В данной статье будет подробное описание постройки пилотажной модели чешского самолета Vertiga 3M. Данная модель очень хорошо зарекомендовала себя в небе, прочная (что хорошо для начинающих пилотов) и сделана из самых доступных материалов.
Материалы:
- Подложка под ламинат
- Бамбуковые рейки из коврика
- Пластиковые бутылки
- Фанера
- Дюралевая трубка
- Листовой дюралюминий
- Бамбуковые шпажки
- Клеи (ПВА, эпоксидный и потолочный)
- Скотч разных цветов
- Серпянка
- Болтики и гайки
- Стальная проволока
- Куски тонкого прозрачного пластика
- Бумага формата А4
Инструменты:
- Резак
- Лобзик
- Наждачка
- Плоскогубцы
- Маркеры
- Линейка
- Ножницы
- Термопистолет
- Шило
- Надфили
- Тиски
- Шуруповерт и сверла
- Строительный фен
- Ножовка по металлу или электролобзик
- Дремель
Электроника:
Мотор - Turnigy D3530/14 1100KV
Сервоприводы - Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек
Регулятор оборотов - Hobby King 30A со стабилизатором бортового питания 3A (UBEC)
Пропеллер - 12х6 дюймов
Аккумуляторы - 2200 mAh 3S 25C
Аппаратура - любая на 4 канала и больше
Шаг 1. Чертежи.
Распечатываем их, склеиваем листы А4 и вырезаем шаблоны деталей.
Поскольку полевые испытания модели показали самые непрочные места, было решено внести некоторые изменения в конструкцию, дабы увеличить прочность.
В архиве чертежи в формате CDR и PDF.
Шаг 2. Изготовление фюзеляжа.
С помощью шаблонов переносим на депрон детали фюзеляжа.
Вырезаем их резаком и делаем вырезы под шпангоуты.
К боковинам фюзеляжа приклеиваем потолочным клеем рейки из бамбукового коврика (или используем обычные рейки сечением 2х8 мм). На чертеже рейки идут только до гаргота, но при грубой посадке фюзеляж в этом месте ломается, потому лучше рейки пускать по всей длине.
Кроме того, для усиления стенок, приклеиваем по всей длине изнутри серпянку и промазываем ее потолочным клеем.
Из фанеры выпиливаем лобзиком рамки для сервоприводов хвостового оперения.
Приклеиваем рамки изнутри к боковинам фюзеляжа.
В хвостовой части к боковинам фюзеляжа тоже изнутри приклеиваем полоски из депрона – для усиления места под стабилизатор и для заклеивания гаргота.
Приклеиваем вторые рейки к боковинам фюзеляжа.
На фанере от ящиков по шаблонам чертим детали моторамы.
Выпиливаем все детали и обрабатываем края наждачкой.
Склеиваем мотораму клеем ПВА.
Выпиливаем из той же фанеры все шпангоуты (от депрона в данном случае решено было отказаться, чтобы модель была прочней).
К боковинам фюзеляжа приклеиваем фанерные усиления для лонжерона (трубка).
Приклеиваем боковины фюзеляжа к мотораме и вклеиваем шпангоуты.
Днище фюзеляжа изнутри усиливаем полоской серпянки, приклеиваем его и примеряем трубку-лонжерон.
В мотораме снизу делаем отверстия для вентиляции.
Перед заклеиванием гаргота обязательно обклеиваем снаружи деталь скотчем и продавливаем изнутри полоски вилкой, иначе при сгибании депрон сломается.
Заклеиваем гаргот потолочным клеем и фиксируем скотчем.
Затем помещаем под пресс и оставляем до полного высыхания клея под прессом.
Заклеиваем гаргот в передней части и приклеиваем небольшую площадку под магнит, который будет держать крышку.
После высыхания клея обрезаем лишнее резаком.
Снимаем весь скотч и обрабатываем кромки наждачкой.
Из депрона вырезаем детали крышки (она же будет кабиной пилота).
Приклеиваем к основанию крышки полушпангоуты.
Верхнюю часть крышки по аналогии с гарготом обклеиваем снаружи скотчем, а изнутри продавливаем вилкой полоски.
Намазываем клеем все полушпангоуты и приклеиваем верх.
Аккуратно загибаем верх, фиксируем скотчем со всех сторон и оставляем до полного высыхания клея.
Из депрона вырезаем боковые полоски, к ним будет приклеиваться фонарь.
Вырезаем заднюю часть.
Приклеиваем боковины и заднюю часть.
После высыхания клея убираем весь скотч и подшкуриваем края при необходимости.
Фонарь делаем методом термоусадки бутылки на болване.
Как изготовить болван для фонаря я рассказывал в этой статье.
Заворачиваем в бутылку на 2 литра болван и фиксируем саморезами.
Нагреваем строительным феном, затем обрезаем лишнее и шкурим изнутри по контуру.
Можно изготовить фигурку летчика, чтобы кабина не была пустой.
Данного «пилота» я взял с разбитой модели Ryan STA, про изготовление которого тоже есть отдельная статья.
Чтобы приклеить фонарь к крышке, делаем импровизированный стапель из двух реек и листа картона.
Приклеиваем фонарь эпоксидкой-пятиминуткой к крышке и зажимаем в стапеле до полного высыхания.
Также на эпоксидку приклеиваем к крышке неодимовый магнит.
Второй магнит приклеиваем к площадке в фюзеляже.
Капот будет изготовлен также методом термоусадки («бутылочная технология»).
Можно использовать альтернативный вариант изготовления капота – из эпоксидки и колготок. Об этом есть отдельная статья.
Из деревянного бруска изготавливаем болван капота. Выступающие детали лучше вырезать отдельно и приклеить клеем ПВА (подробней про изготовление похожего болвана я рассказывал тут).
Бутылка понадобится на 4 или 5 литров.
Отрезаем от бутылки дно, заворачиваем в нее болван и фиксируем саморезами. Горловину через крышку тоже фиксируем саморезом, чтобы в процессе усадки не сползла в сторону.
Нагреваем строительным феном бутылку со всех сторон до полного выравнивания по болвану.
Затем отрезаем лишнее снизу, отрезаем горлышко и сверлим отверстия для вентиляции.
Шаг 3. Изготовление хвостового оперения.
По шаблонам вырезаем детали киля и руля направления.
Наждачкой стачиваем под углом 45 градусов заднюю часть киля и соединяем серпянкой с рулем направления.
Приклеиваем вторые часть киля и руля направления и отправляем под пресс до полного высыхания.
Чертим детали горизонтального оперения на депроне.
Вырезаем детали резаком. Из стальной проволоки выгибаем синхронизатор половинок и делаем наждачкой небольшое углубление в руле высоты для вклеивания усиливающей рейки (палочка от мороженого).
Вклеиваем рейку и приклеиваем синхронизатор.
Петли делаем из серпянки. Ей же усиливаем руль высоты по краям и в районе проволочного синхронизатора.
Смазываем клеем все детали.
Приклеиваем вторые половинки руля высоты и стабилизатора и оставляем под прессом до высыхания клея.
В руле направления делаем небольшой вырез, чтобы он не мешал движениям руля высоты.
В хвостовой части фюзеляжа делаем вырезы под киль и стабилизатор.
Шаг 4. Изготовление крыла.
Чертим детали крыла и элеронов на депроне.
Вырезаем детали и обклеиваем снаружи скотчем, можно даже сразу в нужный цвет.
Вырезаем лонжероны из депрона.
Приклеиваем депроновые лонжероны к заготовкам крыла.
Из обычной бумаги формата А4 на трубке-лонжероне скручиваем и склеиваем две трубочки.
Из депрона вырезаем дополнительные лонжероны для бумажных трубочек.
Склеиваем лонжероны и трубочки вместе, делая из них своеобразный бутерброд с трубочкой внутри.
Полученные конструкции приклеиваем к заготовкам крыла.
Аккуратно сгибаем заготовки, приклеиваем к первому лонжерону и оставляем до полного высыхания под прессом.
Вырезаем детали элеронов и приклеиваем петли из серпянки.
Приклеиваем вторые половинки элеронов, заклеивая таким образом петли из серпянки внутри.
Из фанеры выпиливаем детали крепления крыла и делаем в них тонким сверлом отверстия.
Вклеиваем детали на эпоксидку в крыло так, чтобы они выступали примерно на 2 см наружу.
Склеиваем консоли крыла полностью, вклеив сразу и элероны.
Выпиливаем из фанеры детали крепления крыла для задней кромки и делаем в них отверстия.
Вклеиваем детали крепления в задние части консолей на эпоксидку.
Из тонкой фанеры выпиливаем законцовки крыла и приклеиваем их.
К законцовкам прикручиваем маленькими саморезами винглеты из тонкого пластика от упаковки (их можно обклеить скотчем в нужный цвет).
Для крепления консолей крыла в боковинах фюзеляжа делаем отверстия.
Внутри приклеиваем фанерные площадки, к которым будут прикручиваться консоли.
Чтобы отверстия не разбалтывались в процессе эксплуатации, приклеиваем изнутри небольшие Г-образные детали из фанеры.
Шаг 5. Изготовление шасси.
На листе дюралюминия (например, полка-поддон из старого холодильника) чертим развертку стойки шасси.
С помощью электролобзика или ножовки по металлу выпиливаем стойку и сверлим отверстия под оси и под болты крепления.
Выгибаем стойку в тисках.
Прикручиваем к стойке колеса.
Из фанеры выпиливаем площадку под стойку шасси.
С помощью эпоксидного клея приклеиваем к площадке гайки с шайбами.
Приклеиваем площадку к днищу фюзеляжа изнутри.
Заднюю стойку шасси выгибаем из стальной проволоки, сделав пару витков, чтобы при посадки была амортизация.
Нитками с клеем приматываем к стойке зубочистку.
Шаг 6. Обклеивание и раскраска.
Для обклеивания модели используем разноцветный скотч и основу от самоклеящихся пленок, чтобы вырезать скотч на определенные детали, например верхняя часть гаргота.
Обклеиваем фюзеляж (цвета, разумеется, выбираем на свой вкус).
Обклеиваем крышку в цвет фюзеляжа и добавляем полоски металлического скотча вокруг фонаря.
Для обклеивания нижней части крыла и стабилизатора на основе от самоклеящихся пленок из черного скотча вырезаем квадраты.
Стабилизатор снизу обклеиваем сначала белым скотчем, затем добавляем черные квадраты, чтобы сделать шахматную клетку.
Сверху обклеиваем стабилизатор в цвет фюзеляжа.
Обклеиваем киль и руль направления.
Консоли крыла лучше обклеить по аналогии со стабилизатором – верх в цвет фюзеляжа, а низ контрастно, в клетку.
Для красоты стык цветов по передней кромке и границу шахматной клетки можно заклеить тонкими полосками черного скотча.
Капот красим маркером изнутри в цвет фюзеляжа.
На принтере распечатываем украшения для модели (есть в архиве с чертежами), вырезаем их и приклеиваем на скотч.
Затем приклеиваем к модели.
Шаг 7. Сборка и установка электроники.
Приклеиваем хвостовое оперение к фюзеляжу.
Вклеиваем в руль направления и руль высоты кабанчики.
Вклеиваем хвостовое шасси и добавляем небольшое проволочное усиление для руля направления, чтобы его не отрывало при посадке.
Вклеиваем с помощью термопистолета сервоприводы хвоста.
Закрепляем тяги из бамбуковых палочек и стальной поволоки.
Прикручиваем стойку шасси.
Устанавливаем мотор.
Прикручиваем капот маленькими саморезами к рейкам, которые идут внутри фюзеляжа.
В консолях крыла делаем отверстия под сервоприводы элеронов.
Вклеиваем сервоприводы и кабанчики в крыло.
Устанавливаем тяги из стальной проволоки.
Прикручиваем винт.
Укладываем в фюзеляж остальную электронику (регулятор, приемник).
Маленькими саморезами прикручиваем ленту-липучку для фиксации аккумулятора внутри фюзеляжа.
Закрываем крышку. Впереди крышка фиксируется краем капота, сзади – на магнитах.
Небольшое видео полетов:
Сразу отмечу, модель вышла очень прочной, ей эта посадка в дерево практически не повредила.
Поскольку погода осенью у нас весьма капризная, видео оказалось небольшим, потому рекомендую посмотреть еще парочку видео с такой же моделью, но снятые чуть раньше, то есть летом.
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.