Изготовление защитного капота на фюзеляж метательного планера.
Мои юные пилоты начинают обучения полетам с небольшого пенопластового бросательного крыла-планера. Полет этой конструкции при удачном забросе длится 15-30 секунд. Крыло свободно летает в динаме. Проектировал этот простейший аппарат по подобию широко известного слопера АЛУЛА. Основная идея обучения заключалась в отработке базовых навыков управления в полетах «к себе от себя». И удержания аппарата в воздухе в режиме планирования.
К чему все рассказываю, поскольку это тренировочные полеты, крыло часто ломалось. И в первую очередь страдала носовая часть. Поскольку при неудачной посадке модель стукалась о землю именно носовой частью фюзеляжа. Для частичного устранения повреждений придумал защитный капот из пластика.

Изначально был изготовлена болванка для осаждения на нее бутылок.

Но возникла проблема. Без особого труда можно было изготовить защитную пластину на нижнюю часть. Это конечно в определенной мере помогало при падениях. Но лучшей защитой могло быть полное окантование носовой части пластиком.
Все мои попытки изготовить колпачок в режиме «башмачка» не увенчались успехом. Поскольку донышко имело достаточно толстые стенки и большой диаметр. Не осаждалось плотно на суженный носик капота. Поиски решения затягивались…
На нашем любимом сайте РС ДИЗАЙН нашлась отличная статья «бутылочного мастера» Дениса из Петергофа.
И некоторые самолеты изготовленные этим методом.
Он предложил интересную идею, исправлять форму бутылок под нужный размер. Процедура заключается в «наддутии» бутылки и нагреве нужного участка. Внутреннее давление выправит геометрию. В некоторых случаях позволит ликвидировать пояски и сужения.
Закупил несколько ниппелей для бескамерных шин и начал процесс. Ниппели имеют резиновое уплотнение, которое при увеличении внутреннего давления плотно закрывает отверстие входа.
Замеряю диаметр «шейки» резинового уплотнения, нужно вырезать в пробках отверстие для установки ниппеля, как можно точнее.
При помощи циркуля рисую кружок и аккуратно треугольным ножом режу отверстие слегка меньшего диаметра.
С жестокой натугой устанавливаю ниппель в крышку, этот вариант будет для ПЕПСИ.
И заодно делаю отверстие в крышке молочной бутылки, может пригодиться в хозяйстве, раз уж начал процесс.
Также рисую циркулем и аккуратно вырезаю немного меньше, для более четкого замыкания.
Готовы парочка крышечек с ниппелями. Примерял на разные бутылочки с тестовым давлением от компрессора в 4 атмосферы, все держит. Крышечки не сорвало. Можно приступать к раздутию донышка бутылки.
Компрессором поднимать давление. Слишком грубая операция. Нужно чего-то более медленное и «нежное». Выбор пал на мой ручной насос от мотоцикла УРАЛ. Мне он честно служит с пятого класса школы. Когда занимался судомоделизмом. Красил им корабли нитрокраской, применяя распылительную головку от одеколона. Затем начинал пользоваться аэрографом, подключая к насосу ресивер из камеры. Работает до сих пор. Слегка протер от пыли, разобрал, поправил манжету на штоке и снова как новый.
Накачал по манометру 0.8 атмосферы. Приготовил фен.
Выставил температуру в 150°C. Установил прибор вертикально. Мне нужно вытянуть дно бутылки в одну сторону, чтобы вошел носик бакулки.
Осторожно начинаю нагревать краешек. Немного над феном, затем жду пока растянется. Подкачал до 2 атмосфер, дело пошло веселее.
Вытянул немного донышко, как раз войдет острый носик бакулки.
Отрезаю верхнюю часть бутылки сначала ножом. Затем подравниваю ножницами.
Извлекаю из шкафа коробочку мастер-моделями капотов, фонарей, носиков.
Для более плотного насаживания бутылки на заготовку вставляю некоторое количество дополнительных палочек. Добиваясь натяжки бутылки. Она конечно усаживается в размерах при нагревании, но не до бесконечности.
Да… погорячился, нужно было еще горлышко сильнее раздуть, чтобы заготовка натянулась до самого начала мастер модели. Тогда можно осадить конец бутылки за край. Он будет препятствовать сокращению по длине. Продолжаю, вначале заготовку осаждаю по диаметру феном, она плотно охватывает деревяшки.
Приходится прибить гвоздями край, чтобы заготовка не ехала при усадке.
28
Начинаю по кругу феном фенить бутылку.
Усадка не слишком хорошо удалась, извлекаю гвоздики и разрезаю бутылку в нужный размер.
И так чего получилось. Капотик закрывает нижнюю часть фюзеляжа и немного носик.
Примерял на планер, хорошо подходит.
Но мне хочется полностью закрыть носовую часть фюзеляжа. С учетом первой попытки вношу коррективы в раздувку. Для работы беру бутылку не от газировки. У нее стенки толще. От обыкновенной негазированной воды. Дно бутылки вытягиваю нагревом достаточно много и остро. Затем увеличиваю диаметр горлышка бутылки, исчезают поперечные дизайнерские полоски. Кстати, она хорошо, раздувается в толщину и плохо в длину. При осаживании заготовки на бакулке сначала уменьшаю диаметр в задней части, образуя замок, препятствующий сдвиганию пластика в носовую часть. Затем начинаю осаживать по кругу, продвигаясь в носик, иногда его подогреваю, для лучшей вытяжки. Мои усилия увенчались успехом, получился капот, практически полностью закрывающий всю носовую часть планера.
После тренировочных работ взялся за бутылку от газированного энергетика черного цвета. Чтобы не красить. Вытянул донышко и значительно увеличил диаметр горлышка. Получилось хорошо.
С помощью этого процесса изготовил несколько вариантов фонарей кабины на пилотажные самолетики. Но в этом случае не удлинял донышко бутылки. Просто раздуванием убирал поперечные складки и делал гладкое основание.
Капотик на носовую часть чебуратора раздувал очень основательно. Нужно было не только удлинить дно бутылки, но еще увеличить серьезно диметр черной бутылки из под энергетика. Получилость только со второй попытки.

Серьезно увеличил раздуванием переднюю часть бутылки из под пива для капота пилотажки БАНЗАЙ.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.