Добавляйте самоделоки - получайте оплату

*кликни за подробностями

Модель самолета Ryan STA

Модель самолета Ryan STA

Данная статья подробно описывает процесс изготовления модели американского самолета Ryan STA Special Super 200 из депрона, потолочки, бамбуковых палочек и деревянных линеек. Может показаться, что данная модель по сложности изготовления больше подойдет опытным моделистам, но на самом деле это будет не намного сложней изготовления любого другого тренера из потолочки. Только может занять чуть больше времени. Ну, и может разбить его будет жалко, но об этом лучше не думать.

Материалы:
- Потолочная плитка
- Депрон (подложка под ламинат)
- Пеноплекс
- Фанера 3 мм
- Деревянные линейки
- Бамбуковые палочки
- Скотч разноцветный
- Пластырь
- Стальная проволока и пруты
- Пружинки от шариковых ручек
- Нитки
- Акриловые краски
- Болты и гайки (резьба М3)

Инструменты:
- Резак
- Лобзик
- Ножницы
- Маркер
- Линейка
- Угольник
- Наждачка
- Надфили
- Термопистолет
- Дремель
- Дрель и сверла
- Клеи (ПВА, потолочный, эпоксидный)
- Тонкая трубка
- Утюг
- Булавки

Электроника (ссылки ведут на магазин Паркфлаер)
- Мотор - ссылка или другой с тягой больше 1 кг
- Регулятор - ссылка (в зависимости от двигателя и аккумулятора)
- Сервоприводы - ссылка (6 штук если делать закрылки или 4 штуки если делать без них)
- Аккумуляторы - ссылка или аналоги
- Пропеллеры - ссылка или аналоги
- Кок - ссылка
- Удлинители - ссылка
- Фиксаторы тяг - ссылка
- Аппаратура - ссылка или любая другая на 5 и более каналов

Шаг 1. Чертеж и шаблоны

Чертеж
Чертеж модели в формате PNG в трех проекциях. По нему с помощью линейки, калькулятора и простой пропорции можно подготовить шаблоны под любой размер. Я решил остановиться на модели с размахом крыла 1300 мм.
Модель самолета Ryan STA

Поскольку не стремился к идеальной копийности, сразу решил убрать некоторые детали (например, многочисленные растяжки) и упростить форму фюзеляжа.
В результате, шаблоны шпангоутов сделаны в Excel, - это эллипсы с заданными размерами.
Модель самолета Ryan STA

Модель самолета Ryan STA

Шаблоны законцовок крыла, стабилизатора, киля, рулей и обтекателей колес рисовал прямо на ватмане. Размеры можно увидеть на фото.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA


Шаг 2. Изготовление фюзеляжа

Данный шаг условно можно разделить на две части: до изготовления крыла и хвостового оперения и после. Но весь процесс я решил разместить в одном шаге.

Итак, чертим на листе потолочки по шаблонам шпангоуты.
Модель самолета Ryan STA

Вырезаем и склеиваем их попарно, чтобы получились шпангоуты из двойного слоя потолочки и делаем по центру отверстия для трубки-стапеля.
Модель самолета Ryan STA

Из фанеры 3 мм выпиливаем лобзиком 0-й и 4-й шпангоуты. На нулевом будет закреплен мотор, на четвертом – крыло. К четвертому шпангоуту приклеиваем на ПВА прямоугольную площадку-утолщение. Кроме того, сверлим дополнительные отверстия для проводов.
Модель самолета Ryan STA

Насаживаем шпангоуты по порядку на трубку-стапель. Отверстия делаем перьевым сверлом в фанерных и трубочкой от ниток в пенопластовых.
Модель самолета Ryan STA

Фиксируем шпангоуты на трубке прищепками и начинаем вклеивать стрингеры из линеек и бамбуковых палочек. В фанерных шпангоутах вырезы под стрингеры делаем лобзиком, а в потолочных – надфилем.
Модель самолета Ryan STA

Вклеиваем верхний стрингер.
Модель самолета Ryan STA

Вклеиваем боковые стрингеры.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA

Переходим к хвостовой части.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA

После того как вклеены все стрингеры и клей высох, приступаем к изготовлению моторного отсека.
Для этого вклеиваем дополнительные стрингеры между 1-м и 3-м шпангоутами на 2 мм выше основных стрингеров. Кроме того, данные стрингеры к 1-му и 3-му шпангоутам должны приклеиваться на половину ширины.
Модель самолета Ryan STA

Лобзиком аккуратно выпиливаем каркас будущей крышки.
Модель самолета Ryan STA

Из потолочной плитки делаем коробочку-мотоотсек, вырезаем из 2-го шпангоута прямоугольник и вклеиваем эту коробочку туда. Вставляем каркас крышки и временно фиксируем кусочками изоленты.
Модель самолета Ryan STA

Из двойного слоя потолочки вырезаем площадку для хвостовых сервоприводов и вклеиваем между 5-м и 6-м шпангоутами. Сервоприводы можно вклеить на данном шаге – так удобней протягивать провода к моторному отсеку. Но провода лучше зафиксировать в мотоотсеке изолентой.
Модель самолета Ryan STA

Прикручиваем болтами с гайками к 0-му шпангоуту крестовину крепления двигателя.
Модель самолета Ryan STA

И заливаем гайки эпоксидкой-пятиминуткой.
Модель самолета Ryan STA

Так же на эпоксидку вклеиваем в хвостовую часть боудены из трубочек от воздушных шариков.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA

Чтобы потом не мучиться со спицами и крюками, рекомендую до обшивки фюзеляжа протянуть Y-кабели и удлинители от места крепления крыла до мотоотсека.

Все, каркас фюзеляжа готов, можно приступать к обшивке депроном. Проще это сделать в два этапа, обшив сначала переднюю часть (до сужения) и хвостовую (сужающуюся).

Для этого берем лист депрона и с обратной стороны вдоль всего листа продавливаем линии столовой вилкой. Затем мажем потолочным клеем верхний стрингер от 0-го до 6-го шпангоутов, включая крышку мотоотсека, приклеиваем к депрону и оставляем до полного высыхания.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA

После высыхания клея делаем в районе краев крышки сквозные надрезы, чтобы потом было проще найти крышку, либо отмеряем линейкой.
Затем намазываем все шпангоуты и стрингеры клеем и аккуратно начинаем загибать депрон. Если все делать аккуратно и не торопясь – обшивка ломаться не будет. Концы обшивки фиксируем пластырем или изолентой.
Модель самолета Ryan STA

Хвостовую часть обшивать удобней, изготовив предварительно шаблон из бумаги.
Модель самолета Ryan STA

После вырезания половинок хвостовой обшивки повторяем процедуру с вилкой и приклеиваем, фиксируя все пластырем.
Модель самолета Ryan STA

Пока сохнет обшивка, переходим к изготовлению шпингалетов для крышки моторного отсека.
Вырезаем из линейки и бамбуковой палочки детали шпингалета и склеиваем клеем ПВА. Стык обматываем нитками на клее.
Модель самолета Ryan STA

Склеиваем рамку шпингалета.
Модель самолета Ryan STA

Надеваем пружинку на шпингалет, вставляем в рамку и заклеиваем последнюю часть рамки.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA

Крышку мотоотсека вырезаем резаком, делаем две прорези для ручек шпингалетов и вклеиваем шпингалеты термоклеем.
Модель самолета Ryan STA


Дальнейшее по идее нужно делать, когда уже сделаны крыло и хвостовое оперение, но поскольку все это относится к фюзеляжу, - будет рассмотрено на данном шаге.

Площадка под саморез, к которому будет прикручиваться задняя часть крыла, делается из бруска пеноплекса и кусочка фанеры с небольшими «клыками».
Модель самолета Ryan STA

Приклеивается она к пятому шпангоуту уже после вырезания места под крыло.
Модель самолета Ryan STA

В хвостовой части делаем вырез под стабилизатор – над центральным стрингером.
Модель самолета Ryan STA

Из пеноплекса вырезаем концевую часть фюзеляжа – конус.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA

Наждачкой придаем ему окончательную форму и дремелем делаем внутри выемку под кабанчики рулей.
Модель самолета Ryan STA

Красим конус в цвета руля направления акриловыми красками.
Модель самолета Ryan STA


О том, как сделать капот я уже рассказывал в этой статье: Капоты и фонари для авиамоделей из колготок и эпоксидки

Покрасить капот я решил в цвет фюзеляжа – серой краской из баллончика, но можно и маркером.
Модель самолета Ryan STA

В носовой части фюзеляжа вырезаем в районе стрингеров небольшие прямоугольники и вклеиваем туда кусочки фанеры. Это будут места для вкручивания саморезов, фиксирующих капот.
Модель самолета Ryan STA


Пилот и его место будут выполнять так же функцию крышки отсека с сервоприводами хвоста.
Для начала вырезаем по круглому шаблону отверстие над сервоприводами (между 5 и 6 шпангоутами).
Модель самолета Ryan STA

Вырезаем детали крышки.
Модель самолета Ryan STA

Склеиваем половинки будущей крышки.
Модель самолета Ryan STA

Из пеноплекса вырезаем заготовку фигурки пилота
Модель самолета Ryan STA

И обрабатываем ее ножом и наждачкой.
Модель самолета Ryan STA

Обрезаем половинки по форме отверстия и склеиваем их, разместив между ними кусочек депрона.
Модель самолета Ryan STA

После высыхания клея отрезаем лишнее и делаем в пилоте вырез.
Модель самолета Ryan STA

Приклеиваем пилота и спинку кресла за спиной. На данной фотографии так же виден принцип крепления крышки - сквозь всего пилота и через отверстие в стрингере проходит болт, на который на другом плече пилота накручивается гайка.
Модель самолета Ryan STA

После закрепления пилота и крышки обрабатываем края наждачкой, чтобы сравнять их с обшивкой фюзеляжа. Затем красим пилота и кресло акриловыми красками. Нос пилота - из булавки.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA

Модель самолета Ryan STA

Подголовник делаем из бруска пеноплекса.
Модель самолета Ryan STA

Сначала вырезаем заготовку ножом
Модель самолета Ryan STA

Затем ошкуриваем и приклеиваем за кабиной.
Модель самолета Ryan STA


Фюзеляж решил обклеить металлическим скотчем. Начинать лучше с хвостовой части.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA


Ветровое стекло по шаблону вырезаем из пластиковой бутылки.
Модель самолета Ryan STA

Затем зачищаем нижний край с двух сторон наждачкой и вклеиваем на эпоксидный клей в предварительно сделанную прорезь в фюзеляже.
Модель самолета Ryan STA

Можно окончательно прикручивать летчика.
Модель самолета Ryan STA


Шаг 3. Изготовление крыла

Крыло на данной модели будет цельным, кроме того к нему будут приделаны стойки шасси. Мне автомобиль позволяет такое перевозить, но при желании Вы можете сделать крыло разборным. Профиль – плоско-выпуклый.

Вырезаем шаблоны нервюр из бумаги (я их размножил на ксероксе).
Модель самолета Ryan STA

Приклеиваем их к листу потолочки.
Модель самолета Ryan STA

Вырезаем резаком.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA

Лонжерон из деревянной линейки.
Модель самолета Ryan STA

Центральную часть делаем тоже из линейки по шаблону.
Модель самолета Ryan STA

Модель самолета Ryan STA

Склеиваем лонжерон клеем ПВА.
Модель самолета Ryan STA

На следующих фото примерка лонжерона и принцип крепления в целом (на болт).
Модель самолета Ryan STA

Модель самолета Ryan STA

На листе депрона размечаем маркером консоли крыла, чертим линию лонжерона, закрылки, элероны и отрисовываем по шаблону законцовки.
Модель самолета Ryan STA

Из потолочки вырезаем лонжероны.
Модель самолета Ryan STA

Приклеиваем лонжероны из потолочки к нижней части и делаем надрезы, которые будут разделять закрылки и элероны.
Модель самолета Ryan STA

Приклеиваем первые нервюры.
Модель самолета Ryan STA

Остальные нервюры разрезаем на носовые и хвостовые части и приклеиваем.
Модель самолета Ryan STA

Аналогично делаем вторую консоль.
Модель самолета Ryan STA

Вооружаемся терпением и вклеиваем между нервюрами еще один лонжерон, он же будет границей между крылом и элеронами и закрылками.
Модель самолета Ryan STA

Вклеиваем передние кромки закрылок и элеронов. Бумажки вставлял, чтобы потом было проще вырезать.
Модель самолета Ryan STA

Примеряем консоли крыла к фюзеляжу.
Модель самолета Ryan STA

Ближе к центру крыла вклеиваем нервюры из фанеры 3 мм и небольшие фанерные площадки (это силовой элемент под стойки шасси)
Модель самолета Ryan STA

Вклеиваем лонжерон из линейки.
Модель самолета Ryan STA

Стойка шасси из толстого стального прута. Принцип крепления постарался изобразить на фото.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA

Обе стойки заливаем внутри крыла эпоксидкой.
Модель самолета Ryan STA

Приступаем к сервоприводам.
Делаем для них посадочные площадки из потолочки.
Модель самолета Ryan STA

Вклеиваем в эти площадки сервоприводы термоклеем, и все вместе на потолочный клей между нервюрами.
Модель самолета Ryan STA

Провода протягиваем через небольшие углубления в нервюрах и фиксируем термоклеем.
Вырезаем из депрона верхние части обшивки крыла, вырезаем в них лючки для сервоприводов и продавливаем с обратной стороны вилкой полосы в районе передней кромки.
Модель самолета Ryan STA

Снаружи приклеиваем полоску скотча, чтобы не сломать депрон в процессе загибания.
Модель самолета Ryan STA

Намазываем лонжерон и заднюю часть нервюр клеем и заклеиваем верх. Фиксируем изолентой и прищепками.
Модель самолета Ryan STA

После высыхания клея приклеиваем переднюю кромку и фиксируем скотчем по всей длине.
Модель самолета Ryan STA

Заклеиваем законцовки крыла.
Модель самолета Ryan STA

Обрезаем лишний депрон на законцовках, зашкуриваем и вырезаем элероны и закрылки.
Модель самолета Ryan STA

Ножом и наждачкой обрабатываем элероны и закрылки, сточив их под углом 45 градусов.
Модель самолета Ryan STA

Прикручиваем крыло к фюзеляжу, предварительно сделав в фюзеляже отверстие, и приклеиваем зализы из полосок потолочной плитки.
Модель самолета Ryan STA

Внутри крыла приклеиваем за лонжероном на стык пластину из потолочки и кусок пластиковой карты под будущий саморез. Перед лонжероном - кусок картона.
Модель самолета Ryan STA

Обклеиваем крыло скотчем, сажая на него же элероны и закрылки.
Модель самолета Ryan STA

Низ крыла (для хорошей читаемости модели в воздухе) украшаем полосками черного скотча.
Модель самолета Ryan STA

Зализы красим акриловой краской.
Модель самолета Ryan STA

Кабанчики самодельные, из строительного уголка.
Модель самолета Ryan STA

Тяги из стальной проволоки, крепятся фиксаторами.
Модель самолета Ryan STA


Шаг 4. Изготовление хвостового оперения

Вырезаем из депрона и потолочки по шаблонам детали стабилизатора и руля высоты.
Модель самолета Ryan STA

И вклеиваем в них для усиления бамбуковые палочки (согнуть их можно над плитой).
Модель самолета Ryan STA

Петли делаем по самому проверенному способу – кусочки линейки и нитки.
Модель самолета Ryan STA

Вклеиваем петли на эпоксидный клей.
Модель самолета Ryan STA

Стабилизатор готов
Модель самолета Ryan STA

Из проволоки выгибаем кабанчик руля высоты.
Модель самолета Ryan STA

Вклеиваем его на эпоксидке.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA

Аналогично делаем киль и руль направления, только сразу в процессе склеивания половинок добавляем между ними кабанчик из стального прута, который на одном конце расплющен и просверлен.
Модель самолета Ryan STA

Модель самолета Ryan STA

Модель самолета Ryan STA

Для более надежной фиксации и примерок киля вклеиваем в него зубочистки.
Модель самолета Ryan STA

Обклеиваем стабилизатор скотчем.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA

Обклеиваем киль и руль направления.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA

Тяги из бамбуковых палочек. Если не хватает длины, склеиваем «на ус». На концах бамбучин нитками с клеем – кусочки стальной проволоки.
Модель самолета Ryan STA


Шаг 5. Изготовление шасси

Модель самолета Ryan STA


Про изготовление колес для авиамоделей есть статья: Самодельные колеса и шасси для авиамоделей

Кроме того, была еще статья про изготовление обтекателей: Обтекатели колес для авиамоделей

На данной модели ничего принципиально нового нет, все полностью повторяет те статьи.

Заднее шасси тоже сделано по тем статьям и будет не поворачивающимся.
Модель самолета Ryan STA
Модель самолета Ryan STA


Шаг 5. Сборка модели и последние детали

Перед вклеиванием хвостового оперения закрепляем хвостовые тяги фиксаторами в качалках сервоприводов. Затем вклеиваем стабилизатор.
Модель самолета Ryan STA

После высыхания клея (если раньше, можно случайно перекосить стабилизатор) вклеиваем киль.
Модель самолета Ryan STA

Ждем высыхания клея, затем закрепляем тяги в кабанчиках руля высоты и руля направления.
Теперь можно приклеивать хвостовой конус.
Модель самолета Ryan STA

Прикручиваем крыло к фюзеляжу.
Модель самолета Ryan STA

На концы крыла приклеиваем украшения.
Модель самолета Ryan STA

На боковины фюзеляжа приклеиваем номер (все украшения распечатываем на принтере).
Модель самолета Ryan STA

Укладываем электронику внутрь.
Модель самолета Ryan STA

Закрываем крышку. Все, модель готова!
Модель самолета Ryan STA

Видео облета и полета.
На улице было ветренно, что сильно мешало, но с нескольких попыток и настроек добились устойчивого полета.
Чтобы написать комментарий необходимо войти на сайт через соц. сети (или зарегистрироваться):
Обычная регистрация
5 комментариев
  1. Иван_Похмельев
    Парень молодец! Если бы было можно, поставил бы три жирных плюса.
  2. Pronin
    Эта модель явно не для повторения. Длиннно описано вырезание-приклейка-обтачивание и тп всяких линеек-потолочек и тп. И притом - это не копия, по утв. автора. Это просто изделие. Любая простая (отрегулированная) модель из ЛЕГКОЙ потолочки летает лучше (с пилотажем и др.интересностями). Молодцы кетайцы - делают винты-моторы-управление чтобы летала любая ахинея с колесами. Ссылки на детали в описании ведут на "Данный товар исключен из продажи. Возможно, вы сможете найти похожие товары в той же категории..." И просто умиляет - " Укладываем электронику внутрь.Закрываем крышку. Все, модель готова! " И это самолет ?? У которого вес должен быть сбалансирован, крыло "выставлено". Занимался давно с ребенком самолетиком на резиномоторе. Тогда не было мощных китайских моторов-винтов-аккумуляторов-радиоуправления, способных поднять в небо любую парусную халабуду. :) Поэтому нужно было ПРАВИЛЬНО делать(выставлять) крыло (угол атаки, центр тяжести и тд)
    1. REM-132 Автор
      На данных моделях угол атаки крыла всегда равен нулю, это на резиномоторках выставляют угол, чтобы она быстрее набирала высоту, здесь для этого есть руль высоты.
      В плане ссылок - ну, тут уж не я придумал, что надо "товар исключить" и тут же добавить аналогичный, - это вопросы к магазину.
      Да, и модель эта не для пилотажа и прочих интересностей, а больше для спокойных полетушек. Когда ветра не было - самолетик летал уверенно и без аварий.
  3. Pronin
    Цитата: REM-132
    В плане ссылок - ну, тут уж не я придумал, что надо "товар исключить" и тут же добавить аналогичный, - это вопросы к магазину.

    За действенность ссылок отвечает Автор статьи(заметки). Проверяйте (уточняйте)... А так и на порно и на Wannacry срекомендуете derisive
    1. REM-132 Автор
      Данный товар исключен из продажи. Возможно, вы сможете найти похожие товары в той же категории (ссылка на на нее находится чуть выше).
      Мы сохраняем такие товары, чтобы дать возможность Вам получать информацию из накопленных комментариев и отзывов.

      Это появляется вне зависимости от моих пожеланий, причем на все товары (эту политику я не понимаю, ибо не владею интернет-магазином). Все эти товары, на которые я дал ссылки, есть в продаже, но почему-то ссылка на них меняется неоднократно, а потому и отследить изменения я не смогу физически.
      Но на "нехорошие" сайты ссылки тоже не приводят, так что можно не переживать.
      Мог бы написать просто название мотора или сервопривода, но для начинающих будет больше путаницы...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Онлайн чат

Опрос
Сколько по времени, чаше всего, Вы делаете самоделку?

Последние комментарии

Все комментарии

Комментаторы месяца

Валерий
Комментариев: 1506 Публикаций: 41
1
Иван_Похмельев
Комментариев: 1367 Публикаций: 0
2
Dmitrij
Комментариев: 473 Публикаций: 580
3
pogranec
Комментариев: 485 Публикаций: 197
4
слесарь
Комментариев: 24 Публикаций: 4
5