» » Регулятор мощности до трёх киловатт

Регулятор мощности до трёх киловатт

Отличный регулятор мощности до трёх киловатт смастерим сами практически из хлама, но работать будет он не хуже, а местами даже лучше «фирменных». Никаких скачков напряжения, провалов и прочих неприятностей. В конце статьи будет видео ролик, в котором сможете убедиться своими глазами, что это действительно так.

Регулятор мощности до трёх киловатт.

Такое очень простое, и в то же время очень полезное устройство, можно применить для управления оборотами электродвигателей с фазным ротором. Например, электродрель старого производства, у которой нет встроенного регулятора оборотов, и ещё большого количества подобных инструментов и механизмов, которым не помешает регулировка оборотов, для расширения возможностей данного устройства.
Так же, такой регулятор отлично и бесступенчато регулирует мощность электрических нагревателей любого типа. Например, конфорки электроплиты, калориферы и тому подобное.

Регулятор может плавно менять освещённость ламп накаливания и диммируемых светодиодных в широких пределах от ноля до 100%.
Для начала монтажа устройства соберём детали.

Внизу фотографии образцы DB3 - 3 штуки

Нам понадобится:
R1 – 20 Килоом, R3 - 3.3 Килоом, R4 – 300 Ом,
R2 – потенциометр - от 470 Килоом до 1 Мегаом,
C1 и C2 -0.05 МкФ, C3 – 0.1 МкФ,
T1 -динистор или ещё его называют диак DB3,
T2 – симистор или по другому - триак.
Симистор можно взять Советского производства из серии КУ208.
Или BT138-800, BT139-600 или им подобные, эти симисторы в Китае около 10 рублей за штуку, так же как и макетные платы, на которой мы и будем собирать данное устройство.

Макетная плата здорово облегчает и убыстряет монтаж электронных приспособлений. Не нужно заморачиваться с изготовлением и сверлением печатных плат. Просто вставляешь радиодетали в готовые отверстия, припаиваешь, соединяешь по схеме перемычками и готово.

Все конденсаторы и динистор можно выпаять из старых энергосберегающих ламп. Конденсаторы с нужными номиналами и динисторы есть не во всех лампах, так что нужно поискать. Динисторы в разных корпусах внизу второй фотографии (чтобы вы имели представление об их внешнем виде), а на корпусах у них написано DB3 (с лупой можно прочитать).

Потенциометр я взял от старого, ещё Советского телевизора, но подойдёт и любой другой с указанными номиналами.

Радиатор от компьютерного блока, но его нужно подбирать, в зависимости от планируемой нагрузки, которой вы собираетесь управлять. До 300 ватт – радиатор совсем не нужен, а чем выше нагрузка, тем массивнее радиатор. Размеры радиатора зависят и от характера нагрузки, так что подбор дело индивидуальное, но чем больше радиатор, тем лучше режим работы симистора и он будет работать дольше без аварий. Так что не скупитесь и поставьте побольше.

Резисторы везде есть, в любой аппаратуре, так что подобрать не составит большой проблемы. В Китае, тоже можно купить. 600 резисторов разных номиналов «набор», стоит около 150 рублей, вместе с доставкой, так что проще купить, чем заморачиваться с поиском и выпаиванием из блоков.

Клеммы для подключения питания и нагрузки можно взять любые, какие найдёте, но можно и вовсе обойтись без них, вопрос в удобстве использования данного устройства в эксплуатации.

Схема устройства выглядит так.

Цепочка R4 – C3 является защитой от радиопомех и её можете убрать, но соседи за это могут побить, если поймают.

Принципиальная схема регулятора мощности.

Теперь приступаем к сборке.

Детали размещаем на макетной плате, так быстрее, на мой взгляд, удобнее и выглядит хорошо. Пайку выполнять нужно как можно более качественно и желательно не спеша.

Олово из Китая качественное не встречал, так что воспользуйтесь любым другим.

Намазываем симистор теплопроводной пастой, но не густо.

Симистор к радиатору прикрутить с теплопроводной пастой. Паста должна слегка выступить с краёв, когда вы прикрутите симистор к радиатору.

Припаиваем.

Припаивать детали лучше по очереди, по одной, по мере установки.

Перемычки (на схеме обозначенные красным цветом) выполняем медным проводом повышенного сечения, в зависимости от мощности нагрузки. На 3 киловатта - 2,5 квадратных миллиметра будет, с запасом, в самый раз. Я планирую управлять оборотами дрели на 800 ватт, и провод взял 1,5 мм, конечно тоже с запасом, но как говорится запас…. . И лучше будет работать.

"Третья рука" сильно облегчает работу.

Нужно постоянно сверяться со схемой, при установке деталей.

Схема простая, но внимательность будет не лишней.

Силовая часть требует очень тщательной пайки.

На макетной плате, между контактами клеммных колодок, нужно удалить медные контакты во избежание короткого замыкания. 220 вольт – серьёзное напряжение и шутить с ним не рекомендуется. На фотографии видно как это сделать. Нужно острым предметом «например канцелярским ножом» срезать фольгу.

Подключаем лампочку в качестве наглядной нагрузки и кусок провода с вилкой для подключения к сети.

Когда устройство подключаете к питанию, действуйте предельно осторожно! Все элементы схемы находятся под полным напряжением сети 220 вольт! Опасно для жизни!

Работает штатно.

Вращением потенциометра регулируем свечение лампы и убеждаемся, что свет плавно, без провалов и рывков изменяет свою интенсивность.

Смотрите видео и убеждайтесь, что всё работает, как и планировалось.

Удачи вам в ваших делах.
Обычная регистрация
Информация
5 комментариев
  1. Pronin
    Несколько замечаний к этой простой схеме. КУ 208 должен быть с буквой Г. На мощность нагрузки до ~ 1,5квт. С BT138 до 2квт. Особенно нестабильно с индуктивной нагрузкой.
    Радиатор находится под напряжением сети. Нужно изолировать в коробочку. Тоже и с переменным резистором.
    1. Иваныч Автор
      Спасибо за поправки по делу.
      С уважением Иваныч.
  2. SimpleWorld
    На видео слышно жужжание, когда регулируется лампочка. Делал для паяльника такой регулятор, так же жужжит, в чем проблема?
  3. Korolev
    Думается для 3kWt радиатор маловат будет, хотя...
  4. Korolev
    Цитата: SimpleWorld
    На видео слышно жужжание

    Симистор работает в режиме отсечки с частотой 100 Гц, т.е. два состояния: включён/выключен, в отличие от плавного (синусоидального) изменения тока в нагрузке, питаемой от сети. Возможно, какие-то элементы резонируют? Я наблюдал этот эффект при малых углах открытия симистора, при полностью открытом стихает.

Добрый день, Гость!

Зарегистрируйтесь

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос

Последние комментарии

Все комментарии