Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Регулятор оборотов двигателя со стабилизацией вращающего момента

    Регулятор оборотов двигателя со стабилизацией вращающего момента


    Понадобилось одному человеку запустить двигатель от стиральной машины на малых оборотах без потери вращающего момента. Собственно, для мотора это один из штатных режимов, у него для этого режима тахогенератор встроен, а вот самодельный тиристорный (вернее, симисторный) регулятор этого делать не умеет. Недолго думая, парень выписывает и получает из Поднебесной регулятор оборотов коллекторного электродвигателя 400 Вт 230 В с требуемой функцией.

     


    Работал регулятор прекрасно, но как-то не очень долго, недели не протянул и с криками "А-я-яй!" попал ко мне. Я, рассказывая хозяину о редукторах, КПП и вариаторах, фрикционных и клиноременных, об их преимуществах, заменил дохлый симистор, проверил регулятор в работе и отдал. Через некоторое время, чуть побольше - снова они ко мне.



    Но на сей раз диагноз был совсем мрачный - через пробитый симистор сетевым напряжением на плате было выжжено... да почти все. Когда я нечаянно вслух пожалел, что напрасно не поставил симистор на 16 или 25 А (это на мотор-то 0,4 кВА?), парень вцепился в меня руками, ногами и зубами - сделай так!



    Для начала я просмотрел используемую схемотехнику таких регуляторов, ес-но, без мелкосхем. Вот типовая схема.


      Ничего сложного, как правило, это симисторный регулятор с симметричным же динистором в роли порогового элемента. Регулирующий элемент - 2 варианта, либо переменный резистор в цепи зарядки времязадающего конденсатора, либо переменный резистор параллельно этому конденсатору (можно и совместить). Соответственно, автоматизация заключается в замене переменного резистора транзистором, управляемым от тахогенератора. Вот, внизу, две схемы из сети с реализацией первого варианта.


    И вот еще одна, покрасивее.

     


    Ключевой момент – здесь резисторы R4 в первой схеме и 200 к+240 к во второй определяют уровень открывания регулирующего транзистора, а приходящий от таходатчика сигнал закрывает его. А вот внизу схема по второму варианту. Тут наоборот – в исходном состоянии регулирующий транзистор закрыт, а сигнал от таходатчика открывает его. Так мне как-то больше нравится… pardon 


    Чтобы не мастерить для макетирования регулятор с нуля, поискали в ящике с хламом что-нибудь подходящее. 


    Вот такое чудо в перьях, правда, фото перепутано, не его…

     

     

    В этой схеме в качестве порогового элемента использован тиратрон МТХ-90. Весьма распространенная в прошлом, до появления DB-3, схема, вот эти регуляторы на паяльниках собраны именно по ней.

     


    Автоматику делаем и пробуем также в двух вариантах.

     

     


    Исходная схема и оба варианта регулировки, внизу - их реализация с автоматикой.

     


    Что здесь не понравилось. Напряжение включения тиратрона при таком подключении - 60 и более вольт. Чтобы рассказать, почему это плохо при регулировке малых напряжений, надо рисовать графики, синусоиду и т.д., так что лучше поверить на слово. Хотя в остальном все нормально работает. Собираем схему на, чтоб его, DB-3 и испытываем также в обоих вариантах. Цепочка подавления помех – дань моде.

     


    Здесь, вверху, проба обойтись без одного из мостиков. Разницы не уловили.


    Нормальная на макетах работа, переходим к рабочей конструкции. 

    Т.к. в изделии используется опасное напряжение 230 В из розетки, рекомендуется всем, не имеющим 3 и выше группу допуска по электробезопасности, не совать руки куда попало.

    Определяемся с окончательной схемой. Здесь пороговый элемент - динистор 2Н102А с напряжением срабатывания около 5... 7 В, установленный, для создания симметрии, в диагональ мостика КЦ407А, примерно как на этой схеме.



    А вот это она, наша схема.

                       

    Деталей немного, плату травить для разового изделия нет смысла.

     




     Корпус используем от сгоревшего "китайца".

     


    Через некоторое время парень отчитался - под нагрузкой обороты все-таки цуть-цуть падают, но в допустимых пределах, так что ОК! Все, комментируйте!

    Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ волшебная коробочка для запуска моего двигателя BLDC

    Power-bank из фанеры с гравировкой

    10
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    Итоговая оценка: 10 из 10 (голосов: 3 / История оценок)

    Добавить комментарий

    10 комментариев
    Гость Артур #96224
    Korolev,


    Цитата: Korolev
    Гость Артур,
    регулятор оборотов,4вывода- красный ,синий,черный, жёлтый.... регулятор с Тахо датчиком

    Хотелось бы увидеть фото.  scratch Ну, может быть это как-то поможет: 

    dontknow


    Привет! Не могу ни как прикрепить фото...сейчас разберусь закину


    ino53 #96135 Автор
    Цитата: Гость Артур
    Кто подскажет как подключить готовый регулятор оборотов

    Как-то не приходилось болгарку изнутри видеть... Дрель - да, шурик - да, станок с ЧПУ - да, а вот 

    балгарка "зубр"125 на 1400 Вт

    - нет... pardon 

    Korolev #96134
    Гость Артур,
    регулятор оборотов,4вывода- красный ,синий,черный, жёлтый.... регулятор с Тахо датчиком

    Хотелось бы увидеть фото.  scratch Ну, может быть это как-то поможет: 

    dontknow

    Гость Артур #96130

    Кто подскажет как подключить готовый регулятор оборотов,4вывода- красный ,синий,черный, жёлтый.... регулятор с Тахо датчиком,снят был с болгарки не мной от этого и не знаю куда какие провода подключать,балгарка "зубр"125 на 1400 Вт....помогите пожалуйста 

    gorguka #95073
    Цитата: ino53

    А снаббернуюь цепочку все-таки ставить пришлось... pardon 


    ino53 #93523 Автор


    Цитата: Razrabotchik
    Сейчас, с бурным развитием электроники, используют...

    В моей достаточно сумбурной жизни был эпизод, работал я нач. участка станков с ЧПУ, так что с ихней электроникой цуть-цуть знаком. Особенно запомнился поперечный привод ЭШИР1-2М от вертикального прецизионного фрезера, там выход - полумост аж на 12 шт.(!) параллельных 2Т926А. А насчет:

     это характерно для асинхронных двигателей. Даже многополюсные асинхронники

    вынужден огорчить - там вовсе даже коллекторный движок... pardon 

    Razrabotchik #93507

    ... - под нагрузкой обороты все-таки цуть-цуть падают, ...

    Ну да, это характерно для асинхронных двигателей. Даже многополюсные асинхронники страдают цуть-цуть. yes Поэтому, в станкостроении применяют либо двигатели постоянного напряжения, либо синхронные. Сейчас, с бурным развитием электроники, используют оптические цифровые датчики обратной связи. В России производят датчики - ЛИР и цифровые линейки. Линейки используют для измерений и обратной связи приводной техники по координатам, а круговые датчики, для измерения и стабилизации оборотов шпинделя.


    Валерий #93488

    А у меня такой вот (визуально) регулятор верой и правдой много лет работает, ограничивая скорость откатных ворот. Не знаю, в чём дело... Вариантов много:

    1. "Сейчас так не делаю-ю-ют!" (Давно и дорого покупал. Ещё Али-Экспресса не было! Брал на "Диал-Экстриме". А он тогда принимал только "Палку"....А в Беларуси Пэл-Пэй нельзя было сделать. И я регистрировал через Прибалтику. (В Литву выезжал)))). Так что, очень давно это было!

    2. Не нагружаю! (Ворота довольно легко катаются)

    3. Редко пользуюсь (Ворота на даче).

    Але нови ностра алис!
    Валерий #93487

    Нихххххрена в этом не понимаю, но, наверное, зашибись сделал!!!  (Не...Ну а как может быть иначе, если за дело берётся эдакий динозавер электроники!!!??? ok 

    Але нови ностра алис!
    ino53 #93477 Автор

    А снаббернуюь цепочку все-таки ставить пришлось... pardon 

    Привет, Гость!


    Зарегистрируйтесь

    Или войдите на сайт, если уже зарегистрированы...

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии