Диорама с броневиком БА-10.
Достаточно давно купил коробочку с броневиком БА-10 от фирмы «Звезда». Не потому что болею броней. Просто решил разнообразить свое направление сборке стендовых моделей самолетов. Коробочка мирно пылилась в различных уголках квартиры. Некоторое время назад пред уходом в отпуск организовал себе рабочее место в гараже. Давно думал сделать, но мысль была, а руки не доходили. В этом году решил отдохнуть от работы совсем. Привез в гараж самолеты, а также необходимое для полетов. Летал и наслаждался. Совершенно случайно споткнулся о коробочку с броневиком. Сколько времени лежала - нужно сделать. Тем более. Что инструмент есть, краски тоже. Пришла идея изготовить диораму. Прикупил еще и танкистов от «Звезды».
В моделке нашлась коробочка с пехотинцами. Собралась небольшая армия с броневиком в придачу. До этого ни разу не посещала мысль о диораме. Просто клеил самолеты, ставил на полку и был доволен.
И так, есть коробочка с броневиком. С него начну.
Первое дело нужно все детали промыть в горячей воде с моющим средством. Очистить от грязи и жира. Навожу раствора из горячей воды и пены, в небольшом тазике и промываю все деталюшки очень аккуратно кисточкой. Предельно внимательно к мелким деталям. Они достаточно просто отрываются от рамочек литника.
Затем промываю проточной водой, обсушиваю на полотенце. Еще раз осматриваю мелкие детали. Вроде все на месте. Раскладываю на батарее для просушки.
Пока сохнут литники, готовлю инструмент для работы.
Пинцеты тонкие, прямой и кривой.
Очки увеличительные.
Ножи для творчества.
Зажимы канцелярские.
Несколько надфилей.
Пилки ля ногтей.
Зубочистки.
Универсальный размешиватель краски.
Утюжки со шкуркой разной зернистости.
По поводу покраски броневика и солдатиков приготовил
Краски для моделей акриловые.
Краски для раскрашивания по номерам акриловые.
Кисточки.
Растворитель для акрила.
Скотч малярный.
Пипетки шприц для растворителя.
Шпаклевку буду использовать автомобильную для пластика фирмы SIKKENS.
Растворитель типа ацетона для шпаклевки.
Пластиковую карточку разрежу на шпатели нужной ширины.
Клеить буду при помощи специального клея для сборки пластиковых моделей. Его разлил в удобные бутылочки с тонким носиком.
Циакриновый клей.
Если еще что-то понадобится, добавлю в процессе.
Открываю инструкцию по сборке. Внимательно читаю, просматриваю детали на литниках. Да, конфуз, однако. С десяток неизвестных деталей на литниках. Не обозначены в инструкции. Куда их лепить совершенно не понятно. Лезу в интернет. Может там есть более подробные инструкции. Не нашел однако. Ладно, опять в интернете завис, рассматриваю картинки готовых моделей. Пытаюсь на них обнаружить недостающие деталь. Несколько нашел. Но основная масса неизвестна.
Что делать нужно начинать. Все перечисленные детали не являются критичными. Поскольку не собираюсь делать «супер» копию. Чисто для себя, для удовольствия поковыряться.
Бодро отрезаю детали башни от литников обыкновенными ножницами. Режу подальше от деталей. Поскольку если резать «в притир» могут быль сколы пластика. Немного подогнав плоскости половинок круга башни, задумался. Чем клеить. На кусочке литника проверю пробную склейку. Клеем для моделей фирмы «Звезда», затем «Тамия», завершил эксперимент циакрином из тюбика. Больше всего понравился циакрин. На носик тюбика надел тоненькую трубочку и стало вообще все «файн». Трубочкой очень легко пролазить в разные трудные мести. Процесс склейки значительно упрощается применением циакрина, поскольку он очень текучий. Сжимаю детали и на край соединения капаю клея, он хорошо растекается по шву. Пару секунд выдерживаю и можно продолжать работу. После соединения половинок стенок башни примеряю крышу. Небольшое количество облоя по краю не убираю. После склейки зачищу шкуркой. Хорошо, что по месту соединения бортов и крыши башни проблем нет. Детали и наношу клей с внутренней стороны. Изнутри башни.
В бортах башни немного поправляю смотровые щели надфилем. Отрезаю крышку люка. Есть проблема. Очень четкие оттиски толкателей на внутренней стороне. В бой вступает шпаклевка по пластику. Очень к стати хорошая штука. Прилипает отлично, тянется за шпателем без проблем. Если нужно немного уменьшит густоту. Добавляю капельку ацетона из шприца. От пластиковой карточки отрезаю полоску нужной ширины, использую качестве шпателя. Мои замазки подсыхают достаточно быстро. Ровняю шпаклевку шкурками различной зернистости. Прохожу по краю детали снимая небольшой облой. Крышка люка готова.
Отрезаю от литников пушку и детали маски. Облой со ствола удаляю при помощи лезвия ножа для творчества. Веду его как циклю, но осторожно, не наделать ям. Затем кончиком ножа намечаю точку сверления. Ствол просверливаю тонким сверлом. Вращая его просто руками. Мне же нужно не насквозь проходить. Затем зачищаю маску и собираю ствол в деталями, обеспечивающими его подвижность.
Вот пулемет мне совершенно не понравился. Попытки придать ему достойный вид провалились. Буду делать пулемет самостоятельно. Подбираю иголку от шприца нужного диаметра. Разрезаю надфилем на отрезки соответствующие пластиковому образцу. При помощи полосок малярного скотча и циакрина собираю внешнюю часть пулемета. Это такая деталь, которая торчит из башни. Приклад внутри делать не чему. Эта для перфекционистов. Приклеиваю пулемет в маску пушки. Поторопился немного. Нужно еще поправить некоторые отверстия в маске. Что и проделываю с осторожностью. Не повредить пушку и пулемет.
Собираю еще одну маску на пушке. Теперь эта деталь крепится к башне. Проверяю ствол двигается нормально. При сборке клей не попал на движущиеся части. Приклеиваю внизу ствола еще какую-то пластину защиты.
На задней стенке башни есть люк. Думаю для выброса стреляных гильз. С отметкой толкателя. Зачищаю деталь. Приклеиваю на место. Поправляю отверстие в крышке.
Прикладываю маску к фронтальной части башни. Сюрприз. Щечки механизма поворота ствола торчат значительно, маска не прилегает к башне. Начинаю осторожно срезать эти детали ножом для творчества. Оч много срезал. Зато теперь все прилегает хорошо и ствол двигается. Да. Чувствую, с этим набором мне придется еще много всего строгать и срезать. Поскольку зациклился на диораме. Буду вносить динамизм в сцену. Поэтому делаю люк открытым.
Попробую покрасить детали внутреннего интерьера башни в голубой цвет. В некоторых случаях его красили в белый. Для эксперимента крашу акрилом для раскраски по номерам. При помощи универсального размешивателя на батарейке придаю нужную консистенцию краски, начинаю процесс. Что – то не очень слишком крупный помол пигмента, однако. Получилось на тройку, правда, с плюсом. Краска достаточно укрывистая. Получилось всего два слоя.
И пулеметик черным акрилом от Звезды. Тут все гораздо лучше. Хорошая укрывистость и пигмент мелкий. За один раз справился.
Пробую камуфляж. Желтый – краска по номерам, зеленая акрил от звезды. Желтая не очень. Это не беда, не понравится, смою краску.
Перехожу к корпусу броневика. Отрезаю кабину от литников. Хорошо видно, что режу не притир к корпусы, чтобы не было сколов пластика. Окончательно подрезаю треугольным ножом для творчества. На корпусе совсем мало облоя. Первым делом примеряю башню. Подходит хорошо, вращается весьма грозно. Продолжаю напускать динамизма. Решено все люки мотора сделать открытыми. Типа перегрелся - остужаем. Долго придумывал технологию прорезания достаточно толстого пластика. И так начинаю. Для начала просверливаю отверстия. Затем пилку от лобзика зажимаю в держатель и начерно пропиливаю все лючки моторного отсека. Пока так все оставлю.
Перехожу к мотору и раме.
Детали мотора откусываю от литников и поправляю плоскости соединения, но широком утюжке со шкуркой. Склеиваю циакрином, затем добавляю все внешнее оборудование. Фильтры, вентиляторы, ремни.
Быстро собрал в кучу двигатель. Поторопился. Можно было навесное оборудование покрасить отдельно и приклеить на места. Ладно. Придется красить собранный. Закрепил его при помощи канцелярских зажимов. Красил черным акрилом от звезды. Для начала «супер-размешивателем» на батарейках хорошенько перемешал краску. Радикально черный цвет не понравился. Добавил немного белого и алюминия. Получилось весьма похоже. Затем алюминием раскрасил некоторые детали оборудования. Сверяясь с инструкцией. По поводу покраски буду отступать от предложенной колеровки.
Сам с усам. Делаю ведь не точную копию. Дорабатывать двигатель буду потом. Краска должна хорошо просохнуть. Это примерно сутки, лучше двое.
Еще раз попробовал разные клеи. Более тщательно. Ведь народ на сайтах отзывается хорошо о специальных клеях от звезды и тамии. И опять понравился циакрин. Не буду мучить совесть. Циакрин, так циакрин.
Продолжаю, на очереди рама. По размерам хорошо подходит к корпусу. Пришлось серьезно поработать с эстетикой детали. На вертикальных поверхностях есть завалы, посредине. Много сострогал лезвием канцелярского ножа. Работая им как циклей. Внешние размеры облагородил. Немного еще поправил шкуркой. Примерял двигатель и радиатор. Радиатор не встал. Пришлось и его ошкурить. Приклеил радиатор к раме. Всю конструкцию буду красить потом.
Немного еще прикупил красок в том числе тамии. Подарили еще баночки краски по номерам. Думаю, они хорошо подойдут для раскраски основания диорамы. В смысле земли, заборов, зданий. Слишком крупный помол, невозможно гладко покрасить броню.
И так красим выхлопную трубу алюминием. Алюминий от тамии кроет просто великолепно даже кисточкой. Ровно ложится и сразу перекрывает зеленый. Раму в смешанный черный, серый и алюминий. Получилась не чисто черная. Так слегка серая краска. Пока краска сохнет, начинаю подрезать края люков при помощи острого скальпеля. Нет смысла дорабатывать шкуркой. Во первых срезать достаточно много пластика. Во вторых при использовании шкурки получаются лохматушки по краям. Так что скальпель режет хорошо дает сразу ровные края среза.
Парочку отверстий на смотровом люке механика водителя, основной контур выпиливаю пилкой от лобзика. Дорабатываю в чистую треугольным ножом для творчества. Как говорил, для динамизма постараюсь все открыть и показать внутренность. Поскольку планирую спокойную обстановку. Не боевую.
Пол кабины отлит хорошо, облоя минимум. Прикладываю крылья. Придется доработать. Не совсем точно подходят. Затем приклеиваю на циакрин. Подчищаю дверные проемы от облоя. Его не слишком много, но есть.
Нужно установить оборудование на пол кабины. Бодро собрал и приклеил рулевую колонку. И рычаги управления. Приборная панель обозначена не внятно. Не смог найти, куда её крепить. Вроде сюда. Приклеил какой-то козырек над рулем. Педалей тоже нет. Изготовил из тонкого пластика от крышек доширака. Кресел тоже нет, придется делать.
По проверенной технологии изготовил ствол пулемета из иголок от шприца. Хорошо смотрится маленькое отверстие ствола. Приклеиваю щиток, пулемет вклеиваю на место. Отрезаю от пластикового варианта приклад. Окрашиваю, при сборе вклею с внутренней стороны. Пока откладываю.
Что у меня добавилось из инструмента.
Скальпель.
Зажим ручной.
Пилки от лобзика, для дерева и по металлу.
Проволока уже скоро будет нужна.
Увеличиваю ассортимент надфилей. Ерунда, что есть сломанный, зажимаю обломки в держатель.
И перчатки. Браться за детали при окрашивании, чтобы не оставлять следов.
На сегодня все. Достаточно много наделал за день. Пора домой.
Утром второго дня занялся сиденьями. Буду делать как в «бобике» видел. Трубчатый каркас и дерматиновые сиденья. Сиденья вырезал из мягкого рекламного пластика. Немного наделал плавных бугорков и складок. Для реалистичности. Вот и пригодилась проволока. Сгибаю каркас приклеиваю сиденья и спинки. Как они устанавливаются на пол не понятно.
Просто вырезал квадратики и приклеил кресла. Чего так уперся в интерьер. Хочу двери сделать открытыми, экипаж будет располагаться снаружи. Типа вышли оглядеться и размяться. Кресла руль и прочие детали будут просматриваться при открытых дверях.
Окрасил интерьер голубым. В кресла воткнул снизу иголки сиденья окрасил черным. Хотя иногда дерматин был возможно коричневым. Рулевую колонку голубым. Рулевое колесо черным. Рычаги голубым. Шарики на кончиках черным.
Поскольку земля в смысле подставка композиции у меня будет коричневая типа глины. Начинаю «марать» интерьер при помощи приема «сухая кисть». Набираю краски на слегка жесткую кисть, стираю практически весь колер и полусухой кистью покрываю глиной пол. И немного сиденья.
Затем приклеиваю пол к кабине, и затем все двери и люки в положении открыто и приоткрыто.
Подгоняю, очищаю от облоя боковую панель днища и приклеиваю на место. Створки защиты радиатора оставляю приоткрытыми. Много мороки доставили крылья. Но удалось без серьезных потерь припилить и приклеить на нужные места. Но вот как должны открываться боковые люки капота не понятно. Крылья мешают. Посмотрел на фото музейного экспоната. Там нормально открываются, ничего не мешает. Но без этих люков не видно будет двигателя.
Да. Забыл рассказать, как окрашивал внутреннюю часть люков в голубой цвет. Детали маленькие. Держать крайне неудобно. Решил приклеить на малярный скотч. Разрезал рулон на ленты нужной ширины, приклеил люки. Окрасил голубым и за скотч приклеил для просушки.
Вот эти коробки над крыльями совершенно не подходят по месту. На километр разница. Да еще валик на корпусе не дает подогнать в плотную. Размечаю положение коробки, стачиваю валик. Ножом срезаю значительную часть пластика с коробки. После продолжительного резанья и пилинга, удалось подогнать эти ящики по месту. Даже без щелей.
Двигатель и рама хорошо просохли. Нужно добавить грязи. Народ пишет, что смывку нужно производить краской другого состава. Чтобы не смыть основной тон. Поступаю проще. Акрил разводится спиртом с водой. Краску для смывки просто развожу водой. Важно поймать грань доступного. Красил акрилом достаточно много аэрографом и кистью. Поэтому в результате не сомневаюсь. Для начала развожу жидко черную, аккуратно проливаю все углубления двигателя, растушевываю края. Добавляю немного ржавчины на выхлопную трубу и трубу забора воздуха. Оставляю на сутки просохнуть. Затем методом сухая кисть алюминиевой тамией прохожу по двигателю и радиатору. Высветляя края. Раму не трогал. Её не будет видно.
Камуфляж на кабину не удался. Плохо смотрится желтая из краски по номерам. Все решено больше её не применяю. Только на землю.
Аккуратно смываю акрил чистым спиртом при помощи ватных палочек. Наношу зеленый от звезды.
Черная краска от звезды и коричневая. Чего-то коричневая немного поблескивает. Ладно, потом буду грязь наносить, все скроется.
На очереди бампер. Очищаю от облоя, приклеиваю на место.
Колеса. Точнее колесные диски. Почти нет облоя. Только внутренние диски совершенно не входят в ниши. Приходится много снимать на утюжке со шкуркой. Оставляю лохматушки по краям. Так прочнее вклеится кружочек. Нужно красить, немного поломал голову как закрепить. Нужна державка. Но под рукой ничего нет кроме зубочисток. Они значительно тоньше диаметра отверстия. Раскалываю немного отрезанный кончик зубочистки и вставляю маленький клинышек. Вдавливаю в отверстие колеса, клин намертво фиксирует зубочистку. Получилось замечательно, только операция с клинышком больно миниатюрная. Окрашиваю зеленым акрилом от звезды. Номер краски соответствует инструкции. Сразу зачерняю рельеф при помощи жидкой черной. Она бодро растеклась по всем углублениям, придавая диску рельефность. Оставляю сушиться. Затем светлой зеленой краской в режиме «сухой кисти» прохожу по всем бугоркам, высветляя рельеф. С дисками все.
Собираю переднюю ось со ступицами. На удивление детали отлиты достаточно чисто. Совсем немного подавляю геометрию. Приклеиваю диски. При помощи клина закрепляю на державке. Окрашиваю зеленой и затеняю жидкой черной. Высветлять детали не стал. Переднюю ось практически не будет видно. Диски передней оси и запасных колес сохнут, готовы.
Шины отлиты не из жесткого пластика. Что такое подобие резины. Немного амортизируют. Снаружи облоя практически нет. Очищаю внутренний радиус шины при помощи треугольного ножа для творчества. Примеряю осторожно на диски, не повредить окраску. Динамизм должен присутствовать. Немного стачиваю парочку шин передней оси. Типа просели от нагрузки. На самолетах тоже делал «нагрузку». Но там колеса отливались из того-же пластика. Поэтому процедура более проста. Наливаю в ненужную сковороду немного воды, примерно три миллиметра и ставлю на плиту. Вот вода на грани кипения. Опускаю пластиковое колесо. Оно касается дна и немного плавится. Вода не дает полностью размякнуть. Получается маленькие валики по бокам шины, как бы она сплющилась и просела от нагрузки. Главное не переборщить с нагревом. Получится спущенное колесо. Как делать нагрузку на этом материале не знаю. Поэтому просто сточил, немного на шкурке снизу.
Затем в работу поступают диски и шины парочки задних осей. Там восемь колес. Куча всяких деталей, которые нужны для вращения колес. Мне эти вращения не нужны броневик кататься не будет. Поэтому все заклеиваю наглухо. Куска дисков и кружочков остается.
Собираю заднюю ось с рессорами и валами. Отверстия сильно не подходят под оси. Приходится поправлять круглым надфилем. Наконец весь мост подогнал и склеил. Коробка передач тоже не подходят детали по плоскости. Исправляю, склеиваю циакрином не убирая лохматушки. Поле склейки срезаю их при помощи ножа, действуя лезвием как циклей.
Крашу задний мост, черной модифицированной, из серой и немного алюминия .Собираю раму с мостами. Все подошло хорошо. Опять немного динамизма, поворачиваю передний мост. На корпус подгоняю и приклеиваю запасные колеса.
Подгоняю, снимаю облой и приклеиваю кронштейны-держатели крыльев. Красивый передний мост, нижняя часть двигателя и ржавая немного выхлопная труба. Но….не будет видно всей красоты. Только передняя ось динамично повернута. Соединяю раму и корпус. Устанавливаю всякую мелочь. Крючки, фары, ручки дверей.
Начинаю марать.
Делаю смывку сильно разбавленной черной. Важно лить побольше. Краска сама растекается по щелям и уголкам. Придав конструкции рельеф. Затем быстро снимаю кисточкой лишнее, оставляя в уголках. Трудно передать словами процедуру нанесения. Можно снять видео. Но у меня что-то не получается как у профи из интернета. И кстати, ничего черный акрил разбавленный водой не растворил основную краску.
Продолжаю пачкать броневик. После усиления углублений черной краской. Прошелся по уголкам светлой зеленой высветляя рельеф. Установил антенну из сталистой проволоки. Поскольку вверху больше красить не буду. Затем имитирую дорожные загрязнения. Заранее определился с цветом земли, то есть глины, на которой все будет стоять. Подбираю нужный оттенок из красок по номерам. В технике «сухой кисти» наношу загрязнения на шины, диски колес. Крылья и корпус. Вот в этой процедуре краски по номерам подходят очень хорошо. Топография загрязнений не вызывает трудностей. У самого есть машина и представляю, что и куда летит из-под колес.
Делаю подставку. В моделке нашелся кусок утеплителя, доставочной толщины. Отрезаю солидный кусочек. Нужно поставить броневик и разместить солдат. Срезаю рельеф при помощи ножа. Немного наклон в сторону зрителя. Примериваю, как будет стоять броневик. Полученную подставку шпаклюю простой водостойкой шпаклевкой. От пластиковой карточки отрезаю нужный кусочек, использую в качестве шпателя. Подождав некоторое время на схватывание шпаклевки, осторожно сглаживаю поверхность мокрой кистью.
Первый слой шпаклевки просох, наношу второй толще. Подсохло, сглаживаю рельеф мокрой кистью. Ловлю момент высыхания верхнего слоя. Не должен прилипать. Наступил момент «Х». Отрываю запасное колесо от броневика, имитирую на подсохшей шпаклевке следы колес. Прокатывая запасное. После имитации приклеиваю его на место.
Кроме броневика на глине должны остаться следы солдат. Прикидываю в уме композицию и расстановку . Отрезаю от литника солдатика и топаю его сапогами по шпаклевке в нужных местах. Следы изготовлены ждем пока шпаклевка застынет. Из палитры акриловых красок по номерам подбираю подходящий цвет. Он должен быть немного темнее, чем грязь на броневике. Первый слой краски разбавляю фирменным разбавителем от тамии. После высыхания с течении двух суток, начинаю выявлять рельеф. Более темной «глиной» разбавленной водой проливаю рельеф. Сохнет все двое суток. Затем методом «сухой кисти» высветлю верхушки. На фото не очень хорошо видны все переливы тона от темного к светлому. Но они есть на оригинале.
Устанавливаю броневик на «позицию», следы от колес совпали. Впереди простые, сзади спаренные шины.
Переходим к экипажу броневика.
Все пластмасски омыты и просушены. Экипаж и пехота.
На танкистов есть инструкция, на солдат нет. Думаю, что справлюсь. Изготовление начинаю с командира в кожаной тужурке и галифе. Он держит в руках планшетку с картой и указывает направление. В этой сцене попытаюсь изобразить спор между командиром броневика и командиром пехоты.
Между делом изготовил палитру для красок. До этого разводил краски на кусочке пластика. Крышке от баночки сметаны и доширака. Пора подготовить более конкретное приспособление. Предстоит трудная работа по раскраске фигурок. Что никогда не делал. Проведу эксперимент. Раскрашу как мне представляется правильным. Потом посмотрю видосики профи.
Итак попались под руку крышечки от газировки. Внутренность белая, хорошо видно цвет краски. При работе они перемещались по столу вслед за кисточкой. Нужно закрепить. Отрезаю кусочек прямоугольный, от толстой фанеры. Немного шкуркой. Закрепляю крышки при помощи термопистолета. На подставке пишу фломастером номер краски. Совсем другое дело. Получилось устойчивое основание. Нужно будет еще колера приклею несколько крышек. Схожу за газировкой.
Отрезаю от литников детали командира. Отлиты весьма прилично, облоя мало. Приклеиваю кожанку к галифе с сапогами. С головой проблема, слишком глубоко проваливается в воротник. Устанавливаю кусочек пластика и через эту прокладку приклеиваю голову. Теперь нормально торчит голова из воротника. Планшетку в руку. Немного прохожу по фигуре ножом в режиме цикли обирая последний облой. Немного поправляю подошву хромовых сапог. Командир готов. Сам стоит.
Поставлю его на броневик. Смотрит вдаль, показывая направление.
Со следующими членами экипажа начинаю импровизировать. Уж больно статичные позы. Динамика нужна, движение. Боец в комбинезоне и с биноклем, будет у меня показывать зажатыми в руке флажками направление вместе с командиром. Немного поработал с руками. Руки взял от другого члена экипажа. Также немного подстрогал подошвы сапог. Его поставлю на башню. Повыше забрался в бинокль поглядеть.
Вместе с командиром вдаль глядят.
Еще один танкист будет спрыгивать с машины. Для этого основательно переделал руки. Распилил ноги и приклеил в нужной мне позиции. Наклонил туловище относительно ног. Основательно переделал танкиста.
Прыгать будет с ящика. Примеряю его позицию.
Четвертый танкист вылезает из башенного люка, зря я его, что ли открывал. Его руки сжаты в кулаки, держит рычаги очевидно. Механик водитель. Ничего не мог придумать с руками. Оставил так.
Перехожу к пехоте. У меня есть два офицера, судя по знакам различия. На пехоте навешано много всего, фляжки, лопатки, противогазы, на офицерах еще и планшетки. Начинаю комбинировать с руками и головами. Мне нужно движение. На фигурках нет нормального места для «навесного оборудования», если все приклеивать просто, фляжки будут топорщиться противогазы торчать. На местах установки подрезаю гимнастерки и галифе. На фляжках подрезаю задние стенки, чтобы они висели на поясе более правдоподобно. Но есть одно, но… броневики широко использовались в начале войны. А солдаты все как на подбор в сапогах. Обмоток с ботинками нет. Шинелей в скатках нет, сидоров тоже. Как на парад собрались, а не в поход. Буду исправлять. Только ботинки с обмотками у меня не получатся.
Начинаю пилить и строгать. Ставлю солдат в динамичные позы. У одного автомат через плечо, в руках винтовка, каска съехала на бок. К сожалению, в комплекте нет ни одной пилотки. Пробовал сам сделать, не получилось правдоподобно. Другой, расстегивает сумку за спиной. Вот и офицер, который возражает начальнику на броневике.
Начинаю шпаклевать фигурки в основном швы по плечам в районе рук. Не все переделки получились хорошо. Немного развожу шпаклевку для пластика и закрываю щели на плечах. Для удобства работы приклеил фигурки на пластиковые крышки. Отвалились. Затем приклеил на двухсторонний скотч. Хорошо держит.
Из детского воздушного пластилина начинаю лепить шинели и сидоры. Хорошая оказалась штука. Застывает, можно подрезать. Шкурить, хорошо красится. Сделал несколько длинных чехлов. Положу на землю. Пехотинцы остановились на отдых и положили ношу. Несколько попыток, наконец получил детали реальных размеров и хорошо прилегающих к фигурам.
Начинаю самую трудную часть диорамы. Раскраску фигурок и периферийного оборудования. Доделал палитру из пробок. Краску пробую на пластике от доширака, он тоже белый. Пробую цвета на солдатике, он оказался лишний, нет руки и каски. Затем приклеиваю на спины некоторых вещевые мешки. Размещаю скатки шинелей. Солдат и сидоры с шинелями окрашиваю зеленым акрилом от звезды. Это основной тон. Буду затемнять, высветлить рельеф на одежде. Перед процедурой подчеркивания рельефа на одежде покрасил оружие, ремни и прочие мелочи.
Солдаты готовы к тонировке. Развожу очень жидко черную и аккуратно прокрашиваю все складки на гимнастерках галифе. Сразу де растушевываю переходы. По краям всех ремней и пряжек тоже провожу линию черным растушевываю переходы. Применяю мягкие кисти номер один, два и 00. Очень долго возился с этими зачернениями. Затем перехожу к скаткам шинелей мешкам и чехлам. После высыхания солдатиков в течение двух суток перехожу к высветлению выдающихся участков на одежде. Добавляю немного в зеленый акрил светлого и в технике «сухой кисти» начинаю проходить все бугорки. Капец, какая морока, возился с каждым солдатиком достаточно долго. Перехожу на оружие. Черным жидким подчеркиваю рельеф. На стволах и прикладах. Затем очень сухой кистью прохожу алюминием по металлическим частям.
Кистью номер 00 окрашиваю знаки различия на командирах. Есть на воинах и медали. Сапоги не могут быть абсолютно черными, поэтому разбавляю цвет, немного серым. Складки заливаю разбавленным черным. Выступающие части прохожу сухой кистью более светлым черным. Закончил возиться с формой.
Самая трудная процедура лица и руки. Даже тамиевская краска не перекрывает нормально зеленые лица. Смываю очень аккуратно первое плохо покрашенное лицо. При помощи спирта и ватных палочек. Крашу по стандарту перекрывания темного цвета. Сначала алюминиевым металликом, затем белым. Теперь можно и телесным. Получилось нормально с цветом. Вся зелень перекрылась. Но наложил слишком толстый слой краски. Черты лица плохо просматриваются. Умываю солдата ще раз спиртом. По второму разу наношу краску. Получилось гораздо лучше. Очень сильно разбавленным красным провожу по губам, скулам, подбородку и носу, растушевываю переходы. Жидко развожу темно коричневый. Глазницы, крылья носа. Подносом, под подбородком, шею, около ушей. Немного подкрашиваю кончики волос торчащие из под каски. Одни ребята носят черные волосы, другие коричневые. Встал вопрос, белки глаз делать или просто точки черные поставить? Потренируюсь на некондиционном солдатике. Белки глаз сделал белой и маленькие черные точки зрачков. Блин, ужас, зомби с горящими глазами. Смыл. Следующая попытка, рисую глаза серой и черные зрачки. Уже лучше, но взгляд пугает. Смываю. Третий вариант, глаза темно серым, и зрачки более темным серым. Вот, совсем хорошо. Переношу результаты экспериментов на воинов. Вполне нормальный взгляд. Лучше бы глаза рисовать первыми, затем раскрашивать лицо. Перехожу к рукам. Телесным основной тон. Затем темно коричневым подчеркиваю рельеф между пальцами. Раскрашиваю флажок и планшетку в руках. С рельефом и подчеркиваниями . Солдаты готовы.
Перехожу к командиру танкистов. Есть хорошая новость. Лицо у него телесного цвета. Меньше мороки с раскраской. Так, тужурка черная, кожаная. По инструкции беру краску. В этом случай буду действовать наоборот не высветлять, а затемнять рельеф одежды. Ну… для эксперимента, исключу один процесс. Поэтому немного развожу черную серым, делаю светлее. Бодро крашу кожу и заодно сапоги. У меня еще два парня в черном. Иду на риск. Окрашиваю и их комбинезоны и сапоги. Танкошлем в придачу.
Высохли ребята. Развожу темную черную и прохожу по складкам одежды и шлемов, растушевываю переходы. Хорошо ,но не совсем. Развожу совсем черную и прохожу по некоторым местам. Подмышками, между ног, немного по сапогам прошелся. У воротника. И в складках шлемов. Теперь мне нравится. Не удержался и немного высветлил некоторые места сухой кистью. На локтях, коленях, манжеты. Главное вовремя остановиться.
У командира еще и галифе. Подбираю цвет в соответствии с инструкцией. Слегка разбавляю светлым. Процесс с курткой мне понравился. Поэтому действую также. Затем добавляю черного и по складкам. Слегка забыл, на галифе лампасы. Генерал что ли? Смешиваю темно бордовый и осторожно нулевой кисточкой намечаю лампасы. Забыл покрасить ремни портупею и прочие мелочи. Окрашиваю коричневым. И опять приходится затенять черным. Нужно было все разрисовать и все затенять сразу. С картой на планшетке долго возился. Смыл пару раз. Но нарисовал речку, леса. Стрелки направления ударов не получились. Ладно. Очень осторожно раскрашиваю знаки различия на воротнике.
У меня еще парочка ребят в черных комбинезонах. Сразу крашу ремни. Затемняю складки. Немного высветляю колени и локти, плечи. Прошло без проблем. Есть еще один танкист в голубом комбинезоне. Цвет есть в моей палитре. Окрашиваю по проверенному способу. Сначала светлым, затем темным складки. Ремни портупею, кобуру. Не удержался, добавил грязи на коленях, локтях и заднице. И флажки в руке. Бинокль черным, немного потертости от алюминия.
Раскраска лица не вызвала проблем. Технологию отработал на солдатах. Все прошло гораздо легче. Поскольку основной тон был телесный.
Танкисты и пехота полностью окрашены.
Буду марать глиной.
Немного на сапоги у танкистов, они в броневике ехали. И больше на сапогах пехоты. «Сухая кисть» рулит. На людей потратил полностью два дня субботу, воскресенье. Хорошо народу много. Пока крашу одного другие подсыхают. Последним штрихом, крашу очки на шлемах.
Начинаю собирать диораму, расставлять технику и людей.
Позиционирую броневик и закрепляю на земле.
Танкистов буду фиксировать капитально. Приклеивать не получится. Они могут оторваться вместе с краской. Поэтому сверлю в тестовом солдатике отверстие в пятке и вставляю зубочистку. Соединение мне понравилось. Начинаю с командира. Сверлю пятку, вклеиваю кусочек зубочистки. Затем дырявлю крышу броневика и приклеиваю командира (типа генерала) на броневик . Все на циакрине.
Второго танкиста с биноклем и флажками ставлю на башню.
Затем танкиста прыгающего с броневика.
Весь экипаж установлен на местах. Двое на крыше, осматривают местность. Один прыгает, еще один вылезает из люка
Пехотинцев фиксирую на длинных зубочистках, глубоко втыкая её в пенопласт. Заклеиваю на мой любимый титан.
Осталась мелочь, ремни оружия и лямки сидоров. Перепробовал несколько пленок. Тонкий металл. Все не то. Тема зависла на неделю.
Последней надеждой стала крафт бумага. Серая упаковочная. Окрашиваю зеленым акрилом с двух сторон. Режу очень острым скальпелем на полоски с один миллиметр. Получилось хорошо. Гнется отлично, держит форму, не ползет. Приклеивал при помощи циакрина и пинцета. Возился долго.
Завершающий штрих. Немного объединяющей композицию грязи и пыли. Кисточкой по всем местам, сапогам и ходовой части броневика. И совсем чуть пыли по гимнастеркам, плечам и танкистам.
Диорама долго стояла дома. Подарил в музей Поста номер Один у Вечного огня. Есть у нас такой пост.