» » Безопасная розетка, простая схема с секретом

Безопасная розетка, простая схема с секретом

Всем здравствуйте! Предлагаю вашему вниманию «испытательный стенд» для мастеров, электриков. Это простое устройство будет полезно не только начинающему самоделкину, но и опытному электрику которому приходится часто ремонтировать неисправные электроприборы. Суть данной самоделки - исключить замыкание домашней электросети при испытании новых электросамоделок или при ремонте неисправных электроприборов. Приведу простой пример. Допустим вам принесли неисправный пылесос, а какая неисправность пока не ясно. Измерить сопротивление нагрузки простым тестером не получится, так как в моторе есть обмотка, которую проверяют специальным прибором и не у всех мастеров такие есть. Вы включаете неисправный пылесос в розетку и хорошо, что ничего не произойдет, а если в вашем пылесосе замыкание, последствия могут быть самые разные от простого отключения автоматического выключателя до выхода вашей электропроводки из строя и самое страшное возгорание. По статистике очень большое число пожаров происходит именно от плохой электропроводки и неисправных электроприборов. Изготовление данной самоделки не займет много времени и средств, а взамен практически полная безопасность.

Для изготовления понадобится:

Автоматический выключатель двойной на 10 ампер
Две розетки для наружного монтажа
Дин рейка
Провод не менее 1,5кв.мм
Вилка электрическая
Шуруповерт
Саморезы
Отвертка
Кусачки
Кусок фанеры

Сначала готовим основание, на которое можно будет закрепить все детали стенда, а именно две розетки, автомат и провод с вилкой. Можно выбрать любой подходящий материал, в данном случае я взял кусок фанеры толщиной 18мм с размерами 25 на 6,5 сантиметров.

На подготовленное основание крепим дин рейку как на фото. Отступить от верхней части нужно столько, сколько потребуется для установки автоматов и закрепления провода.

Автоматический выключатель можно установить двойной или два одинарных, как на фото, с номинальным током 6 или 10 ампер, хотя это не принципиально. В данной схеме автомат играет второстепенную роль – как дополнительная защита и как обычный выключатель.

К автомату подключаем электрический провод с вилкой и фиксируем к основанию при помощи саморезов и жестяной скобы.

Далее размечаем и крепим к основанию механизмы розеток.

Сейчас надо подключить розетки к автомату, весь секрет данной самоделки кроется именно в подключении. Подключать будем не параллельно как в обычных розеточных блоках - параллельно, а последовательно. На фото видно как следует подключить обе розетки.

Принцип работы простой, в одну розетку включается заведомо исправный электроприбор большей мощности, чем испытуемый, а во вторую соответственно неисправный. Даже в случае короткого замыкания в неисправном электроприборе, второй заведомо рабочий электроприбор просто будет работать согласно номинальной мощности, следовательно, никакого замыкания и перегрузки электропроводки не произойдет. Я думаю, суть данной самоделки понятна.

Устанавливаем корпуса розеток.

Провода при подключении смонтированы на определенном расстоянии друг от друга для возможности подключения токоизмерительных клещей.

На основании показаний подключенных токоизмерительных клещей можно точнее определить характер повреждения испытуемого электроприбора.

На ранее описанном примере по ремонту пылесоса, для исправной нагрузки можно подключить, например нагрузку в пару киловатт (я подключаю утюг). Если утюг холодный – в пылесосе обрыв который следует найти, если утюг нагревается, а наш пылесос не подает признаков жизни, то с большой долей вероятности у «пациента» короткое замыкание, а если и утюг греет и пылесос работает в половину мощности, то возможно и ремонт не потребуется. Главное в качестве исправного электроприбора нужно выбирать такой, который без проблем выдержит ваша электропроводка.

По такому же принципу можно испытывать новые самоделки, например намотанный своими рукам трансформатор на 220 вольт.

С данной самоделкой просто нет шансов устроить короткое замыкание.

Оцените самоделку по критериям

10
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
9.5
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
10
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Итоговая оценка: 9.83 из 10 (голосов: 2)
Обычная регистрация
Информация
55 комментариев
  1. Иван_Похмельев
    Идея очень хорошая, по типу использования при пробном включении электролампы, но чуток не доведённая до ума. Поскольку розетки без заземляющего контакта, второй автомат не нужен, да и использовать автомат
    как обычный выключатель
    неправильно: он для этого не предназначен.
    Надо заменить розетки на трёхконтактные, дотащить до них защитный провод, параллельно с розеткой для испытуемого прибора включить двухконтактную розетку, а автоматы заменить на один дифавтомат или включённые последовательно автомат и УЗО. Тогда всё встанет на свои места: будет проверка на утечку на корпус и испытывать можно будет прибор с любой вилкой.
    Можно вместо розетки для исправного прибора (или параллельно с ней) поставить патрон для лампы накаливания, но эта версия меньше годится для выездного варианта, а вот для использования в стационарных условиях она более универсальна.
    1. igorpl Автор
      Спорить не буду но в свое оправдание скажу: по поводу заземляющего контакта у нас в стране половина домов используют систему TN-C это значит заземляющий проводник просто отсутствует, автомат служит как дополнительная защита и обязательно нужен двойной для разрыва по обоим проводникам, так как при включении в розетку мы не знаем на какой жиле фаза. узо или диф автомат сильно удорожают конструкцию и без защитного заземления 100 процентной гарантии нет в их пользе. можно конечно усовершенствовать всевозможными дополнительными опциями, я предложил самый простой и недорогой. Цель данной самоделки исключить КЗ при испытании.
      1. Nruter
        В описании двухполюсный автомат на 10 А, на практике два однополюсных на 16 А.
        1. igorpl Автор
          Это вы точно подметили. Повторюсь автоматы в данной конструкции играют роль выключателя и как дополнительная защита на случай внештатной ситуации и автоматы с номинальным током 16А на розеточную линию это нормально, вот когда 40А это хуже, а если быть честным то собиралось это все в вечернее время, под рукой не было автомата с нужными параметрами и для наглядности были установлены запасные из распределительного щитка.
  2. Nruter
    igorpl,
    И еще. Для работы УЗО или ДА совсем необязательно наличие отдельного заземления.
    1. igorpl Автор
      Да УЗО можно подключать и в двухпроводную сеть, но работать оно будет совсем по другому. В сети с защитным заземлением при пробое любого электроприбора на корпус будь то микроволновка или стиральная машина УЗО незамедлительно отключиться. в сети без защитного заземления ваша микроволновка которая стоит на столе при пробое на корпус и установленном УЗО будет работать до тех пор пока вы не подойдете и к примеру не возьметесь одной рукой за корпус этой микроволновки, а второй за металлическую трубу отопления. в этом случае через вас пойдет ток утечки и УЗО отключит линию. Вот и вся разница. Да еще, при наличии УЗО и хорошей изоляции пола (сухой деревянный) можно спокойно браться за фазный провод и ничего не произойдет ни с вами ни с УЗО!
      1. Nruter
        Приятно поговорить с грамотным человеком drinks
        1. igorpl Автор
          Взаимно! Тем более я здесь недавно и обсуждения, советы, критика приветствуются. drinks
  3. Иван_Похмельев
    Цитата: igorpl
    обязательно нужен двойной для разрыва по обоим проводникам, так как при включении в розетку мы не знаем на какой жиле фаза.

    Зачем? Если сработал автомат, Вы же первым делом должны обесточить проверяемый прибор, выключив его из розетки. Если не проверять утечку на корпус, достаточно одного автомата. И ещё раз повторю: автомат не предназначен для регулярного использования в качестве выключателя, для этого существуют другие элементы коммутации.
    1. igorpl Автор
      В данном случае автомат совмещает две функции - это дополнительная защита и для коммутации, так как это приспособление предназначено для частного использования, то вряд ли автоматом будут пользоваться каждую минуту весь день напролет, а дополнительная установка скажем того же выключателя усложняет конструкцию мягко говоря ненужными
      деталями. Автоматами насколько я помню допускается коммутация, тем более они расчитанны на "n"нное включение на КЗ, а в данном случае КЗ практически исключено. И еще гораздо удобнее при ремонте прост выключить автомат, чтоб в ремонтируемом приборе что то проверить, а не выдергивать каждый раз из розетки.
      1. Иван_Похмельев
        Конечно, если это для бытового использования, то можно использовать автомат в качестве выключателя. Если человек профессионально занимается ремонтом на дому, то есть повод подумать о замене.
        дополнительная установка скажем того же выключателя усложняет конструкцию мягко говоря ненужными деталями.
        Ненужная деталь уже установлена (второй автомат).
  4. Иванов иван
    От КЗ такая штука вряд ли поможет. Слишком быстро распространяются токи при КЗ. И, скорее всего сработает и вышестоящий автомат. Пока ваше устройство можно назвать " убей себя быстро". При монтаже такого устройства надо использовать автоматический выключатель 2P и никакой другой или дифавтомат с равнозначными полюсами, лучше электромеханический. На основании он должен быть закреплен в специальном боксе, а не просто на динрейке. Кабель должен быть оборудован наконечниками НШВ или НШВИ, поскольку от выключателя до вилки будет использован, скорее всего ПВС. На вас потратил время Мастер из д. Путилково, с одной лишь целью- спасти кого-то либо от поражения электрическим током, хотя я за естественный отбор.
    1. igorpl Автор
      Специально для Мастера из д. Путилково уделите еще немного времени, прочтите статью полностью и комментарии выше. о каком КЗ Вы говорите? Автоматы вообще можно не устанавливать, так как соединение самих розеток последовательное и при включении в одну из розеток заведомо исправного электроприбора, то вторую розетку можно хоть накоротко закоротить никакого КЗ не будет, просто электроприбор в первой розетке будет работать как в обычной розетке. (я не знаю как еще объяснить smiles )
  5. Иван_Похмельев
    Цитата: Иванов иван
    Слишком быстро распространяются токи при КЗ.
    Если КЗ нет, то ток, видимо, медленно распространяется? ))
    Цитата: Иванов иван
    И, скорее всего сработает и вышестоящий автомат.
    Только если селективность не соблюдена.
  6. Иван_Похмельев
    Цитата: Иванов иван
    Кабель должен быть оборудован наконечниками НШВ или НШВИ, поскольку от выключателя до вилки будет использован, скорее всего ПВС.

    Возможно, автор так и сделал, но в описании упустил, как само собой разумеющееся.
  7. Валерий
    Утром прочитал... Решил потом написать...
    Бат-тюшки! Да тут уже всё написано!!!...)))))))

    Тоже хотел сказать про пластиковый двухпозиционный бокс вместо ДИН-рейки, про диф вместо автоматов... Про то, что автомат - не выключатель....
    И, кстати, да... Вышестоящий автомат при КЗ сработает! Даже опыт специально проводил. (В подвале под 9-тиэтажкой иногда срабатывает автомат, который стоит в доступном только "приходящему " электрику месте. Народ решил поставить в боксе 16-ку в доступной зоне. Для того, чтобы не занимались лишней работой, специально проводил такой опыт: "Шестёрка" на розетке, "двадцатьпятка" в щитке. Оба срабатывают одновременно.)
    .....А УЗО всё-таки надо. Его цель - именно защита.
    Але нови ностра алис!
    1. igorpl Автор
      Всем спасибо за интерес к данной самоделке, у меня такое ощущение, что половина из вас просто посмотрела фото.
      еще раз попробую объяснить: Кому так принципиально наличие автоматов и их номинальный ток, то в данном случае они не играют решающей роли их можно вообще не устанавливать,выше в комментариях уже повторял для чего они установлены.
      вся фишка в подключении двух розеток, они подключены последовательно, а значит при включении в одну из них исправного электроприбора, то во вторую при включении неисправного, даже на коротко замкнутого электроприбора короткого замыкания не произойдет!!! просто исправный прибор будет работать в нормальном режиме как в обычной розетке.
      Еще хочу сказать пару слов любителям УЗО и Диф автоматов - я уверен, что у Вас уже установлены эти приборы в распределительном щите и на розетки и на освещение и нет смысла устанавливать еще одно УЗО, просто в схему обсуждаемой самоделки дополните третьим проводом "заземления" и заменой простых розеток на розетки с заземлением.
      И на последок хочу напомнить это не удлинитель для постоянного пользования, а для пробного включения возможно неисправного электроприбора, для безопасного выявления наличия короткого замыкания!!!
      1. Валерий
        Да это всё понятно... Про УЗО... его бы нужно именно по причине большой вероятности неисправностей... Чтобы корпус не бился, ежели чего...
        Автоматы и правда не играют здесь роли. Можно поставить просто выключатели такой-же формы... Они и дешевле автоматов (раз уж тут на это дополнительный упор делается), и не ограничены в количестве включений...
        ...Что до бокса, то всё-же в боксе пластиковом "красивше и удабнее" было-бы... )))

        И про исполнение... Прекрасно понимаю оправданность варианта "хорошо бы вот такое, но вот это есть СЕЙЧАС и ЗДЕСЬ, а потому его и прикручу!!!!!"...)))))
        Але нови ностра алис!
  8. Новий Стандарт
    не совсем понял если у вас на щитке есть автоматический выключатель то зачем еще его в удлинителе ... на счет того что автоматические выключатели дешевые - думаю все знают что это не так ... тем более их два ... а чтобы определить где фаза достаточно гораздо более дешевой газоразрядной лампы ... а не еще один выключатель ... здесь гораздо интереснее поставить самовозвращающийся выключатель ... на основе реле ... а то както лень включать его после короткого замыкания ...
    1. igorpl Автор
      не сочтите за труд прочтите комментарий выше.
  9. Иван_Похмельев
    Цитата: Валерий
    "Шестёрка" на розетке, "двадцатьпятка" в щитке. Оба срабатывают одновременно.)

    Скорее всего, "верхний" АВ более быстродействующий. Соблюдена селективность по току, но не соблюдена временная селективность.
    1. Валерий
      А как её в китайских "Сассинах" соблюсти-то можно?)))...Там срабатывание " 20 милисекунд, плюс-минус секунда" )))))).
      Але нови ностра алис!
    2. igorpl Автор
      Пойдем от обратного. почему должен сработать автомат??? откуда Вы взяли токи короткого замыкания?
  10. ConstYAr
    "...вся фишка в подключении двух розеток, они подключены последовательно, а значит при включении в одну из них исправного электроприбора, то во вторую при включении неисправного, даже на коротко замкнутого электроприбора короткого замыкания не произойдет!!! просто исправный прибор будет работать в нормальном режиме как в обычной розетке..."

    Так при таком подключении на каждый прибор будет подаваться половина (при равной мощности приборов) сетевого напряжения. Если для утюга это не критично, то для электронных "мозгов" чревато неприятными последствиями. И автомат обязательно должен быть двухполюсным.
    1. igorpl Автор
      вот Вы разбираетесь в электронике - это сразу понятно. может вы уже меня вразумите что я сделал не так? в описании был приведен постой пример для чего именно эта самоделка (если Вы читали) испытать на наличие короткого замыкания какого нибудь электроприбора, будь то пылесос, электродрель, трансформатор, а электронная зарядка и последовательно с утюгом работать будет. Электронные мозги проверяют совсем другими приборами.
      А автоматы и вовсе можно не устанавливать.
      1. pogranec
        Не берите близко к сердцу. Прибор свою функцию выполняет, а шлифовать до бесконечности можно. И это самоделка. Нет автомата можно пробку-автомат поставить. Если пару раз в год и так нормально. а если постоянно заниматься лучше в корпус наверно. В домашних условиях ставишь что под руку попалось. У меня четыре года автомат насос поливочный вкл. Короче у кого что под рукой есть. У меня редко но возникает необходимость. Тогда я вкл в розетку в гараже, а на гараж идет через автоматы.
  11. Dmitrij
    "Марти! Думать нужно в четырех измерениях..."
    1. igorpl Автор
      Мне с Вами весело!!! Так держать!!! goodgood
    2. Валерий
      А водород с кислородом, надеюсь, не пропадают даром?)))))
      Але нови ностра алис!
      1. Dmitrij
        Та сколько там его...

        Я вот недавно пробовал подключить "бульбулятор" к сварочному инвертору, у меня постоянного тока. Газ вырабатывается очень активно даже на самом малом токе в 60А. Правда быстро нагреваются электроды и вода закипает, не знаю, как с этим бороться.

        А так газа много... думаю вот сделать горелку или печь на гремучем газу для плавки металлов.
  12. Новий Стандарт
    чтобы вода сильно не кипела надо больший объем главное в воду поваренной соли не бросать ... а то хлор будет выделяться ... Можно поэкспериментировать и включить не 2 а 4 розетки последовательно ... и когда вам принесли в мастерскую полно поломанных пылесосов ... то их быстрее партиями тестировать ... так вообще выключателей не надо так как их мощность упадет а вероятность того что все пылесосы сломанные очень мала да и утюга не надо ...
    1. igorpl Автор
      даже не ожидал, что столь скромная самоделка вызовет столько интересных отзывов, а остроумные высказывания - просто сказка! Всем спасибо ya_za
  13. Khabibra
    А что если вместо одной розетки Лампочку поставить? Эффект такой же? Мне транспортировка не нужна... Лучше чем исправный прибор подцеплять...
    1. Dmitrij
      штук 20 лампочек...
    2. igorpl Автор
      Можно и лампочку, но с лампочкой можно будет проверять только маломощные приборы. При проверке чего то по мощнее лампа в любом случае будет гореть практически полным накалом и не понять то ли исправен "испытуемый" то ли на КЗ.
      1. Khabibra
        То есть исправный прибор должен быть мощнее ремонтного?
        1. igorpl Автор
          Да Вы правы - исправный прибор должен быть мощнее ремонтного.
      2. Иван_Похмельев
        Вывести контрольные гнёзда (да хоть ещё одну розетку, если места не жалко) параллельно испытуемому прибору и измерить на них напряжение.
        1. igorpl Автор
          Совершенно верно. Если в испытуемом приборе КЗ то и в параллельной розетке будет мерятся примерно 0 вольт.
  14. Nruter
    igorpl,
    Самый простейший вариант. Вместо второй розетки включается первичная обмотка трансформатора. К вторичной обмотке подключается обычная лампа накаливания. Характеристики трансформатора особого значения не имеют. По яркости свечения лампы можно косвенно судить о состоянии испытуемого прибора. Если лампа горит в полный накал, значит в приборе КЗ.
    1. igorpl Автор
      Непонятно о чем Вы? Хотелось бы поподробней. "Вместо второй розетки включается первичная обмотка трансформатора." - почему не "Во вторую розетку включается первичная обмотка трансформатора"? Какой трансформатор? Мощность трансформатора? коэффициент трансформации? на какое напряжение лампа накаливания?
  15. Руслан-сантехник
    Ребята, вот вы устроили дискуссию о автоматических выключателях и прочем. Данная схема ВООБЩЕ НЕ МОЖЕТ РАБОТАТЬ поскольку синий провод разорван второй розеткой, а она не выключатель ни разу так-то.. или предполагается что вторая розетка закорачивается перемычкой? Тогда зачем вообще этот цирк со второй розеткой?
  16. Dmitrij
    Цитата: Руслан-сантехник

    Вероятно, не для мозгов сантехника xaxa
  17. Руслан-сантехник
    Цитата: Dmitrij
    Цитата: Руслан-сантехник

    Вероятно, не для мозгов сантехника xaxa

    Так поясните, уж куда лучше сказать что что-то не знаешь, не понимаешь чем сидеть с умным видом или тупо осмеять.. Смеяться может каждый, пояснить далеко не все
    1. Валерий
      Вам нужно всего-лишь ПРОЧИТАТЬ СТАТЬЮ, а не глянуть на картинки и просить объяснений...
      Але нови ностра алис!
  18. ヅ ㋛ Çลωล Зץεß ㋛ ヅ
    Идея хорошая но не нова и просто вместо второй розетки нужно поставить лампу накалевания при этом если у вас КЗ то просто загариться лампа . Второй же автомат нужен для полного отключения от сети ( отвязке от неё)
    1. Валерий
      А Вам нужно почитать комментарии...))))))
      Але нови ностра алис!
    2. igorpl Автор
      Идея не новая конечно, но попробуйте проверить лампой скажем электродрель - в любом случае лампа будет гореть, а дрель даже рабочая не подаст признаков жизни и как вы определите наличие или отсутствие КЗ в электродрели? свечение лампы будет одинаковое. (никто читать не хочет ни статью, ни предыдущие комментарии).
  19. Новий Стандарт
    идея не нова ... до етого лампы последовательно включали ... а сейчас прогресс - утюги ... хотя лампа все равно круче ... представляете 2000 ваттную лампу которая маячит зимними вечерами у вас в окне ... на вопрос соседей - что здесь у вас произошло ... вы говорите - пылесосы ремонтирую ... тут самоделка - машина времени столько просмотров не набирает как эта розетка ... хм ... в чем секрет ...
    1. igorpl Автор
      Секрет в том, что не все читают и вникают в нюансы, а свои "пять копеек" как не вставить. В любом случае всем спасибо!!! Если честно не ожидал и интересно и весело. dance2
      А сколько остроумных высказываний и предположений - просто в сказку попал!
      1. pogranec
        За время обсуждения уже можно было бы 10 пылесосов разобрать протестировать и собрать punish
        1. igorpl Автор
          и еще одну электродрель.
  20. igorpl Автор
    судя по комментариям к обсуждаемой самоделке подавляющее число посетителей сайта являются тайными электриками. А тайными потому, что раздел электрика почти пуст. Может выйдем из тени и начнем делиться самоделками в данном направлении?!
    1. ватсон
      Ну пока не вышли.Вопрос автору.- если поставить вместо автоматов (вы ведь сами говорите,что это..ну скажем перестраховка),простенькое двухполюсное УЗО,чем это нам грозит?.Понятно,что утечку на корпус мы не увидим,но.Я к чему интересуюсь.Иногда приходится ремонтировать блоки питания ламп.аппаратуры.На вторичной обм.трансформатора.ну в общем много (не 1000 v,конечно,ну 150-400).
      1. igorpl Автор
        Здравствуйте ватсон! В данном случае автоматы используются скорей для коммутации, а не по прямому назначению. (это просто выключатель которым можно коммутировать нагрузку до нескольких кВт. их можно вообще убрать и включать, выключать нагрузку при помощи вилки в розетку) Вы решили установить УЗО для ремонта Блоков питания ламп. аппаратуры. Если честно я не понял Вас, что именно Вы хотите узнать? Автоматы и УЗО служат для защиты но для совершенно разной защиты. и как поведет себя УЗО это скорей вопрос к производителю УЗО или как минимум нужно ознакомиться с технической документацией на данный прибор - в данном случае на УЗО. В чем я точно уверен КЗ не будет!

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Попытка извернуться не засчитана! ;)...
Во, блин, гигантизьма!!!!! ))))) Старею... Очепятки))))...
Многовато будет. ))...
Все комментарии