Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Мои лабораторные блоки питания, древний и современный

    Мои лабораторные блоки питания, древний и современный

    Первые блоки питания я собирал еще в школе в конце восьмидесятых годов прошлого века. Тогда у нас не было интернета и моих поверхностных знаний из журнала «Юный Техник» не хватало для правильной и работоспособной схемотехники. Да и с элементной базой было очень туго. Помню, как учитель труда, узнав о моем увлечении электроникой, подарил мне большой картонный ящик с радиодеталями. В основном там оказались старые резисторы с окисленными ножками, которые приходилось зачищать, иначе они не лудились, а так же немного германиевых транзисторов. Но и этого хватило для первых самоделок.

    Первый мой двухканальный регулируемый блок питания был настолько простым, насколько это было возможно: два переменных резистора и два транзистора. Под нагрузкой напряжение сильно проседало, транзисторы были слабые и сразу сгорели. Знаний не хватало, поэтому приходилось пользоваться тем, что есть - простыми нерегулируемыми блоками питания: трансформатор, четыре диода и конденсатор. Трансформаторы для самоделок были ТВК-110Л-2 применяемые в кадровой развертке ламповых телевизоров. Благо они продавались в магазине. Но для более серьезных самоделок приходилось мотать трансформаторы самому. По этой причине старые трансформаторы собирались повсюду.

    Более-менее серьезный блок питания я собрал, пользуясь знаниями, полученными в институте. По случаю мне подарили красивые стрелочные вольтметры со шкалой до 50В. Это и определило максимальное напряжение блока питания. Выходной ток был скромный 2А, зато напряжение регулировалось от 0 до 50В. Первоначальная схема была с недостатком - иногда на максимальном напряжении при индуктивной нагрузке сгорал силовой транзистор КТ812. Когда мне это надоело, я переделал схему и блок питания работает исправно до сих пор. Окончательную схему не рисовал, но если захотите, нарисую.

    Характеристики блока питания:
    - выходное напряжение 0..48В
    - максимальный выходной ток 2,5А
    - защита по току с индикацией ограничения тока.

    Второй блок питания в этом корпусе был собран по схеме из журнала «Радио» №6 1991.

    Недостаток для меня был только один - малый диапазон напряжения 3..15В. Выходной ток для тех лет был вполне достаточный для большинства самоделок, причем он регулировался практически от нуля.

    Для индикации используется стрелочный вольтметр, который я переделал для измерения тока и напряжения. Для использования в ночное время была организована подсветка шкалы только появившимися тогда сверхяркими светодиодами.

    Характеристики блока питания:
    - выходное напряжение 3..15В
    - выходной ток 0..2,5А.

    Спустя много лет был сделан новый блок питания из китайских модулей - маленький, легкий, мощный, которого хватает для большинства целей.

    Как все началось? Однажды на Aliexpress мне на глаза попался DC-DC преобразователь с индикатором тока и напряжения по очень хорошей цене.

    Первоначально я удешевил конструкцию, используя для питания преобразователя обычный трансформатор, диодный мост и конденсатор. Но трансформатор гудел, диодный мост сильно грелся, а на большом токе появлялись пульсации 100Гц. В результате был куплен широко используемый импульсный блок питания 24В 6А.

    Размеры и вертикальное расположение были выбраны не случайно. Новый блок питания стоит рядом со старым.

    Конструкция блока питания до безобразия простая:

    На больших токах DC-DC преобразователь очень сильно греется и я установил дополнительный радиатор, а затем и обдув.

    Для подавляющего большинства целей моих блоков питания хватает. Некоторые напряжения используются очень специфически. Например 50В мне нужно только для самодельной ручной дрели:

    Она удобно хранится в коробочке от домино:
    Подборки: ЛБП

    Самобалансирующийся робот из готового набора

    Приемник, превратившийся в МФУ. История создания

    Добавить комментарий

    18 комментариев
    Гость Евгений
    Мой ЛБП 50V 20A.
    sergeyp
    Цитата: Сергей Иванович Карепин
    Честно!УНЧ на 6п14с

       6Н2П, 6П14П лампы пальчиковые, 6П3С с октальным цоколем была... )))
    Сергей Иванович Карепин
    Это я сейчас стал "крутум" радистом!По помойкам бегал Резизторы собирал.Честно!УНЧ на 6п14с или МП40 счатье!
    Алик
    Мой аналоговый:

    Jerry Автор
    Цитата: Гость Дядя Фёдор

    Самодельный древний, 2 по 40 вольт 5 ампер
    clapping Хотелось бы узнать о нем подробнее smile
    Гость Дядя Фёдор

    НС
    Много лет назад собрал блок питания, вон он и сейчас стоит на столе. Пользуюсь им,когда есть время что-то делать... Трансформатор какой-то из серии ТН(зелёный), транзисторы - КТ203, КТ805,третий не помню... неохота вскрывать корпус,чтобы посмотреть. Стрелочный вольтметр до 30в, регулируется выходное напряжение от0 до 30в, если выходные клеммы закоротить - сразу отрубается до нуля. Корпус паяный из фольгированного гетинакса
    ino53
    Цитата: Валерий
    полке в подвале лет так с пятнадцать стоит
    От Горизонт-206 (и 204 -?) ТС180-2, есть  две обмотки по 6.4 В, 4.7 А, на Х.Х. около 17 В. smile

    Валерий
    Цитата: R555
    А зачем тебе ЛБП? Вряд ли ты занимаешься теперь разработкой или ремонтом электронных изделий. Дело это хлопотное, а у тебя сейчас хороший заработок на основной работе.

    Да при чём тут заработок... Я уже много раз говорил, что "не по этим делам"... "Не моё" это. В юности изучил "азы" - чисто по схеме что-то собрать. Интересно было сначала. Только до тех пор, пока всё ограничивалось логическим интересом - понимая из школьной программы что такое сопротивление и ёмкость, а так-же, оттуда же зная про работу полупроводников, интересно было "проследить это на практике"...А потом "отошло" и дальше этим не занимался...
    Цитата: R555
    Да потому, что у небя в этом ЛБП нет даже стабилизатора, тем более регулируемого.

    Да потому что это - не ЛБП, а просто БП.)))))
    Но выпрямительный мостик есть, помимо трансформатора достаточно мощного, возможно и кондёр электролит спрятан в подставке?  
    Ну да. Я не помню, из чего выдрал этот трансформатор (из чего-то выброшенного кем-то)))), но запомнилось то, что зашёл в радиомагазин и спросил четыре диода помощнее, чтоб мостик собрать. Продавец мне предложил готовый мостик взять, на что я сказал, что готовые "шоколадки" же не бывают на 10 Ампер, а мне надо мощный... Он засмеялся, и спросил, когда я в последний раз имел с ними дело? Я честно ответил, что в конце 80-х (А это была середина 2000-х))). После этого он мне выложил мостик на 15 Ампер. И не "шоколадку" огромную, а маленький квадратик))))
    Вот его я и взял. Кондёр там заложен от того-же телевизора (?) от которого и транс. Бочка на непомню сколько микрофарад..
    Использовал его как 12 вольт для ремонта и проверки автомобильных и мотоциклетных причиндалов. (внутри присобачил глездо с перемычками и могу подавать туда 12, 17, и три с чем-то). Позже питал от него шурик со сдохшим аккумом. А потом шуруповёрты стали "дешёвым расходником" и эта надобность отпала. От 17-ти вольт заряжал аккумуляторы, подцепив последовательно тестер,чтобы ток смотреть. Под нагрузкой оно падало до 15-14...
    От трёх вольт варил. В смысле провода, как контактной сваркой приклеивал к чему-то. И на тонкой проволочке, облепленной жидким стеклом" даже получалось дугу держать)))) Но практически так ничего и не делал этим способом...
    А последние лет 10-15 стоит на полке. Есть и зарядные хорошие, и блоки питания... Не востребован он уже...

    Але нови ностра алис!
    Гость Степан
    Да уж, изгалялись как могли...плясали от трансформатора...
    Мне попался тороидальный, ватт на 80, от какого-то прибора. В наличии была высоковольтная обмотка,250 вольт и несколько низковольтных, даже одинаковых. Идеально вписался в схему двухполярного лбп, 2*30 В, 1а. Плечи были абсолютно одинаковые, и только на выходе соединялись в двухполярку.
    Ток был маловат конечно, ограничивался, но в основном для разработки всякой мелочи хватало.
    Впрочем  надо было просто поставить выходные транзисторы  помощнее,  радиатором был корпус из алюминиевого литья не слишком большой теплоемкости. Кратковременно Ампера 3 наверное потянул бы.
    Схема стандартная на оу, ограничитель тока примерно по схеме блока на кп901 в коментах. И банки были хорошие по тем временам ,что то 5000 х 35в, или около того....
    Прямо сностальгировал глядя на чужие достижения.
    Гость Александр
    Хороший блок питания и руки с мозгами прямые, что сейчас редкость...
    Jerry Автор
    Цитата: R555
    Мне понравилась Ваша самоделка и статья. По множеству разных факторов, я вижу, что человек дружит с электроникой и владеет ещё и другими разными навыками.  Мне особенно понравился момент, что разбираетесь в старых советских радиодеталях и читали журналы Радио и другие. Что не каждый довольно опытый радиолюбитель, тем более, школьник, мог себе позволить тогда. Я хочу, чтобы мы стали друзьями на сайте.friends 
    Спасибо за теплые слова)
    R555
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    R555
    Валерий,
    но часто пользовался для разных нужд... Раньше... Давно уже не пользуюсь.... Почему-то...
    Да потому, что у небя в этом ЛБП нет даже стабилизатора, тем более регулируемого. Но выпрямительный мостик есть, помимо трансформатора достаточно мощного, возможно и кондёр электролит спрятан в подставке? friends

    Попутно подумал. А зачем тебе ЛБП? Вряд ли ты занимаешься теперь разработкой или ремонтом электронных изделий. Дело это хлопотное, а у тебя сейчас хороший заработок на основной работе.

    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Валерий
    А вот у меня на полке в подвале лет так с пятнадцать стоит... Совсем не "лабораторный", но часто пользовался для разных нужд... Раньше... Давно уже не пользуюсь.... Почему-то...

    Але нови ностра алис!
    Jerry Автор
    Цитата: ino53
    Захотелось свой хлам показать...

    Очень часто такой "хлам" работает годами и десятилетиями и вполне перекрывает все потребности smile 
    Jerry Автор
    ino53,
    drinks
    ino53
    Захотелось свой хлам показать...

    Привет, Гость!

    Зарегистрируйтесь

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии