Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Блоки питания » Простой блок питания для начинающих радиолюбителей своими руками

    Простой блок питания для начинающих радиолюбителей своими руками

    Всех приветствую, сегодня я покажу вам простую схему регулируемого блока питания, её сможет собрать даже начинающий радиолюбитель.

    Хочу порекомендовать вам свой видеоролик, кому интересно можете перейти по ссылке и посмотреть. Буду вам очень благодарен!

    Каждую схему как-то нужно запитать кто-то использует батарейки, кто-то берёт аккумуляторы ну а кто-то использует сетевые блоки питания.

    1. Батарейки использовать сейчас не выгодно так как они довольно дорогие и качество их изготовления так себе. Во-вторых они очень сильно загрязняют нашу планету поэтому я настоятельно рекомендую не использовать батарейки.

    2. Аккумуляторы более выгодны, соглашусь они дороже батареек, но у них есть большое преимущество а именно они умеют заряжаться. С ними вы уже даже сэкономите так как не надо будет покупать новые аккумуляторы, потребуются только взять его и зарядить.

    3. Регулируемый источник питания на 220В как я считаю он подходит лучше всего так как не надо будет ничего заражать и покупать но зато потребуется розетка без неё блок питания будет бесполезен. Но у него есть большое преимущество, а именно мы сможем регулировать напряжение. С первыми двумя способами этого делать нельзя, конечно можно соединить элементы последовательно и напряжение увеличиться но всё ровно, сетевой блок будет лучше.

    Сейчас перед вами находится принципиальная схема нашего блока питания, как говорил ранее она не сложная и её сможет собрать даже начинающий радиолюбитель и если вы соберёте всё правильно то схема должна запуститься с первого раза.

    Первое что нам потребуется найти так это понижающего трансформатора который будет преобразовывать сетевое напряжение в нужное нам напряжение. Также он будет исполнять роль гальванической развязки и на вторичке никакой фазы не будет, но все ровно будьте аккуратны.

    Я буду использовать трансформатор ТП-60-12 в принципе он нам подходит, но только напряжение на нем немного высоковатое но ничего страшного. Лучше всего если вы найдёте трансформатора у которого на вторичке будет 15В ну и ток вторичке желательно 2-3А.

    На трансформаторе нам потребуется найти первичную обмотку и вторичную обмотку. Можно использовать 2 способа.

    1. Если на трансформаторе будет название то можно найти на него даташит и там про него будет всё расписано. Я так и сделал просто написал название в интернете и там про него нашёл информацию.

    2.Если у вас есть трансформатор но на нем ничего не пишет и вы не знаете что куда подключать то можно взять мультиметра и его нужно будет включить в режим измерения сопротивления. Каждую обмотку потребуется проверить и каждое значение желательно записать. Потом смотрим на бумажку и на цифры. Самая высокоомная обмотка скорее всего сетевая и её надо будет подключить в розетку.

    Первичку трансформатора в сеть обязательно нужно подключать через обычную лампочку на 220В и мощность 40Вт.

    На принципиальной схеме это выглядит вот так.

    Если лампочка не будет светиться и на выходе трансформатора будет напряжение то значит всё хорошо, вы нашли обмотку на 220В.

    А если ваша лампочка будет светиться то значит вы сделали что-то не правильно. И эту обмотку категорически нельзя подключать в сеть 220В, а если вы это сделаете то я гарантирую что будет которое замыкание.

    Дальше по схеме у нас идёт диодный мост он у нас будет делать из переменки постоянное напряжение.

    Можно использовать сразу готовую диодную сборку, её можно будет найти в нерабочих импульсных БП.

    Его можно сделать и из четырёх отдельных диодов, я так и сделал а именно спаял его самостоятельно.
    Диоды я использовал китайские 1N5408 они рассчитаны на ток 3А. Но вы можете брать любые другие диоды с током выше 2А.

    Всю схему я буду паять на печатной плате которую спроектировал в программе Sprint Layout 6, конечно в своей печатке я допустил несколько ошибок потому что спешил. Но сейчас вы её можете спокойно скачать так как я все ошибки уже исправил. Ссылка на архив есть в описании под видеороликом.

    Диоды не должны соприкасаться с текстолитом так как они будут нагреваться во время работы.

    На выходе диодного моста будут пульсации

    И от них потребуется избавиться и с этим отлично справиться электролитический конденсатор который будет фильтровать все помехи. Я взял взял 2 конденсатора по 2200мкф каждый, и я их спаял параллельно и в сумме получается 4.400мкф и этого вполне должно хватить И если мы снова подключим осциллографа то мы сможем увидеть ровную линию без пульсаций.

    Но напряжение увеличилось до 25В хотя до этого было 17.9В. Вы можете сейчас спросить "почему же напряжение выросло и настолько сильно?" ответ простой конденсаторы заряжается до амплитудного значения которое выходит из диодного моста. Если после диодного моста будет стоять конденсатор, то напряжение будет больше в 1.41 раза.

    Напряжение у нас было 17.8В и если мы умножим его на 1.41 то получим напряжение до которого зарядиться конденсатор.
    17.8*1.41=25.09В

    Дальше по схеме у нас идёт резистор с стабилитроном, именно стабилитрон будет задавать максимальное напряжение на выходе схемы.

    Я взял стабилитрон д814д он стабилизирует напряжение в районе 13В. Но в принципе подойдут любые другие стабилитроны.

    Резистор ограничивает ток который будет проходить через стабилитрона я взял на 620Ом и его мощность 2Вт но можно взять резистора с меньшей мощностью и тоже будет нормально работать.

    Ток у таких стабилитронов невелик поэтому нам потребуется его усилить при помощи транзисторов. Я использовал отечественные детали а именно КТ315 и КТ805.

    ВНИМАНИЕ!!! Не попутайте КТ315 с КТ361 они схожи но у КТ315 буква слева или справа, а у КТ361 буква по середине. Если у вас нету такого транзистора то можете взять любого другого маломощного аналога.

    КТ805 через него будет проходить весь ток. Можно взять любого другого транзистора с схожими характеристиками, а ещё лучше взять с двойным запасом по мощности.

    Чтобы регулировать напряжение нам потребуется делитель напряжения с этом прекрасно справляется переменный резистор, можно взять резистора на 5К хоть на 50К работать будет но напряжение будет регулироваться по разному, я рекомендую брать резистора на 10К с ним лучше всего как по мне.

    Нам осталось только взять припаять конденсатора на 10мкф и резистора на 5К и всё схема будет готова. Конденсатор дополнительно фильтрует напряжение на выходе, а резистор делает небольшую нагрузку на выходе.

    Напряжение регулируется от 0В до 12В без нагрузки.

    Под нагрузкой максимальное напряжение было 10.7В.

    Ток был почти 3А.

    Под нагрузкой 1А напряжение просело на 0.3В это довольно хороший результат как для такой схемы.

    Я знаю точно что мне могут задать такой вопрос "а как можно увеличить максимальную мощность?" На этот вопрос есть ответ, потребуется заменить все силовые части схемы.

    Ставим более мощного трансформатора.

    Диоды тоже потребуются более мощные.

    Ёмкость конденсаторов потребуется увеличить так как старые могут уже не справиться.

    Радиатор для транзистора потребуется побольше так как транзистор будет сильнее нагреваться.

    Ну и сам транзистор тоже нужно заменить на более мощного, желательно брать составные транзисторы в корпусе ТО-3, лучше всего использовать КТ827.

    С током мы разобрались, а что если потребуется увеличить максимальное напряжение на выходе. Тут уже будет попроще так как потребуется заменить стабилитрона на более высоковольтного и резистора на 620Ом потребуется тоже заменить. Допустим если мы поставим стабилитрона на 24В то резистора нам потребуется поставить на 1.5К мы просто увеличиваем значение в 2 раза.

    Если у вас есть несколько одинаковых стабилитронов то их можно будет соединить последовательно и их суммарное напряжение будет больше.

    В итоге мы получили довольно простую и хорошую схему БП. Надеюсь вам понравилась статья а на этом всё, всем спасибо всем пока.
    Подборки: КТ805 КТ315 БП

    Как сделать пауэрбанк с поддержкой быстрой зарядки (fast charging powerbank)

    Аккумуляторный блок питания для телефонной сети

    9.1
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    9
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    9.2
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10

    Добавить комментарий

    69 комментариев
    ino53
    Чукча, да, это резистор Б-Э на КТ838, обычно ставится на ВВ транзисторах для компенсации токов утечки. Точно не помню, 1...3 кОм. Эти транзистор и радиатор когда то стояли в блоке строчной развертки кинескопного телевизора, а там напруга до кВ, снимать не стал, в стабилизаторе он тоже не помешает... pardon

    Чукча
    Цитата: ino53
    Ну и нашел бы пару-тройку минут пообщаться... Вон у Чукча сколько вопросов было...

    К автору публикации вопросов и не было. я его схему собирал и уже поблагодарил за труды.
    вопросы были к вашему варианту схемы (с установкой транзистора на корпус БП).
    На фото которое вы приложили собрав схему, есть резистор которого нет на схеме, которую вы привели.
    красной стрелкой его отметил

    ino53
    Цитата: maksim292003
    Никуда не пропал. Я захожу на сайт и смотрю на комментарии...
    Ну и нашел бы пару-тройку минут пообщаться... smile Вон у Чукча сколько вопросов было... pardon

    maksim292003 Автор
    Привет всем кто присутствует в чате! ino53
    Куда пропал?

    Никуда не пропал. Я захожу на сайт и смотрю на комментарии... Но я сейчас пока что занят и не имею возможности ответить. Ещё и люди пишут "что нереально читать.... кровь из глаз идёт... И это как-то отбивает мотивацию что-то делать. 

    На щет схемы, всё работает хорошо как на NPN транзисторе так и на PNP  транзисторе (схема комментариях есть).

    Чукча
    Цитата: ino53
    Уважаемый, если Вы не не верите в схему (или просто прочитать ее не умеете?), вот Вам фото...

    Спасибо. время тратить собирать не нужно было. Раз уверены в схеме - Достаточно было просто сказать, что схема рабочая и ответить на вопросы. Ответ буквально на три строчки. В любом случае спасибо за труды, теперь могу браться за паяльник. больше доставать не буду.

    Цитата: sergeyp
    Самодельщик обычно, сначала собирает, проверяет, затем спрашивает (или благодарит) но не наоборот.

    Это не правильный подход. Сначала надо спросить, проверить, а потом собирать. И выражаясь вашими словами - но не наоборот.

    ino53
    Цитата: Чукча
    я и хотел узнать о работоспособности схемы
    Уважаемый, если Вы не не верите в схему (или просто прочитать ее не умеете?), вот Вам фото... xaxaМакет собран по этой схеме, транзисторы КТ838 и КТ814, стабилитрон КС515, под нагрузкой   больше 2...2,5 А (трансформатор слабоват) есть просадка выходного напряжения. Нагрев 838-го пренебрежимо мал.

    Добавлю фотку.
    sergeyp
    Цитата: Чукча

       А Вам это с какой целью нужно? Самодельщик обычно, сначала собирает, проверяет, затем спрашивает (или благодарит) но не наоборот. Создаётся неправильное впечатление: Вы вообще что-нибудь собираетесь собирать, или просто побеседовать? )))
    ino53
    KorolevJerrysergeyp, мужики, заступитесь... smile  Ну что он от меня хочет? Хорошо, сяду вечером, спаяю, так ведь не поверит же... Номиналы - на левой половине схемы все есть, расчеты в тексте до манной каши разжеваны. Ох, хорошо было на радиокружке, надоест бестолковый мелкий, зову какого кабана, вот, мол, Юрка или Виталь, тебе персональный рядовой, и разбирайся с ним, но ко мне что бы не подходили...  xaxa Потом, как правило, кабан и мелкий друзьями становились.
    Чукча
    Цитата: ino53
    maksim292003, где пропал? Вишь, человек волнуется, ответь... Мне то неудобно утверждать, мол - моя схема, значит, хорошая... pardon

    Вот эту схему вы привели 25/03/2021 здесь в комментах, переделали схему под установку транзистора на корпус блока питания
    я и хотел узнать о работоспособности схемы и номиналах радиодеталей

    Чукча
    Цитата: ino53

    Так это же вы эту схему опубликовали.
    ino53

    Чукча
    Цитата: ino53
    А вообще один из более радикальных вариантов решения проблемы охлаждения - установка транзистора на корпус (ес-но, металлический) и желательно без изоляции. Набросал вариант такой схемы, когда минус на массе (корпусе)

    Ребята гляньте здесь в теме, 25 марта 2021 схему привели с установкой транзистора на корпус. Схема точно рабочая???, не хотелось бы спалить детали, которых и так не много) Может еще какие-то особенности есть когда на корпус транзистор вешают. Это получается если случайно + корпус задеть... все кирдык схемке...
    Хочу VT1 - кт816, VT2 - кт819. Я правильно понимаю кт819 ставим на корпус, а кт816 греться почти не будет?? и Подскажите номиналы сопротивлений.
    Jerry
    Цитата: Чукча
    ...У меня сейчас в разобранном состоянии блок питания с регулировкой напряжения, где транзистор не грелся на холостую. Я давно уже раскидал схемку от этого блока питания на радиодетали. Не догадался срисовать что где было припаяно. Как найти эту схему. ...

    Похвально Ваше стремление к электронике! Но электроника это не только практика сборки схем, но и теория, хотя бы базовые знания, которые Вам пригодятся в любом случае. Для начала изучите принцип работы радиоэлементов, затем переходите к схемотехнике блоков питания. Сначала рассмотрите параметрический стабилизатор напряжения
    потом компенсационный стабилизатор напряжения
    цепи защиты и регулировки тока. После этого никакие схемы Вам будут не нужны, сможете самостоятельно все рассчитать и собрать.
    А по Вашему вопросу это типичный компенсационный стабилизатор напряжения. Что-то типа такого:
    Правда сейчас более распространена схемотехника с транзисторами обратной проводимости:

    Чукча
    Цитата: ino53

    Добрый день. Вы 25 марта 2021 схему привели с установкой транзистора на корпус. Схема точно рабочая???, не хотелось бы спалить детали))) Не пойму как тут VT2 работать будет. Подскажите номиналы сопротивлений.
    Хочу VT1 - кт816, VT2 - кт819. Я правильно понимаю кт819 ставим на корпус, а кт816 греться почти не будет??
    Чукча
    Спасибо всем за ответы/учебу. Многое прояснилось. Есть вопрос)
    У меня сейчас в разобранном состоянии блок питания с регулировкой напряжения, где транзистор не грелся на холостую. Я давно уже раскидал схемку от этого блока питания на радиодетали. Не догадался срисовать что где было припаяно. Как найти эту схему. Блок этот делался еще при СССР в 80х по публикациям в радиожурналах. Когда распаивал - Помню что там сгоревшие были МП26Б и д816а. В схеме было вроде четыре сопротивления. Было два диода д104 (стояли рядышком-треугольником на плате). Были кт816г(без радиатора) и кт818б(на радиаторе). Вроде все. Ну после моста стоял огромный конденсатор. Вроде как схема была для питания радиоаппаратуры. И когда он работал просадки напруги при нагрузке не было. На холостом без нагрузки 818 на радиаторе не грелся. Как эту схему найти. Думаю схемка должна была быть популярной. Сейчас очень жалею, что раскидал и не записал, что было на плате.
    ino53
    Цитата: sergeyp
    и я о том же: пока напряжение на нём ниже его напр. стаб. его просто нет
    Так я же подтверждаю это... Кстати, при наличии постоянно подключенного вольтметра - почему бы и нет, не процессоры ведь питать smile

    sergeyp
    Цитата: ino53
    А вот убери стаб

       Так и я о том же: пока напряжение на нём ниже его напр. стаб. его просто нет в схеме! Но остальное- то работает, как регулятор... )))
    ino53
    Цитата: sergeyp
    Почему ж не будет работать, будет. Но не будет стабилизации, и выходное напряжение будет изменяться при изменении входного, или смене нагрузки, т.е. пропадёт только стабилизация.. )))
    Чуть подробнее. Аналогия: стабилитрон -  бочка с дыркой в стенке, уровень воды в бочке не выше дырки. Из соседней, полной бочки вода перетекает по шлангу,  это Rогр=к62. Если дырка (24 В) выше уровня воды в соседней бочке (19 В), то влиять она ни на что не будет.  На стабилитроне, как следует из его названия, напряжение стабильное, на ползунке переменника меньше, но тоже стабильное, соответственно, через переходы БЭ-БЭ на выход - стабильное. А вот убери стаб. или поставь его слишком большим, и напряжение на переменнике будет зависеть от входного и от нагрузки.

    sergeyp
    Цитата: Чукча
    На нашем примере когда стоит два стабилитрона в сумме 24В, а приходит на них 19 В, что будет в схеме, она просто не будет работать и почему??? 

    sergeyp
    Цитата: Чукча
    Но почему тогда в авто именно масса/минус и аккум идет на минус толстенным кабелем, а потребители уже запитываются плюсом кабелем с небольшим сечением.

       Про стартер забыл? Для него и масса, и плюс толстые, но масса общая для всех. )))
    Кроме того в щитках ноль-то какой толстенный, а на фазу не такие толстые. 
       А здесь так: фазы три? А ноль общий.. )))
    Korolev
    Чукча,
    что будет в схеме, она просто не будет работать и почему???  
    С вашего разрешения позволю себе влезть в дискуссию. Ну как жеж без меня-то smile !
    yes 

    Korolev
    Чукча,
    Тогда почему в каждой квартире именно фаза идет на прерывание в каждом выключателе света, 
    А это для того, чтобы при замене лампочки в патроне Вас не поджидала прямая фаза! yes
    Как раз по-моему из-за того, что на ноль горит больше 
    Величина тока в замкнутой однофазной цепи одинакова на всех её участках, что в фазном проводе, что в нулевом. Это же справедливо и для замкнутой цепи постоянного тока. Видимо Вы не совсем правильно поняли нашу дискуссию о распределении токов в трёхфазных сетях.
    Речь шла не о щитках на лестничных площадках, а о трёхфазном  кабеле, приходящем с КТП во вводной распред. щит всего многоквартирного дома, там ситуация с сечением фазных и нулевой жил несколько иная.smile  
    Чукча
    Цитата: Korolev
    Далеко не всегда, а только при очень серьёзных перекосах фаз, их же три жилы, а ноль, общий для трёх, только одина жила.

    Странно. Тогда почему в каждой квартире именно фаза идет на прерывание в каждом выключателе света, а ноль с заземлением подходит напрямую к лампочке. Как раз по-моему из-за того, что на ноль горит больше. Кроме того в щитках ноль-то какой толстенный, а на фазу не такие толстые.
    Чукча
    Теперь ясности добавилось, спасибо за подробность.

    Цитата: ino53
    Значит, на стабилитронах должно быть равно или больше

    Я правильно понял, что схема не будет работать если на стабилитроны придет меньше напряжения чем сумма их стабилизации. На нашем примере когда стоит два стабилитрона в сумме 24В, а приходит на них 19 В, что будет в схеме, она просто не будет работать и почему??? 

    И уточню про минус в постоянном напряжении...получается в схемах нет разницы: что на + что на - нагрузка одинаковая. Но почему тогда в авто именно масса/минус и аккум идет на минус толстенным кабелем, а потребители уже запитываются плюсом кабелем с небольшим сечением.
    ino53
    Цитата: Чукча
    Еще больше каши в голове стало. Я правильно понял: 15В выходит из транса минус падение напруги на мосту (1,5В) в итоге 13,5В * 1,41 (на кондере) = итого 19В. В Итоге (19В - 12В) / 12мА = 583 Ома.
    Все правильно, но давай еще разок, сегодня я без спешки. Задаемся напряжением на выходе БП, это 12 В. Значит, на стабилитронах должно быть равно или больше 12 В+2*0.7 В=13,5 В, из-за падения на переходах транзисторов. Берем 15 В. Почему? См. табл., из двух посл. стабилитронов 14...15 В проще подобрать - два стабилитрона по 7...7,5 В, или один на 14. И регулировка тогда будет до примерно 13 В. Да, про 19 В - обязательно измерить, вдруг не то!
    Теперь про ток. Опять см. другую табл. и принимаем ток через стаб., без улета в крайности, от 5 до 20 мА, берем 10.
    Ток через переменник - 1,5 мА - мелочь, не учитываем. Получаем формулу. Rогр=(U1-U2)/Iст.  В цифрах это (19-15)/10=0.4 к. Зададим ток через стабилитроны 5 мА, тогда Rогр=0.8 к. При 20 мА Rогр=0.2 к, т.е. допуск очень большой. И Rогр=к62 в него вполне вписывается.  smile Про нагрев уже ответили. pardon

    Korolev
    Чукча,
    на переменном напряжении ноль "горит" больше фазы 
    при одинаковых параметрах транзисторов какие греться будут больше, ведь в одном случае схема работает с плюсом, а в другом с минусом.
    При одинаковых параметрах транзисторов и нагрев будет одинаковым. 

    Чукча
    И еще момент, только просьба не ржать)) вот к примеру на переменном напряжении ноль "горит" больше фазы, а на постоянном напряжении также на минус больше нагрузки или нет??? я это к чему: вот если сравнивать схемы на нпн и пнп транзисторах. при одинаковых параметрах транзисторов какие греться будут больше, ведь в одном случае схема работает с плюсом, а в другом с минусом.
    Чукча
    Цитата: ino53
    Здесь надо плясать вот от чего - номинальный ток через стабилитрон, для Д814-х (в сумме 14 В, т.к.  выходные 12 В + падение на двух переходах 2*0.7 В), вроде 10 мА, добавим ток, проходящий через переменник 15 В/1 к= примерно 1,5 мА, итого разница напряжений на С 2200.0 и 14 В на 814, делим на этот ток (12 мА), все....

    И еще.. что будет если я два последовательно стабилитрона поставлю. Ведь приходить на них будет меньше напряжения их стабилизации. Два последовательно это 24В, а приходить на них будет 19В. Я правильно понимаю что регулировка тогда станет от 0В до 19В. Ну и само собой R1 около 1,2кОм на впаять.

    прислушался к вам, нашел и выпаял кт816г вместо 361
    ino53
    Цитата: Чукча
    И еще - сопротивление на выходе для нагрузки, так я не трогал эту часть схемы, оставил все как у автора этой статьи.
    Да, так допишу. Эти резисторы, их назначение - отправлять в землю токи утечки, которые неизбежно есть в ПП структурах, особенно при повышении температуры. У маленького 361 и токи маленькие, резистора с полдесятка-десяток кОм достаточно. А вот если этот дурак 818 разогреется, то на выходе может начать расти напряжение, особенно на холостом ходу - ХХ. Надо ставить что то до килоома, а еще лучше, КМК, индикаторную лампочку с панели управления грузовика (24 В) или самолета (27 В). 

    ino53
    Цитата: Чукча
    Ясно. я чайник в этом деле, не разбираюсь,
    Не надо заниматься самоунижением! Вон пиндосы каждый день со своего гимна начинают, и уверены, что они лучшие в мире, хотя в 80% стран их ненавидят...
    а сопротивление на 620 Ом таким же номиналом останется или надо другое ставить???
    Здесь надо плясать вот от чего - номинальный ток через стабилитрон, для Д814-х (в сумме 14 В, т.к.  выходные 12 В + падение на двух переходах 2*0.7 В), вроде 10 мА, добавим ток, проходящий через переменник 15 В/1 к= примерно 1,5 мА, итого разница напряжений на С 2200.0 и 14 В на 814, делим на этот ток (12 мА), все.... pardon
    И еще - сопротивление на выходе для нагрузки,
    Некогда писать, делай как сказано раньше... smile

    Чукча
    Цитата: ino53
    Цитата: Чукча
    я правильно эту схемку переделал под пнп транзисторы
    Правильно. Но! Давай чуток посчитаем.  У КТ361 макс. ток К-Э 100 мА. У КТ818Б минимально возможный коэфф. усиления Ку=15. Теперь 100 мА *15= 1,5 А, всего то... dontknow При Ку=30 макс. вых. ток 3 А - это на пределе, без запаса. Поэтому КТ361 только на пробу, лучше КТ814, 816, 502(? не уверен, но лучше, чем 361) или аналоги. И поменяй местами 1к и 5к(нету номинала 5к, есть 5к1, 5к6! fool)

    Ясно. я чайник в этом деле, не разбираюсь, поэтому и спрашиваю. По поводу кт361 понял, поищу по-мощнее. Еще один важный вопрос, а сопротивление на 620 Ом таким же номиналом останется или надо другое ставить??? И еще - сопротивление на выходе для нагрузки, так я не трогал эту часть схемы, оставил все как у автора этой статьи.
    ino53
    Цитата: Чукча

    Чукча
    Ребята гляньте пожалуйста, я правильно эту схемку переделал под пнп транзисторы???
    наковырял парочку, хочу попробовать спаять
    а правильно или нет перевернул схемку не знаю

    У неизвестного трансформатора обмотка с самым большим сопротивлением не обязательно сетевая. Это может быть анодная обмотка лампового устройства с диаметром провода, меньшим, чем у сетевой обмотки, ведь с неё снимается меньший ток, чем идёт по сетевой обмотке. Може быть повышающая обмотка на большое напряжение, например, 1000 - 3000 вольт.
    Korolev
    ino53,
    А напряжение так и остается... этим, как его... кривым? Действительно, где?...
    Ну если и не совсем уж кривым, то так, слегка кривоватым ... Грамотей Андрей лучше знает! xaxa
    ino53
    Korolev, Тезка, посмотри на дату-время, у нас синхронное мышление. smile

    ino53
    Цитата: Гость Андрей
    Диодный мост... выпрямляет и не напряжение, а ток. Где выпускают таких грамотеев.
    А напряжение так и остается... этим, как его... кривым? Действительно, где?... laugh1 

    Korolev
    Гость Андрей,
    Где выпускают таких грамотеев. 
    А Вы сами-то ну прямо сразу "академиком" родились? smile

    Гость Андрей
    " Дальше по схеме у нас идёт диодный мост он у нас будет делать из переменки постоянное напряжение." Диодный мост не " делает ", а выпрямляет и не напряжение, а ток. Где выпускают таких грамотеев.
    sergeyp
    Цитата: Чукча
    Объясните по-простому на счет сопротивления на 620 Ом.что будет если увеличить/уменьшить

       Этот резистор задаёт ток через стабилитрон (ы), соответственно если уменьшать, ток увеличится но он увеличится также при увеличении входного напряжения. В справочниках есть допустимые токи для разных стабилитронов (ток стабилизации) он не должен превышать, иначе перегрев и кирдык.. При наличии мультиметра померить ток, протекающий ч-з стабилитрон (ы) в конкретной схеме и при конкретном напряжении не проблема. Ну, или есть формулы для расчёта (для академиков). ))))
    Чукча
    Еще можно вопрос. Объясните по-простому на счет сопротивления на 620 Ом. Как рассчитано и что будет если увеличить/уменьшить это значение - как изменятся параметры схемы, как повлияет на напряжение на выходе.
    Там к примеру сказано если ставим второй стабилитрон, то сопротивление тоже удваиваем - получается необходимо воткнуть 1,24 кОм, а в тексте 1,5 кОм, разница 260 Ом не существенная что-ли.
    Korolev
    Чукча,
    Я правильно понимаю, что транзистор принимает на себя нагрузку 27Вт(мощность потребителя) +28Вт(рассеивает) = итого 55Вт.
    Нет, не правильно! 28 Вт транзистор рассеивает в виде тепла, остальное "пропускает", и нагрузка получает свои 27 Вт. Цифра ИТОГО правильная, её должен "выдать" трансформатор, без учёта потерь на мостике. Если проще, то транзистор ограничивает излишнюю для нагрузки мощность, которую "выдаёт" трансформатор, при конкретном сопротивлении нагрузки.
    sergeyp
    Цитата: Чукча
    Схемы собираю из тех радиодеталей, что есть после разборки. Поэтому я не радиолюбитель, а любитель радиодеталей)) к примеру схемы подбираю только с нпн транзисторами, в наличии пнп только один кт361. Мой радиатор конечно - будет гуд. Теперь по существу.. внимание вопрос? )) Разъясните мне деревне, а как учитывается мощность потребителя.

       Все мы в той или иной степени любители радиодеталей... Возможно, Вы не всех пнп ещё знаете в лицо, встречаются они довольно часто... Мощность посчитать просто: измеряете ток, затем напряжение на входе стабилизатора и на его выходе. Перемножением получаете полную мощность и полезную. Вычитанием- рассеиваемую на стабилизаторе: всё просто... )))
    Чукча
    Все разобрался)) тупанул не малость) сам в формуле для расчета мощности рассеивания подставил
    силу тока нагрузки 2,25А и вопрос задаю))
    Оказалось там вовсе не 2,25А, замерил тестером - 1,8А
    Скорее всего транс просто не вывозит, он гудит
    буду менять на тороидальный, он чуть помощнее
    Чукча
    Спасибо за комментарии и участие. все внимательно прочитал. статья и схема понравились, потому что все очень доступно/познавательно расписано. как вы поняли я чайник и к примеру из этой статьи узнал, что можно последовательно втыкать стабилитроны для увеличения напряжения. Схемы собираю из тех радиодеталей, что есть в наличии после разборки какой-то техники. Поэтому я не радиолюбитель, а любитель радиодеталей)) к примеру схемы подбираю только с нпн транзисторами, в наличии пнп только один кт361.
    Мой радиатор конечно - ни о чем. Хочу сделать радиатор из куска старой гардины (сплав алюминия какой-то)+ транзистор на пасту посажу и будет гуд.
    Теперь по существу.. внимание вопрос? )) переменка после транса около 18В, соответственно после диодного моста и конденсатора на 2200 мкф по замерам около 24,5В постоянного (замеряю стрелочной цэшкой), ну и соответственно это же напряжение на коллекторе транзистора. Получается при запитке лампочки на 12В 27Вт (около 2,25А) на транзисторе рассеивается около (24,5В-12В)х2,25А = 28Вт. Разъясните мне деревне, а как учитывается мощность потребителя(лампочка в данном случае 27Вт). Я правильно понимаю, что транзистор принимает на себя нагрузку 27Вт(мощность потребителя) +28Вт(рассеивает) = итого 55Вт.
    ino53
    Цитата: maksim292003
    ...нужен для того чтобы на выходе была небольшая нагрузка, связанно это с тем что на выходе есть конденсатор...
    Это вторично, основное - отправка в землю возможных токов утечки, возможных при нагреве. (Макс, где ты выкопал такой номинал? xaxa)
    Цитата: Чукча
    ...А схема четкая, как раз для таких чайников как я)
    Здесь нет защит от КЗ и перегрузки по току, так что аккуратнее.  :-)))
    Цитата: Снова чукча
    небольшой заводской рельефный радиатор размером чуть больше спичечного коробка.
    Посмотри в тексте статьи, там нормальный радиатор под нормальный транзистор yes А вообще один из более радикальных вариантов решения проблемы охлаждения - установка транзистора на корпус (ес-но, металлический) и желательно без изоляции. Набросал вариант такой схемы, когда минус на массе (корпусе) smile

    maksim292003 Автор
    Чукча,
    использовать для зарядки авто аккумулятора?
    Думаю да, но детали потребуются довольно таки мощные чтобы пропустить большой ток, если АКБ на 60А то его нужно заряжать током 6А ну можно и меньшем током но заряд будет дольше длиться но и детали будут меньше греться smile
    Ну и заменю кт805 на кт819в.
    Для линейных схем лучше брать транзисторы помощнее желательно транзисторы Дарлингтона, идеально подойдёт КТ827 но если между входом и выходом небольшая разница то кт819 в принципе подойдёт. 
    транс слабый, выдает чуть выше 2А.
    Ну я бы рекомендовал взять трансформатора побольше 2А маловато, нужно хоть небольшой запас иметь. 
     на кой там в конце резистор на 5кОм 
    Резистор на 5К нужен для того чтобы на выходе была небольшая нагрузка, связанно это с тем что на выходе есть конденсатор и пока он разрядиться то пройдёт немного времени. И если нагрузки не будет то показания вольтамперметра будут ложными надо будет ждать пока конденсатор разрядиться. А так резистор стоит и показания сразу будут верными. 
    Он же греться будет и рано или поздно сгорит.
    Резистор не сгорит он даже не будетт греется. При напряжении 12В и при сопротивлении резистора 5К будет ток 0.0024А, а мощность которая будет рассеивается на резисторе будет составлять 0.0288Вт. Korolev тоже самое написал, так что не беспокойтесь ничего не сгорит. yes 
    большое сибирское мерси автору за труд
    Спасибо за хорошие слова стараюсь!!!  thank_you
     радиатор размером чуть больше спичечного коробка
    Это слишком маленький радиатор, идеально подойдёт радиатор от процессора он уже хорошо тепло отдаёт. 
    Радиатор сразу нагревается, рука терпит, это нормально или нет???
    Это называется линейный режим, лишнее напряжение перерабатывается в тепло. Можете даже себе сами потом рассчитать сколько Вт будет рассеивается на транзисторе. Допустим на входе у нас 15В а на выходе 5В ну и ток 2А можно высчитать что на транзисторе будет рассеивается 20Вт тепла (15В-5В)*3А=30Вт. Транзистор без радиатора скажет goodbye, а если нет то вы сможете этим транзистором паять smile.
    Что-то я расписался сегодня, нужно пожалуй статью запилить. :-)
    Korolev
    Снова чукча,
    а транс кстати еле теплый 
    Какое напряжение с транса?
    Он же греться будет и рано или поздно сгорит
    Не сгорит, и даже греться не будет: P=U^2/R=0,0288 Вт. Но лучше вместо него диодик поставить в обратном включении. yes

    Снова чукча
    Это снова я) собрал схему на кт819б, посадил временно на небольшой заводской рельефный радиатор размером чуть больше спичечного коробка. Подключил лампочку автомобильную 12В на 8Вт. Выставил 12 вольт. Радиатор сразу нагревается, рука терпит, это нормально или нет??? получается при силе тока 0,67А такой нагрев. Сейчас Подключил лампочку на 12В - 27Вт (21+6, старая автолампа, внизу контакты закорочены для переноски), вообщем через 1 минуту рука на радиаторе еле терпит, очень горячий. получается 2,25 Ампера, а транс кстати еле теплый.
    Чукча
    И еще вопрос вдогонку.. если все-таки можно использовать для зарядки авто аккумуляторов, то на кой там в конце резистор на 5кОм. Насколько я понял нагрузочный резистор нужен в импульсном блоке, чтобы была необходимая для его работы минимальная нагрузка, а здесь-то он зачем. Он же греться будет и рано или поздно сгорит. В общем пока временно собрал схемку на 817 транзисторе с двумя последовательными стабилитронами и без этого резистора. Охота иметь в быту универсальный блок питания, и для запитки схем и для зарядки авто аккума. А схема четкая, как раз для таких чайников как я) большое сибирское мерси автору за труд

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии