» » Высоковольтный генератор из катушки зажигания, кулера и мосфета – легко и доступно

Высоковольтный генератор из катушки зажигания, кулера и мосфета – легко и доступно

Всем здравствуйте! В сети множество схем высоковольтных генераторов отличающихся по мощности, по сложности сборки, по цене и доступности компонентов. Данная самоделка собрана из практически бросовых деталей, собрать ее сможет любой желающий. Собирался этот генератор, скажем так, для ознакомительных целей и всевозможных опытов с электричеством высокого напряжения. Примерный максимум этого генератора 20 киловольт. Так как в качестве источника питания для этого генератора не используется сетевое напряжение это дополнительный плюс с точки зрения безопасности.

На фото все необходимые детали, для сборки высоковольтного генератора.

Для сборки потребуется:

Катушка зажигания от ВАЗа
Кулер с датчиком холла
«N» канальный мосфет
Резисторы на 100 Ом и 10 кОм
Соединительные изолированные провода
Паяльник
Клеммная колодка (необязательно)
Радиатор для мосфета
Несколько саморезов
Фанерное основание для крепления деталей

Это схема данного генератора.

Кому интересно попробую рассказать подробнее. В качестве генератора импульсов используется кулер охлаждения от компьютера или аналогичный на 12 вольт, но с одним условием – в нем должен быть встроенный датчик холла. Именно датчик холла и будет генерировать импульсы для высоковольтного трансформатора, в качестве которого, в данном случае, используется катушка зажигания от автомобиля. Выбрать подходящий вентилятор очень просто, как правило, он имеет три ввода.

На фото видно наличие трех выводов. Стандартная расцветка это красный вывод плюс питания, черный – общий (земля) и желтый – выход с датчика холла. При подаче питания на вентилятор на выходе (желтый провод) получаем импульсы, частота которых зависит от оборотов электромотора данного кулера и чем выше напряжение, тем выше частота импульсов. Повышать напряжение следует в разумных пределах - примерно 12-15 вольт, чтоб не спалить кулер и всю схему. Получаемый импульсный сигнал предстоит подать на катушку зажигания, но его необходимо усилить.

В качестве силового ключа использовал «N» канальный полевой транзистор (мосфет) IRFS640A подойдут и другие с аналогичными параметрами, или примерные на ток 5-10 ампер и напряжение вольт 50 для надежности. Мосфеты присутствуют практически во всех современных электронных схемах, будь то материнская плата компьютера или пусковая схема энергосберегающей лампы, а значит, найти подходящий не возникнет проблем.

Катушка зажигания от автомобилей ВАЗ «классика» Б117-А имеет три вывода. Центральный это высоковольтный выход, «Б+» это плюсовой 12 вольт, и общий «К» - возможно не маркируется.

Изначально схем состояла из трех компонентов: кулер, мосфет и катушка, но через непродолжительное время работы ломалась, так как выходили из строя либо мосфет, либо датчик холла. Выход – установка резисторов на 100 Ом для ограничения пускового тока с датчика холла на затвор, и подтягивающий резистор 10кОм для запирания мосфета при отсутствии импульса.

При сборке схемы транзистор следует устанавливать на радиатор желательно с применением термопасты, так как нагрев при работе существенный.

Разъем от кулера использовал в качестве клеммной колодки для подключения мосфета. В результате необходимость в пайке транзистора отпала, для подключения или замены достаточно соединить колодку с выводами транзистора.

Вентилятор закрепил сверху радиатора при помощи двух саморезов. В результате получилось, что кулер играет двойную роль – как генератор импульсов и как дополнительное охлаждение.

Подключаем питание 12-14 вольт от аккумулятора и пробуем в работе.

Для молний по дереву данный агрегат конечно слабоват, но что такое высокое напряжение с данной самоделкой - оценить можно.

Оцените самоделку по критериям

10
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
10
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
10
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Итоговая оценка: 10 из 10 (голосов: 1)
Обычная регистрация
Информация
15 комментариев
  1. Dmitrij
    Не знал, что в кулерах есть датчики холла... Возьму на заметку
    "Марти! Думать нужно в четырех измерениях..."
  2. Nruter
    Катушка должна быть включена в схему так:

    На Вашей схеме она включена неправильно.
    1. igorpl Автор
      Включена неправильно, а работает зараза. Вы бы хоть обозначили выводы и как подключать, а то разницы не вижу.
      1. Nruter
        Она и будет работать. Только не так, как положено. Плюс питания должен быть подключен к точке соединения первичной и вторичной обмоток. Путь тока через вторичку должен быть таким - +12V---вторичка---разрядник---масса. У Вас же путь такой +12V---первичка---вторичка---разрядник---масса. По этому пути нарастанию напряжения на вторичке будет препятствовать падение напряжения на первичке. Плюс к этому на стоке транзистора будут возникать высоковольтные импульсы.
        Вот типовая схема включения катушки зажигания в автомобиле
        1. igorpl Автор
          Nruter Вас понял - подключено то правильно, а на схеме катушка изображена некорректно прошу прощения!!! (не ошибается тот кто ничего не делает!) - это я в свое оправдание, а Вам однозначно "+"!!!
  3. Bemmby Bambino
    Интересно, а хватит ли силы тока высоковольтной компоненты этой гравицапы на провод, проложенный по верху изгороди вокруг садового участка, длиной 90 м? Мне бы электропастуха, чтобы воришки в сад не лазили...
  4. Dmitrij
    А почему на жигулевской катушке нет конденсатора? Вот на москвичевской Б115В конденсатор обязателен, без него искра настолько слабая, что мотор только на холостых работает, и то, хороший мотор...
    Может и на эту катушку кандер навесить?

    Кстати, москвичевские катушки значительно мощнее.

    1. pogranec
      Да у меня отломался провод от кондера как то, полдня провозился пока причину понял. Так если б он зараза отвалился, а то так и висел вроде на месте.
      1. Dmitrij
        А я много дней однажды долбался, что я только не делал, не набирает двигло обороты и все, чих-пых. регулировал зазоры на свечах, ни один раз разбирал карб... В общем, кошмар. Потом додумался, снял родной кандер и навесил два керамических. Бжик... пошла как самолет. Коварная вещь)
    2. Nruter
      На жигулевской катушке конденсатор есть. Крепится он не на катушке, а на трамблёре винтом к корпусу. Его вывод присоединен непосредственно к контакту прерывателя. Без конденсатора искра будет очень слабая, в некоторых случаях её вообще не будет. Принцип формирования искры на вторичке основан на заряде этого конденсатора. Когда контакты прерывателя замкнуты, ток течет через первичку, конденсатор закорочен. При разрыве контактов начинает заряжаться конденсатор и возникает искра. Катушка на фотке имеет вариатор - дополнительный проволочный резистор. Он замыкается при работе стартера. В остальное время служит для ограничения тока через первичку.
      1. Dmitrij
        да, точно! я и забыл совсем) А че тут в схеме нет кандера?
        1. Сергей187
          Тут реализована бесконтактная схема зажигания, как на ВАЗ-2109. Полевой транзистор в данном случае коммутатор.
    3. maikl
      На москвичевской катушке навешивается дополнительное сопротивление-варистор для ограничения силы тока,так как катушка 9-вольтовая! В режиме работы стартера блокируется доп контактами втягивающего напрямую. Без варистора катушка перегревается и сгорает.
      1. Nruter
        Уважаемый, не путайте людей. Варистор - вид резистора, изменяющий свое сопротивление в зависимости от приложенного напряжения. Применялся широко в кадровой развёртке ламповых телевизоров. На автомобильной катушке зажигания применяется обычное сопротивление из нихромовой проволоки. И называется это изделие "Вариатор". Я об этом писАл чуть выше. У слова "Вариатор" много значений и это одно из них. Вариатором называют также бесступенчатую коробку перемены передач и устройство для сдвига УОЗ на современных двигателях.
      2. Dmitrij
        помню напрямую включал, забыл выключить, двигатель работал какое-то время. Нагрелась жутко, но не сгорела. Кстати, по величине искры не заметил разницы между подключением напрямую и через резистор.

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

Войти

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

сейчас лучше и дешевле использовать газ...
Тут админ не дозволяет добавлять (редактир), поэтому кратко: Нужно уменьшить напряжение на вых.сварочника. Или добавить Rдоб. Это может быть дополнительный ваш гвоздь (подлиннее). Rдоб. ставится в...
Током удобно, в тиски задал, клемму накинул и дальше крути куда хоч...
У деда в огороде была огромная ёмкость рядом с колодцем - журавлём. Грел воду перед поливом. И никакая тина нас, пацанов не останавливала!...
А зачем он снимал каждый сантиметр изоляцию, если все равно потом заклеил все изолентой?-)))...
Все комментарии