Несколько дней назад, попала мне пара портативной акустики «Microlab», неисправная и запросто так.
И если у вас, как и у меня, возникает зуд что-то собрать, а количество «нехлама» находится на грани «еще немножко и…», то, предлагаю собрать портативную колоночку, обладающую как мне показалось, интересными свойствами.
Для этого мне понадобились:
- первое, это пустой корпус портативной стереопары;
- второе, штатная динамическая головка 4ома;
- третье, литиевый аккумулятор, любой исправный и достаточной емкости, у меня он от планшета;
- плата зарядки и защиты аккумулятора, у меня она самая простая и единственного типа, что есть в наличии;
- две динамические головки по 8ом каждая и сеточки к ним;
- готовый модуль цифрового стерео усилителя;
- гнездо 5.2 мм для подключения внешнего зарядного блока, гнездо 3.5 для подключения аудио шнура, малогабаритный выключатель;
- два резистора по 2кОм каждый и два конденсатора по 1000мкф;
- а так же, собранный мной ранее регулятор тембра.
Вы видите вторую колонку из двух, что достались мне даром. Вся электроника осталась в другой колонке (которую я уже подарил), предварительно встроив в нее единственный что у меня был, блютуз модуль.
Задачи, которыми я руководствовался при освоении оставшейся колонки:
- у меня есть модуль стерео усилителя, но колонка будет моно, надо как-то утилизировать второй, незадействованный канал;
- значит, речь идет о двухполосном воспроизведении, дополнительные динамики у меня есть;
- возиться с намоткой и расчетом разделительных фильтров - выше моих сил и понимания;
- у меня два активных стерео темброблока, и собрал я их аж прошлой зимой, но так никуда не пристроил, - отлично;
- времени было три дня, завтра, колонка уже найдет владельца =)
Внешние работы.
Разобранная колонка, предоставляет достаточно места
и
Обратите внимание на предыдущую фотографию. Дополнительные динамики, я решил установить в единственных доступных на торцах колонки местах
Они будут частично расположены на месте ложных корпусных наплывов
С обратной стороны, каналов для вкладки винтов нет.
В целом, я представляю себе это вот так:
Отрезным диском, я сделал сразу несколько пропилов. Я обнаружил, что отрезать сектора при малой окружности отверстия, гораздо удобнее в плане боязни что руку поведет не туда.
С обратной стороны, я таким же образом вырезал отверстие, взял динамик и крупнозернистой шкуркой свернутой в трубочку, быстро подогнал диаметр отверстия под внешний диаметр картонного предохранительного кольца динамика.
И
Торцом отрезного круга, я скорее оплавил чем срезал выступ, что мешает установке черного прижимного кольца для сеточек динамиков.
Вроде неплохо для колхоза =)
Динамики я вклеивал клеем «Супер-монолит», он имеет свойство растворять пластмассу при многократном и избыточном нанесении. На внутреннюю окружность вырезанных отверстий, я наносил три стоя клея с интервалом 20 минут.
На сороковой минуте, я обильно смазал внешнюю кромку картонного кольца каждого динамика клеем, и через еще двадцать минут, плотно вставил оба динамика на предназначенные им места.
Быстро приставил и сеточку и кольцо, и прикинул на глаз – так ли получилось, как я задумал, - именно так =)
Регулятор тембра.
и
Схема была взята из брошюрки «Радиолюбительские схемы». И за последние надцать лет, эта схема была собрана мной 5 раз в варианте стерео.
Если первые три раза, схемы собирались на к157уд2, то спустя столько лет, я решил применить сравнительно низковольтный lm358.
и
Схему, с учетом однополярного питания естественно пришлось адаптировать.
Ничего в ней особенного нет.
Единственное что замечу, - это обязательное применение конденсатора, емкостью 470мкф и помеченного звездочкой. Когда вся схема была собрана на столе, я подключил на время одолженный блютуз-свисток, я услышал сильные помехи. Не цифровое блимкание, а именно сильный шум, и тогда я вспомнил о статье, которую читал не так давно, ссылку на нее я дам в конце. В этой статье говорилось, что этот конденсатор, ослабляет влияние усиливаемых помех.
Другого номинала конденсаторов у меня не было, и я их добавил в темброблок на лету – шум исчез, но не блимкание =)
Так же, я подпаял на вход питания темброблока конденсатор 1000мкф.
Плата заряда.
Самая простая, индицирует только заряд, - красным свечением светодиода, и его окончание – синим. Включение нагрузки никак не индицируется. Но, никаких других контроллеров у меня не было, только эти.
Пришлось подпаивать к smd светодиодам проводки идущие к двум внешним светодиодам, которые были вклеены в отверстия на внешней стороне корпуса колонки.
На выход нагрузки модуля OUT «+» и «-» я так же навесил 1000мкф.
Сам аккумулятор удобно расположился на задней стенке колонки. Вначале, к аккумулятору я приклеил «Супер монолитом» полоски вспененного полиэтилена…
…а потом уже те полоски, зафиксировал каплями горячего термоклея, мне показалось плохой идеей лить горячую жижу прямо на аккумулятор.
Так же, я решил, что единственный большой динамик будет низкочастотным, и давление им развиваемое, будет модулировать диффузоры малых динамиков, я это исключил оклеив последние по периметру полосками того же вспененного полиэтилена, тем же «Супер монолитом»
Визуальная схема соединения.
Динамики были проверены и сфазированы, все три должны двигать свои диффузоры синфазно. Два малых динамика, по 8ом каждый, я соединил параллельно.
На задней крыше разместился аккумулятор с разъемным соединением и гнездо подзарядки, так же, с разъемным соединением. Таким образом, я облегчил себе сборку и настройку.
В лицевой половинке корпуса, я поместил гнездо для подключения стерео кабеля. Прямо на контактах гнезда, я спаял резистивный сумматор из двух резисторов по 2кОм каждый, - мне ведь нужен один канал, а не два.
Обернутый в полоску вспененного полиэтилена рядом я поместил контроллер заряда.
Ниже его, разместился выключатель питания, что включен в разрыв OUT «+» модуля заряда аккумулятора.
Вот то, что у меня в итоге вышло:
Сверху основного динамика, разместились неиспользуемые провода питания, продетые сквозь ферритовое колечко – это задел на будущее, как только придет блютуз свисток, я отзову колонку, и встрою его внутрь, - опасность такая существует.
Справа, разместился темброблок.
Ниже трубы фазоинвертора, разместился блочек усилителя мощности на PAM8403. Прямо к его входу питания, был так же припаян конденсатор емкость 1000мкф.
Испытания
.Тембр я выставлял на слух. Вначале я настраивал низкие, выкрутил оба резистора на максимум, я убрал усиление высших частот. Так же, но зеркально, я поступил с каналом высших.
Прослушал Мадонну «Something to remember» и возникло странное ощущение.
Надевая стереонаушники, мы слушаем и слышим работу звукорежиссера, который сводит композицию. Мы слышим ту глубину, которую нет возможности услышать в реальности.
Не так давно, я пропал на час заслушавшись симфоническим оркестром через наушники на «Культуре» когда проверял эквалайзер на планшете. Согласитесь, такой четкой локализации секций инструментов просто невозможно достичь просто сидя в зале и пользуясь только своими двумя ушами, - но это стерео.
В моем случае, это суммарное моно, и, повернув к себе колонку малым динамиком, у меня возникло ощущение, что я заглядываю в концертный зал через приоткрытую дверь.
Часто говорят, что звучание моно, как будто бы если, все инструменты и певцы (или певец) вместе с ними заперты в маленькой коробочке, из которой они и кричат.
Мадона не была заперта. Пела она проникновенно и бархатисто, а именно я – заглядывал через проем двери ведущий в зал, где она и стояла у микрофона. =)
Ну собственно, как я понимаю, это и есть преимущества многополосного воспроизведения. Кроме того, эта балалайка, будет использоваться (скорее всего) на кухне, где всяким текникс-шмектис не место =)
И
и
дополнительно:
- справочный PDF LM358;
- активные темброблоки на микросхеме К548УН1;
- особенности применения операционных усилителей при однополярном питании.
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.