
Приведение пространства вокруг себя в сколь ни будь заметный порядок, дело благородное и даже, где то героическое – все потуги такого сорта, практически, приносят желаемый результат на весьма короткое время, затем все снова расползается, стремясь к первородному хаосу. Тем не менее, мы периодически беремся за этот сизифов труд и авгиевы конюшни.
Закон Чизхолма
Все, что может испортиться — портится.
Следствие:
Все, что не может испортиться — портится тоже.
Второй закон термодинамики Эверитта
Неразбериха в обществе постоянно возрастает. Только очень упорным трудом можно ее несколько уменьшить. Однако сама эта попытка приведет к росту совокупной неразберихи.
Из разряда структуризации и упорядочивания - и задача хранения и организации рабочего места. Говоря вообще, хранение – область бытия ничуть не менее достойная, чем производство, изготовление. В самом деле – «заархивировать» не нужные, вот-прямо-сейчас предметы до минимального объема, учитывая их специфику – задача не из простых. Оборудование рабочего места для сидячих мелких работ, в этом смысле, вплотную примыкает к эргономике – прикладной науке об удобстве и комфорте, в первую очередь при работе.
Организовывая такое место для некрупных витражных работ, столкнулся с необходимостью удобного хранения мелкого, часто необходимого инструмента. Конечно, есть ящички и коробки, наконец, жестяные банки или стаканчики из которых торчит всякая всячина, на манер икебаны, но – для всего этого требуется драгоценная горизонтальная поверхность, которая не резиновая и ее всегда мало. Опять же, много всего мелкого в одной коробке – приходится копаться и выуживать нужное, стряхивать зацепившееся, часто одной рукой, словом, логично перенести хранение части инструментов в другую координату – на вертикальную плоскость.
Решение известное, в простейшем варианте, выглядит как гвоздик на стенке, на котором мирно покоятся, скажем плоскогубцы. Между двумя, вбитыми рядом гвоздиками, уже можно вставить отвертку или повесить молоток. Как развитие идеи – некое групповое вертикальное место хранение в виде закрепленной неплотно к стене дощечке или брусочка или тот же брусочек с насверленными отверстиями.
Распространение пластиковых труб для бытовых коммуникаций, дает прекрасный материал для такого рода «касс», напоминающих флейту Пана. Ассортимент типов труб и их возможных диаметров значителен, вполне можно подобрать нужное. Пожалуй, лучше всего подходят полиэтиленовые трубы – материал хорошо обрабатывается, как ручным, так и механизированным способом, мягче основных металлов – хранимое не царапается, достаточно вязкий – не склонен к раскалыванию при обработке и случайных ударах при эксплуатации, в том числе и при низких температурах. Опять же – дёшев и доступен.

Пан играет на одноименной флейте, средневековая гравюра.
Что потребовалось для изготовления.
Инструменты, оборудование.
Очень удобно, для прямой и угловой резки труб использовать торцевую «маятниковую» пилу, но подойдет и стусло с мелкозубой пилой. Опять же, для сверления лучше использовать сверлильный станок, но подойдет и ручная дрель, шуруповерт, с набором сверл. Непременно понадобится разметочный инструмент – угольник, рулетка, карандашик, спиртовой фломастер.
Материалы.
Собственно, сама заготовка – пластиковая труба подходящего диаметра, да короткие саморезы.
Приступим.
Определяемся с длиной ячейки – слишком длинной, делать ее не стоит, разве только, для какого-то особенного инструмента. Для ходовых железок, удобным, следует признать длину 120…150 мм.
Определяемся с количеством ячеек. Это, прежде всего, зависит от наличия свободного места на стене. Удобное расстояние между осями ячеек, получалось около 50 мм. Для применения – «много мелочи в один кармашек», когда инструмент сидит в ячейке как мальчишка на заборе, полезший тырить яблоки – буквально, одна нога «там», другая «здесь» (пинцеты, небольшие кусачки, утконосы и прочее подобное), расстояние между ячейками лучше несколько увеличить.
Разметку черным спиртовым фломастером, на трубе, паче чаяний, хорошо видно.
Конечно, рез выполненный механизировано – торцевой пилой, ровен и красив, кроме того, что процесс этот быстр и не трудоемок. Однако, хороший музыкант, как известно, и на одной струне сыграет. Опять же – штучная ручная работа.



Нарезав нужное количество ровных заготовок, приступаем к организации возможности их крепления. Тут варианта два – скос, оголяющий немного задней стенки, с тем, чтобы вкрутить в нее саморез или проем в передней стенке, такой величины, чтобы сквозь него прошел шуруп вместе со шляпкой. Вариант первый, со скосом, прост и удобен, второй, позволяет оставить ровный край трубки.

Итак – нижний край крепим через скос, верхний через отверстие.
Рез под углом 45° делаем на той же пиле (том же стусле). На оголенной части задней стенки, сверлим отверстие для самореза, отступив от края 15…20 мм и собственно, нижняя точка крепления готова.

Для верхней точки, сверлом для самореза, сверлим трубу насквозь. При сверлении ручным инструментом, второе, нижнее отверстие, скорее всего, будет смещено, его лучше разметить и сверлить отдельно, с другой стороны заготовки. Также, следует помнить, что штуковины такого рода – много-одинаковых-элементов, выглядят аккуратно, только когда элементы однотипны. Нижнее отверстие с черной шляпкой самореза, будет практически незаметно, а вот верхняя «дырка» обращает на себя внимание – их разметка и сверление должны быть совершенно одинаковы.


Верхнее отверстие, рассверливаем для прохода шляпки короткого самореза. Для ходовых, черных «гипсокартонных» шурупов, его, отверстия, диаметр 9 мм.
Ну и на сладкое – зенковка внутренних отверстий. Ее можно делать этим же сверлом ø9 мм, и лучше ручным инструментом. Шуруповерт, вполне удобен. При зенковке на сверлильном станке, место сверления видно хуже, приложенное усилие ощущается меньше – при нашей тонкой стенке заготовки и мягкости материала, велик шанс просверлить насквозь. При зенковке, не стоит держать заготовку в руках – лучше опереть ее, при этом шансы сверления насквозь также уменьшаются. Зенковка, вообще говоря, может быть и опущена, но практика показывает, что помещаемый в ячейку инструмент, порой цепляется за торчащие края шляпок, совсем плохо, если это нежные лезвия резцов или стамесок по дереву.


Осталось только разметить места креплений на деревяшке и установить элементы. Разметка так же должна быть тщательной, однообразной. Да, в верхнее установочное отверстие не помещаются разного рода адаптеры и отвертки со сменными наконечниками – следует позаботиться либо о достаточно длинном наконечнике, либо об обычной, хрестоматийной отвертке.


Выводы, варианты применения, развитие идеи.
Способ хранения весьма удобен, изящно выглядит, дешев и не трудоемок в изготовлении. При хранении режущего инструмента, такого например, как токарные резцы, пластиковые ячейки можно сделать длиннее, тогда, спрятанные лезвия исключают риск случайного пореза. Кроме помянутых инструментов, такая флейта Пана вполне может применяться для удобного хранения всякой длинной мелочи – ручки-карандаши-кисти, средние и крупные сверла и так далее. Для этого, придется снабдить «флейту» общим условным дном (вариант Б). При этом, не стоит закрывать трубчатые элементы наглухо – открытая щель внизу поможет удалить мусор, будет виден короткий предмет, как патрон в автоматном магазине.

Инструменты можно защитить от пыли или капель воды сверху (IP31) и падающих под углом 15° от вертикали (IP32) при уличной установке. Для этого придется снабдить хранилище, этаким, откидным пологом (вариант В), для пыли будет достаточно плотной ткани, брезента, на улице, можно использовать тонкий линолеум, тонкий резиновый лист.
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.