В гостях у Самоделкина! » Альтерн. энергия » Генераторы » Изготовление генератора для лодочного мотора Tohatsu M5

Изготовление генератора для лодочного мотора Tohatsu M5


Здравствуйте, уважаемые посетители сайта "В гостях у Самоделкина". В этой статье представлен вариант изготовления генератора для лодочного мотора Tohatsu M5 (5 л.с.). В спецификации к мотору (среди прочего) указывается :
- Генератор – 12в... (опция).

То есть место под катушку генератора на моторе есть (предусмотрено), а самой катушки зачастую нет.

Сейчас в водном туризме, путешествии, рыбалке на маломерном судне (попросту надувнушке) используются всевозможные гаджеты (фонарики, сотовые телефоны, смартфоны, навигаторы, эхолоты и т.п.). И питаются они от автономных источников питания и зачастую это аккумуляторы. И есть необходимость их подзаряжать прямо в дороге… Для этой цели желательно оснастить лодочный моторчик генератором и соответствующими дополнениями. Чтобы на выходе иметь нужные напряжения постоянного тока.

Материалы и инструменты для изготовления генератора:
- полоски трансформаторного железа от пластинчатого трансформатора 0,35мм (Рис.2)
- провод монтажный 0,5мм2
- обмоточный провод ПЭТВ-2 0,56мм
- кембрик
- разъемы 5 пин (гнездовой и штыревой)
- 4 болтика М5 с шайбами и гайками М5
- стеклотекстолит 1,5мм (нефольгированный)
- полоска лакоткани
- клей Эпоксидный
- дрель со сверлами
- напильник по металлу
- ножницы по металлу
- паяльник с припоем ПОС61, флюс, пинцет
- наждак, очки защитные
- тиски, молоток, струбцина
- линейка, чертилка, штангель

Изготовление генератора для лодочного мотора Tohatsu M5


Сначала вырезаем ножницами заготовки сердечника из полосок трансформаторного железа как на Рис.3. С припуском на механическую обработку.

Можно обрабатывать разными способами, только нужно учитывать, что трансформаторное железо ломкое и крошится…Я предварительно высверливал выемку под обмотку и 2 базовых отверстия Рис.4.

Затем затянув в пакет между профильными пластинами из стали (толщиной 2мм) Рис.5, обтачивал сборку на наждаке.

И доводил, как водится, напильником, закругляя углы под обмотку катушки. Профиль должен быть как на чертеже Рис.6. С припуском +0,2…0,4мм.

Затем подготовка заготовок щечек катушки. Из текстолита как на чертеже Рис.7.

Затем склейка эпоксидным клеем. Так как у меня пластины от трансформатора уже были покрыты лаком изначально, то склейка производится тонким слоем жидкого клея. Склейка (сборка) производится на 2х направляющих винтах М5. И нужно предусмотреть, чтобы пластинки от трансформатора не приклеились к винтам. Можно смазать винты и гайки вазелином и тому подобным составом. После высыхания эпоксидки (24 часа) производится финишная обточка пакета(сердечника) в размер (Рис.8)

Склеивать щечки можно эпоксидкой (или клеем Момент), И скреплять струбциной уже прямо на сердечнике.

После высыхания обмазываем клеем сердечник между щечками и наматываем вырезанную полоску лакоткани 2 слоя. И заклеиваем, чтобы не размоталась. Припаиваем конец обмоточного провода ПЭТВ-2 к монтажному проводу. Закрываем кембриком и наматываем собственно обмотку 244 витка. Конец также припаиваем к монтажному проводу. Катушка в сборе показана на Рис.10

Штатная катушка зажигания (для сравнения) показана на Рис.9

Рекогносцировка по месту установки катушки на моторе показана на фото IMG_41xx





Устанавливаем катушку под маховик напротив штатной (зажигания), прикручиваем 2 винтами М5 (Рис.12). На монтажные провода от катушки одеваем кембрик. И припаиваем к разьему, который закреплен на боковой стенке поддона.

Пробная прокрутка от ручной заводилки показана на видео.

Лампочка загорается даже от прокручивания заводилкой. При пуске мотора без ограничителя напряжения и стабилизатора лампочка перегорит.

На Рис.13 показан тест-замер в бочке с водой.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Генератор 12В на основе нитродвигателя

Велогенератор своими руками

9.8
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
9.6
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
9.8
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Итоговая оценка: 9.72 из 10 (голосов: 12 / История оценок)

Добавить комментарий

    • smilesmilesxaxaokdontknowyahoonea
      bossscratchfoolyesyes-yesaggressivesecret
      sorrydancedance2dance3pardonhelpdrinks
      stopfriendsgoodgoodgoodwhistleswoontongue
      smokeclappingcraydeclarederisivedon-t_mentiondownload
      heatirefullaugh1mdameetingmoskingnegative
      not_ipopcornpunishreadscarescaressearch
      tauntthank_youthisto_clueumnikacuteagree
      badbeeeblack_eyeblum3blushboastboredom
      censoredpleasantrysecret2threatenvictoryyusun_bespectacled
      shokrespektlolprevedwelcomekrutoyya_za
      ya_dobryihelperne_huliganne_othodifludbanclose
6 комментариев
Pronin Автор
В Инете ( и на сайте водномоторников) отмечается, что катушку генератора можно сделать и из кровельного железа (попросту – из дешевой и доступной «оцинковки»), а не из тонких пластин специального трансформаторного железа, разделенного краской . Вразумительного ответа о сравнении и преимуществе кровельного железа для генераторной катушки в Инете не нашел.
Решено было проверить эффективность сердечника из оцинковки и трансформаторного железа… Была собрана измерительная схема…С использованием ваттметрового метода измерений магнитных св-в материалов. В диапазоне частот 40гц – 200гц. Что примерно соответствует 1200 – 6000 об/мин. вала лодочного мотора (2х тактного)
Пластины сердечника были вырезаны из листа оцинковки толщ. 0,55мм.

И для сравнения взяты соединительные пластины от силового трансформатора толщ.0,35мм.

Магнитное поле задается сердечником от трансформатора Ш-образной формы. У которого вырезано среднее звено

Ожидалась большая эффективность у трансформаторных пластин на частотах >100Гц. А оказалось – в данном сравнении трансформаторное (крашенное) железо эффективнее оцинковки на ~ 10%

Гость Анатолий
У меня нет такого такого мотора,похоже можно взять полюсной сердечник,от бензопилы Урал.А Ещё проще старую,не рабочую,что напротив...
Pronin Автор
Так то реле-регулятор в схему нужен обязательно!

У этих генераторов (для подвесных моторов) нет обратной связи, поэтому делается неск. по другому.
Absolutist
Так то реле-регулятор в схему нужен обязательно!
Pronin Автор
Порядка 2-3 А. Ну мне, конкретно, столько и не надо. Зарядка аккума (12в 4(7)А*час) ~ 0,7 А и на приборы ~0,3А
Фара светодиодная (экономичная) ~0,4 А (от 12в)
Dmitrij
и сколько сия катушечка ампер дает? Чисто на фару?
"Марти! Думать нужно в четырех измерениях..."

Время - единственное, что ограничивает человека быть в суперпозиции

Привет, Гость!


Зарегистрируйтесь

Или войдите на сайт, если уже зарегистрированы...

Войти

Добавьте самоделку

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос
А Вы уже рассказали на сайте о своей самоделке?

Последние комментарии

Все комментарии
Новые самоделки на почту

Введите электронную почту и получайте письма с новыми самоделками. Не более одного письма в день.