Доброго Всем времени суток!
В этот раз поделюсь самоделкой «Дачное кресло».
Многие из нас помнят, удобную и комфортную мебель времен СССР, диваны, кресла, стулья и т.д. Всё-таки есть в них какая-то своя уютная и домашняя атмосфера. При своих небольших габаритных размерах и простому стилю, во всяком случае, кресло, о котором пойдет речь, очень удобное для отдыха. Прямо запоминающаяся поза, для тела, когда в него садишься (анатомически комфортно). У моего деда с бабушкой, стояли такие кресла.
Для своего личного интереса, решил узнать, где и кто производил данную мягкую мебель, но «погуглив», ни чего толком не нашел, картинок много, а описаний именно по «моей» модели, нет. В основном фирмы и «Авито», с уже отреставрированными экземплярами. Одна статейка по советской мебели, мне лично понравилась, может, кому то тоже «зайдет», но на картинке где «мое» кресло, нет хоть какой-нибудь даты. Наконец то, на 327 странице диссертации Семенова Александра Владимировича, по направлению «ДИЗАЙН МЕБЕЛИ В СССР: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО (1920–1980-е гг.)», на картинке «кресло», дата стоит 1957 год, ее и взял за основу заголовка статьи. Очень много интересных картинок в конце диссертации, а некоторые даже могут подтолкнуть на самоделки. Еще одна ссылка из диссертации направила меня на Национальную Арт галерею, где кресло представлено, на «Выставке советского модернизма 1960-х в галерее «Эритаж».
Дак вот, «загорелся» я мыслью сделать из такого бэушного кресла – кресло дачного типа, для уличного отдыха.
«Мысли материальны». Поздним вечером, ехал я по двору, мимо местной точки по сбору мусора и в свете фар увидел «знакомый силуэт» (в принципе, с этого предложения, статью и нужно было начинать…). Характерные для этой модели кресел «боковушки», ни с чем не перепутаешь. Решил дать «вторую жизнь пациенту» оказавшемуся в горе строительных отходов после ремонта. Утром, получше рассмотрел «трофей» - да, вид печальный, но не критичный, есть с чем работать (котяра тоже оценил). Не хватает передней, нижней поперечины, но каркас с виду показался крепкий. Дальнейшая разборка покажет, что и как.
Это была предыстория, а теперь «Поехали!!!»
Материалы и комплектующие:
- Брусок березовый, для недостающей детали.
- Винт мебельный, 6х90 мм.
- Винт – стяжка М6.
- Гвозди.
- Кресло б/у.
- Конфирматы с ключом.
- Лак высокоглянцевый.
- Лента ременная (Вожжи) х/б 25 мм.
- Рейка строганная цельная 20х40.
- Саморезы, 4,2х16 мм. + 3х40 мм.
- Смола эпоксидная.
Инструменты:
- Дрель + сверла (по этапам работ).
- Диски шлифовальные.
- Карандаш.
- Кисточки малярные.
- Круг лепестковый и пильный.
- Молоток.
- МФУ.
- Нож.
- Отвертка плоская + кусачки.
- Рулетка.
- Стамеска.
- УШМ.
ШАГ 1 Разборка.
«Ломать, не строить». Нашлась крепкая «Совковская» отвертка, ей, разборка частей «Совковского» кресла, прошла без особых усилий. Оригинальные гвоздики от задней, фанерной части сохранились отлично. Я даже помню, в детстве, находил на полу точно такие же, «неведомые мне блестяшки».
Снял обшивку с сиденья и спинки, а так же резиновые «пружины» и поролон. Оставил голый деревянный каркас. Процесс не из приятных, с годами все истлело, свалялось и «засопливелось». Хорошо, что тараканов и другой «живности» внутри не оказалось.
На самом деле, каркас спинки кресла оказался в плачевном состоянии. В основном все бруски были треснутыми, да и сама коробка держалась за счет наклеенной на нее ткани и пробитая, для усиления, гвоздиками. Каркас развалился сам, как только снял обивку.
При помощи «Фикс Прайсовского» ножика и «Волшебных слов», соскребал весь клей с деревянных частей каркаса спинки кресла. Радовало одно, что клей очень сильно высох от времени и неплохо отлетал от дерева, но попотеть всё-таки пришлось.
На одной из треснувшей вдоль, детали заметил странный задир, а на ответной части такого нет. Сделал вывод, что деталь еще на производстве была, треснувшей и ее склеили. Такой вот производственный «косячок» (могу, конечно, ошибаться, но это лично мое мнение). Кстати, с этим сталкиваюсь не впервые, при восстановлении «Радио Ретро» увидел, что низкосортную фанеру, для крепления динамиков, облагораживали на производстве, при помощи наклеенных на оторванные слои шпона, бумажные полоски. Похоже, раньше, для «внутрянки» в дело шло «Все». Но нужно отдать должное – вещи были крепкими и практичными.
Вот такие заготовки, для последующей проклейки получились.
С сидением поступил по описанному выше «сценарию», но намучался я с ним поболее. Резиновые «пружины» были усилены металлическими полосами, какой то лентой, кожзаменителем и все это было проклеено и проколочено гвоздями, в том числе и обивка кресла. Оказалось, что детали для каркаса делали не из цельного дерева, а склеивали из разных частей.
Вот нашлись остатки заводской этикетки «Глав мебель», и какой - то штамп, прочитать, толком который сначала, я не смог. Но если перевернуть фотку, то похоже на слово «ВЫДАЧА». Ваши варианты пишите в комментариях.
Сделал из березового бруска недостающую нижнюю распорку с технологическими отверстиями с торцов, под крепежные мебельные винты. Процесс изготовления расписывать не стал, работы все стандартные.
Будущее «Дачное кресло».
ШАГ 2 Проклейка каркасов.
Нашлась у меня в загашнике, «эпоксидка», аж с конца 2014 года. Но по своему опыту знаю, продукт очень даже сильно не скоропортящийся и даже не представляю, какие процессы должны произойти, что бы смола с отвердителем перестали «работать». Не использовал другие клеи, типа столярных, потому, что конечное изделие, всё-таки будет находиться на улице, а значит, вода попадет по любому. Смолой надежнее.
По пропорциям, сделал замес, банка из-под «Шпрот», оказалась подходящей тарой, и начал склейку расколотых деталей каркаса. Стянул струбцинами склеенные детали, до полного отвердевания смолы, а она «торжественно» это сделала, без проблем и в стандартный срок.
При помощи МФУ, снял остатки заводского клея на шипах деталей.
Второй замес, и быстренько «в темпе вальса», собирал каркас на смолу. Одно неудобство, не застывшая смола «шустрая» и вытекает из всех щелей. Струбцину использовал, для стяжки «контрольного» угла и удержания конструкции в вертикальном положении. Полости по углам, заливал отдельно, подождав, когда смола начинала твердеть.
Последнюю трещину на боковой детали, клеил параллельно с каркасом, т.к. в первом замесе смолы не хватило, а доп замес делать не стал. Подтянул трещину еще одной струбциной. Полезный совет – использовать крышки от ПЭТ бутылок, в качестве прокладки, что бы ни оставалась вмятина на дереве, от прижимной шайбы на винте струбцины.
ШАГ 3 Подготовка деталей к пропитке лаком.
Приготовился еще к одному, неприятному этапу работ – обдирка старого лака и шлифовка деталей кресла. Кстати, на фото видны заготовки еще одной моей самоделки, «Панно из можжевельника», которое я делал параллельно и совместил этапы шлифовки.
Начал зачищать поверхности «боковушек» от старого лака, закруглял углы каркаса сиденья и спинки кресла. Сначала, думал, что старый черный лак будет сходить плохо и оставлять темный фон на дереве, поэтому, хотел покрывать «боковушки» лаком с добавлением черного колера. На самом деле старый лак сходил не очень хорошо, плавился от трения и оставлял разводы. Меняя «наждачки», так как они забивались лаком, добился - таки чистой поверхности и решил «боковушки» оставить светлыми.
На мой взгляд, решение было правильным.
ШАГ 4 Лачим.
Частично собрал каркас, для удобства нанесения лака на детали.
Работу, по покрытию деталей лаком, перенес в домашний спортзал. Он находится в цокольном этаже, там меньше пыли и разных летающих насекомых, в отличии с гаражом и улицей. Опыт лачения в гараже, у меня уже был (самоделка «Стол из станины от швейки»), а так как лак долго сохнущий, то, за заявленные производителем 72 часа, на сохнущую поверхность, что только не «прилетает». Еще момент, столешню лачил маленьким валиком с «щубкой» из искусственного меха, а так как лак густой, то из «шубки» вытягивало волоски, хоть предварительно, я ее и пропылесосил. Это мне потом посоветовали использовать велюровый валик, да было уже поздно. В этот раз лачил простой кисточкой, результат неплохой, единичные выпавшие щетинки убирал пинцетом. Детали покрывал лаком на 2 слоя, с просушкой по 5 дней. Полезный совет - на фото видно, как я использовал силовые кнопки в качестве «ножек», для деталей, покрываемых лаком (краской).
ШАГ 5 Сидушка и подспинник.
«Мягкие» части, решил делать, по такому же принципу, как и у сидушки шезлонга (лента ременная + заготовки из вагонки), делал я ее лет 10 назад и вся конструкция, еще достойно держится. Только на кресло буду использовать ленту ременную + бруски 20Х40 мм.
Просверлил насквозь каркасы, в местах крепления к «боковушкам», чтобы потом стянуть их мебельными винтами, для прочности (в оригинале были специальные большие шурупы). Для усиления каркасов от продольных расколов, применил винты – стяжки, в местах нахождения сквозных отверстий.
Полезный совет – глубину сверления отверстий можно отслеживать по контрольному «флажку» сделанного из изоленты, наклеенной на сверло.
Для начала, натянул на каркасы, как можно туже, ременную ленту. Края ленты, пробил обычными маленькими гвоздиками. «Кошачий контроль», а как без него… На сидение, решил пустить ленты в четыре отрезка, для усиления.
Из погонажа бруска напилил заготовки оснований, длинной 380 мм.
Сделав импровизированный шлифовальный станок из тисков и УШМ, придал профиль заготовкам, превратив их в планки, для оснований спинки и сиденья.
Примерно разложил планки.
По «старой схеме», все планки под лак. Использовал силовые кнопки и канцелярские скрепки в качестве «вешалок». Лак старался «растягивать» снизу – вверх, держа планку за «вешалку» и упирая ее в стол. Развесил планки для просушки.
Все не давали мне покоя отверстия в раме спинки, через которые она крепится к подлокотникам, уж очень близко к краю они просверлены. Всего скорее, из за этого рама и раскололась изначально, вся нагрузка спинки, идет на данное соединение. Решил залить отверстия «эпоксидкой», а при сборке пересверлить отверстия рядом, подальше от края.
Полезный совет – очень удобно использовать обрезанный одноразовый стаканчик, для замеса «эпоксидки» и последующей заливки в маленькие отверстия. Отверстия заклеивать с одной стороны изолентой, крест - накрест, она потом от смолы хорошо отклеивается и герметично закрывает отверстие от протечек.
Собрал «урожай» с веревок. На время соединил сиденье со спинкой, разложил планки и крайние (стартовые), закрепил, саморезами насквозь, к рамам. На нижней части рамы спинки, саморезы будут усилением от продольного раскола бруска, в месте шкантового соединения. Все планки закрепил на ленту, при помощи саморезов с прессшайбой.
ШАГ 6 Окончательная сборка.
Окончательно собрал все детали воедино. В местах крепления боковушек и поперечины рамы сидения, закрутил конфирматы, заменив оригинальные спец. шурупы. Покрыл еще раз лаком уже собранное кресло.
Приятные ощущения.
Все, «Готова красота!!!»
P.S. Дааа, основательно повозился я с этим креслом, но, оно того стоило. Как всегда, все старался делать так, чтобы «Радовало глаз». Делай красиво, а некрасиво и так получится. Дело мастера боится, а иной мастер – дела…
УДАЧИ!!!