Мотоблок – универсальный силовой агрегат и с разными дополнительными насадками пригодится для культивирования грядок, прогребать зимой дорогу, измельчать ветки, косить траву. Но в первую очередь, для транспортировки на небольшие расстояния всякой хозяйственной поклажи. Мотоблок выбрал марки Нева, МБ-2 – средней мощности, с надежным мотором и простым редуктором – отработанный вариант, давно и неплохо себя зарекомендовавший. Телега специальная, мотоблочная – марки Forza. Уж какая была. При сборке и вводе в эксплуатацию не обошлось без мелких доработок.
Что потребовалось для работы.
Набор слесарного инструмента, ЛКМ, мелочи.
К делу.
Мотоблок. Мне достался экземпляр с не вполне хорошо работающим ременным сцеплением. Ремень передачи слишком плотно охватывал шкивы и даже на холостом ходу крутил рабочий вал редуктора. Никакими штатными регулировками не удавалось добиться его проскальзывания – как только заводился мотор и начинался крутиться его шкив, немедленно начиналось крутиться и большое колесо редуктора.
Фото 2. Вид на ременную передачу-сцепление мотоблока Нева МБ-2. Защитный щиток снят.
Фото 3. Повозившись денёк с табельными средствами, подтягивая-ослабляя-передвигая и не добившись результата, решил задачу иначе – применил следующий по размеру ремень, а прижимной ролик управляемый рукояткой на руле, поднял чуть повыше. Для этого на плоской серьге на оси прижимного ролика просверлил еще пару дополнительных отверстий ниже штатного (отмечены) – снял ролик, отвернул самостопорящуюся гайку на его валу, снял серьгу. Тюкнул керном в нужных местах, просверлил на станке, удерживая деталь плоскогубцами собрал в обратном порядке. Крючок пружины тросика пришлось чуть разогнуть.
Фото 4. Подобрал и положение ограничителей, так, чтобы ремень, при отжатой ручке сцепления надежно отходил от ведущего шкива мотора. Опробовал работу мотоблока в разных режимах, закрыл крышкой.
Любая мототехника в первый период работы требует особенного внимания – «обкатки», а длительная и надежная ее работа своевременного ТО. Эти простые мероприятия следует выполнять спустя определенное количество часов, вычисляемое обычно «на глазок». Увы, владельцы мы довольно рассеянные и полезный приборчик для подчсчета моточасов очень облегчит задачу.
Фото 5. Универсальный счетчик моточасов и индикатор оборотов мотора. Не герметичный вариант – со сменной батарейкой, хватить которой должно на несколько лет. Лучшее место для установки оказалось на самом моторе – на плоском боку пластиковой крышки воздушного фильтра. Привинтил его парой винтов М3 с шайбами и стопорами. Вместе с импровизированной защитой от воды и грязи из куска небольшой ПЭТ бутылки. Видно через нее хорошо, кнопки тоже нажимаются. Опять же, рядом свеча зажигания – провод от счетчика должен обматываться вокруг него (индуктивная связь). Его укоротил, но так, чтобы крышку фильтра можно было без труда снять.
Фото 6. Из провода от счетчика изготавливаем простую катушку-датчик – наматываем несколько витков на высоковольтный провод к свече зажигания и закрепляем конец. Здесь – парой пластиковых ремешков для электромонтажа.
Приборчик по инструкции настроил на свой тип мотора (правильное отображение оборотов). Остается иногда поглядывать на него, накатанное время показывается постоянно.
Прицеп-телега.
Фото 7. Кроме прочего, не понравился и свободный доступ к подшипникам колес. Рядом с грязью. Для одного колеса в своем хламе подобрал колпачок от отечественного рок-н-рольного авто – Москвича 412. Подошел чудо как хорошо, но увы, нашелся только один.
Фото 8. Второй колпачок спроворил из консервной баночки и куска оцинкованной стали 0,5 мм. Баночку подобрал, воротничок для нее разметил циркулем и выпилил ювелирным лобзиком.
Фото 9. Края деталей зачистил средней наждачкой и спаял мощным 150 Вт паяльником с «паяльной кислотой» (хлористый цинк) и ПОС-61. Отмыл остатки флюса теплой водой со старой зубной щеткой.
Фото 10. Высушенный колпачок попшикал черной краской из баллончика.
Фото 12. Водительское сиденье телеги также изготавливалось без особенной деликатности – если и влезало, то только с применением киянки, а для доступа к инструментальному ящику его придется не раз открывать продирая и без того не слишком прочную отделку – подогнать.
Фото 13. Снизу сиденья освободил край жесткой вставки, 10 мм фанеры, от дерматиновой обшивки – подковырнул краем плоской стамески скобки и вытащил их плоскогубцами. Закатал обшивку и нетолстую прослойку поролона. К счастью, приклеить поленились. Обрезал миллиметров 10 на торцевой пиле и собрал в обратном порядке.
Фото 14. Примериваюсь к новой технике. Совершил несколько недалеких пробных поездок.
P. S.
Разумеется, весь основной комплекс подготовительных работ – согласно прилагаемым инструкциям.
Почти вся имеющаяся у нас техника носит имена собственные. Для душевности. Надо назвать и нового жильца. Пока имеется вариант – «Пончик», от пони. Все таки, на взрослую лошадь не тянет. Какие будут предложения у почтенной публики? И да, как мужа художницы, интригует вариант красочного оформления. Сине-белые тона навевают нечто морское. То ли выкрасить под тельняшку, пардон – рябчик, то ли навесить на борт спасательный круг…
К слову, между нами художниками-оформителями – как правильно указывать направление поворота рукой – в ту сторону куда собираешься повернуть или другой? На «дороги общего пользования» не суюсь, но и в некрупной деревне случаются, разного рода, тракторы.
Babay Mazay, апрель, 2023 г.