После успешного выступления нашей команды на соревнованиях настало время для подведения итогов. Первый вариант пилотажной модели получился в целом удачный. Но нет предела совершенству. Были выявлены некоторые упущения в конструкции. Что привело к трудностям в эксплуатации и управлению в полете.
Для начала нужно немного переделать фюзеляж.
Первое, очень маленький внутренний объем корпуса затруднял установку оборудования. И в частности установку аккумулятора. Который пришлось монтировать в верхней части носика. Что привело к трудностям не только эксплуатации, но и управлению в полете. Была нарушена балансировка модели. Такое спорное решение принимали вынуждено. Поскольку исполнение стенок фюзеляжа из утеплителя привело к утолщению из соображений прочности. Фюзеляж оригинала выполнен из бальзы фанеры и реек. Что не только увеличило внутренне пространство комфортное для размещения оборудования, но и повысило прочность.
Нужно увеличить внутренний объем. Прибавить прочности. Разместить аккумулятор в нужном для правильной развесовке месте.
На горизонтальном станке с применением нихромовой струны, нарезаю заготовки стенок фюзеляжа. Немного уменьшаю толщину с 12 мм до 7мм. При помощи карандаша и линейки размечаю заготовки нового фюзеляжа. Разрезаю канцелярским ножом с выдвижным лезвием. Заготовки слегка увеличенного размера готовы. Но в этом случае не увлекался увеличением размеров. Заранее просчитал габариты всего оборудования, которое необходимо установить внутри корпуса. Мотора, регулятора, аккумулятора, приемника. Старался, чтобы и место было, и лишнего не было.
Поскольку тонкие стенки фюзеляжа несут значительные нагрузки, укрепляю стенки горизонтальными рейками размером 10х4мм. Которые идут по всему фюзеляжу от носа до хвоста. В носовой части они входят в сцепление с моторамой. Которую устанавливаю в носовой части, скрепляя с бортами и рейками усиления. Также для увеличения прочности на кручение устанавливаю несколько переборок с отверстиями для протягивания проводов управления на сервоприводы руля высоты и руля направления.
Сверху на корпус устанавливаю гаргрот из шарикового пенопласта. Который достаточно прочный и легкий. После прорезания отверстия под установку фонаря, обтягиваю фюзеляж упаковочным скотчем разных цветов, что значительно повышает читаемость модели при пилотаже.
Фонарь кабины это чисто декоративный элемент. Но без него самолетик совершенно не смотрится. Поэтому кабине быть. Само остекление осаждаю из пластиковой бутылки на болванке при помощи строительного фена. Все нагреваю до температуры в 190 градусов. Главное не перегреть в этой процедуре. Иначе пластик становится белым или вообще образуются отверстия. Рамку фонаря выпиливаю из тонкой фанеры, максимально облегчая вырезами. Примериваю на корпус. Все подошло хорошо. Рамки выполняю из полосок черного скотча. Придаю изделию окончательный вариант оформления.
В связи с некоторым увеличением внешнего сечения фюзеляжа, старый вариант капота уже не подойдет. Не беда, у нас есть в наличии различные варианты. Осаждаю капот из бутылки на оправке. Но в этом варианте что то пошло не так. Не мог нормально сформировать носовую часть капота. Поскольку в этом месте осаждать материал пришлось весьма значительно. Подошел только второй вариант. Но справился. Капот готов. Обрезаю по контуру. И примериваю на носовую часть фюзеляжа.
После примерок нужно определить габариты моторамы, учитываю длину мотора. Привожу пробные примерки. Имея в наличии мотор и регулятор.
Размеры определены. Размечаю нужные элементы на 3 мм шлифованной фанере.
Совет в тему. Все элементы с взаимным проникновением деталей лучше расчерчивать на одной заготовке. Тогда совпадение будет хорошее. После бодро выпиливаю квадратики и прямоугольники с зубчиками.
Предварительно собираю конструкцию «насухо», без клея. Все хорошо держится.
Склеиваю на ПУР 501. Стягиваю резинками. Все бодро склеивается.
Следующим этапом моей «разрушительной» деятельности будет изготовление стоек шасси и укрепление колесиков. В качестве основного элемента выступают дужки от пластиковых ведер. В достаточно большом количестве. Некоторое время назад к нам обратились дети из студии ручного творчества. Они увлекаются плетением. И красиво оплетают ротангом ведерки, делая из них кашпо для цветов. Мы взялись помочь, отпилить дужки. И в качестве приза ручки остались у нас. Так вот, данные прутики диаметром в 4 и 5 мм отлично подходят для шасси. Достаточно прочные и как не странно мягкие. При жесткой посадке сгибаются и частично спасают фюзеляж от крупных поломок. После просто ставим руками в нужное положение и опять можно лететь.
Выбираю нужный размер ручки, в тисках сгибаю конструкцию в букву «ЗЮ».
На кончиках будущих стоек шасси нарезаю резьбу для гаек фиксации колес.
Стойки шасси будут закреплены на нижнюю часть моторамы. На выпиленной заготовке размечаю положение согнутой стойки. Выпиливаю и начинаю соединять детали вместе при помощи клея ПВА и болтиков с гаечками. Шляпки, которых утапливаю заподлицо в фанеру.
Моторама с укрепленными стойками шасси склеена. Пока сохнет нужно припаять на прутики шайбы. Фиксации колес. В куске толстой фанеры сверлю отверстие строго вертикально. На стойку шасси одеваю шайбу. Запаиваю соединение оловом, применяю кислоту и мощный паяльник. После завершения процесса промываю пайку водой с содой.
И тут подкралось…
Забыл вырезать отверстия в мотораме. Пока пыхтел со склейкой и установкой шасси, не замечал, что нет отверстий. Так у нас Барабаша балуется. Были случаи когда искал отвертку в моделке с течении получаса. Она покойно лежала на столе перед носом.
Данную проблему ликвидировал реноватором. Хорошая такая штука. Только звук противный очень.
Колеса установлены на мотораму вместе с шассе закрепляю в носовой части фюзеляжа.
Прикручиваю на нужное место мотор. Примеряю капот.
Для крепления капота в боковых поверхностях фюзеляжа вырезаю места установки фанеры. Использую самодельный резак из нихромовой проволоки. Подогнав по месту.
Приклеиваю фанерки.
После высыхания титана закрепляю в нужном положении капот, размечаю центры отверстий. Капот крепится на 4 шурупа по дереву 2,5х10мм.
С капотом все. Перехожу к изготовлению руля высоты и руля направления. Конструкция из пенопласта и использованием реек для укрепления конструкции. Подвижные части навешиваю на самодельные пластиковые петли. Для дополнительной прочности оклеиваю цветным упаковочным скотчем.
Устанавливаю хвостовое оперение на фюзеляж.
Хвостовое колесико в данном случае будет исполнено не поворотное. Размеры модели небольшие и такой прием не нужен. Сгибаю проволоку в нужное положение. Саму стойку заклеиваю между двумя полосками фанеры на ПВА и зажимаю до полного высыхания.
В нижней части фюзеляжа отрезаю кусок пенопласта по размеру. Приклеиваю на пул колесико и сверху крышечку. Все стало красиво и прочно.
Капот снимаю и оклеиваю черным скотчем. Так же оформляю переднюю часть фюзеляжа. Мне нужно полностью собрать эту деталь и установить аккумуляторы. Чтобы определить центр тяжести для расчета места установки крыльев.
В наличии есть такие небольшие аккумуляторы. Поскольку пилотаж длится примерно 4-5 минут, их вполне хватает. Даже если все время летать в положении «тапок в пол». Лишний вес мне не к чему. АКБ еще не пользованы и находятся в состоянии хранения.
После долгих совещаний и споров решили, изменит профиль крыла. На ПК в программе профили вычерчиваем крылья. Сразу будем резать все канавки усиления и закладки. Станок справился отлично с первого захода. Наши файлы прошли без ошибки и парочка крыльев готова.
Отрезаю элероны, приклеиваю рейки усиления, оклеиваю крылья цветным упаковочным скотчем. Между собой они будут соединяться на алюминиевой трубе. Прикидываю момент соединения. Нихромовой проволокой прорезаю колодцы установки сервоприводов. Вклеиваю рамки.
Делаю шаблон для изготовления накладок из 4 мм фанеры на торцы крыльев. Выпиливаю накладки, сразу прорезаю отверстия для стыковочной трубы и проводов управления сервоприводами.
Устанавливаю сервоприводы, кабанчики и тяги. Управление готово можно работать дальше.
Определяю центр тяжести оснащенного фюзеляжа. Размечаю положение крыльев.
Прорезаю отверстия фиксации крыльев и проводов управления.
Аккумуляторы встали в нужное место. Есть возможность подвигать их для корректировки центра тяжести.
Самолетик готов к испытательным полетам.
Наш юный пилот отлично выступил на соревнованиях.