Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Звук и акустика » Marshall Guv'nor - хороший полупроводниковый перегруз для электрогитары

    Marshall Guv'nor - хороший полупроводниковый перегруз для электрогитары


    В этой статье предлагаю Вам рассмотреть изготовление гитарной педали Marshall Guvnor - по моему мнению одному из лучших транзисторных перегрузов от этой фирмы. Схема эффекта очень проста, не имеет редковстречающихся деталей и при правильной сборке не требует никаких настроек. Схема имеет широкий диапазон регулировки — от совершенно чистого до довольно плотного дисторшна, а так же полноценный трехполосный темброблок, так что она будет хорошим выбором для стандартного перегруза в самодельный комбик.

    Guv'nor был первой гитарной педалью, разработанной фирмой Marshall, выпущенной в 1988 году и производившейся в течение 4 лет. Этот эффект искажения имитирует классический ламповый звук Marshall. Более поздние модели Guv'nor MK2 имели другую схему и производились в другом корпусе, но большинство людей предпочитают звучание оригинальной, снятой с производства, модели. К стати, слово "Guv'nor" с английского переводится как "папаша", "начальник/шеф" и в устаревшем значении — предок. Какой смысл вкладывали в название неймеры (неймеры — люди, которые придумывают товарам название) компании я не знаю.

    Схему Guvnor условно можно разделить на 5 блоков: входной каскад, каскад ограничения, темброблок, выходной каскад и источник питания:



    Схема Guv'nor проста, но отлично настроена: один сдвоенный операционный усилитель усиливает сигнал, на этапе ограничения 2 диода обрезают его. Этот усиленный и обрезанный сигнал проходит через темброблок, и, наконец, выходной каскад регулирует уровень громкости.

    Питание ОУ в схеме реализовано очень просто, обычным делителем "симулируется" двуполярное питание. Сейчас такая схема в педалях стала, можно сказать, классической.


    Входной каскад — это операционный усилитель TL072 включенный по схеме неинвертирующего усилителя, усиление которого регулируется потенциометром 100K:


    В следующем блоке используется второй операционный усилитель TL072 (включенный по схеме инвертирующего усилителя) для увеличения усиления по напряжению еще больше после входного каскада. Два встречно-параллельно соединенных диода (D1 и D2), подключенные к земле, используются для ограничения сигнала гитары. Ограничение сигнала этого типа (часто используемое в других перегрузах) использует эффект клиппинга, что и создает искажение.


    Стоит заметить, что разные диоды по-разному ограничивают сигнал. На практике сигнал срезается не идеально ровно (что и хорошо) а имеет некоторое скругление на краях среза. Наибольшее скругление получается при ограничении сигнала в ламповом усилителе, к чему и стремиться (хотя, скорее стремились) разработчики транзисторных схем. Из диодов наиболее "мягко", как ни странно, ограничивают красные светодиоды, что и использовано в этой схеме. Возможно именно поэтому это единственная транзисторная педаль фирмы Marshall которая мне нравятся. Вообще стоит сказать, что "крутизна" фирмы Marshall в наши дни сильно преувеличена. Она набила себе имя старыми ламповыми усилителями и транзисторными педалями ранних годов разработки (которые действительно были хороши), сейчас же, в преобладающем большинстве, данная фирма выпускает дешевый ширпотреб. А иногда дорогой. Хотя это субъективная оценка, возможно это дело вкуса. Так или иначе звучание этой педали мне нравиться куда больше встроенной в мой, маршаловский же, комбик (несмотря на то, что в нем ограничение тоже на светодиодах). Но вернемся к нашим баранам.

    В отличие от многих других педалей искажения / перегруза, Guvnor имеет независимое управление для низких, средних и высоких частот:


    Схема представляет собой вариацию так называемого за бугром FMV темброблока. FMV - это сокращение от Fender, Marshall и Vox. У всех этих компаний есть бесчисленное множество вариаций схем, одна из них и используется в Marshall Guvnor.

    Выходной каскад представляет собой пассивный регулятор громкости. Он также содержит один последний фильтр нижних частот (R11 и C13) и разъем LOOP. Насколько я понял из описания оригинальной педали разъем LOOP используется для подключения к педали ещё одной внешней при помощи специального кабеля. Этот разъем добавлялся в оригинальной (первой) педали, по этому присутствует на схеме. Я его не ставил.


    Схема изготовлена как всегда — ЛУТ, термоперенос, перекись. Фотографировать не стал, показывал это уже много раз. Печатную плату найдете в архиве в конце статьи. Однако должен сказать пару слов о печатной плате. Моя плата немного переделана, на оригинальной некоторые пятачки расположены слишком близко, я их отодвинул, а так же разорвал замкнутую в кольцо землю. К сожалению мой файл утерян, я делал плату по старой распечатке, но т.к. эта статья с этой платой — то добавлю в архив её. Тут советую или сделать то же, что и я, или можете подобрать другую печатку в этой теме.

    Начальный этап сборки.


    Все конденсаторы, кроме пикофарадных, пленка, если есть возможность можно использовать танталовые. Для микросхемы установлена панелька, операционный усилитель, как всегда, советую брать малошумящий - NE5532 или JRC4558, но за неимением, как в моем случае, можно использовать ширпотребный TL062/072/082 (хотя он и стоит в оригинальной схеме, но улучшить никогда не плохо). Запаянная печатная плата.



    А вот пример того, как обычно используется гофрированный картон в самоделках здорового самодельщика.


    Так распаивать значительно удобнее. Как видите потенциометры взял советские. Одного резистора на 10К не оказалось. Выход простой - к крайним выводам потенциометра на 100К напаян резистор на 11К. В общем то плата собрана. К стати, схема получилась очень малошумящая, даже без корпуса на максимальном гейне практически отсутствует пятидесятигерцовый фон, а у перегрузов это обычно больное место. Хотя это не моя заслуга, а разработчиков. Многие отмечают "тишину" этой педали. Но перейдём к корпусу.

    Корпус


    Изготовлен он вручную из какой-то железяки, найденной на помойке, в ней я сразу увидел очертания корпуса для примочки. Верхней стенки не было, она изготовлена из куска пластика и вклеена на эпоксидную смолу. Корпус покрашен так же, как в этой статье.




    Внутри корпус экранирован алюминиевым скотчем.



    Имейте в виду, что просто наклеивание скотча внахлест никак не обеспечивает контакт между полосами, так как клеящий слой является диэлектриком. Поэтому на стыках в одном месте нужно прихватить полосы капелькой припоя. Только потренируйтесь сначала, из трех имеющихся у меня флюсов по алюминию реально его паяет только один. Остатки флюса, разумеется, нужно смыть.



    Шильдик напечатан на фотобумаге и заламинирован. Нарисован он был в программе FrontPanelDesigner. К стати, в качестве бонуса в конце статьи в архиве с печатной платой найдёте так же шрифт Amplify_PersonalUseOnly. Как думаю понятно из названия — шрифт разрешено использовать только для собственного применения.






    Нижняя крышка вырезана из вспененного ПВХ. Изнутри заклеена тем же алюминиевым скотчем, а поверх заизолирована.



    Снаружи заморачиваться не стал, покрасил маркером и наклеил кусок коврика от мышки.




    Кнопка самодельная, её изготовление я описывал тут. Должен сказать пару слов о байпасе. Как видите, кнопка использована двухрядная. Тут реализована своеобразная схема байпаса, так сказать "полубайпас". Фишка в том, что при отключении эффекта выход первого каскада притягивается к земле, исключая влияние схемы на сигнал. Такая схема допускается, если в цепочке примочек таких педалей одна - две, ощутимой разницы в звуке вы не услышите. Однако все педали делать с таким байпасом не стоит, лучше использовать предложенный в вышеупомянутой статье "миллениум" байпас или 3PDT переключатель.



    К стати обратите внимание. В отличие от общепринятой полярности разъёма 5,5х2,1 плюс находится снаружи, а не внутри. Это обычная практика для всех педалей, т.к. гнездо имеет разрыв при подключении штекера только по внешнему контакту, он используется для разрыва питания от батареи. По этой причине гнездо должно быть изолировано от корпуса. И хоть я не предусматривал использование батареи, сделал всё равно такую полярность, что бы не путаться с блоками питания и питать примочку теми же блоками, что и другие педали.


    Ну и всё в сборе. Как видите — без ручек. Ручки на самом деле есть, советские же ручки для советских же резисторов. Однако на конечном этапе сборки выяснилось, что налазят они очень туго, хоть молотком набивай, хотя под этот диаметр. Так что или растачивать, или подбирать другие, этим займусь позже, устройство работает, разумеется, и без них.







    Видео работы можно посмотреть тут. Гитару за долгие годы взял в руки недавно, так что прошу за исполнение тапками не бросаться, а оценивать звук примочки.



    Скачать архив с платой и шрифтом можно тут: marshall_guvnor.rar [41.35 Kb] (скачиваний: 239)

    Ну а на этом всё и всем удачи в творчестве!
    Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

    Сустейнер - электромагнитный драйвер для электрогитары

    Дилей - эффект задержки звука для электромузыкальных инструментов

    9.7
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    9.7
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    10
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    Итоговая оценка: 9.78 из 10 (голосов: 6 / История оценок)

    Добавить комментарий

    61 комментарий
    Korolev #46545
    feonor12,
    Хрен пойми как это понимать...
    Номинальное среднее звуковое давление, это давление, создаваемое АС на расстоянии 1 м на оси АС, равное 94 дБ, или 1 Па, учитывая, что за 0 дБ принято давление 2*10 (не знаю как написать в "- 5 степени"). smile
    Korolev #46544
    LeoBrynn,
    Щас Королев и Похмельев подтянутся. Ох и срач будет
    Какой такой срач? feonor12 поставил конкретный вопрос: "А что такое рабочая мощность?" И всё встанет на свои места, если мы не будем смешивать в одну кучу механические и акустические параметры, но будем понимать степень их взаимосвязи. И будем понимать разницу между динамической головкой и акустической системой. ГОСТ 16122-87:
    Рабочая мощность: Электрическая мощность, подводимая к громкоговорителю, соответствующая номинальному среднему звуковому давлению
    А нормы прописаны в ГОСТ 23262-88!
    ino53 #46543
    Цитата: feonor12
    Рабочая мощность - электрическая мощность, подводимая к громкоговорителю, соответствующая номинальному среднему звуковому давлению.
    Хрен пойми как это понимать...

    А что тут понимать, ведь номинальное среднее звуковое давление - это звуковое давление, получающееся при подведении к громкоговорителю рабочей (или номинальной?) мощности xaxa
    LeoBrynn #46542
    feonor12, Щас Королев и Похмельев подтянутся. Ох и срач будет dance2

    А Валера всех добьет. xaxa
    Заходите на мой телеграм-канал Инструментарий - подборки лучших инструментов!
    feonor12 #46541 Автор
    Цитата: LeoBrynn
    при паспортной 100 часов? Кафно это а не динамик.

    Паспортная мощность по ГОСТу 78 года определяется как наибольшая электрическая мощность, при которой громкоговоритель может длительное время удовлетворительно работать на реальном звуковом сигнале без тепловых и механических повреждений. Ее измеряют при подведении к громкоговорителю в течение 100 ч взвешенного корректирующей цепью сигнала стационарного розового шума.

    100 часов - это условия проверки, а не хар-ка динамика. А в твоей статье про рабочую мощность тоже не написано....
    Надыбал какой-то гост, в нём такое определение:
    Рабочая мощность - электрическая мощность, подводимая к громкоговорителю, соответствующая номинальному среднему звуковому давлению.

    Хрен пойми как это понимать...
    LeoBrynn #46540
    feonor12, при паспортной 100 часов? Кафно это а не динамик.

    feonor12, Вот, неплохая статейка.
    Заходите на мой телеграм-канал Инструментарий - подборки лучших инструментов!
    feonor12 #46539 Автор
    Ребят, подскажите. Вот смотрю хар-ки динамика. К примеру.

    Рабочая мощность: 0,8 Вт
    Номинальная мощность: 4 Вт
    Паспортная мощность: 8 Вт


    Номинальная понятно, мощность, при которой динамик не вносит в звук искажений.
    Паспортная - мощность, при которой динамик может проработать долгое время (100 ч как пишут) без необратимых физических повреждений.
    А что такое рабочая мощность? Ищу, нигде не пишут про неё.
    feonor12 #46536 Автор
    LeoBrynn,
    Когда я вижу такие гитары, единственное что мне приходит в голову - какие же маленькие у этих ребят МПХ! ))
    А если серьезно, то смотрю их иногда в переводе от Ваганыча.
    А вот лопата полный плагиат у Красной плесени!)
    LeoBrynn #46529
    Ладно. Как Вам ... лопата?


    Гык. Кхе... Весло говорите.. нате, унесите....
    Заходите на мой телеграм-канал Инструментарий - подборки лучших инструментов!
    ino53 #46523
    Кто как обедает на работе...

    feonor12 #46514 Автор
    Korolev,
    Водку пить не люблю, но лучшего применения этому напитку пока не могу найти...

    Реально до слёз xaxa xaxa xaxa
    Korolev #46512
    feonor12,
    И если б водку гнать не из опилок
    Водку пить не люблю, но лучшего применения этому напитку пока не могу найти... ))))
    drinks
    Korolev #46508
    LeoBrynn,
    Ща на своем весле пугать буду соседей
    Надо для начала портвешком загрузиться! drinks
    feonor12 #46505 Автор
    Цитата: Валерий
    Видать, что-то там не так с наливкой этой....

    Видать, ибо не так много её выпили (не по семь бутылок =) )
    Ну как Высоцкий пел:
    И если б водку гнать не из опилок,
    То чё б нам было с трёх... с четырёх... с пяти бутылок!
    ino53 #46501
    Была такая зараза "Солнцедар", после него стакан отмыть было проблема, а что в желудках творилось - неизвестно :-)
    Валерий #46500
    Цитата: feonor12
    но у тебя спалена вся слизистая оболочка, ротовой полости, гортани и желудка".

    Видать, что-то там не так с наливкой этой....
    У меня просто сильное алкогольное отравление было - портвешок то хороший, да пять литров в одно рыло за раз....))))
    Але нови ностра алис!
    feonor12 #46497 Автор
    Валерий,
    Была у меня похожая история с фломастером (наливка "Слива", фломастером называли потому, что потом весь язык фиолетовый smile ). Сорвал я тогда желудок конкретно, к врачу дополз на следующий день, говорит "не знаю что ты делал, но у тебя спалена вся слизистая оболочка, ротовой полости, гортани и желудка". Ну врачу врать занятие глупое, рассказал всё как есть (хотя могли быть проблемы из-за этого, но врач не сдал). Навыписывал мне лекарств, 2 недели пюрешками и бульоном питался. С тех пор от одного вида бутылки Сливы воротит)
    Валерий #46495
    Цитата: R555
    У амеров ваще клиника насчёт числа 13. Ну пятница 13,

    Счастливое для меня. Вытягивал на экзаменах трижды 13-й (самый лёгкий))))) билет! Дочка родилась в пятницу,13-го.))))
    Цитата: feonor12
    Знаете, я с некоторых пор тоже это число недолюбливаю

    Ох-х-х.... И у меня тоже по поводу сего портвешка воспоминание есть.))) В молодости (конец 80-х) проспорил человеку о чём-то.... Или наоборот, выиграл... Это не помню, да и не суть важно... Спорили то всегда "на ящик кавы"... Вот кто-то из нас (проигравший) и выставил ящик 777-го. Ну, и, как водится, выигравший тут-же предложил сесть и выпить. Третьим позвали "секунданта" - того, кто "перебивал"... Дело было летом... Сели на травке за автобусной остановкой... Красотища... Разговоры душевные (про мотоциклы, про баб, про как кто кого отп***л, "за жисть"....)
    Да так все двадцать бутылок и уговорили... Без закуси (яблоки только были)....Двое (и я в том числе) очнулись в местной больнице с отравлением... Несвежий, видать, портвешок попалси...))))))... Третий, видать сачковал - вот нам поболе и досталось)))... Хотя...., если и по 7 бутылок "взрослых" - тоже, ведь, многовато....
    Але нови ностра алис!
    feonor12 #46493 Автор
    LeoBrynn,
    Спасибо drinks
    Спрашивал уже) Я через комп не играю на гитаре и не пишусь. Но когда-то писал семплы в ФЛ-ке, ставил ASIO4ALL. Это ж по сути просто звуковой драйвер. В общем применяю по мере надобности)
    LeoBrynn #46490
    Жень, отлично. drinks
    Ща на своем весле пугать буду соседей.

    feonor12,
    Кстате.. ASIO применяешь?
    Заходите на мой телеграм-канал Инструментарий - подборки лучших инструментов!
    feonor12 #46484 Автор
    Цитата: Pronin
    на 50% - 27ком
    на 90% - 16ком
    на 100% - 9ком
    А, ну значит так коряво и работает. Найду другой заменю.
    Цитата: R555
    Три семёрки плохое число у японцев считается
    Знаете, я с некоторых пор тоже это число недолюбливаю xaxa

    Цитата: ino53
    Хотя в таких вещах решение на слух принимается

    Дело в том, что я такой финт уже удачно проворачивал. Но да, тут от случая и схемы зависит видимо. Возьму другой на 100К, напаяю и померяю ради интереса.
    Цитата: R555
    У амеров ваще клиника насчёт числа 13

    А у южных корейцев число 4. У них оно ассоциируется со смертью и вместо него в лифтах буква F (ну типа англ. four). Но вообще нет, не увлеваюсь я нумерологией. Зашел в профиль, заметил и так, в шутку написал)
    ino53 #46481
    Цитата: feonor12
    на переменный линейный резистор 100К напаял постоянный резистор на 10К (к крайним выводам),

    Поставь регулятор в среднее положение и померяй от среднего вывода к крайним, будет не 5к. Регулировать то он будет, но как с плавностью регулировки... Pronin правильно говорит:
    Цитата: Pronin
    Этто не по Фэншую
    Хотя в таких вещах решение на слух принимается smile
    R555 #46479
    feonor12,
    Хех, это мой 777 коммент)
    Смарю ты нумерологией интересуешься, как и я. Три семёрки плохое число у японцев считается. А у нас х..плохое число 666. У амеров ваще клиника насчёт числа 13. Ну пятница 13, тринадцатый этаж не нумеруют, номер 13 в гостиничных номерах и на домах не ставят...

    П.С. Признаюсь честно. Я, вроде бы, человек современный, но в приметы и числа верю. Мне пофиг, что чёрный кот дорогу перейдёт. Ещё и поглажу его, покормлю, если есть что-нибудь подходящее с собой. А многие после этого маршрут меняют. Но вот паяльник не выключаю до того, как схема не заработает должным образом. fool Идиотизм, конечно, но проверено мильон раз.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    R555 #46478
    feonor12,
    Но это не точно, как я писал в статье одного на 10 К я не нашел и взял на 100К и зашунтировал крайние лапы резистором, как написано в статье на 11к, но это так надо, на деле ни на 11 ни на 12 я не нашел, а из жмени на 10 К все были на 9,5-9,7. По этому его сопротивление вышло ниже (это как раз басовый), возможно в этом причина.
    Что-то я не догнал (может потому, что недавно проснулся) xaxa Надо будет вникнуть, какая характеристика получилась у твоего составного резистора.

    П. С. Раньше навалом было советских переменников с отводами (ну для тонкомпенсации при регулировке громкости). А сейчас попробуй, найди их. На днях разбирал старые платы, попалась от какого-то музыкального центра древнего (импортного). На ней стоят подобные похожие с ручками. Сразу отложил эту плату в контейнер для ценного.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    Pronin #46476
    Цитата: feonor12
    ,
    Я на переменный линейный резистор 100К напаял постоянный резистор на 10К (к крайним выводам), тем самым, по моей логике, должен выйти переменный резистор на примерно 9К. Ну не по логике, я замерял, так и вышло. На 10К переменники закончились.

    Этто не по Фэншую. Тем более на переменке...
    При повороте Rvar на 10% - суммарная буит 9ком
    на 50% - 27ком
    на 90% - 16ком
    на 100% - 9ком
    feonor12 #46475 Автор
    ino53,
    Не, Вы не поняли. Я на переменный линейный резистор 100К напаял постоянный резистор на 10К (к крайним выводам), тем самым, по моей логике, должен выйти переменный резистор на примерно 9К. Ну не по логике, я замерял, так и вышло. На 10К переменники закончились.

    Хех, это мой 777 коммент)
    ino53 #46474
    Цитата: feonor12
    по советской маркировке А линейная
    Ага.

    Цитата: feonor12
    на 10 К я не нашел и взял на 100К и зашунтировал крайние лапы резистором

    Ох, не знаю, слишком большая разница, в 10 раз, а вот
    Цитата: feonor12
    из жмени на 10 К все были на 9,5-9,7.
    здесь разница меньше 10%, просто на проводах прицепить попробовать недолго.
    feonor12 #46472 Автор
    А, я схему сборки забыл добавить...Нет, нету перемычки.


    Цитата: ino53
    х-ка непонятная

    Вообще по оригинальной схеме все поты линейные, хотя тут на картинке гейн и уровень указаны лог. Я ставил все линейные (по советской маркировке А линейная же, верно?) и гейн и уровень регулируется очень хорошо. А вот Бас почему-то не очень, возможно на его место стоит поставить логарифм. Но это не точно, как я писал в статье одного на 10 К я не нашел и взял на 100К и зашунтировал крайние лапы резистором, как написано в статье на 11к, но это так надо, на деле ни на 11 ни на 12 я не нашел, а из жмени на 10 К все были на 9,5-9,7. По этому его сопротивление вышло ниже (это как раз басовый), возможно в этом причина.
    ino53 #46471
    Блин, слетел у меня Sprint-Layout, не могу плату посмотреть... А чего посмотреть хотел - на схеме входного каскада точно нет соединения 1й ноги с выходом? Может, на переменнике перемыка. В этом варианте регулировочная х-ка непонятная, хотя может так и задумано...
    feonor12 #46458 Автор
    R555,
    До вахи тоже доберусь, чертежи механики уже нашел)

    Привет, Гость!


    Зарегистрируйтесь

    Или войдите на сайт, если уже зарегистрированы...

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Последние комментарии

    Все комментарии