» » » Пилотажная модель самолета Vertiga 3M из депрона

Пилотажная модель самолета Vertiga 3M из депрона



В данной статье будет подробное описание постройки пилотажной модели чешского самолета Vertiga 3M. Данная модель очень хорошо зарекомендовала себя в небе, прочная (что хорошо для начинающих пилотов) и сделана из самых доступных материалов.

Материалы:
- Подложка под ламинат
- Бамбуковые рейки из коврика
- Пластиковые бутылки
- Фанера
- Дюралевая трубка
- Листовой дюралюминий
- Бамбуковые шпажки
- Клеи (ПВА, эпоксидный и потолочный)
- Скотч разных цветов
- Серпянка
- Болтики и гайки
- Стальная проволока
- Куски тонкого прозрачного пластика
- Бумага формата А4

Инструменты:
- Резак
- Лобзик
- Наждачка
- Плоскогубцы
- Маркеры
- Линейка
- Ножницы
- Термопистолет
- Шило
- Надфили
- Тиски
- Шуруповерт и сверла
- Строительный фен
- Ножовка по металлу или электролобзик
- Дремель

Электроника:
Мотор - Turnigy D3530/14 1100KV
Сервоприводы - Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек
Регулятор оборотов - Hobby King 30A со стабилизатором бортового питания 3A (UBEC)
Пропеллер - 12х6 дюймов
Аккумуляторы - 2200 mAh 3S 25C
Аппаратура - любая на 4 канала и больше

Шаг 1. Чертежи.

Распечатываем их, склеиваем листы А4 и вырезаем шаблоны деталей.


Поскольку полевые испытания модели показали самые непрочные места, было решено внести некоторые изменения в конструкцию, дабы увеличить прочность.

В архиве чертежи в формате CDR и PDF.
vertigo.zip [536.26 Kb] (скачиваний: 57)


Шаг 2. Изготовление фюзеляжа.

С помощью шаблонов переносим на депрон детали фюзеляжа.

Вырезаем их резаком и делаем вырезы под шпангоуты.

К боковинам фюзеляжа приклеиваем потолочным клеем рейки из бамбукового коврика (или используем обычные рейки сечением 2х8 мм). На чертеже рейки идут только до гаргота, но при грубой посадке фюзеляж в этом месте ломается, потому лучше рейки пускать по всей длине.
Кроме того, для усиления стенок, приклеиваем по всей длине изнутри серпянку и промазываем ее потолочным клеем.


Из фанеры выпиливаем лобзиком рамки для сервоприводов хвостового оперения.

Приклеиваем рамки изнутри к боковинам фюзеляжа.

В хвостовой части к боковинам фюзеляжа тоже изнутри приклеиваем полоски из депрона – для усиления места под стабилизатор и для заклеивания гаргота.

Приклеиваем вторые рейки к боковинам фюзеляжа.

На фанере от ящиков по шаблонам чертим детали моторамы.

Выпиливаем все детали и обрабатываем края наждачкой.

Склеиваем мотораму клеем ПВА.

Выпиливаем из той же фанеры все шпангоуты (от депрона в данном случае решено было отказаться, чтобы модель была прочней).

К боковинам фюзеляжа приклеиваем фанерные усиления для лонжерона (трубка).

Приклеиваем боковины фюзеляжа к мотораме и вклеиваем шпангоуты.

Днище фюзеляжа изнутри усиливаем полоской серпянки, приклеиваем его и примеряем трубку-лонжерон.

В мотораме снизу делаем отверстия для вентиляции.

Перед заклеиванием гаргота обязательно обклеиваем снаружи деталь скотчем и продавливаем изнутри полоски вилкой, иначе при сгибании депрон сломается.
Заклеиваем гаргот потолочным клеем и фиксируем скотчем.

Затем помещаем под пресс и оставляем до полного высыхания клея под прессом.

Заклеиваем гаргот в передней части и приклеиваем небольшую площадку под магнит, который будет держать крышку.

После высыхания клея обрезаем лишнее резаком.

Снимаем весь скотч и обрабатываем кромки наждачкой.

Из депрона вырезаем детали крышки (она же будет кабиной пилота).

Приклеиваем к основанию крышки полушпангоуты.

Верхнюю часть крышки по аналогии с гарготом обклеиваем снаружи скотчем, а изнутри продавливаем вилкой полоски.


Намазываем клеем все полушпангоуты и приклеиваем верх.

Аккуратно загибаем верх, фиксируем скотчем со всех сторон и оставляем до полного высыхания клея.


Из депрона вырезаем боковые полоски, к ним будет приклеиваться фонарь.

Вырезаем заднюю часть.

Приклеиваем боковины и заднюю часть.

После высыхания клея убираем весь скотч и подшкуриваем края при необходимости.

Фонарь делаем методом термоусадки бутылки на болване.

Как изготовить болван для фонаря я рассказывал в этой статье.
Заворачиваем в бутылку на 2 литра болван и фиксируем саморезами.

Нагреваем строительным феном, затем обрезаем лишнее и шкурим изнутри по контуру.

Можно изготовить фигурку летчика, чтобы кабина не была пустой.
Данного «пилота» я взял с разбитой модели Ryan STA, про изготовление которого тоже есть отдельная статья.

Чтобы приклеить фонарь к крышке, делаем импровизированный стапель из двух реек и листа картона.

Приклеиваем фонарь эпоксидкой-пятиминуткой к крышке и зажимаем в стапеле до полного высыхания.

Также на эпоксидку приклеиваем к крышке неодимовый магнит.

Второй магнит приклеиваем к площадке в фюзеляже.

Капот будет изготовлен также методом термоусадки («бутылочная технология»).
Можно использовать альтернативный вариант изготовления капота – из эпоксидки и колготок. Об этом есть отдельная статья.
Из деревянного бруска изготавливаем болван капота. Выступающие детали лучше вырезать отдельно и приклеить клеем ПВА (подробней про изготовление похожего болвана я рассказывал тут).


Бутылка понадобится на 4 или 5 литров.

Отрезаем от бутылки дно, заворачиваем в нее болван и фиксируем саморезами. Горловину через крышку тоже фиксируем саморезом, чтобы в процессе усадки не сползла в сторону.

Нагреваем строительным феном бутылку со всех сторон до полного выравнивания по болвану.

Затем отрезаем лишнее снизу, отрезаем горлышко и сверлим отверстия для вентиляции.


Шаг 3. Изготовление хвостового оперения.

По шаблонам вырезаем детали киля и руля направления.

Наждачкой стачиваем под углом 45 градусов заднюю часть киля и соединяем серпянкой с рулем направления.

Приклеиваем вторые часть киля и руля направления и отправляем под пресс до полного высыхания.

Чертим детали горизонтального оперения на депроне.

Вырезаем детали резаком. Из стальной проволоки выгибаем синхронизатор половинок и делаем наждачкой небольшое углубление в руле высоты для вклеивания усиливающей рейки (палочка от мороженого).

Вклеиваем рейку и приклеиваем синхронизатор.

Петли делаем из серпянки. Ей же усиливаем руль высоты по краям и в районе проволочного синхронизатора.

Смазываем клеем все детали.

Приклеиваем вторые половинки руля высоты и стабилизатора и оставляем под прессом до высыхания клея.

В руле направления делаем небольшой вырез, чтобы он не мешал движениям руля высоты.

В хвостовой части фюзеляжа делаем вырезы под киль и стабилизатор.


Шаг 4. Изготовление крыла.

Чертим детали крыла и элеронов на депроне.

Вырезаем детали и обклеиваем снаружи скотчем, можно даже сразу в нужный цвет.

Вырезаем лонжероны из депрона.

Приклеиваем депроновые лонжероны к заготовкам крыла.

Из обычной бумаги формата А4 на трубке-лонжероне скручиваем и склеиваем две трубочки.

Из депрона вырезаем дополнительные лонжероны для бумажных трубочек.

Склеиваем лонжероны и трубочки вместе, делая из них своеобразный бутерброд с трубочкой внутри.


Полученные конструкции приклеиваем к заготовкам крыла.

Аккуратно сгибаем заготовки, приклеиваем к первому лонжерону и оставляем до полного высыхания под прессом.

Вырезаем детали элеронов и приклеиваем петли из серпянки.

Приклеиваем вторые половинки элеронов, заклеивая таким образом петли из серпянки внутри.

Из фанеры выпиливаем детали крепления крыла и делаем в них тонким сверлом отверстия.


Вклеиваем детали на эпоксидку в крыло так, чтобы они выступали примерно на 2 см наружу.

Склеиваем консоли крыла полностью, вклеив сразу и элероны.

Выпиливаем из фанеры детали крепления крыла для задней кромки и делаем в них отверстия.

Вклеиваем детали крепления в задние части консолей на эпоксидку.

Из тонкой фанеры выпиливаем законцовки крыла и приклеиваем их.

К законцовкам прикручиваем маленькими саморезами винглеты из тонкого пластика от упаковки (их можно обклеить скотчем в нужный цвет).

Для крепления консолей крыла в боковинах фюзеляжа делаем отверстия.

Внутри приклеиваем фанерные площадки, к которым будут прикручиваться консоли.


Чтобы отверстия не разбалтывались в процессе эксплуатации, приклеиваем изнутри небольшие Г-образные детали из фанеры.



Шаг 5. Изготовление шасси.

На листе дюралюминия (например, полка-поддон из старого холодильника) чертим развертку стойки шасси.

С помощью электролобзика или ножовки по металлу выпиливаем стойку и сверлим отверстия под оси и под болты крепления.

Выгибаем стойку в тисках.

Прикручиваем к стойке колеса.

Из фанеры выпиливаем площадку под стойку шасси.

С помощью эпоксидного клея приклеиваем к площадке гайки с шайбами.

Приклеиваем площадку к днищу фюзеляжа изнутри.

Заднюю стойку шасси выгибаем из стальной проволоки, сделав пару витков, чтобы при посадки была амортизация.

Нитками с клеем приматываем к стойке зубочистку.


Шаг 6. Обклеивание и раскраска.

Для обклеивания модели используем разноцветный скотч и основу от самоклеящихся пленок, чтобы вырезать скотч на определенные детали, например верхняя часть гаргота.

Обклеиваем фюзеляж (цвета, разумеется, выбираем на свой вкус).

Обклеиваем крышку в цвет фюзеляжа и добавляем полоски металлического скотча вокруг фонаря.

Для обклеивания нижней части крыла и стабилизатора на основе от самоклеящихся пленок из черного скотча вырезаем квадраты.

Стабилизатор снизу обклеиваем сначала белым скотчем, затем добавляем черные квадраты, чтобы сделать шахматную клетку.


Сверху обклеиваем стабилизатор в цвет фюзеляжа.

Обклеиваем киль и руль направления.

Консоли крыла лучше обклеить по аналогии со стабилизатором – верх в цвет фюзеляжа, а низ контрастно, в клетку.


Для красоты стык цветов по передней кромке и границу шахматной клетки можно заклеить тонкими полосками черного скотча.

Капот красим маркером изнутри в цвет фюзеляжа.

На принтере распечатываем украшения для модели (есть в архиве с чертежами), вырезаем их и приклеиваем на скотч.

Затем приклеиваем к модели.




Шаг 7. Сборка и установка электроники.

Приклеиваем хвостовое оперение к фюзеляжу.

Вклеиваем в руль направления и руль высоты кабанчики.

Вклеиваем хвостовое шасси и добавляем небольшое проволочное усиление для руля направления, чтобы его не отрывало при посадке.

Вклеиваем с помощью термопистолета сервоприводы хвоста.

Закрепляем тяги из бамбуковых палочек и стальной поволоки.

Прикручиваем стойку шасси.

Устанавливаем мотор.

Прикручиваем капот маленькими саморезами к рейкам, которые идут внутри фюзеляжа.

В консолях крыла делаем отверстия под сервоприводы элеронов.

Вклеиваем сервоприводы и кабанчики в крыло.

Устанавливаем тяги из стальной проволоки.

Прикручиваем винт.

Укладываем в фюзеляж остальную электронику (регулятор, приемник).

Маленькими саморезами прикручиваем ленту-липучку для фиксации аккумулятора внутри фюзеляжа.

Закрываем крышку. Впереди крышка фиксируется краем капота, сзади – на магнитах.


Небольшое видео полетов:

Сразу отмечу, модель вышла очень прочной, ей эта посадка в дерево практически не повредила.
Поскольку погода осенью у нас весьма капризная, видео оказалось небольшим, потому рекомендую посмотреть еще парочку видео с такой же моделью, но снятые чуть раньше, то есть летом.


Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Как сделать радиоуправляемую воздушную подушку

8
Идея
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
8
Описание
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
7.3
Исполнение
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Итоговая оценка: 7.78 из 10 (голосов: 3 / История оценок)
Чтобы написать комментарий необходимо войти на сайт через соц. сети (или зарегистрироваться):
Обычная регистрация
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
8 комментариев
  1. Скандалист
    Почему, автор не пожелал спрятать в фюзеляж привода элеронов, киля и руля высоты? Как-то аляповато выглядит с наружным расположением.
    1. REM-132 Автор
      Сервы элеронов при съемных консолях крыла делать в фюзеляже не лучшее решение, сервы хвоста делал ближе к рулям, чтобы тяги были короче, тогда и отклики рулей лучше. Кроме того, еще и развесовка изменилась бы, если бы все сервы были в центре тяжести...
  2. Скандалист
    Вам виднее как строить,судя по всему,даааалеко не первая модель.А хотя-бы обтекатели изготовить, тоже не вариант? Извините,но я, по большому счету, рассматриваю внешний вид.
    1. REM-132 Автор
      это пилотажка, ее внешний вид важнее в небе, а не на земле ))
    2. REM-132 Автор
      на досуге посидел-подумал про обтекатели... но ход качалки большой, имхо, обтекатель даст парусности больше, чем серва...
  3. Скандалист
    Мне кажется,если обтеатель делать примерно 5 длин к ширине-высоте покрываемого привода вы ни чего не потеряете.Я имею ввиду типа кок-пит ,только маленький.Но,почему вы, не рассматриваете внутренне расположение сервочек,без выноса наружу?Скажем,машинки с планера устанавливаются внутри фюзеляжа,ось элерона выводится туда-же,так же и с хвостом,если уж перемещение приводов и изменит,то не ЦТ а ЦР,но балансировать предстоит по-любому.Аккумуляторами можно сыграть в конце концов. И последнее,парусность не та проблема,а вот завихрения на планере реально снижают скорость.
    1. REM-132 Автор
      С точки зрения сбора-разбора модели проще все же консоль с вклеенной сервой прикрутить, нежели ковыряться внутри модели с шестигранником и прикручивать тяги к качалкам. Да и настраивать элероны перед каждым полетом после сборки не хотелось бы...
      А скорость этой модели не особо нужна, между прочим, она же не для гонок.
  4. Скандалист
    Не думаю,что возникнут проблемы с регулировкой если использовать шлицевое соединение.Кстати сказать вы не показали как крепите крылья. Хорошо,скорость для вас не показатель,а управляемость? Зачем давать предпосылки к сваливанию. Наверно,я,не внятно доношу свою мысль.

Добрый день, Гость!


Зарегистрируйтесь

Или войдите на сайт, если уже зарегистрированы...

Войти

А затем...

Добавьте самоделку

Или...

Добавьте тему

Онлайн чат

Опрос
Сколько по времени, чаще всего, Вы делаете самоделку?

Последние комментарии

"делая ненужным применение химии от болезней" - а зонтик защитит автора от рака?...
Станок это нужная вещь, особенно при большом количестве отверстий! Кроме того сверла из твердосплавного материала очень хрупкие и при малейшем перекосе могут поломаться, поэтому здесь станок выгоднее...
В шуруповёрте обороты поменьше, чем в дрели будут! И мощность...И крутящий момент......
Там есть возможность использовать обычную ножовку...))) Быстрее будет....
Я, конечно-же, "не по этим делам"... Но, когда-то давно, как и все в то время, взял моторчик (мне достался от военной радиостануии), включил, просверлил чуток в валу по оси, держа сверло в...
Все комментарии