С детьми лучше и интереснее всего дружить. В отличии от традиционного авторитарного стиля воспитания такой требует много больше возни и времени, работы над собой, но оно того стоит, да и много приятнее. Важный при этом момент – организация совместного времяпровождения. Да, сегодня ребенка нелегко оторвать от смартфона, но пытаться это делать нужно. Любое приятное воспоминание о детских временах – монетка в копилку для будущих душевных добродетелей маленького человека. Опять же вместе, родители, что характерно, добирают того с чем не доиграли в детстве сами. И все формальности соблюдены – занимаюсь мол, с ребенком.
Бум, бум, бах!
Бочка-бочка-хэнк!
Ноты у барабанщика.
Музыкальные инструменты, сами по себе благодарная и крайне интересная точка для приложения ручного творческого зуда. Кроме того, существует целый ряд музыкальных инструментов для лентяев – не требующие нотных знаний и великой практики, инструменты отряда «перкуссия» - издающие относительно несложные звуки вроде стука, шелеста, пощелкиваний, звона и всего подобного. Несложные барабаны сюда относятся тоже, хотя они как раз требуют массы практики. Многие из этих инструментов не сольные и предназначены для украшения деталями основной мелодии, зато часто имеют весьма экзотический вид и историю, а в нашем случае еще и интригующее «двойное назначение».
Посох дождя, палка дождя, рэйн стикс – шумовой перкуссионный инструмент родиной из Чили и Перу - все вот эти потомки Майя. Примечательно, что изначально он был прибором ни разу не музыкальным, но сугубо магическим, а это уж потом, в нашей современности народ деградировал до его применения в этнической музыке. Как бы то ни было, сегодня это специфическая разновидность музыкальной погремушки, звук которой действительно напоминает звук капель сильного дождя. Игрушка чудо как хороша для практического занятия с ребенком – простые, более-менее естественные материалы. Не опасные, не токсичные. Результат яркий и шумный.
Что потребовалось для работы.
Кроме материалов, использовался набор инструментов для настольной работы с бумагой и картоном, пригодились кусачки, наждачная бумага со средним зерном, кусочек нетонкой фанеры и лобзик по дереву с принадлежностями. ЛКМ, мелочи.
К делу.
Фото 2. Ждущая своего часа «аутентичная» заготовка. Борщевик. Неправильные отверстия можно заделать подогнанным кусочком дерева и залить самодельным сургучом.
Традиционно, волшебную палку дождя делали из прямого стебля высушенного кактуса, засыпая в опустевшую середину горсть семян. Переворачиваешь стебель и семена с шумом осыпаются вниз. А чтобы делали они это медленнее и больше шумели, в стебель снаружи втыкали обрезанные иголки этого же кактуса. В наших палестинах более-менее аутентичной заменой будет только сухой борщевик (Фото 2), но для упрощенного варианта хорошо подойдет и картонная трубка от рулонов с пленкой или тканью (Фото 3).
Фото 3. Кусок картонной трубки – катушка от рулона. Ровные стенки легко обрабатывать и отделывать, кроме того, следы от спиральной навивки бумажной ленты служат хорошим ориентиром при разметке мест для кактусовых колючек.
Фото 4. Помянутые спиральные следы. Очень облегчают дело, но если на заготовке их нет придется воспользоваться нетолстой веревочкой – навить с более-менее постоянным шагом и обрисовать карандашиком. Спиральную линию следует однообразно разметить с линейкой, скажем, сделать метки через каждые полтора-два сантиметра.
Фото 5. Наша трубка не чета кактусу, ее картонные стенки довольно твердые. Отверстие для каждой иголки придется проколоть шилом, но не слишком большое, чтобы те более-менее плотно держались. Справа на фото – наши «иголки от кактуса».
Фото 6. Зубочистки достаточно длинные, чтобы их с лишком хватило от стенки до стенки и это хо-ро-шо! – лучше будут держаться. Получился натуральный игрушечный моргенштерн – утренняя, понимаешь, звезда. Можно ходить в рукопашную на кукол.
Фото 7. Вид на препятствия внутри. Какая-то радиолярия. Все таки любая структурированная система имеет известное очарование.
Фото 8. Перекуем мечи на орала – волшебными кусачками пооткусываем всё острое. Старые добрые бокорезы с победитовыми лезвиями делают это с легкостью и удовольствием, аккуратно, без усилий и почти заподлицо.
Фото 9. И все таки картонная трубка не деревяшка, а зубочистки не гвозди. Поразмыслив, мы решили их по возможности закрепить – вклеить. Применили средней густоты ПВА – тщательно промазали снаружи весь корпус нашего посоха, дали высохнуть, зашкурили средней наждачкой. А после еще разок.
Фото 10. Готовая поверхность корпуса с перегородками. «Под отделку». Уже загрунтованная.
Фото 11. Сложный момент – торцевые затычки. Здесь мы их выпилили из кусочка нетонкой фанеры лобзиком по дереву и довели на брусочке оклеенном наждачной бумагой. Торцы сделали чуть конусными и заглушки у нас вставали на место впритирку, как пробки. Одну мы сразу вклеили ПВА и высушили, вторую вставили пока так. На сухую.
Захватывающий момент - когда вся эта предварительная возня начинает взаправду работать. Внутрь помещаем немного крупы или просто мелких предметов – бусин, бисера, пуговиц или чего то в этом роде. Хороши семечки, только нужно подобрать крепкие, чтобы не разбивались и не ломались внутри и не слишком крупные, чтобы не застревали между перегородками. Пожалуй, хороши семена акации или арбуза. Традиционно, в пустых музыкальных шумелках вроде шейкера или маракасов используют рис. Экспериментально подобрать состав и количество засыпки. И к черту дождь, просто – нравится - не нравится, хотя, все равно будет хоть немного похоже.
Вклеили вторую пробку.
Самое сложное – отделка. Тут мы натурально встали в тупик. Первый вариант – покрасили акриловой краской. Строительной с добавлением пигмента и попробовали красочно оформить наш посох этакими туземными орнаментами. Теми же пигментами.
Фото 12. Первый незаконченный вариант оформления. Как то криво все…
И ведь в доме целых два художника, но отбрыкивались так усердно, что пришлось взять дело в свои руки. К счастью, кроме непосредственно рисования, здесь можно применить и целую кучу упрощенных техник оформления, кои в ходу у любителей самодельных открыток и прочего подобного. Например, самодельные или фабричные штампики или просто оклеить цветной бумагой. Но – Перу так Перу! Порывшись в сети вытащил несколько ихних традиционных орнаментов из них выбрал понравившийся – имитация вышивки. Картинка даром что с водяными знаками, на фоне этой пестроты их практически незаметно. Распечатал изображение на нетолстой фотобумаге в хорошем качестве.
Фото 13. Очень полезный инструмент – обойный рифленый ролик для прикатывания влажных краев бумаги. При этом меньше видно белые торцы, хотя есть еще способ расслоить отпечаток скотчем сделав его тоньше.
Фото 14. Отметил на палке карандашиком середину, разрезал острым ножом под линейку картинку на полосы и стал порциями симметрично наклеивать.
Фото 15. Оклеил в несколько приемов средние части половин полосами, середину и окончание кольцами. Для торцов распечатал аналогичный узор с кругляшами в нужном масштабе, вырезал их маникюрными ножницами и прилепил.
Фото 16. Хорошенько просушил свою музыку и закрепил бумажный рисунок мебельным лаком. Финский «Яло» чудо как хорош – матовый, чуть желтоватого приятного оттенка, поверхность напоминает вощеное дерево. На фото – подвес для сушки - саморез в просверленном в одной из заглушек некрупном отверстии. На нем проволочный крючок. После отделки лаком отверстие заделал и замаскировал каплей краски.
P. S.
Пара слов в защиту перкуссии. Часто эти инструменты именно шумелки-звенелки-бренчалки, но сюда же относятся и например, целый рой «ручных» разнокалиберных «этнических» барабанов, ноты у которых, таки есть. Точнее, специальная запись ритма. Обращение с такими инструментами – настоящее искусство, да вот не угодно ли – дарбук, он же – табла. Ах, ах, песня моя не спетая… Неподражаемый тов. Ахмет сыграет нам старый добрый «Максум», но боже мой, в каком виде! Настоящий виртуоз.
Babay Mazay, декабрь, 2022 г.