Данная статья подробно описывает процесс изготовления большой пилотажной модели Extra 300S из потолочной плитки и депрона.
Материалы:
- потолочная плитка
- подложка под ламинат (депрон)
- пеноплекс
- фанера
- сосновые рейки
- бамбуковые шпажки
- скотч
- нитки
- пластиковые бутылки
- пластиковые карты
- стальная проволока
- дюралевые полоски
- акриловые краски
- акриловый лак
- болты, гайки, саморезы
Клеи:
- Для потолочной плитки
- ПВА
- Эпоксидка-пятиминутка
- Клей-карандаш
Инструменты:
- Резак
- Ножницы
- Маркер, карандаш
- Наждачка
- Степлер
- Лобзик
- Шуруповерт и сверла
- Минициркулярка
- Болгарка со шлифдиском
- Ножовка
- Газовая горелка
- Дремель
- Кисти
- Термопистолет
Электроника (все ссылки рабочие на момент написания статьи):
мотор - ссылка
регулятор оборотов - ссылка
аккумуляторы - ссылка
сервоприводы - ссылка
пропеллеры - ссылка
фиксаторы тяг - ссылка
кабанчики - ссылка
адаптер на вал - ссылка
аппаратура - ссылка
ЧЕРТЕЖ
Чертежи как обычно распечатываем и склеиваем клеем для бумаги.
Шаг 1. Изготовление крыла
Вырезаем шаблоны нервюр, наклеиваем на лист потолочки и вырезаем.
Лонжерон из сосновой рейки сечением 4х15 мм, в нервюрах делаем вырез таких же размеров.
Передняя кромка – 2 рейки сечением 4х10 мм, которые соединяются фанерным уголком.
Приклеиваем нервюры к лонжерону.
Из фанеры выпиливаем площадку под саморезы крепления крыла и вклеиваем.
Вклеиваем переднюю кромку.
Из кусков потолочной плитки вырезаем посадочные места под сервоприводы элеронов. Можно усилить полосками потолочки или пеноплекса.
Концы нервюр обрезаем, прикинув толщину задней кромки из депрона, и приклеиваем эту кромку к нервюрам.
Центральные нервюры между собой соединяем кусочками потолочки.
Провода для сервоприводов – три жилы шлейфа от флоппи-дисковода. Разъемы на данном этапе только мешали бы, так что без них пока.
В передней кромке делаем полукруглые углубления для штырьков крепления крыла.
Можно переходить к обшивке крыла депроном.
Укладываем листы депрона на пол и приклеиваем лонжерон.
Стыки усиливаем полосками депрона.
Приклеиваем заднюю кромку и прижимаем грузом.
Затем приклеиваем депрон к передней кромке, загнув его немного.
Далее наклеиваем снаружи на депрон скотч в районе лобика крыла.
Загибаем депрон, прижимаем грузом и отрезаем по центральной нервюре.
Так же обрезаем депрон на второй половине крыла.
Приклеиваем обшивку к нервюрам и кромкам и под пресс.
После того, как клей высохнет, обрезаем ненужное и шкурим.
Приступаем к изготовлению элеронов. Из депрона вырезаем полоски и сошкуриваем края под углом. Затем делаем петли из тонкого пластика и скоб от степлера.
Отмечаем по чертежу места для петель, в районе нервюр.
Петли приклеиваем эпоксидным клеем к половинке элерона и фиксируем скотчем.
Вторую половинку элерона приклеиваем клеем для потолочки.
С обеих сторон на элероны наклеиваем депрон, которым обшито крыло.
Готовые элероны можно отложить до обклеивания крыла скотчем.
Обшивку крыла немного надрезаем в центральной части, вклеиваем штырьки из бамбуковых шпажек. Они должны выступать на 4 см и доставать до лонжерона.
Затем приклеиваем эпоксидкой обшивку и делаем в задней части вырез, чтобы крыло вмещалось в фюзеляж. Заодно можно сделать отверстия под сервоприводы и провода в центре.
Законцовки из депрона.
Можно переходить к обклеиванию скотчем.
Низ крыла на концах делаем в клетку.
Остальное – синим.
Сверху – синим и красным.
Стыки цветов закрываем черным скотчем.
Элероны обклеиваем, продолжая цвета крыла на них.
Кромки элеронов – черным.
В задней кромке делаем ножом щели для петель.
Заклеиваем заднюю кромку черным скотчем и делаем в нем надрезы по щелям для петель элеронов.
Вклеиваем элероны эпоксидным клеем.
В конце добавляем черные клетки и обклеиваем черным скотчем законцовки.
Все, крыло готово.
К проводам, которые внутри крыла, приклеиваем разъемы.
Сервоприводы и кабанчики вклеиваем эпоксидным клеем.
Тяги из стальной проволоки.
Шаг 2. Изготовление фюзеляжа
Боковые части вырезаем из депрона по шаблонам.
Добавляем из полосок депрона усиления для шпангоутов.
Вклеиваем вдоль боковин рейки сечением 4х4 мм.
Из тонкой фанеры выпиливаем шпангоуты А и В и детали моторамы.
Склеиваем мотораму.
Вклеиваем мотораму в фанерные шпангоуты.
Делаем несколько отверстий для вентиляции, а снизу вклеиваем фанерную площадку – это будет основание переднего шасси.
Приклеиваем к полученной конструкции боковины.
Вклеиваем шпангоуты и стрингеры из реек.
Оставшиеся стрингеры – из бабмуковых шпажек.
Фиксируем все скотчем или изолентой.
Снизу хвостовую часть заклеиваем потолочкой. Сначала узенькие полоски под углом.
Затем, сошкурив лишнее, приклеиваем нижнюю часть. Фиксируем скотчем.
Шкурим окончательно.
Вырезаем место под стабилизатор.
Отверстия для сервоприводов хвоста делаем под рейками на боковинах фюзеляжа, а сами сервоприводы усиливаем рамочками из тонкой фанеры.
Провода-удлинители прокладываем сразу, пока верх еще не заклеен.
В основании стойки переднего шасси делаем отверстия и изнутри на эпоксидку приклеиваем гайки.
Заклеиваем эти участки потолочкой.
Сверлим отверстия и под крепление мотора на мотораме.
Основание крепления крыла склеиваем из фанеры и потолочки.
Вклеиваем это основание в фюзеляж.
Крышку под крылом делаем из потолочки, по шаблонам. А саму крышку отмеряем по фюзеляжу.
Приклеиваем боковые детали к крышке.
Приклеиваем торцевые части крышки.
Затем приклеиваем полоски на боковины под углом.
И приклеиваем оставшуюся часть.
Когда клей высохнет, сошкуриваем углы.
Крышку обклеиваем депроном.
А затем отрезаем лишнее и шкурим.
Начинаем обклеивать тонким депроном фюзеляж, на месте изгибов снаружи наклеиваем скотч, иначе лопнет депрон.
Сушим под грузом.
Лишнее отрезаем резаком и обрабатываем все края наждачкой.
Низ хвоста обклеиваем цельным куском депрона, но сначала вклеиваем под стабилизатор небольшую фанерную площадку для более жесткой фиксации стойки заднего шасси.
Делаем щель под вертикальное оперение.
Лишнее убираем ножом и наждачкой.
Скотчем фюзеляж обклеиваем под цвет крыла.
Низ – синим.
Верх – красным.
По борту приклеиваем черную полоску на стыке красного и синего.
Крышку под крыло обклеиваем синим.
Шаг 3. Изготовление хвостового оперения
Напиливаем рейки сечением 4х5 мм.
Из стальной проволоки и реек делаем с помощью ниток на клею делаем деталь, названия которой я нигде не нашел, - она нужна для соединения половинок руля высоты.
Из потолочки вырезаем внутренние части стабилизатора.
Приклеиваем к ним кромки из реек и деталь, описанную выше.
Каркас руля направления собираем из реек и кусочка фанеры.
Вклеиваем внутренние части из потолочки.
Киль вырезаем из потолочной плитки и также приклеиваем рейки.
Затем обклеиваем полученные стабилизатор и киль с обеих сторон тонким депроном.
Отрезаем лишнее от киля, чтобы он упирался в последний шпангоут и стабилизатор.
Петли – из скотча, под цвет модели.
Обклеиваем хвостовое оперение синим скотчем, только низ стабилизатора в шашечку.
Края – черным скотчем
Вклеиваем хвостовые сервоприводы.
Вклеиваем на эпоксидку кабанчики.
Теперь можно вклеивать стабилизатор.
Затем вклеиваем киль.
Тяги делаем из бамбуковых шпажек и проволоки.
Закрепляем тяги фиксаторами.
Хвост сделан.
Тяги красим в черный цвет маркером.
Шаг 4. Изготовление капота
Из фанеры выпиливаем носовую часть капота и приклеиваем к куску пеноплекса.
Из того же пеноплекса вырезаем детали по чертежу.
Обрезаем под нужным углом и склеиваем детали.
Боковины тоже из пеноплекса.
Склеиваем все детали капота вместе и оставляем сохнуть.
Когда клей высохнет, начинаем обрезать резаком лишнее и делаем отверстия по фанерной передней части.
Окончательную обработку лучше делать на шлифовальном круге, так быстрее, но можно и наждачкой.
Сам по себе пеноплекс мягкий, а потому грунтуем клеем ПВА в два слоя.
Для крепления капота к фюзеляжу выпиливаем из фанеры такие вот бобышки.
И вклеиваем их в заранее сделанные отверстия в шпангоуте А.
В капоте вырезаем глухие отверстия.
И грунтуем их тем же клеем ПВА, для большей прочности.
Сверлим отверстия в бобышках и капоте под небольшие саморезы и примеряем.
Красить капот лучше акриловыми красками.
Синим снизу, как продолжение фюзеляжа.
Потом красным сверху.
И напоследок – черным, с переходом на носовую часть капота.
После высыхания краски покрываем капот акриловым лаком и примеряем.
Шаг 5. Изготовление фонаря (кабины)
Фонарь делаем по уже известной «бутылочной» технологии, то есть термоусадка пластиковой бутылки на деревянном болване.
Делаем шаблоны болвана.
Переносим шаблон бокового профиля на деревянный брусок и выпиливаем ножовкой.
Чертим по шаблонам переднюю и заднюю часть и отпиливаем лишнее.
Острым ножом обстругиваем заготовку до более ровной формы.
Окончательную обработку поверхности делаем шлифовальным кругом.
Для усадки берем пятилитровую бутылку, делаем вдоль надрез, отрезаем горлышко и прикручиваем саморезами к болвану.
Нагреваем бутылку горелкой или, если он есть, строительным феном. Возможно, с первого раза не получится, но опыт в этом деле приходит быстро. В итоге получаем болван, плотно обтянутый бутылкой.
Лишнее обрезаем ножом и примеряем к фюзеляжу.
Крышку отсека с аккумулятором, она же основание для фонаря, делаем из потолочки. Можно использовать шаблоны для болвана.
Из пластика вырезаем крючки.
Вклеиваем крючки в боковины фюзеляжа эпоксидным клеем.
К основанию-крышке приклеиваем куски потолочки, а к ним кусок стальной проволоки. Проволока должна выступать с двух сторон фюзеляжа на пару сантиметров.
Сверху проволоку закрываем кусочком потолочки. Как будет крепиться фонарь – на фото.
Вклеиваем для жесткости еще одну деталь в крышку.
Красим внутреннюю часть «кабины» в черный цвет.
В пластиковом фонаре делаем щели для проволоки, причем в том же направлении, что и вырезы в крючках. Затем шкурим изнутри по контуру и приклеиваем эпоксидкой к крышке.
Серебристым скотчем обклеиваем края фонаря.
Заклеиваем место под фонарем черным скотчем.
Из строительного уголка вырезаем упоры для фонаря в передней части.
Красим их в черный цвет и вклеиваем в фюзеляж эпоксидкой.
Фонарь, он же кабина, готов!
Шаг 6. Изготовление шасси
Размеры стойки переднего шасси указаны на фото.
В качестве материала для передней стойки используем дюралевую пластину шириной 35 мм и толщиной 4 мм. Хотя размеры и материалы могут быть другими.
При необходимости стойку можно обклеить серебристым скотчем.
Колеса можно сделать самостоятельно из пенорезины или использовать покупные. Прикручиваются они к стойке на болты.
Хвостовое шасси делаем из спицы и бамбуковой шпажки. Колесо самодельное, снято с другой модели.
В фанерной площадке, в хвосте, сверлим отверстие, шилом протыкаем стабилизатор и киль, насколько достанет, и вклеиваем шасси на эпоксидке.
Шаг 7. Сборка модели
Внутри моторамы приклеиваем липучку для крепления регулятора.
Из толстых проводов паяем удлинитель для аккумулятор, поскольку располагаться он будет в «кабине».
Болтами прикручиваем мотор к мотораме, подключаем разъемы регулятора и фиксируем его внутри липучкой.
Провода от регулятора протягиваем внутри фюзеляжа и приклеиваем термоклеем к шпангоуту.
К крылу сверху приклеиваем две перегородки для того, чтобы аккумулятор не сдвигался в полете. Это место подбираем при центровке всей модели.
Снизу к крылу приклеиваем фанерную площадку для самореза, который будет фиксировать крышку под крылом.
Вставляем крыло в фюзеляж, прикручиваем его саморезами, закрываем крышкой и прикручиваем ее саморезами – один в площадку, которая на фото выше, второй – между саморезами, которые держат крыло.
Прикручиваем капот и винт.
Прикручиваем стойку переднего шасси.
Все, самолет готов к испытаниям и полетам.
Видео первых полетов:
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.