Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Вежливый свет в авто

    Вежливый свет в авто


    Всем привет! Есть у меня старенький ГАНС (WV B3), хочу рассказать и показать, как можно самому сделать комфортный плавный розжиг-затухание плафона в салоне. Как при открывании любой из дверей, так и при включении выключателем плафона и быстром затухании при постановке на сигнализацию.

    Можно было сделать лучше, проще и вообще не так!!! Я даже это не отрицаю и ни кому не навязываю свой вариант! Просто делюсь своей идеей комфортного света в машину.

    Ссылка на архив со схемой, платой и описанием находится в описании под видео.

    Мне захотелось реализовать следующий функционал этого выключателя:
    1-плавный розжиг светодиодов при открывании двери или включении выключателем плафона.
    2-свечение светодиодов в полную яркость в течении 30 секунд после закрывания двери, а затем плавное затухание светодиодов. Выключателем плафона плавное вкл-откл плафона происходит без задержки отключения.
    3-при включении зажигания светящиеся светодиоды должны через пару секунд плавно погаснуть.(Если я уже успел сесть в машину и вставить ключ в замок зажигания)
    4-если при включенном зажигании открыть дверь или включить плафон выключателем плафона, то светодиоды должны плавно загореться и гореть до тех пор, пока будет открыта дверь или включен выключатель. При закрытии двери или выключении выключателя. светодиоды плавно погаснут без 30 секундной задержки.
    5-Если выйти из машины и поставить машину на сигнализацию, то плафон должен через пару секунд плавно погаснуть. А не продолжать светить ещё 30 секунд...

    И я начал понимать, что всё это легко можно сделать на микроконтроллере с минимум деталей в обвязке.. Но я с ними не дружу от слова совсем...

    Решил сделать на дискретных элементах и своём любимом 555 таймере...
    За основу реле задержки отключения взял классическую схему.
    Вежливый свет в авто

    Схем плавного розжига и затухания достаточно много, остановился на этой схеме, немного адаптировав под свои требования.

    Все эти идеи собрал до кучи, получилось примерно так:

    Но обнаружились некоторые недостатки:
    1-задержка примерно 3-4 секунды, пред плавным розжигом светодиодов. Открыл дверь и 3-секунды темно, и только потом плавно загорается плафон.
    2-нет плавного розжига при включении выключателем плафона.
    Мне захотелось что бы светодиоды так же плавно разгорались и тухли при вкл-октл выключателем плафона, если двери закрыты и зажигание уже включено (двигатель заведён).

    Немного поколдовав....

    при помощи паяльника и какой-то матери, получилось следующее:

    Диоды VD10, VD11 припаял непосредственно на выводы салонного переключателя света.(уже не хотелось перерисовывать плату..)
    В результате чего имею функциоанал соответствующий моим желаниям в начале статьи...

    Ссылка на архив со схемой, платой и моими мыслями находится в описании под видео.
    Плату разводил в Dip Trace


    Работает всё это безобразие так:
    На схему постоянно подаётся 12 В через диод VD9. Типо защита от неправильной полярности. Далее 12 В подаются на 5 В линейный параметрический стабилизатор на резисторе R10, стабилитрон VD5 и конденсатор С4, которыми запитывается схема.

    В начальный момент времени все двери и переключатель плафона находятся в положении включения света от концевика двери. Средний контакт переключателя соединён с диодом VD10 (правое по схеме положение), все транзисторы при этом закрыты, время-задающий конденсатор С1 разряжен, на 2 ноге 555 таймера присутствует логическая 1. Светодиоды не горят.

    Если сейчас открыть любую дверь, то замкнётся концевой выключатель S1 и соединит 2 ногу 555 таймера с общим минусом. Начнёт заряжаться конденсатор С1, 555 таймер включится и на его 3 выводе появится логическая 1. В таком состоянии он будет находиться до тех пор, пока напряжение на конденсаторе С1 и 6 ноге таймера не достигнет 2\3 от напряжения питания таймера. Далее с 3 ноги таймера положительное напряжение открывает транзистор VT2 и через его открытый переход, диоды VD10, VD6, резистор R8 начинает заряжаться конденсатор С5. С которого плавно нарастающее напряжение через диод VD7 и резистор R11 плавно открывает транзистор VT3. Который в свою очередь подаёт плавно нарастающее напряжение через резистор R14 на затвор полевого транзистора VT4. В результате чего он медленно открывается и плавно начинают светиться светодиоды Н1-Н15 в его цепи.

    Если сейчас закрыть дверь (контакты S1 разомкнуться), то таймер будет во включенном состоянии до тех пор, пока напряжение на 6 ноге не достигнет 2\3 от напряжения питания. Тогда таймер выключится, на его 3 ноге пропадёт положительное напряжение (логическая 1), транзистор VT2 закроется и конденсатор С5 начнёт медленно разряжаться. Напряжение на его выводах падает и транзисторы VT3, VT4 медленно закроются в результате чего светодиоды Н1-Н15 плавно потухнут в течении нескольких секунд.

    Диоды VD1-VD3, резисторы R!, R2 и транзистор VT1 нужны для начала затухания светодиодов при закрытых дверях при включении зажигания или постановки на сигнализацию. При подаче +12 В на любой из диодов VD1-VD3 (вкл зажигания или кратковременны сигнал постановки на сигнализацию от сигналки), открывается транзистор VT1 и подаёт положительное напряжение на 6 ногу таймера и он тут же переходит в выключенное состояние. Конденсатор С 5 начинает разряжаться и светодиоды плавно гаснут.

    Резистор R5 и диод VD4 нужны для принудительного включения плафона при открывании двери, если зажигание включено. Заведён двигатель, например. В этом случае через замкнутые контакты S1, диод VD4 и резистор R5 на 6 ногу таймера будет принудительно подано низкое напряжение, не превышающее 2\3 от напряжение питания, что бы таймер принудительно перешёл во включенное состояние и на его 3 ноге было положительное напряжение.

    Выключатель S2 - это переключатель света находящийся в плафоне, согласно этой схемы им можно полностью выключить свет не зависимо от положения дверей. А так же плавно включить или выключить свет. И это не зависит от положения дверей или включенного зажигания. Что считаю очень удобным. Хотя исполнительную часть схемы можно было сделать по другому.

    Настройка:
    Время задержки отключения (в моём случае 30 сек), зависит от номиналов С1 и R3. Чем больше их значение, тем больше времени будут светить диоды после закрывания дверей.
    Резистор R21 подзаряжает конденсатор С5, в результате чего транзистору VT3 совсем чуть-чуть нужно, что бы начать плавно открывать полевой транзистор VT4.
    Резисторы R17-R21 ограничивают ток светодиодов, подбираются исключительно под конкретные светодиоды. Исходя из личного опыта, не стоит греть светодиоды больше 45-50 градусов номинальным током, лучше снизить яркость диодов и поставить их большее кол-во, чем постоянно их менять.
    Конденсатор С8 сглаживает пульсации.

    Детали:
    Диоды:
    VD1-VD4, VD6-VD8 любые с током от 100 мА, например 1N4148
    VD9-VD11 средней мощности, например IN4001
    Стабилитрон 5 В, мощностью 0,5-1 Вт. Например BZXC55C5V1

    Резисторы:
    R2 и R10 в DIP корпусе мощностью 0,5 Вт, остальные SMD 1206

    Конденсаторы:
    С2, С3 керамика 1206
    С1 электролит с рабочим напряжением от 10 В, желательно с низким ЭПС. Я предпочитаю во времязадающие цепи ставить конденсаторы с красной или синей полосой на торце с материнских плат или видеокарт. У них очень низкий процент потерь!
    С4,С5 электролиты с напряжением не ниже 10 В.
    С8 с напряжением не ниже 25 В!

    Транзисторы:
    VT1-VT3 выпаял со старых плат соответствующей структуры, мне попались с кодировкой 1А и 2А.
    VT4 низковольтный полевик со старой материнской платы, обязательно с логическим уровнем (5 В!) открытия.

    Микросхема:
    UC1 доступный и недорогой таймер NE555

    Кнопки:
    S1 это концевые выключатели света расположенный в дверном проёме, обычно они включены параллельно, по-этому на схеме условно я показал только один!
    S2 это переключатель света расположенный в плафоне вашего авто.

    Светодиоды:
    Н1-Н15 Имеющиеся у вас в наличии и под них нужно будет подобрать токоограничивающие резисторы!!!!
    Подборки: NE555 Схема Авто

    Тиристорный регулятор мощности

    Рация ФМ-диапазона своими руками

    Добавить комментарий

    3 комментария
    ino53
    Цитата: Yurba07
    что эммитеры транзисторов вроде как-то не правильно подключены....
    Транзисторы надо поменять местами, у 315 коллектор должен идти к плюсу, у 361 - наоборот... pardon



    Цитата: Yurba07
    Эту схему плавного включения я уже видел... Только вы добавили к ней
    Вы видели похожую схему, эту я слепил из головы, эволюция описана в названной  статье. Схем с управлением таймером по 5-й ноге вообще не помню...
    Yurba07 Автор
    ino53,
    Согласен, что эммитеры транзисторов вроде как-то не правильно подключены.... Но плата то же нарисована именно под такое включение и работает уже два года.... 
     Эту схему плавного включения я уже видел... Только вы добавили к ней реле, которое через небольшой промежуток времени закорачивает Сток-Исток полевого транзистора,исключая его из цепи при полностью разогнанном моторе.  Идея хорошая!!!
    ino53
    Можно было сделать лучше, проще и вообще не так!!!...  Просто делюсь своей идеей...

    Конечно, можно! Вот и я поделюсь идеей smile Плавный пуск и регулировка оборотов электродвигателя с помощью таймера NE555  https://usamodelkina.ru/16933-plavnyj-pusk-i-regulirovka-oborotov-jelektrodviga
    telja-s-pomoschju-tajmera-ne555.html


    А с VT1 и VT3 у Вас на последней схеме какие то непонятки, проверьте...

    Привет, Гость!


    Зарегистрируйтесь

    Или войдите на сайт, если уже зарегистрированы...

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос
    А Вы уже рассказали на сайте о своей самоделке?

    Последние комментарии

    Все комментарии