Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Темы » Советы » Работа с художественным стеклом. Стеклянные струны

    Работа с художественным стеклом. Стеклянные струны



    Речь идет о вытягивании стеклянных нитей – струн различной толщины из размягченного в пламени газовой горелки стекла. Навык более чем полезен при работе в витражной технике фьюзинг (сплавление стекла в специальной печи) и является весомой дополнительной «степенью свободы». Детали из кусочков стеклянных струн вплавленные в работу, по сравнению со специальной запекаемой краской дают чистый насыщенный цвет, блеск и рельеф, могут быть прозрачны или полупрозрачны.

    Вытягивание струн условно может быть отнесено к стеклодувному делу, по крайней мере, занятие развивает навыки работы на горелке и некоторые полезные приемы работы – использование горячего и холодного инструмента из нержавеющей (не оставляет вплавленных желтых пятен окислов в стекле) стали, непрерывное вращение заготовки в пламени, предотвращение термоудара при разогреве заготовки. Две сплавленные стеклянные струны из разного стекла – хрестоматийный способ оценить их КТР (коэффициент температурного расширения) – важнейший параметр при работе с горячим стеклом.

    Что понадобилось для работы.

    Небольшая газовая горелка, пинцет, нетолстая проволока из нержавеющей стали, кусочки стекла, защитные очки.

    К делу.

    Прежде всего следует помнить об очевидных мерах безопасности при работе с открытым пламенем. Заготовки и некоторые инструменты также будут нагреваться до и выше температуры воспламенения древесины – следует заранее подумать как их положить на стол и ничего не поджечь. Стеклодувы застилают рабочий слой листом паронита или асбеста (не металла!) а горячие длинные стекляшки кладут на специальную подставку из нарочито обугленного дерева или текстолита. Для нечастых или вовсе разовых экспериментов можно положить на стол несколько керамических плиток, кирпичей, плоский асбоцементный лист и т.п. позаботившись и о бортиках. Обязательно иметь рядом с горелкой огнетушитель или хотя бы ведро воды.

    Горелка.

    Здесь нужно крупное «мягкое» пламя, удобно когда в нем все таки присутствуют более-менее выраженные зоны горения. Если имеющаяся горелка недостаточно мощная, можно объединить несколько, направив их факелы навстречу друг другу, работа с такой «американской» горелкой еще удобнее. В работе применена небольшая газовая «паяльная лампа» накручивающаяся на стандартный баллончик для туристического оборудования (Фото 2), баллон заправлен пропаном из большого бытового.

    Фото 2. Фабричная инжекторная горелка на туристском баллоне.


    Державки (спицы).

    В стеклодувном деле применяются весьма часто - стеклянные (палочки) или металлические.
    Интересно, что для стеклянных нередко с пользой задействуется обычная головная боль – внутренние напряжения при неравных КТР стекол – стекло для временной ручки-державки берут с КТР заведомо сильно отличным от стекла заготовки, например, кварцевое и после остывании оно отваливается самостоятельно.

    Таким же свойством обладает и нержавеющая сталь – в холодном (комнатная температура) состоянии к горячему размягченному стеклу не липнет, но стоит железке разогреться и пристает как миленькое. Например, большие нетолстые стеклянные заготовки в разогретом до малинового свечения (хорошо видно при неярком освещении) состоянии можно резать обычными ножницами, но недолго, пока они не нагрелись. Весь стальной инструмент следует использовать быстро и при необходимости периодически охлаждать макая в воду.

    Здесь мы используем спицы-державки – по две одновременно. Для непрерывного процесса мне понадобилось шесть спиц – при этом последняя пара успевает остыть и стекло – готовая струна от них отваливается, можно использовать для изготовления следующей. Хорошие державки-спицы удобно сделать из сварочных электродов «по нержавейке», сбив обмазку и отшлифовав наждачной бумагой с некрупным зерном. Такие электроды по сравнению с обычными дороги и часто продаются на вес или вовсе поштучно, они ровные, можно подобрать удобный диаметр, приобрести малое количество.

    Глаза следует защищать очками, по крайней мере просто от вероятных осколков.

    К делу.

    Итак, разжигаем горелку, натягиваем очки, включаем вытяжку. Кусочек стекла – сырье для нашей будущей струны зажимаю в губках обратного пинцета и постепенно разогреваю его в пламени для предотвращения термоудара - на мгновение макаю в дальнюю, относительно холодную часть факела, потом снова и снова. Постепенно стекляшку приближаю к средней, самой горячей части факела и увеличиваю длительность погружений. Прогрев прекращаем при появлении в пламени характерного оранжевого хвоста – т.н. «содового свечения» - ионы натрия испаряющиеся с поверхности стекла говорят о том, что оно перешло из кристаллического состояния в аморфное и теперь стекло можно греть до любой температуры и с любой скоростью. Кусочек стекла на фото не разрывает при 3…5 маканиях, заготовки больше и толще приходится подогревать дольше и осторожнее.

    Грею преимущественно дальнюю от пинцета часть осколка до начала свечения, одновременно, второй рукой до свечения разогреваю и кончик стальной спицы (Фото 3).


    Фото 3. Разогрев заготовки и одной из спиц. Содовое свечение – остатки стекла на спице.


    Прилепляю стекло к спице и убираю пинцет (Фото 4, 5). Стекло плохо проводит тепло и если действовать быстро, оно еще не добралось до пинцета не разогрело и не прилепило его. Тем не менее он достаточно горячий – класть губками на подставку.


    Фото 4. Прилепляю стекло к стальной разогретой спице.



    Фото 5. Пока стекло и спица горячие, соединение надежно. Держать его нужно как минимум около пламени.



    Фото 6. Аналогичным образом разогреваю и прилепляю вторую спицу.


    Вторая прилепленная к стеклу спица позволяет действовать удобнее, сильно разогреть заготовку. При этом стекляшку следует непрерывно вращать в пламени за державки иначе размягченное стекло как и все жидкости стечет на стол. Одновременное их вращение – основной стеклодувный навык.
    Размягченный осколок листового стекла сворачиваю в этакий компактный комочек (Фото 7) и прогреваю его в горячей части пламени до расплавлении в однородную каплю стекла (Фото 8).


    Фото 7. Сворачивание кусочка стекла в комок.



    Фото 8. Расплавление стекла в каплю.


    Расплавленную каплю стекла вынув из пламени растягиваем за спицы (Фото 9). Операция также требует некоторого навыка для получения стеклянных струн нужной толщины.


    Фото 9. Растягивание капли стекла в струну.


    Готовую струну с прилипшими стальными ручками-спицами кладем остывать на плоскую несгораемую поверхность (Фото 10). Минут через пять металлические спицы отваливаются от стекла самостоятельно или при небольшом усилии. Остатки стекла на концах спиц при необходимости можно сбить молотком на стальной плите или сколоть плоскогубцами.


    Фото 10. Остывающие струны.



    Фото 11. Готовые стеклянные струны – заготовки для деталей фьюзинг-работ.


    Интересно, что весьма похожими приемами пользуются и для получения стеклянных нитей из кварцевого стекла в лабораторной практике. Нити толщиной в десятки микрон используются для подвесов в сверхчувствительных электроскопах и электрометрах, например, для наблюдения за космическими лучами.

    Итого.

    Мы используем стеклянные струны только как заготовки для своих стеклянных работ в технике фьюзинг. Длинные струны без труда накалываются на нужного размера кусочки обычными торцевыми кусачками. Работать со струнами куда как сложнее чем с краской но оно того стоит. Например, например.


    Фото 12. Сборка панно в технике фьюзинг.



    Фото 13. Панно «Лошадь белая» в сборе, перед спеканием.



    Фото 14. Готовое панно.


    Развитие приема.

    Внимательный читатель конечно заметил - ряд деталей-струн на работе выше не вполне прямые. Формовка стеклянных струн, это дополнительная возможность. Может быть как «по шаблону», при необходимости в одинаковых элементах, так и произвольной, вручную, в остальных случаях.


    Фото 15. Двунаправленная кривая из стеклянной струны. Формовка на шаблоне – двух закрепленных жестяных банках. Средний кусочек кривой – будущая деталь гривы лошадки.


    Фото 16. Панно с гранатом. Используются в том числе и детали – стеклянные, сформованные вручную кривые из струн.



    Фото 17. Лицевая часть светильника на основе стеклянного панно с гранатом.


    Недлинное видео по изготовлению стеклодувом фигурки из стекла, среди прочих, можно увидеть и приемы похожие на описанные выше.



    Babay Mazay, декабрь, 2021 г.
    Подборки: Фьюзинг Стекло

    Аварийный осветитель с таймером - 6

    Ускоренное изготовление печатных плат

    Добавить комментарий

    27 комментариев
    Бабай_Мазай Автор
    Валерий,


    Понятно. В общем - дело привычки. Как хорошо что в этом мире столько разных людей! Иначе жить было бы намного скучнее. Да вот взять тех же дам - вот уж кто воистину от нас отличается, а уж как делается интересно!

    Валерий
    Цитата: Бабай_Мазай
    а сильный свет расставить надо, сколько-то прибраться, чтобы хотя бы самый сильный бардак в кадр не попадал, умыться-причесаться, пару камер расставить чтобы снимали с разных ракурсов, монтаж - чтобы по крайней мере "пустую породу" вырезать


    Не расставляю свет, не убираю бардак, снимаю на телефон, держа его в руке, или, установив на штатив из "ФиксПрайса".))))

    А по поводу "мыться-причесаться", так, если уж надо в кадр попасть, снимаю или до того, как переоделся в рабочее, или, наоборот, когда закончил и уже переоделся. В основном поэтому я и не снимаю никогда сам процесс, а уже просто потом показываю, что получилось, и рассказываю, как именно я это сделал...

     зритель пошел капризный и ленивый, если интенсивного развития событий нет, он тут же выключит.


    Да и хрен на него, на такого зрителя!! Значит, не нужно ему это было, не искал он никакого опыта, и помогать ему с какими-то решениями просто не надо! Я ж не ради заработка снимаю! Я чтоб поделиться, подсказать! Сам же знаю, как полезно иногда подсмотреть какую-то идею и на основании этого что-то своё замутить!

    А тех, кто "просто посмотреть для развлекухи" я игнорирую. Хоть они и часто мне пишут что-то, типа "Мог бы и музычк поставить", или "Дизлайк за качество съёмки"... Пошли они лесом! Канал не развлекательный и не коммерческий. "Технарям-самодельщикам" должно быть глубоко плевать на качество картинки, им решения технические важны.

    а фото для статьи нетрудно сделать и в процессе работы.


    А вот, у меня, обычно, наоборот! И руки грязные, и телефон занят (обычно, аудиокнига в ухо бухтит, пока работаю))), Да и прерывться не охота.. Часто забываю что-то пофоткать просто!

       

     

    Але нови ностра алис!
    Бабай_Мазай Автор
    Валерий,

    Красиво-некрасиво, а сильный свет расставить надо, сколько-то прибраться, чтобы хотя бы самый сильный бардак в кадр не попадал, умыться-причесаться, пару камер расставить чтобы снимали с разных ракурсов, монтаж - чтобы по крайней мере "пустую породу" вырезать - мы живем в век информационного пресыщения, зритель пошел капризный и ленивый, если интенсивного развития событий нет, он тут же выключит. Все это конечно с оговорками. И главное - видео приходится снимать целенаправленно и отдельно от основного занятия, а фото для статьи нетрудно сделать и в процессе работы.    


    Валерий
    Цитата: Бабай_Мазай
    съемки видео - на это нужно много времени и ресурсов,


    На видео нужно значительно меньше времени, чем на статью... Если, конечно, просто показывать суть, а не монтировать, ставить фоновые музыки и прочее... Но мы ж не блогеры, которые снимают для самоутверждения, или для заработка. Полезные для себя моменты народ и в простой "репортажной" съёмке с "заваленным горизонтом" и дёргавшейся картинкой увидит не хуже, чем в красиво "причёсанном" видео.

     а толку чуть.


    А какой-же там толк может быть, кроме того-же, что и в статье - поделиться опытом. Мне, например, наоборот, проще и быстрее достать телефон, снять и рассказать, а потом загрузить. На это уходит полчаса. А сам знаю, как полезно "поискать по теме" какие-то решения, если что-то делаешь. 

    Але нови ностра алис!
    Бабай_Мазай Автор
    Валерий,


    Боюсь вас разочаровать коллега - я, по крайней мере на ближайшее время, плюнул на съемки видео - на это нужно много времени и ресурсов, а толку чуть. Да и статьи писать мне нравится гораздо больше. Но за поддержку все равно спасибо - очень приятно!



    Валерий
    Цитата: Бабай_Мазай
    Та-ак, нашел в закромах свое давнее видео по кривым струнам. Прошу ознакомиться


    Я - триннадцатый воин подписчик!! )))

    Але нови ностра алис!
    Korolev
    Бабай_Мазай,
    это дело индивидуальное, как и с религией

    Ну, если уж добрались до религии ... Не могу назвать себя верующим, но как-то уважительно отношусь к обычаям предков, а православие вроде как кремацию-то не приветствует.  dontknow 

    Бабай_Мазай Автор
    Korolev,


    Да, соглашусь - наверное это дело индивидуальное, как и с религией. 

    Korolev
    Бабай_Мазай,
    фотографии в семейных альбомах говорят гораздо больше любых могилок

    Ну не знаю, кому как. А вот мой отец за полгода до кончины обмолвился, что мечту побывать на могилах предков ему уже не осуществить. Я взял отпуск и свозил его по местам его детства и юности, ну и по родным могилкам тоже. На всю оставшуюся жизнь запомнил его глаза! 

    Бабай_Мазай Автор

    Та-ак, нашел в закромах свое давнее видео по кривым струнам. Прошу ознакомиться.

    Бабай_Мазай Автор
    Korolev,


    Ну не знаю, не знаю - фамильных склепов сейчас все равно не держат, а дедушек-прадедушек мы и так помним или "премного наслышаны", опять же фотографии в семейных альбомах говорят гораздо больше любых могилок. Важно чтобы родич при жизни был таков, чтобы о нем потом говорили, пусть и не с восхищением, но хотя бы с уважением, а не постарались поскорее забыть. Так что, как мне видится, все в наших собственных руках - вырасти хорошего ребенка и он своим внукам будет рассказывать о тебе с удовольствием и почтением, а современные кладбища - унылое зрелище. 

    Korolev
    Бабай_Мазай,
    Нечего ребенку в наследство все это добро оставлять.

    Да тут ведь палка-то о двух концах. Внуки и правнуки должны иметь возможность прийти на могилки предков, хотя бы для осознания того факта, что они не какие-то там перекати-поле без роду и племени, у них есть корни на этой земле. Только на могиле отца я понял, что и он, и мои деды, и прадеды, тоже ведь оказывается были когда-то молодыми, жили, любили, меня дурака растили.  yes 

    Бабай_Мазай Автор

    сижу и думаю о смерти

    а нужно думать о любви

    одной большой любви до гроба

    да что ж такое вот опять


    © terra


    Неет, вот глядя на все эти танцы с кладбищами и могилками, давно для себя решил - завещаю себя сжечь и пепел развеять по ветру. В этаком буддийском духе. Нечего ребенку в наследство все это добро оставлять. 

    Korolev
    Валерий,
    Я, кажись, рассказывал как-то, как однажды на памятник фотографировался в ателье)))

    А я специально, чтобы не распугивать бесов своей фоткой, приказал своей: воткнёшь крест, и хватит! Нечего заваливать камнями, не вылезу. А на кресты-то фотки не вешают!  xaxa 

    Валерий
    Korolev,


    Я, кажись, рассказывал как-то, как однажды на памятник фотографировался в ателье)))

    Але нови ностра алис!
    Korolev
    R555,
    Я уже пообщался. И с их директором тоже в конторе

    Эх, ну никакой фантазии! Ну ты прикинь, приглашаю я кладбищенских копарей на свою могилку, накрываю поляну, коньячок под балычок, а потом душевненько так: "Мужики, будете меня тут закапывать, так вы уж поаккуратнее работайте, отца, соседей не особо беспокойте"!  xaxa 

    Бабай_Мазай Автор
    sergeyp,


    Ну да, 150 атм - не шутки, баллоны толстостенные и тяжелые, вес газа по сравнению с этим, конечно - тьфу! Важно не это, а то что общий вес под девяносто кэ-гэ, а спина с каждым годом не становится крепче и выносливее. 

    sergeyp
    Бабай_Мазай, "Кроме того, заправленный баллон в одиночку не больно поворочаешь" --А он сильно от пустого по весу отличается? Что кислородный, что ацетиленовый.. -- )))
    Бабай_Мазай Автор
    Цитата: maxi.mus
    Советую для данных работ использовать горелку с дополнительным поддувом кислорода


    Спасибо, я бы с удовольствием, однако балонный кислород мне недоступен - живу не в городе, автодороги зимой и в мокрое время нет, личного транспорта тоже. Кроме того, заправленный баллон в одиночку не больно поворочаешь, а помощников тоже нет, одни барышни вокруг. Небольшие относительно легкоплавкие стекляшки можно плавить и на такой (Фото 2) горелке и вполне удобно - компактно, никаких шлангов, компрессоров. Несколько большая температура факела получается при сжигании паров бензина. Получаю их в самодельном карбюраторе, сжигаю в некрупной натуральной стеклодувной горелке (Фото 1). Для работ более серьезных и крупных этого все равно маловато, тем более, что распространены сейчас именно тугоплавкие стекла вроде Пирекса, а легкоплавкие, которые плавили простейшими, старыми добрыми газовоздушными "пушками" уже днем с огнем не сыщешь и последний их источник накрылся одним интересным местом с угасанием неоновой рекламы. 

    В моем случае есть два варианта - медицинский кислородный концентратор (дорого, ограниченный ресурс) и электролизер с гремучим газом. Последнее - очень неплохой и неоднократно испытанный вариант. Хорош тем, что постоянно расходует только дистиллированную воду (немного) и электричество (много). Аппарат тоже немало стоит, но его можно и интересно сконструировать самостоятельно. Более того, в этой области еще немало простора для изобретательства и рационализации. Работы в этом направлении уже ведутся.  Единственный минус такого (газовоздушная горелка + гремучий газ) комплекта - невозможно получить "окислительное пламя", что в некоторых случая важно - работа со стеклами некоторых цветов, свинцовые стекла в приборостроении. 

    R555
    Korolev,


    Насчёт землекопов - это здорово сказано! Надо будет при случае пообщаться с кладбищенскими копарями. 

    Хорошо сказал. Я уже пообщался. И с их директором тоже в конторе. Могилка для меня готова. Место хорошее. goodgood Преимущественно сосны. Родители рядом лежат. О таком заранее заботятся лица криминального круга. Но я не из них. Я работаю только с государственными силовыми структурами. хотя к ментам у меня есть некоторые претензии. Когда умерла моя мама, я пытался её реанимировать. Дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца. Пару рёбер сломал, любой врач подтвердит, что реанимационные мероприятия были выполнены грамотно. Это один из признаков. Но спасти маму не удалось. Бригада скорой помощи прибыла и констатировала смерть. Но акт смерти они не зафиксиролвали должным образом. сказали, сейчас мы вызовем милицию. Так вот, мусор поганый ещё не успел приехать, а мне уже позвонили на домашний телефон. С похоронного бюро. Гробы у нас, на любой вкус и достаток. Ну а потом ментяра поганый сказал, что хорошо что у твоей мамы не было топора в голове. подозревал, что я убил свою маму. Скотина мусарская,


    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Бабай_Мазай Автор
    R555,


    Спасибо, да за многими, на первый взгляд простыми, вещами стоит большая практика и в первую очередь это понимает человек опытный. Интересно - по моим наблюдениям, на ярмарках мастеров наиболее массовыми покупателями более-менее крупных и дорогих вещиц являются коллеги-смежники. Надо понимать, что они в первую очередь способны оценить сложность работы и адекватность предложенной стоимости. 

    Бабай_Мазай Автор
    Цитата: Korolev
    Бабай_Мазай,
    любое ремесло где мастер достиг определенного уровня, вызывает сходную реакцию, будь то ювелир или землекоп.

    Насчёт землекопов - это здорово сказано! Надо будет при случае пообщаться с кладбищенскими копарями.  smile 


    Ну вот насчет кладбищенских как раз большие сомнения - эта отрасль, где за любую пустяковую работу легко получить большую сумму, так что в первую очередь таланты там востребованы своеобразные.  

    R555

    Зачётно сделано! Я со стеклом работал и прекрасно знаю что такое получить стеклянную нить. Это очень сложно. У меня это обычно шло как брак стеклодувного дела. Как отходы. Нитку я научился тянуть, но похвалиться конечным результатом не могу. Так же мне довелось в кузне работать. Выковал деталь на троечку. А потом профессиональный Кузнец мне показал как это делается. Я чють не охренел. Скорость выше и навык само собой. И физическая подготовка тоже играет роль. Помните диалог из фильма? Хочешь большой и чистой любви? приходи на сеновал. Согласна. Я приду не одна, а с кузнецом. А зачем нам кузнец, он нам  не нужен xaxa  xaxa  xaxa 

    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Korolev
    Бабай_Мазай,
    любое ремесло где мастер достиг определенного уровня, вызывает сходную реакцию, будь то ювелир или землекоп.

    Насчёт землекопов - это здорово сказано! Надо будет при случае пообщаться с кладбищенскими копарями.  smile 

    Бабай_Мазай Автор
    Korolev,


    Спасибо на добром слове! Если речь идет о работах приведенных для примера, в конце статьи, то это в основном заслуга моего художника - жены. Это ее эскизы, ее кропотливая работа по сборке, а я тут в основном "на подхвате" и конечно заведую технической стороной дела. А вообще говоря, любое ремесло где мастер достиг определенного уровня, вызывает сходную реакцию, будь то ювелир или землекоп. Давеча вот сидел вечером в компании неподражаемого Глена Кука и его героя - сыщика Гаррета. Что-то там прозвучало вроде - "Морли с улыбкой склонился над взламываемым замком двери. Я не стал стоять между мольбертом и художником и отошел за угол..."  

    Да, надеюсь все поняли, что на видео, это не ваш покорный слуга?   

    maxi.mus

    Советую для данных работ использовать горелку с дополнительным поддувом кислорода (как у нас было в стеклодувной мастерской) - всё станет намного проще. Это достаточно просто сделать. А так автор молодец!

    Korolev

    Это не работа, это искусство. 

    Привет, Гость!


    Зарегистрируйтесь

    Или войдите на сайт, если уже зарегистрированы...

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии