с прискорбием замечу – таки значительный, недостаток – нужно много косить.
Любой пустырь с колючками нетрудно, хотя и долго, превратить в газон по которому приятно ходить босиком. Нужен регулярный покос. Общий принцип – не давать вырастить семена растениям с высоким, грубым деревянистым стеблем, лопухам, репейникам и прочим пустырникам с колючками. Через несколько лет их популяция практически исчезнет оставив место для мягкой невысокой травы. Увы, на своем большом, около 50 соток, участке с изрядно пересеченным рельефом и разбросанными грядками-кустами-деревьями, окашивать даже основные используемые куски – большая забота. В нежаркий и дождливый сезон трава растет особенно быстро и косить приходится по сеансу, а это полный бачок топлива – около 40 минут работы, практически каждый день. Мобильная наплечная бензиновая косилка – чуть не основной летний инструмент для садово-огородных работ.
Анамнез.
Бензокосилка Husqvarna 128 – отличный инструмент. Почти 10 лет эксплуатации подтвердили – надежна, легко заводится, при аккуратной эксплуатации требует самого минимального технического обслуживания. Тем не менее, в конце прошлого сезона начала капризничать – постепенно снизились максимальные обороты и мощность, при работе, в штанге с длинным валом возникает трудно устранимое дребезжание – явный резонанс. В начале этого сезона косилка и вовсе захандрила – обороты совсем упали, работа мотора стала вялая и маломощная, а затем и вовсе двигатель стал глохнуть при нажатии на клавишу газа.
Что потребовалось для работы.
Набор слесарного инструмента, мелочи.
К делу.
Недаром говорил великий и мудрый Абу-Ахмат-ибн-Бей, первый шофёр этой машины: «Учти, Эдик, — говорил он, — один Аллах ведает, куда девается искра у этого недостойного выродка в славной семье двигателей унутреннего изгорания! Да отсохнет его карбюратор во веки веков!»
К/ф "Кавказская пленница".
При плохой работе мотора, стихийные мотористы-любители в один голос утверждают – виноват карбюратор! Как накинуться на него с отверткой, как давай его крутить и регулировать… Изучил доступные руководства по ремонту - в подобных случаях более всего склонны фигурировать несколько мелких причин, суть которых – засорение. Главные подозреваемые - топливный фильтр, сапун на пробке бензобака, свеча зажигания, воздушный фильтр, выхлопная система. К слову, с нее рекомендуют и начать. Карбюратор же, паче народного чаяния, по крайней мере в этой модели, надежный, долговечный и не склонный к засорам и разрегулированию.
Стоит сказать, что выпускная система мотора проектировалась по европейским нормам, строго относящимся к выхлопных газам. Что похвально. В результате, глушитель мотора содержит дополнительные элементы, высокомерно нареченные «катализаторами». Сейчас бы добавили «наноквантовыми». Словом, обычная металлическая сетка на пути выхлопных газов. Разогревается и дополнительно испаряет летучие фракции.

Фото 2. Пациент с оголенным глушителем. Снят защитный пластиковый кожух и козырек для направления потока воздуха.

Фото 4. Сняв жестяной кожух с недлинным, в один поворот, лабиринтиком, обнаруживаем и сетку. Ту самую.
Фото 5. Вид на сетку с обратной стороны. Хорошо видна степень ее засаженности.
Фото 6. Вид сетки на просвет. Пожалуй, около 80% площади проема перекрыто.
Невольно проводишь параллели с печным делом – сильное засаживание дымоходов препятствует нормальному горению. Печи отопительные и отопительно-варочные до такого состояния довести трудно, а вот банные с каменкой прямого нагрева, когда топочные газы проходят непосредственно сквозь насадку из булыжников, к таким неприятностям склонны. Кроме сажи, которая при нормальной топке должна выжигаться, постепенно вниз скатывается и ссыпается мелочь образующаяся от разрушения камней – термоудар здесь, обычное явление. Такая печь, при прочих достоинствах, предполагает регулярную чистку-переборку слабого – узкого места, каменки.
Ряд несознательных граждан, малочувствительных к проблемам загрязнения окружающей среды, предлагает выкинуть эту сеточку к разэтакой матери. Не разделяя их взглядов, однако, эксперимента ради, такой способ опробован. Мотор косилки вернулся к жизни и вообще стал чувствовать себя этаким бодрячком, но уже через несколько израсходованных бензобаков из глушителя начала сочиться смола (Фото 7).
Фото 7. Смола из глушителя без сетки дожигателя.
Таким образом, экологическая сознательность владельца автоматически стимулирована, иначе, - «А у вас вся спина черная… и сегодня не первое апреля!». Засаженную, закоксованную сеточку наверняка можно отмыть в неком ядреном химикате, а лучше и ультразвуковой мойке, например, в крепком водный растворе сильной щелочи. Проще эти наслоения выжечь открытым пламенем и на свежем воздухе.
Фото 8. Грязь с сетки выжег низкотемпературной, пропан-воздушной компактной горелкой. Сетка на кирпичике, операцию удобнее проводить в защищенном от ветра месте, в полумраке. Сетка нагревается до красного каления. После остывания, оставшийся нагар, с металла легко соскребается ножом.
Фото 9. Сетка дожигателя после отжига.
Бензокосилка собрана с очищенной сеткой и показала полную работоспособность. Интересно, что характерное дребезжание-резонанс полностью исчезло и случается только иногда, на мгновение, во время раскрутки вала. Он скорее угадывается, чем ощущается – нормальные холостые обороты мотора и его скорость в работе нормализовались, стали выше.
Фото 10. Восстановленная косилка без кожуха глушителя.
Операцию по выжиганию накопившейся на сетке глушителя грязи, пожалуй, следует включить в ежесезонное ТО, тем более, что процесс несложен и стоит только четверти часа дополнительной возни.
Некоторые мастера имеющие отношение к ремонту бензоинструмента, упоминают о высокой чувствительности косилки этой модели к качеству и состоянию свечи. При этом, могут появиться схожие описанным симптомы.
Подобное и весьма близкое устройство глушителей, очевидно, имеет и другая мототехника этой марки, а значит и аналогичные проблемы, их отражение на работе мотора и способ нейтрализации.
Фото 11. Бензопила этой же марки. Как видно, дожигатель, чуть иной формы, тоже имеется.
Babay Mazay, июнь, 2022 г.
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.