Здравствуйте уважаемые коллеги «самоделкины» и сочувствующие нам!
У меня ВАЗ 21099 (инжектор). Летом в пробке закипела охлаждающая жидкость в расширительном бачке. Хорошо что с собой была 5-ти литровая бутыль с водой. Доехал не спеша до дома и начал разбираться, что-же произошло? Открутил пробку расширительного бачка обнаружил дефект торцевой части патрубка, на который накручивается пробка (на фото видна волнообразная линия стенки).
Подложил дополнительную резиновую прокладку в надежде, что резинки скомпенсируют дефект, но не тут- то было. Снова жидкость закипела при 3000 об. в мин. Снял бачок и вручную круговыми движениями боковой плоскостью наждачного круга сошлифовал неровности. На наждаке или шлифовальной машине можно испортить бачок.
Для испытания пробки на герметичность потребуется:
- компрессор с манометром, либо ножной (ручной) насос с манометром;
- короткий отрезок от старого резинового шланга от печки или шланга, подсоединяемого к «толстому» штуцеру бачка ;
- пробка от бутылки из-под шампанского;
- шланг подходящего диаметра (чтобы наделся на верхний «тонкий» патрубок бачка);
- хомутики подходящего диаметра;
- ёмкость с водой (чтобы поместился бачок);
- бытовой электрофен для сушки волос (ни в коем случае не промышленный, чтобы не устроить пожар.
Испытание заключается в создании в бачке при плотно завёрнутых пробке и датчике уровня охлаждающей жидкости давления воздуха 1,2 кгс/см² (120 кПа).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: все работы проводим только на холодном двигателе во избежание ожогов
Вариант 1. Испытание без снятия бачка
Подготавливаем бачок для испытаний:
- «тонкий» отводящий шланг вместе со штуцером бачка предварительно подогреваем электрофеном и аккуратно снимаем со штуцера бачка, пережимаем его хомутиком, чтобы жидкость не вытекала. Рекомендую все шланги и штуцеры подогревать электрофеном, т.к на холодную можно сломать штуцер;
- на «тонкий» штуцер бачка надеваем подходящий кусок шланга и обжимаем его хомутиком, а другой конец шланга соединяем с компрессором или насосом. В моём случае я легко соединил шланг при помощи прилагаемого к компрессору соединителя подходящего диаметра, предварительно открутив от пистолета резиновый штатный шланг для накачки шин.
- плавно поднимаем давление воздуха и контролируем герметичность пробки. Если пробка исправна, то выпускной клапан пробки должен открыться при давлении воздуха 1,1 кгс/см² (110 кПа);
- выдерживаем несколько минут систему охлаждения двигателя под давлением при не нажатом курке пистолета компрессора. Воспользовавшись случаем выгоняем воздух их системы для чего откручиваем хомутик на шланге, подводящем жидкость к дроссельной заслонке (верхняя точка в системе охлаждения). Осторожно начинаем снимать шланг и при появлении жидкости ставим всё на место.
Недостаток этого варианта – трудно увидеть неровности стенки штуцера бачка и устранить их.
Вариант 2. Испытание со снятием бачка
Подготавливаем бачок для испытаний:
- «тонкий» отводящий шланг вместе со штуцером предварительно подогреваем электрофеном и аккуратно снимаем со штуцера бачка, пережимаем его хомутиком, чтобы жидкость не вытекала. Рекомендую все шланги и штуцеры подогревать электрофеном, т.к на холодную можно сломать штуцер;
- грушей от спринцовки, с надетым на её носик коротеньким шлангом, отсасываем жидкость до самого дна бачка;
- «толстый» отводящий шланг вместе со штуцером предварительно подогреваем электрофеном, аккуратно снимаем со штуцера бачка и затыкаем шланг пробкой;
- снимаем бачок;
- надеваем на «толстый» штуцер кусок подходящего шланга, закрепляем его хомутиком на штуцере, а на другом конце вставленную пробку тоже обжимаем хомутиком;
- если откручивали датчик уровня жидкости, то устанавливаем его на место, плотно затянув гайку;
- на «тонкий» штуцер бачка надеваем подходящий кусок шланга и обжимаем его хомутиком, а другой конец шланга соединяем с компрессором или насосом. В моём случае я легко соединил шланг при помощи прилагаемого к компрессору соединителя подходящего диаметра, предварительно открутив от пистолета резиновый штатный шланг для накачки шин;
- если пробка исправна, то выпускной клапан пробки должен открыться при давлении воздуха 1,1 кгс/см² (110 кПа). Плавно поднимаем давление воздуха и контролируем по отсутствию пузырьков воздуха в ёмкости с водой герметичность пробки, а заодно и бачка. В моём случае пробка стала пропускать воздух практически с нулевого давления. Когда разобрал пробку то не обнаружил никаких дефектов за исключением сильно деформированной резиновой прокладки. Купил новую пробку и установил на бачок. Клапан пробки начал открываться при давлении воздуха 1,1 кГ/см².;
- выдерживаем несколько минут систему охлаждения двигателя под давлением при не нажатом курке пистолета компрессора. Воспользовавшись случаем выгоняем воздух их системы для чего откручиваем хомутик на шланге, подводящем жидкость к дроссельной заслонке (верхняя точка в системе охлаждения). Осторожно начинаем снимать шланг и при появлении жидкости ставим всё на место.
Назначение выпускного клапана пробки - создать избыточное давление в системе охлаждения двигателя для увеличения температуры кипения охлаждающей жидкости. В случае не герметичности пробки или бачка жидкость закипит раньше чем это предусмотрено конструкцией двигателя, что может привести к серьёзной поломке двигателя автомобиля. Более наглядно см. видео: