С появлением и более-менее широким распространением цветного стекла с одинаковым коэффициентом теплового расширения (КТР), появилась возможность и художественного стеклоделия сплавлением. Учитывая прозрачность стекла (не обязательно!), такие работы могут быть весьма выразительными и необычными. Две техники сплавления стекла сегодня могут быть применены в домашней мастерской или даже, с некоторыми оговорками, в квартире – печное сплавление и формовка – т. н. фьюзинг и моллирование и огневой – в пламени стеклодувной горелки. Здесь можно выделить два направления – «свободное конструирование», обычно, это некрупные стилизированные фигурки и лэмпворк (великий и могучий английский язык!) – удерживание основной заготовки (горячей, в пламени) на специально подготовленной стальной спице, что радикально упрощает процесс но и сильно ограничивает его возможности. При наличии всех материалов и оборудования его основную технику можно освоить за полчаса, а далее совершенствоваться только в изяществе узоров и дальнейших технических тонкостях и выкрутасах.
Фото 2. Стеклянные лэмпворк-бусины. Чужое из интернета.
Фото 3. Стеклянные лэмпворк-бусины. Чужое из интернета.
Фото 4. Стеклянные лэмпворк-бусины. Чужое из интернета.
Фото 5. Стеклянные лэмпворк-бусины. Чужое из интернета.
Средствами лэмпворк можно получить небольшие стеклянные фигурки, но обычно это просто крупные бусины – тела вращения либо приплюснутые. Бусины, надо отдать им должное, иногда весьма сложные и красивые. В любом случае это стеклянная работа с отверстием по оси от спицы-державки. После отжига и некоторой механической зачистки такую бусину снаряжают металлическими держателями или оправками и изготавливают на их основе дамскую бижутерию. Имея в своем распоряжении все основное оборудование и материалы, технику лэмпворк стоит освоить и иметь в своем арсенале, отчасти для нужд технических, отчасти, заинтриговать дочь – девчонку-девятиклассницу. Пусть почаще отрывается от телефона.
Фото 6. Стеклянные лэмпворк-бусины. Чужое из интернета.
Фото 7. Стеклянные лэмпворк-бусины. Чужое из интернета.
Фото 8. Стеклянные лэмпворк-бусины. Чужое из интернета.
Что потребовалось для работы.
Стеклодувная горелка с принадлежностями, стальные спицы, цветное стекло с одинаковым КТР, печь для отжига, мелочи, сопутствующие химикаты и инструменты, средства защиты.
К делу.
Цветное стекло – для лэмпворк в специализированных магазинах продаются палочки цветного стекла. Ассортимент весьма велик, есть несколько ходовых серий различных по КТР. В одной работе конечно следует использовать только из одной серии. Все стекло импортное и теперь стоит людоедски. Можно попробовать применить обрезки, обломки или нарочито нарезанные полоски из витражного фьюзинг-стекла для печного спекания. Кажется, выходит существенно дешевле.
Фото 9. Стеклянные заготовки для лэмпворк.
Фото 10. Некоторые заготовки окрашиваются только при нагревании.
Следует также иметь в виду, что ряд стекол требует для работы с ними окислительного пламени (кислорода в воздушном дутье), а в нейтральном или восстановительном цвет искажается.
Стальные державки-спицы нетрудно сделать из нержавеющей проволоки или даже из нетолстых сварочных электродов сбив с них обмазку на стальной плите и зашкурив некрупной наждачкой.
К слову о нержавеющем инструменте. Здесь его используют очень часто, в основном медицинского рода – пинцеты, щупы, стоматологические крючки, шпатели. Холодная нержавеющая сталь к горячему размягченному стеклу не липнет, горячая прилипает. То есть, инструментом комнатной температуры некоторое время можно работать. Обычно, на столе ставят стаканчик с водой и нержавеющий инструмент в нее периодически макают.
Фото 11. Нержавеющий зубоврачебный крючок. Удобен для тонкой коррекции мелких деталей. Фоном – хрестоматийный столовый нож с нержавеющим плоским лезвием – импровизированный шпатель.
Рабочие концы спиц-державок обмазывают нетонким слоем (несколькими слоями с промежуточной сушкой) специальной пасты. Она не позволяет стеклу прилипнуть к стали, затем после остывания ее можно размочить водой и вытащить спицу. Магазинные пасты, как и многое специальное для лэмпворк стоят дорого. Опробованный рецепт пасты самодельной, которую мы и будем здесь применять – 60% белой косметической глины (каолин ?), 30% мел (тальк), 10% графит. Компоненты перемешать в сухом виде и развести водой до состояния густой сметаны. Конец спицы в пасту обмакивают и извлекают этаким винтообразным движением. Удобно высушивать и хранить намазанные спицы воткнув обратной стороной в емкость с сухим песком.
Фото 12. Несколько самодельных спиц с обмазкой и без. На пустых видны следы стекла – остались от вытягивания стеклянных струн.
Итак. Разжег настольную стеклодувную горелку на парах бензина. Часть ее с крупным пламенем. Напялил неодимовые очки. Для защиты глаз и удобства работы. Включил вытяжку. Прогрел высохшую обмазку одной из спиц до слабого свечения в полумраке. Не вынося спицу далеко из пламени, осторожно, чтобы не растрескалось от термоудара, прогрел кончик заготовки-палочки белого стекла до размягчения и приладившись, более-менее равномерно, обмотал размягченным стеклом намазанную часть державки.
Фото 13. Первый слой стекла – белое «глухое». Чтобы не было видно вероятных впеченных остатков глиняной обмазки в готовой бусине. Белое матовое стекло при расплавлении становится прозрачным и восстанавливает исходный цвет при охлаждении. На фото обмазка оплавлена до ровного слоя и видны дефекты – темные пятна. Увы, пламя без кислорода часто восстанавливает окислы из состава некоторых стекол.
Фото 14. Поверх белой основы аналогично намотал слой прозрачного стекла.
Фото 15. В сильном пламени, в горячей его части и придвинув асбестовый отражатель оплавил неровный прозрачный слой. Сразу стали видны изъяны моей неопытной руки – белую основу при намотке прозрачного стекла вдавил несколькими складками. Здесь нужна некоторая практика – держать основу в дальней холодной части пламени, а наматываемое стекло нагревать сильнее.
Фото 16. На оплавленную прозрачную подложку разогретым кончиком цветного глухого стекла нанес несколько штрихов. Тонкие штрихи и линии получаются если из стеклянной заготовки вытянуть нити. Работа все время находится в пламени и вращается. В промежутках между операциями – в дальней негорячей части факела. Тонкая спица, в отличии от обычных стеклодувных работ с трубками, не размягчается, не гнется, легко и равномерно вращается пальцами.
Фото 17. Поперек штрихов сделал несколько сплошных колец из стекла другого цвета. Хорошенько оплавил с отражателем в сильном пламени.
Фото 18. Попробуем оживить рисунок используя простой но эффектный прием закручивания – в хорошо разогретую бусину втыкаем подогретую но не размягченную палочку прозрачного стекла и проворачиваем ее вместе с прилипшими слоями. На фото предварительные результаты таких завихрений. Конечный эффект как всегда зависит от опыта и тонкостей.
Фото 19. Чтобы мои завитушки меньше смешались при финальном оплавлении в шарик разделил их несколькими мазками прозрачного стекла и тщательно оплавил с применением отражателя.
Фото 20. Чуть подстудив стеклянный шарик в дальней части пламени или в «светящемся пламени» (газ без воздуха), мгновенно перенес его в базальтовое одеяло для медленного остывания.
Фото 21. Базальтовое одеяло – кусок огнеупорной ваты сложенный пополам. Не дает разгуляться внутренним напряжениям в стекле при остывании. Накопив достаточно мелких работ следует их полноценно отжечь в электропечи для снятия напряжений. Прямо со спицами.
Фото 22. Спицу с остывшей бусиной помещают на часик в стакан с водой и глинистая обмазка слегка размякает. Захватив конец державки плоскогубцами и покачивая стекляшку аккуратненько ее снимаем. Остатки впеченной в отверстие обмазки и острые заусенцы на краях зачищаем ручным или механизированным алмазным инструментом под слоем воды.
Фото 23. Художественные достоинства работы сомнительны, однако в результате мы убедились в пригодности нашего оборудования для таких задач, более того, работы могут быть и несколько крупнее, мощность горелки позволяет.
Babay Mazay, февраль, 2023 г.