Приветствую всех любителей помастерить!
Вчера я работал над созданием туми-иши, и хочу рассказать подробнее, как делается эта настольная игра. Изначально она появилась в стране восходящего солнца, и на русский язык дословно переводится как "гора камней". Однако камни у нас не настоящие, а сделаны из различных пород дерева.
Суть игры заключается в том, чтобы собрать наиболее высокую конструкцию, ставя камни друг на друга. На первый взгляд, это довольно просто. Но на деле для построения сложной конструкции нужно будет сконцентрироваться и проявить терпение.
Каждая грань камня чаще всего не параллельна противоположной, а потому одно неверное движение, и вся конструкция тут же рухнет.
У детей эта игра хорошо развивает ловкость и мелкую моторику рук, а взрослым просто помогает расслабиться.
Хотя, как кто-то сказал, "что японцу поможет расслабиться, русского наоборот выбесит" :)
Камни то и дело норовят упасть, поэтому эффект игры на писхику человека будет зависеть от его темперамента)
Что потребуется для изготовления:
Инструменты:
- ленточная шлифовальная машина;
- циркулярная пила (или другой инструмент, чем можно отпилить);
- наждачная бумага разной зернистости;
- небольшая ёмкость для масла;
- хлопчатобумажная ткань (или любая другая, не оставляющая ворсинок).
Материалы:
- бруски нескольких пород дерева;
- льняное масло .
Этап первый: нарезание будущих камней
Бруски и ветки следует поделить на небольшие кубики или прямоугольники с примерной длиной одной из сторон 3-4 см.
Чтобы в будущем игра была интереснее, кубики лучше делать кривыми, чтобы получились искажённые параллелепипеды.
Для этого спилы делаются под различными углами друг относительно друга. Иначе в будущем противоположные стороны будут параллельными, и собрать такую игру можно будет за минуту. Это неинтересно.
После нарезания отрезки брусков и кусочки веток готовы к дальнейшей обработке
Чтобы меньше шлифовать, ветки тоже аккуратно превращаю в уже искажённые брусочки
Пару фотографий поближе: брусок из рябины на первом фото и из березы на втором
Также можно заранее обрезать некоторые углы или стороны в хаотичном порядке, тем самым немного сформировав будущую форму тумиишного камня. Да и шлифовальной машинкой в этом случае придётся работать меньше.
На этом первый этап закончен, можно переходить к самому кропотливому.
Этап второй: грубая шлифовка
На этом этапе придаётся окончательная форма нашим деревянным камням.
Ленточную шлифовальную машину лучше ставить вверх ногами; так будет удобнее шлифовать. А чтобы она не «убегала» во время работы, её можно закрепить к столу струбциной, или просто поставить какой-либо упор.
В шлифовке ничего сложного нет. Просто берётся заготовка и в произвольном порядке начинаем шлифовать.
Не следует забывать использовать защиту для органов дыхания и глаз, а также пылесос для удаления опилок.
Важный момент: во время шлифовки нужно стараться добиться ровной поверхности без искривлений. Чтобы каждая грань была ровной. Иначе в будущем такой "камешек" будет сложно или невозможно поставить... Я делаю данный набор для ребенка, поэтому важно, чтобы игра была в меру сложной, но выполнимой.
На самой первой стадии я сразу пользуюсь лентой с зернистостью 120. Можно было бы взять и погрубее, например 80-ую; это ускорило бы обработку. Но потом всё равно пришлось бы шлифовать на ленте с меньшей зернистостью. А в этом случае велика вероятность исказить грань, сформированную вначале. Тогда нужно будет дорабатывать, а это лишнее время.
Вообще, в изготовлении туми-иши всё довольно просто, но намного дольше, чем это кажется на первый взгляд. Поэтому несколько секунд, сэкономленных на одной небольшой стадии, может вылиться в экономию десяти-двадцати минут времени на всю работу.
Потому я и беру 120-ую ленту. Обработка занимает чуть больше времени, зато на выходе получается почти чистовая работа. И никаких ошибок. У меня уходит в среднем около пяти-восьми минут на камень. И примерно через час от начала работы камни почти готовы.
Почти готовы, но не совсем. Углы всё ещё острые. Такие камни любому человеку: и взрослому, и уж тем более ребёнку будет держать в руках будет слегка неприятно. К тому же, грубая обработка бросается в глаза.
Поэтому сейчас приступаем к следующему этапу.
Этап третий: финишная обработка
На этом этапе требуется немного скруглить углы и сделать грани нашего многогранника более гладкими.
В ладонь берется 180-ую наждачная бумага, и лёгким движением совсем немного стачиваются все углы, и обрабатывается каждое ребро.
А после этого остаётся пройтись по всем рёбрам и граням наждачной бумагой с зернистостью 800. После этого наши камни можно считать готовыми. Они стали гладкими и как будто бы «мягкими».
Фото поближе, здесь хорошо видно, что камни стали идеально гладкими.
Этап четвертый: пропитка льняным маслом
Камни готовы, осталось дело за малым - покрыть маслом. Это защитит деревянную игру от влаги и сделает её куда более красивой, т.к. проявится фактура древесины. Фактура проявляется очень красиво, а потому пропитка – мой самый любимый этап.
Когда дело касается промасливания, мнений возникает много. Кто-то смазывает, кто-то деревянные изделия варит в масле, кто-то просто выдерживает. Я обычно смазываю. Считаю, что для изделия такого уровня это вполне достаточно. По-хорошему, масло должно быть тёплым, или даже горячим. Тогда оно лучше впитается и защитный эффект будет выше.
Покрываю льняным, т.к. оно по сути универсальное. Оно не прогоркает, как подсолнечное и вкусно пахнет. Главное, чтобы срок годности не вышел, а то будет пахнуть копчёной рыбой. Найти можно в любом продуктовом в магазине по цене в пределах ста рублей за четверть литра.
Ещё льняное масло продаётся в аптеке. Оно там в тёмных пластиковых бутылках. Дешевле. Но очень сильно пахнет рыбой, и я его обычно не беру.
Последнее фото до покрытия маслом. Слева направо: дуб, рябина, дуб, береза, дуб, лиственница, клён, береза, дуб. Пока все они бледные, не особо привлекательные, и практически ничем не отличаются друг от друга.
Приступаю к пропитке. В небольшую ёмкость наливаю масло. На десять камней вполне достаточно одной столовой ложки масла.
Небольшой кусочек х\б ткани окунаю в масло и обильно смазываю камень
Смазанные камни откладываю в сторону. Пока кладу на фланелевую ткань
И так с каждым камнем, пока все не будут пропитаны
Фланелевая ткань хорошо впитывает масло, что видно на фотографии
Но от неё на деревянных камнях остаются небольшие ворсинки. Поэтому после того, как я вытер камни фланелевой тканью, я перекладываю их на х\б ткань.
А после этого уже окончательно вытираю х\б тканью, чтобы не осталось ворсинок. На этом камни можно считать полностью готовыми.
Всем спасибо за внимание! А я ушёл постигать вершины дзен, собирая туми-иши))
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.