Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Столярка » Высококачественная утилитарная АС из хлама

    Высококачественная утилитарная АС из хлама



    Акустическая система (далее АС), важнейшая часть звукового комплекса, «тракта». С неё и стоит начать конструирование «системы» для возможности оперативного прослушивания изменений вносимых в аппаратуру.

    Несколько слов об общей концепции. В звукоусилительных компонентах «системы», в качестве активных элементов предполагается применить радиолампы. Это не для «тёплого» звука – лампы позволяют сконструировать короткие «тракты» с минимальным количеством каскадов. Например, при воспроизведении записи с грампластинки, удается обойтись всего тремя триодными усилительными каскадами, считая от звукоснимателя до АС. Такой подход самым положительным образом сказывается на ясности и разборчивости звучания. Усилитель мощности звуковой частоты (УМЗЧ) при этом применяется с однотактным выходным каскадом. Сконструировать такой УМЗЧ сколь ни будь значительной мощности сложно и дорого. Распространенные и относительно недорогие радиолампы (пентоды и тетроды в триодном включении) позволяют получить 3-10 Вт выходной мощности и требуют чувствительной акустики. 100ГДШ33-16 в этом смысле чудо как хороша – её чувствительность аж в 97 Дб/Вт/м позволяет весьма громко слушать музыку даже с усилителем с выходной мощностью меньше 1 Вт.


    Фото 2.


    В АС, применены новосибирские (НОЭМА) динамики 100ГДШ33-16 (Фото 2). Широкополосная головка позволяет обойтись без разделительных фильтров. В нашей предыдущей, городской жизни, эти динамики около четырех лет работали во вмонтированных в квартирную стену АС. В новой ипостаси им предстоит озвучивать мастерскую. Интересно будет устраивать прослушивания и вне стен, на большой открытой поляне около дома, благо, условия теперь позволяют. Иными словами – конструкция АС теперь должна быть более-менее привычной - способной к перемещению, но основные технические моменты для высококачественного звучания следует соблюсти. Тем более, что сделать это можно совсем простыми, буквально подножными средствами и материалами, хотя и придется повозиться.

    Акустическое оформление оставляем прежнее – закрытый ящик, хотя и меньших размеров. Имеющиеся ДСП щиты, остатки старорежимной «стенки» усилим изнутри сплошным слоем наклеенных хвойных (строительный хлам) брусочков – увеличим массу и жесткость стенок, уменьшим их паразитные вибрации и призвуки. Толщина стенок выбрана 40 мм. Паспортные данные рекомендуют внутренний объем ящика – 60…120 л. Покрутив в Автокаде получившиеся усиленные щиты волевым решением принял объем 85 л. Большие противоположные стенки зад-перёд, левая-правая свяжем изнутри, все что можно задемпфируем чтоб не звенело, стенки изнутри отделаем синтепоном, головку и корпус механически развяжем, клеммы применять не будем – меньше лишних соединений и паек. К делу!


    Что понадобилось для изготовления.

    Набор столярного инструмента, циркулярная пила, пригодилась и пила торцевая (маятниковая), кое что из ручного электроинструмента – шуруповерт, электролобзик. Набор инструмента для электромонтажа.

    Материалы – кроме самих динамиков, старые но целые мебельные ДСП щиты, деревянный хлам (чистые обрезки хвойных пород), клей Бустилат, синтепон, саморезы, герметик акриловый и силиконовый, монтажная пена, осветительный шнур, мелочи.


    Первым делом выкроил заготовки стенок корпусов АС – осмотрел и разметил имеющиеся щиты, выпилил заготовки. Длинные узкие резы делал на циркулярной пиле с параллельным упором, короткие широкие – пилой ручной дисковой, пришурупив временный технологический упор-дощечку (Фото 3).


    Фото 3.



    Фото 4.


    Отверстия для динамиков выпилил электролобзиком, разметку сделал импровизированным циркулем (Фото 5, 6).


    Фото 5.



    Фото 6.


    На циркулярной пиле с параллельным упором напилил брусочков одинаковой высоты (Фото 7). Внутренние поверхности щитов ДСП подготовил – выковырял остатки крепежа, зашкурил крупной наждачкой, разметил. Наклеил брусочки слоем изнутри щитов (Фото 8). Клей Бустилат – недорогой, прочный, нетоксичный.


    Фото 7.



    Фото 8.


    После высыхания клея все пустоты заполнил монтажной пеной, дождался её затвердевания, острым ножом срезал выступающее.

    Подготовил переднюю стенку для установки динамика (установка снаружи) – устранил тоннель образованный дополнительным, наклеенным слоем – разделал его края рашпилем ~под 45̊̊ (Фото 9). Теперь, при установке динамика окна его корзины остаются полностью открытыми, их сечение не уменьшается.


    Фото 9.


    Подготовленный набор щитов-стенок разметил, просверлил и разделал (для головок потай) отверстия для саморезов. Саморезы потребовались двух типоразмеров, стенки крепил насквозь к деревянной части, места стыков подогнал рашпилем, при сборке обильно проклеил (Фото 10).


    Фото 10.


    Подобрал подходящие брусочки – прямослойные, без сучков. Выпилил и установил на клей и саморезы пару стяжек (Фото 11).


    Фото 11.


    Отделал внутренние поверхности 1 см. синтепоном. Он прекрасно наклеивается тем же Бустилатом – вырезал из рулона заготовки, примерил, густо намазал клеем горизонтальную деревянную поверхность, уложил и чуть прижал лист синтепона. Нижние его волокна насмерть вклеятся, основная же часть, как и требуется, будет мягкой и распушенной. Единственный момент – клеить приходится только на горизонтальную поверхность иначе стечет клей, т.е. одну стенку за раз. Следующую только после высыхания предыдущей. Распорки также промазал клеем, обернул полосой синтепона и прошил края (Фото 12).


    Фото 12.


    Корзину динамика задемпфировал – промазал толстым слоем акрилового герметика. Получился слой, в среднем около 4..5 мм. Структура и консистенция застывшего акрилового герметика весьма похожа на специальные антишумовые покрытия, например автомобильные, но несравненно удобнее в применении для некрупных железок. Герметик не стекает, не токсичен, его можно наносить сразу толстым слоем (Фото 13).


    Фото 13.


    Сквозь заднюю, еще не установленную стенку, подготовил и пропустил соединительный кабель – обычный осветительный, в двойной изоляции, значительного сечения. Отмерил кусок кабеля, зачистил концы от изоляции, залудил. Просверлил отверстие напротив и чуть ниже динамика, пропустил конец кабеля, закрепил снаружи и внутри жестяными хомутиками с короткими саморезами. Замазал щели герметиком.
    Собрал корпус АС, установил оставшиеся стенки, закрепил, загерметизировал щели (Фото 14,15)


    Фото 14.



    Фото 15.


    Установил динамик. Приложил его на штатное место, очертил границы, залепил место вокруг малярным скотчем (Фото 16). Припаял к выводам звуковой катушки провода. Использовал припой без свинца, обычный олово-медь.


    Фото 16.


    Динамическая головка должна быть механически отвязана от корпуса – герметично установлена через толстую резиновую шайбу и специальный крепеж. Здесь, применен силиконовый герметик. Головка установлена в корпусе с некоторым горизонтальным зазором и не касается его. На место установки и фланец головки нанесены несколько слоев герметика и динамик пришлепнут на свое место через четыре технологические прокладки – деревянные щепочки одинаковой толщины, чуть больше 4 мм. (Фото 17). Выдавленный герметик удалил бумажными салфетками.


    Фото 17.


    На следующий день герметик частично застыл. Щепочки вырвал плоскогубцами, образовавшиеся дырки задел свежим герметиком, удалил малярный скотч, острым ножом обрезал наплывы герметика. Динамики герметично приклеены к корпусам через толстую эластичную силиконовую шайбу. Практика показала ненужность другого крепежа – тяжелые головки насмерть приклеены.


    Фото 18.



    Фото 19.




    Babay Mazay, май, 2021 г.
    Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
    8.2
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    9
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    8.6
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    Итоговая оценка: 8.61 из 10 (голосов: 18 / История оценок)

    Добавить комментарий

    16 комментариев
    Гость Анатолий #63650
    Динамик дерьмо орущий по сч. Вот если бы там  было 106 дб  вт на метр. Тогда бы этот ширик сделанный из 43а32 был бы нечто. И то динамик  дальнего поля дома не нужен. Вы бы лучше 6гд2 до  106 дб чуйку подняли.
    ino53 #62937
    Цитата: Pronin
    Улучшал ее...
    Я в свое время слепил "Звуковоспроизводящий комплекс" Салтыкова и Сырицо (РАДИО № 7, 1979 г), там усилитель с отрицательным выходным сопротивлением и доработка 10МАС-1М в фазоинвертор. До сих пор АС работают, но от KORG-а, иногда даже включаю...

    Pronin #62916

    Потом была МАС-1м Отдача никакая, низов нет.
    Улучшал ее... Переделал лицевую - фанерку вынес вперед (на торцы боковых). Динамик 10гд-30 тоже вперед (как у Бабай_Мазай). И еще трубку добавил, типа фазоинвертор. Громче стало... И еще пытался улучшить 3гд-31 (закрытую, малую)


    Korolev #62915
    ino53,
    Моя первая "серьезная" АС - динамик от радиоточки под диваном, в оформлении разных тряпок 
    А я в картонную коробку из-под обуви запихнул, сверху накинул кусок какой-то лёгкой ткани с "цыганскими" мотивами рисунка, дизайнер, блин! А первый усилок был кажется на П213, БП на ТВК! smile

    ino53 #62913
    Цитата: Pronin
    Потом была МАС-1м Отдача никакая, низов нет.
    Моя первая "серьезная" АС - динамик от радиоточки под диваном, в оформлении разных тряпок. Какие басы пошли, xaxaкакое "мясо"! Понравилось, прикупил бу динамик 6 Вт, еще с доп. подмагничиванием. Еще больше понравилось. Слепил усилок на П4БЭ, получился на 18 Вт. Вот тут и настал конец счастью, за неделю диффузор в лохмотья растрепало... pardon

    Korolev #62912
    Pronin,
    У нас в техникуме был ансамбль - 2 саксофона, 1 труба, электрогитара, ударник. Вот это звук!! Ноги сами пританцовывают в такт! 
    Недавно наблюдал сцену в одной "неозвученной" кафэшке: на столике лежит смартфон, чё-то там пиликает, компания подростков "танцует" вокруг стола!!! Дискотека, блин! xaxa

    Pronin #62907
    У нас в техникуме был ансамбль - 2 саксофона, 1 труба, электрогитара, ударник. Вот это звук!! Ноги сами пританцовывают в такт!
    Потом была МАС-1м Отдача никакая, низов нет.
    4гд-7 головка (без оформления) звучала гораздо лучше. Упаоа со шкафа - отлетел магнит cray
    Чтобы выбрать динамик для измерений в акустике (широкополосный) промерил свои динамики с помощью Arta Software. Все эти динамички от телевизоров и псевдоколонок.  dontknow
    Бабай_Мазай #62880 Автор
    100ГДШ33 некогда именовались, даже не 80 - 75ГДШ33. Да, ВЧ эти динамики, как и положено универсальным решениям - широкополосникам, воспроизводят неважно. Граждане срезают дополнительные конуса и дополняют АС "внешними" ВЧ головками. Проблема собственно в том, что хорошие разделительные фильтры сделаешь не вдруг, хотя конечно, классики обходились одним конденсатором... В целом, такая АС (закрытый ящик, широкополосный динамик) позволяет минимальными усилиями в смысле расчетов-измерений-настройки, сделать вполне качественную акустику. Опять же задел на будущее, на вырост - ВЧ звено.    
    ino53 #62866
    Рудольф Гейдер, Интересно было бы пообщаться, если не против - отзовитесь. smile

    ino53 #62863
    Цитата: Бабай_Мазай
    100ГДШ33 - потомок 4А32, но могу и путать.
    Разве что отдаленный потомок... Вот фото 4А-32 с ферритовым магнитом. pardon Но, с другой стороны, имел дело с ними, перемотанными на 4 Ом, делали акустику для "Крок-800", сотню держат без проблем. smile
    Бабай_Мазай #62847 Автор
    Если мне не изменяет память, 100ГДШ33 - потомок 4А32, но могу и путать. В справочном листке на динамик указаны два предпочтительных акустических оформления - закрытый ящик с рекомендуемыми объемами и фазоинвертор. Видел описания и трубы Войта любительского изготовления на этих головках. 
    Korolev #62784
    Razrabotchik,
    Сопротивление обмотки по постоянному току 8 Ом 
    Приходилось с ними работать, корешок был киномеханик, но ни разу не попадались 8 Ом-ные, всегда 15 Ом.
    Рудольф Гейдер #62770
    > Такой подход самым положительным образом сказывается на ясности и разборчивости звучания. 
    О господи.
    Вы таки подумайте, через сколько всего проходит звук ДО того, как попасть на грампластинку.
    Как звукоинженер говорю.
    Ещё два совета.
    1. Купите самый дешёвый китайский электретный измерительный микрофон (Беринжер например), воткните в компьютер. Посмотрите, как у широкополосного коаксиала с интермодуляционными искажениями. Нежелание что-либо померить объективно - одна из основ аудиофилии, но многополосными АС делают именно для уменьшения IMD.
    2. Найдите древний советский транзисторный усилитель с трансформаторным выходом, годов 70-х. Если у него не будет "мягкого лампового звука", я шляпу съем.

    ino53 #62769
    Да, хороший "горшок" - великое дело... smile В мое время таких не было. А вот это:
    Корзину динамика задемпфировал – промазал толстым слоем акрилового герметика.  
    для меня ново, не сталкивался. good
    Razrabotchik, 4А-28, ЛОМО, предназначен для КИНАПовских АС открытого типа, никак не ящика pardon


    Razrabotchik #62766
    Динамики очень похожи на старые 4А28, по Советской мощности они считались восемь ватт. Сопротивление обмотки по постоянному току 8 Ом. Применялись в кинотеатрах и клубах. Звуковая отдача хорошая, но на высоких частотах желателен существенный подъём характеристики усилителя. ya_za Был ещё такой чугунный динамик 2А9, мы его использовали в колонке для Бас - гитары. У басиста-гитариста, во время игры, печень подпрыгивала, в прямом смысле... mosking
    Для ШП "Ноэмовских" динамиков (замечательного качества и оригинальности !!) необходимо использовать деку (доска на которую крепится сам динамик) из массива дерева - "резонансную" (инструментальную). Лучше - клееную из ламелей (брусков) - "мебельный щит" - сосна, ель... Резонансная дека сама является существенным "акустическим фильтром", делающим звук более приемлемым для человеческого восприятия.. Тогда "вычищается" из звука присущий всем ШП ("ноэма" - Новосибирск) "картонный призвук". - заметка для аудиофилов, нетребовательным слушателям - не заморачиваться !  https://yadi.sk/d/-fzlDIdZQYrzUQ     https://yadi.sk/d/KMtoYVU3jczKK

    Привет, Гость!


    Зарегистрируйтесь

    Или войдите на сайт, если уже зарегистрированы...

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии