» » Самоделка, продляющая жизнь осветительным лампам 220в

Самоделка, продляющая жизнь осветительным лампам 220в

Здравствуйте друзья Самоделкины и гости сайта!
Я собрал очередную самоделку, которую предлагаю вашему вниманию. Это устройство уменьшает броски тока через осветительную лампу на 220в в момент ее включения, продляя тем самым срок ее службы.

Многие из вас знают о том, как часто приходится менять сгоревшие лампы освещения у себя дома, или в квартире. Эта самоделка включает лампу в течении 2-х секунд после включения выключателя люстры. Вот схема самоделки

Ее я взял из журнала Радио №7 1988г. Работает этот автомат так. При замыкании контактов выключателя Q1 лампа EL1 начинает светится вполнакала, поскольку ток через нее протекает только во время положительных полупериодов сетевого напряжения на нижнем, по схеме, проводе питания.

Во время же отрицательных полупериодов заряжается конденсатор С1. Как только напряжение на конденсаторе достигнет напряжения стабилизации стабилитрона VD2, откроется тиристор VS1 и лампа вспыхивает почти в полный накал. Показанные на схеме детали рассчитаны на работу автомата с лампой (или лампами мощностью до 150вт). Для более мощной нагрузки (500-700 вт) нужно установить диод VD3 с допустимым выпрямленным током 2 -3А, ( например КД202Л). Тиристор при этом можно не устанавливать на радиатор. Для сборки этого устройства нам потребуются следующие детали и инструменты.

1 – небольшая монтажная плата; Тиристор КУ 201Л; два диода Д226Б; стабилитрон Д814А; резисторы МЛТ-0,5 вт 120 ком; и два по 10 ком; конденсатор 200 мкф на 50 в; элетролампа 95 вт 220в для настройки автомата.

2 – монтажные провода; паяльник; припой; пинцет; переменный резистор Сп -1 22ком для настройки; кусачки; пассатижи; мультиметр; дрель, сверла. Собираем устройство следующим образом.

Шаг 1. Проверяем все радиодетали на их исправность.

Причем тиристор и стабилитрон я проверил своими ранее сделанными самоделками.

Шаг 2. Устанавливаем тиристор, диоды и конденсатор на монтажную плату.

Шаг 3. Спаиваем всю схему устройства, проверяем правильность сборки. Весь процесс проверки и сборки показан на фото

Шаг 4. Налаживаем устройство. Для этого отключаем диод VD3. Вместо резистора R3 временно впаиваем переменный резистор сопротивлением 22 ком. Через несколько секунд после включения устройства в сеть должна загореться мерцающим светом лампа EL1. Если лампа не светится, подбираем переменным резистором ток управляющего электрода тиристора. Затем измеряем напряжение на конденсаторе С1. Если оно превышает 50 в, Заменяем конденсатор другим, с большим номинальным напряжением. После этого подключаем диод VD3 и измеряем переменное напряжение на лампе. Изменить его в ту, или иную сторону можно подбором резистора R1, но значительно уменьшать сопротивление резистора по сравнению с указанным на схеме нежелательно, иначе уменьшится продолжительность предварительного разогрева нити лампы (оно не должно быть менее 2-х секунд) – до включения тиристора.

Вот вам несложная самоделка, которая продляет жизнь осветительным лампам. Собранное устройство нужно поместить в подходящий пластмассовый корпус и разместить его в люстре, подключив лампы согласно схеме. Желаю вам всем больших успехов в вашем творчестве.

Самоделка, проверяющая стабилитроны, диоды и светодиоды

Приставка к мультиметру на датчике LM35 и переделка вольтметра в термометр

5.7
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
8.1
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
6.9
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Добавить комментарий

7 комментариев
  1. Хатуль Мадан
    Расскажу как я делал такой регулятор, только сразу прошу сильно тапками не кидаться, потому как методы применялись варварские. Для уменьшения габаритов у тиристора и диодов (у меня были КД 202) самым жестоким образом сначала откусывались верхние выводы, затем делалась "трепанация" корпуса с последующим отпаиванием кристаллов. Затем всё собиралось на печатке и заливалось эпоксидкой, габариты уиеньшались в 2-3 раза. К стати таким же образом делались диодные мостики взамен КЦ, которых на заводе достать было труднее, чем даже дефицитные тиристоры.
    Титаник строили специалисты, а Ковчег самодельщик.
  2. Валерий
    Хорошая и нужная самоделка... Но...БЫЛА!
    Была хорошей и нужной...)))
    В 88-м году, когда опубликовали её схему, ей вообще цены не было... Как и в 90-х...
    А вот уже в 2000-х появились "Граниты" и иже с ними... Которые стоили совсем копейки и были компактны. Их стало легко размещать за выключателями... (Тот случай, когда просто не стоит делать самому, потому как покупное - и лучше и дешёвое)))
    В 2007-м, кажется, я защитил в новой квартире ими все лампы. Как итог - до самой "эры энергосбережения" лампочек у меня перегорело штук пять, максимум. (Это при том, что в квартире их всего (галогеновых и накаливания) - было около 50-ти!!!
    Нужная вещь...Согласен даже, что где-то нет под боком большого количества магазинов , специализирующихся на люстрах и выключателях... А в местном "сельпо", или, даже, "универмаге" есть только лампочки...
    ..Но и этот период закончился!!! Ушла эпоха ламп накаливания!!! Сначала мелькнули и пропали как Виндовс-Виста компактные люминисцентные... А потом хлынули диоды!!!....
    П.С. У меня лежит восемь "Гранитов"... Повыковыривал из под выключателей и из подвесных потолков... Диоды с ними не всегда дружат...
    Але нови ностра алис!
    1. pogranec
      Первый раз слышу, что были какие то Граниты. Может до нас прогресс не дошел? А вот насчет люминисцентных компактных, можно куда ни будь приспособить от нее электронику? Есть у меня несколько больших ламп таких цеховых. Я вскрыл парочку, смотрю вздувшийся кондер на обеих.
      1. Валерий
        Я упомянул "Гранит", как самый распространённый. Кроме него в 2000-х появилась масса более дешёвых разных блоков защиты ламп. В каждом "электромагазине" стояли рекламные щиты... Сейчас уже как-то пропало...
        Але нови ностра алис!
        1. pogranec
          Значит как то мимо меня прошло.
      2. Ник
        Я из электроники компактных люминисцентных блочков делал маломощные блоки питания....Схем в инете множество...
  3. Гость Иван
    А не проще, в паралель с лампочкой, поставить варистор?

Привет, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту