» » Антенна Харченко для дальнего приёма DVB-T2

Антенна Харченко для дальнего приёма DVB-T2

Приветствую всех неравнодушных к техническому, и не только, рукоделию.

Хочу представить вашему вниманию вариант антенны для дальнего приёма цифрового вещания. Ничего принципиально нового в моём изделии конечно нет, но возможно кому-то пригодится идея совмещения усилителя с антенной . Антенна Харченко привлекает прежде всего своей простой в изготовлении, хорошей повторяемостью, достаточной широкополосностью, приличным коэффициентом усиления (заявлено до 9дб с рефлектором, а измерять мне всё равно нечем) при малых габаритах. На мой взгляд она работает лучше знакомой всем «сушилки».

Итак, о причинах, побудивших желание создать сие произведение. У нас в городе конечно есть вышка, с которой идёт вещание первого мультиплекса «цифры» и обещают включить второй (вот уже два года), но я-то хочу здесь и сейчас, как и многие. В соседнем городе второй пакет уже давно включен, но у нас он на комнатную антенну конечно не принимается, да и на внешнюю без усилителя тоже. Была у меня такая антенна в саду, недавно соседу отдал в обмен на материал, поэтому появилась возможность показать как я её делаю.

При изготовлении не требуются остродефицитные материалы, даже если всё покупать выйдет дешевле заводской, не говоря уже о супер разрекламированных с обещанием приёма 80(?) каналов (есть такие, сам про этот развод читал) .

Материалы:
1. Отрезок кабеля 4х16мм² - 1,5м.
2. Отрезок провода СИП – 1.5-2м.
3. Листовой алюминий толщиной 1-1.5мм. 60х200мм. (я вырезал из старой кастрюли)
4. Антенный усилитель от «сушилки».
5. Хомуты для крепления антенны к мачте.
6. Герметик силиконовый
7. Ну и конечно кабель и штекер.
8. Маленькая распаячная коробка.
9. Винты М5 (потайная головка) с гайками и шайбами- 2шт.

Инструменты:
1. Ножовка по металлу
2. Ножницы по металлу
3. Дрель (я пользовался ручной)
4. Свёрла 1.5 и 5мм.
5. Напильник личнёвый или плоский надфиль.

Первым делом рассчитываем нашу антенну. Особо не заморачиваясь я взял данные об интересующих меня частотах из Страница . В моём городе это 602 МГц (37 канал) первый пакет и 770 МГц (58 канал) обещанный второй. Меня же интересуют данные соседей -546 МГц (30 канал) первый и 498 МГц (24 канал) второй мультиплексы, вот на них и буду делать антенну. Полученные частоты, точнее среднюю частоту, подставил в онлайн калькулятор из [lech=https://electric-220.ru/news/antenna_kharchenko/2017-10-06-1368]Страница[/leech] и получил требуемые размеры.

На следующем этапе готовим материал- раздеваем кабель

и СИП для получения голого провода.

Из старой кастрюли добываем кусок листового алюминия.

Из жилы кабеля 16мм² (ø5,1мм) пассатижами выгибаем «восьмёрку» антенны.

Место соединения «восьмёрки» делаем внахлёст, стачивая половину диаметра напильником.

Места соединения сверлим ø1.5мм под заклёпки.

Приклёпываем к месту соединения кабеля полоски из алюминия шириной 7мм, длиной- 50 (с запасом).

Выгибаем полосы таким образом, чтобы к ним можно было при помощи винтов пристыковать усилитель.

В полосах сверлим отверстия ø5мм для винтов крепления усилителя, грубо говоря по месту, используя сам усилитель как шаблон, выдерживая расстояние 10мм (или какое нужно по расчетам) между пластинами. Отверстия зенкуем до диаметра 7мм (диаметр потайной головки винта).

Следующий шаг я назвал бы издевательством над усилителем.

Усилитель в данной конструкции не роскошь, а средство протолкнуть слабый сигнал по кабелю, в котором он бы затух на первом метре, до ресивера.

Так как он по габаритам не влезал в распаячную коробку, а вставить его было надо, то края его и штатное крепление кабеля были просто варварским способом- ножницами по металлу – обрезаны до нужных размеров, а в центре платы просверлено отверстие под крепёжный саморез. Жизненно важные органы усилителя при этой экзекуции не пострадали.

Рефлектор антенны сделан так же согласно онлайн расчётам. Рамки согнуты из той же жилы кабеля, что и антенна. Большая рамка выгнута по расчётным размерам рефлектора, а малая предназначена для крепления антенны к мачте, кронштейнов (металлических изоляторов) полотна антенны ну и попутно для увеличения жесткости решетки.

Рамки соединяем между собой полоской алюминия с последующей опрессовкой пассатижами.

Получаем вот такую конструкцию:

Решетку делается из одиночных жил СИПа, поочерёдно оборачивая вокруг длинных сторон рамок с шагом 10мм.

Для того, чтобы выдержать шаг решетки и размер (чтобы стянуть бока рефлектора в «песочные часы») рекомендую изготовить шаблон из 10мм рейки, пропилив в ней вырезы для рамок по размерам. У меня каким-то чудом сохранился старый шаблон (два года служил подкладкой под ножку комода), по этому не показываю как его сделать, и так понятно.

В результате рефлектор имеет вот такой вид:

Напоминающий решетку холодильника.
Вообще конечно можно обойтись и без рефлектора, но в моём случае нужно было не столько увеличить сигнал дальней станции, сколько ослабить сигнал ближней, хотя лишнее усиление (на мой взгляд некорректное выражение для антенны, правильнее коэффициент направленного действия) не помешает.

Соединение антенны с рефлектором сделано на кронштейнах («металлических изоляторах») из алюминия.

Все неразъёмные соединения выполнены на заклёпках, сделанных из одиночной жилы СИПа.

Кабель снижения, при наличии отсутствия (всё лишнее уже отрезано и отпаяно) штатного крепления просто припаиваем к плате усилителя.

Далее, прячем усилитель в распаячную коробку и, в связи с суровыми метеоусловиями эксплуатации, промазываем все стыки и отверстия силиконовым герметиком.

Приклёпываем полотно антенны через кронштейны к рефлектору, и получаем законченное изделие:

Установку и настройку по азимуту показывать не имеет смысла, покажу результат своих телодвижений в меню настроек ресивера:
Прежде всего нужно включить питание антенны, благо у ресивера такая функция есть.

В меню настроек заходим в ручной поиск каналов, устанавливаем нужный нам канал и по нижней шкале (качество сигнала) настраиваем антенну по азимуту. Напомню, мне нужны 24-й и 30-й каналы.

Ну и сам Бог велел проверить сигнал нашей вышки:

Вот теперь включаем на ресивере автопоиск, и смотрим какие программы он нам изловит:
Сначала он поймал мне второй мультиплекс дальней вышки, это именно то, из-за чего всё было затеяно.

Следующие два пакета практически одинаковые, отличаются только новостными программами разных областей.

В результате имеем 30 каналов , 10 из которых повторяются.

Да, забыл указать расстояния до передатчиков. Если верить сведениям из интерактивной карты ЦЭТВ, то до дальнего по прямой 21 км., а до нашего всего 4км. Угол места между ними 74°.

Примечание: При изготовлении антенны ни один усилитель серьёзно не пострадал.

Очень простая антенна для усиления сигнала 3G из хлама

8.1
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
9.3
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
8.5
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Обычная регистрация
Информация
33 комментария
  1. LeoBrynn
    Отличное исполнение биквадрата. Единственное, что бы я сделал - залил эпоксидкой всю плату.
    Плюнув в чужую душу, следите за ветром…
    1. Хатуль Мадан Автор
      Под рукой не было, и потом, эпоксидка уж больно текучая, тогда нужно было бы всю распайку пластилином обмазывать. Ну я герметика туда от души натолкал, так что конструкция уже неразборная.
      1. LeoBrynn
        Хотя бы аэрозольным лаком плату вскрыть. и края кабеля. Тут герметизируй - не герметизируй, а кабель влагу "насосет"
        Края кабеля тоже надо заливать лаком.
        ИМХО.
        Плюнув в чужую душу, следите за ветром…
    2. Иван_Похмельев
      Эпоксидка при застывании может и оторвать какую-нибудь деталь. А вот что бы я действительно сделал по-другому, так это произвёл настройку до герметизации, а не после.
      1. Хатуль Мадан Автор
        Так я окончательно силиконом её накачал только после проверки. На фото просто показано,что нужно сделать.
        1. Хатуль Мадан Автор
          Кстати, тюбик силикона почти весь ушел, всё равно ведь засохнет вскрытый.
    3. Splitter
      Биквадрат , это рамочная антенна с рефлектором в виде квадрата . Здесь зигзагообразная антенна .
      1. Korolev
        Биквадрат , это рамочная антенна с рефлектором в виде квадрата . Здесь зигзагообразная антенна
        Я уже указывал здесь на это, бесполезно! smile
  2. Korolev
    Добротная работа, толковое описание, про кабель спрашивать не буду!
    1. Pronin
      Кабель желателен РК-75. И вести его можно сразу из коробочки за решетку (рефлектора).
      В примененном усилителе (SWA-555) на входе стоит транс с вх. 300 ом. Поэтому желательно конструктив антенны делать с приближением к 300 ом. Хотя, конечно, мощный усилитель "протолкнет" - усилит и не согласованную до конца.
  3. Хатуль Мадан Автор
    Эту антенну я делал уже "по наезженной", даже шаблон рефлектора остался, до этого пробовал и трансформатор вообще убирать, и кабель RG-6 cтавил- разницы не видел. Для цифры трудно на глаз определить- сигнал либо есть, либо нет. Возможно на более дальниих расстояниях это имеет значение. Кабель у меня вообще похоже 50 Ом, длина 8 м. но уже опробовано, не смотря на все потери работает, я просто умолчал об этом "косяке" полагая что 50-омный кабель не особо распространен.
  4. Иван_Похмельев
    Цитата: Хатуль Мадан
    Для цифры трудно на глаз определить- сигнал либо есть, либо нет.

    В настройках канала можно посмотреть, если телевизор позволяет.
  5. alex.kaver
    Вот у меня до одного мощного передатчика больше 50 км, но в пределах видимости, а до другого (местного) 8 км, но закрытого застройкой и рельефом.
    Угол около 90 град. А каналы (частоты) одни. Навожусь на дальний, но при восходе солнца начинаются сбои приёма, потом всё нормализуется
    Антенна Bi-Loop c усилителем SWA.
  6. Борис Парамонов
    Такую антенну сделал давно и немного поэкспериментировал. Оказалось, что цифровые каналы очень чувствительны к длине кабеля снижения. При увеличении длины свыше 3-х метров - сигнал цифровой пропадает полностью но аналоговый - принимается. Посему делюсь своими результатами. Антенну располагаю рядом с ТВ - габариты позволяют и длина кабеля при этом чуть менее метра, Настройка по азимуту - антенна подключается как обычная ДМВ в соответствующее гнездо ТВ и настраивается соответствующий (ближайший по частоте ) аналоговый канал. Далее просто "перетыкаем на "цифру" и включаем автоматическую настройку.. Считаю лучше уменьшить длину кабеля, чем ставить усилитель. В Москве антенна с метровым кабелем прекрасно работает на 6-м этаже, 15 км до Останкино, Вышка закрыта рядом стоящим 9-ти этажным домом. На даче 60 км от Москвы - принимает и местные вышки и даже Останкино. Даже в пойме Оки, в "медвежьем углу" - по выражению Паустовского - это приокский заповедник 300 км восточнее Москвы- прекрасно работает без рефлекторов и усилителей. Сеть вышек такая, что в центральной России больше 20 км до вышки не бывает и все вышки имеют мощность передатчиков порядка 10 КВт - так что уверенный приём цифры на антенну "бабочку" - гарантирован практически везде, даже там, где никогда не принимался аналоговый ДМВ сигнал.
    1. Хатуль Мадан Автор
      . В Москве антенна с метровым кабелем прекрасно работает на 6-м этаже, 15 км до Останкино,
      Про Москву и область разговора нет, там только Останкино перекрывает в радиусе 50 км. с возможным приёмом "на гвоздь", а уж в самом городе одних отраженных сигналов хватит.
      лучше уменьшить длину кабеля, чем ставить усилитель.
      Правильно, у радиолюбителей есть поговорка- "Лучший усилитель- это антенна", как правильно и то, что сигнал затухает тем сильнее,чем выше частота.И так-же правильно, что условия приёма зависят от рельефа местности и иногда достаточно поднять антенну на 3-4 метра чтобы иметь уверенный приём.
      Сеть вышек такая, что в центральной России больше 20 км до вышки не бывает и все вышки имеют мощность передатчиков порядка 10 КВт - так что уверенный приём цифры на антенну "бабочку" - гарантирован практически везде, даже там, где никогда не принимался аналоговый ДМВ сигнал.
      Посмотрите на карту ЦЭТВ в Тверской области, там есть действительно "медвежьи углы" где до вышек 40-50км., и если метровый диапазон как-то пробивался, то у ДМВ шансов нет, и приём в основном на спутники.
  7. Борис Парамонов
    Цитата: Хатуль Мадан
    Посмотрите на карту ЦЭТВ в Тверской области, там есть действительно "медвежьи углы" где до вышек 40-50км.

    Не путайте - 40-50 км -расстояние МЕЖДУ вышками, и как ни крути - дальше чем 25 км от одной из них никак не получиться, если только в космос подняться . .Удаляясь от одной - приближаемся к другой . .А заработать на полную все они должны в конце 2018 года - есть ещё время у телевизионщиков и не все вышки ещё работают.
    1. Хатуль Мадан Автор
      как ни крути - дальше чем 25 км от одной из них никак не получиться
      Это в случае, если на одной прямой. А если населённый пункт в центре (относительном) равностороннего треугольника?
  8. Oldman
    Этот тип антенн, что называется на скорую руку, основное усиление дает сам усилитель, который нужно подбирать по диапазону, а для дальнего приема нужна антенна типа волновой канал!
    1. Хатуль Мадан Автор
      "Волновой канал" слишком капризная антенна, с увеличением количества директоров усложняется настройка, и ещё она узкополосная. Если уж делать остронаправленную антенну, так это логопериодическую, практически ничем не уступающую "волновому каналу".
  9. Иван_Похмельев
    Цитата: Oldman
    основное усиление дает сам усилитель,
    Усилитель предназначен в основном для компенсации потерь в кабеле, качество приёма при правильной антенне от него почти не зависит.
  10. Завхоз
    на 21 км ловит и простая польская дециметровка
    1. Борис Парамонов
      Простая польская дециметровка - это и простая китайская дециметровка, и индийская и "цейсковская" и даже "швейцарская" - предлагаю обратить внимание на стоимость. Описанная в опусе антенна - сделана из "говна" и потому практически бесплатна. Да здравствует отечественный производитель, причём - "самозанятый" !!!! Вы не задумывались - почему обычная "бабочка" - описанная в опусе - не производиться крупными компаниями и её практически нет на рынке? - её себестоимость. Она, себестоимость - практически равна нулю при массовом производстве. Что не выгодно крупным "игрокам" . .
    2. Хатуль Мадан Автор
      А в польской дедиметровке не тот-же усилитель стоит? А теперь сравните габариты и стоимость фабричной и самодельной антенн. Купить конечно можно всё, как говаривал Рокфеллер- что нельзя купить за деньги, то можно купить за большие деньги, но речь не об этом, я вообще-то делаю свои поделки для того, чтоб мозги жиром не заплыли, хотя могу позволить себе всё это купить, или заказать чтобы сделали.
  11. Новий Стандарт
    Хатуль Мадан "Соединение антенны с рефлектором сделано на кронштейнах («металлических изоляторах») из алюминия."
    Почему не на пластмасовых, не влияет ли ето на качество приема?
    Понял квантовую механику - гений
    1. Хатуль Мадан Автор
      Абсолютно не влияет, подробнее вот:

      Для формирования диаграммы направленности антенн необходимо, чтобы элементы ее были сфазированы и разнесены относительно друг друга на определенные расстояния. При этом в случае обычных вибраторных решеток, в которых каждый вибратор, входящий в решетку, активен, возникают трудности в согласовании с фидером, особенно в некотором диапазоне частот.

      Зигзагообразное полотно в силу особенности своей конструкции имеет одну пару точек (a—а), к которым непосредственно и подключается фидер.

      В точках (п—п) нет разрыва проводников полотна антенны, поэтому здесь всегда имеется пучность тока (соответственно нуль напряжения), независимо от длины волны. Это обстоятельство позволяет обойтись без специального симметрирующего устройства при питании коаксиальным кабелем (кабель прокладывается через точку нулевого потенциала) и делает антенное полотно диапазонным, так как полуволновые участки проводников в области точек (п—п) всегда имеют одинаковое направление токов, то есть находятся в одинаковой фазе.[/quote]Кроме того отрезок линии в четверть длины волны имеет волновое сопротивление близкое к бесконечности.
    2. Борис Парамонов
      В тех точках, в которых автор соединяет антенну с рефлектором - ВСЕГДА будет "нуль" - и совершенно по фиг, чем соединять - диэлектриком или проводником. Это видно невооружённым глазом - квадрат, в одном углу "максимум" - где подсоединяется кабель, и через диагональ - обязательно должен быть "нуль" - вот и фффсё . .
      1. Korolev
        ВСЕГДА будет "нуль"
        Вообще-то, если речь идёт об антеннах, то не "нуль", а "точка нулевого потенциала"! smile
  12. Борис Парамонов
    Цитата: Korolev
    "точка нулевого потенциала"!

    Или "дырка от бублика" . . кто как хочет, тот так и назовёт . .Сам бублик - это нарисованный "ноль" а его серединка - "точка нулевого потенциала" . .
    1. Korolev
      Боюсь Вам может не понравиться, если Вас
      кто как хочет, тот так и назовёт

      О корректности терминологии здесь (и не только здесь) много копий сломано! smile
  13. Александр Горец
    Молодец! Я бы все алюминиевые соединения сварил с помощью припоя для алюминия.
    1. Хатуль Мадан Автор
      Пропаять конечно можно, но я хотел показать как всё делается из подручных материалов, чтобы можно было повторить. А вот припой и флюс для алюминия не каждый найдёт, да ещё подумают что без пайки работать не будет.
  14. Новий Стандарт
    Хатуль Мадан что-то не могу открыть етот калькулятор: [lech=https://electric-220.ru/news/antenna_kharchenko/2017-10-06-1368]Страница[/leech], пишет ошибка
    Понял квантовую механику - гений
  15. Splitter
    Такие антенны делаю с тех пор , как появилось цифровое телевидение . Сначала делал двойные ( 4 квадрата ) с усилителем , потом как , у вас с усилителем . Сейчас это просто два куска провода 4 - 6 мм , длиной 50 см , квадратом , или кругом , плюс кабель снижения . При неустойчивом сигнале добавляю рефлектор в виде металлической пластины , или сетки , на 15 - 20 процентов выступающей за активное полотно не расстоянии 7 - 9 см . Усилитель ( по моему мнению ) режет частоты , вносит искажения , к тому же статика ( не только при грозе ) выбивает его частенько . Пару слов о настройке антенны . В нашем регионе 1ый мультиплекс - 24 канал , 2ой - 57 канал ! Какая настройка !!! Смешно , когда люди покупают волновый канал , всё её достоинство в точной настройке на резонансную частоту . Это было актуально , когда было 2 канала ТВ .

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

так это его именной проект - Михаил Гергель...
"У автора нет ни одного причудливого фрезерного оборудования, ни столярного станка, ни большого строгального станка" - в начале статьи их может быть и нет, но по мере описания у автора...
Конкретно этот - судя по двум отверстиям, явно б/у-шный, оторванный с крепежей. Как вариант - поинтересоваться у дорожников, есть ли у них старые знаки, которые они меняли на новые (если знак...
Я вообще не вижу смысла в такой печи, а именно позиционировании её как переносной! Раз уж говорить о мобильности, можно было создать вообще мини паровой котёл! т.е.: 1. Топку по центру, там подъёмные...
Вообще разницы нет, ибо элемент пельте и зебека это одно и тоже. Знаю на личном опыте, т.к. пытались соорудить охлаждение для компа из этих элементов (как итог в простое -1 гр., а при работе было...
Все комментарии