Ничего не найдено :(
    В гостях у Самоделкина! » Электроника » Прибор для проверки катушек индуктивности

    Прибор для проверки катушек индуктивности

    Всем доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию свой вариант изготовления довольно распространённой (судя по ее повторению и описаниям в интернете) и простой конструкции устройства для проверки обмоток трансформаторов, дросселей, электродвигателей, реле и других катушек индуктивностью от 200 мкГн до 2 Гн. Схема и подробное описание принципа ее работы были опубликованы в журнале «Радио» №7 за 1990г., стр. 68-69, автор И. Паздников.




    Идея была собрать данное устройство из имевшихся после разборки разного электронного хлама деталей. Сделать приборчик относительно компактным и удобным в эксплуатации. Для возможности быстрого повторения конструкции, в качестве корпуса использовать дешёвое стандартное изделие из магазина.

    Данным приборчиком можно определять целостность или разрыв обмоток, межвитковые замыкания катушек, исправность p-n переходов кремниевых полупроводников.


    В данной конструкции использовано:
    - Коробка соединительная 75х75х30мм «HEGEL».
    - Монтажный провод.
    - Фольгированный стеклотекстолит 68х68мм.
    - Винты М3.
    - Стойки для плат 10мм.
    - Радиодетали согласно схеме.

    Из инструментов использовалось:
    - Дрель.
    - Паяльник.
    - Термо-клеевой пистолет.
    - Отвертка, кусачки и т.д.

    В схеме И. Паздникова некоторые детали были заменены на имевшиеся у меня в наличии. Добавлен резистор плавной подстройки. С целью экономии батареи лампочка заменена на светодиод. Для удобства проверки и настройки выведены дополнительные контакты на питание. Которые при необходимости можно вывести на разъем, для подключения сетевого адаптера (если отсутствует батарейка).


    Принципиальная схема устройства, согласно использованных деталей.



    Печатная плата изготовлена под корпус соединительной коробки, из стеклотекстолита 68х68мм. Сверловка под ножки транзисторов сделана симметричной, что позволяет беспроблемно устанавливать транзисторы как в корпусах КТ-13 так и ТО-92 (КТ-26). Светодиод установлен на пластиковой опоре. Разводка платы представлена со стороны радиодеталей.




    Прибор для проверки катушек индуктивности


    На нижней части корпуса соединительной коробки установлены монтажные стойки. В верхней части вырезаны соответствующие отверстия (по трафарету печатной платы). Заводские крепежные отверстия залиты термоклеем.





    Для защиты от пыли и мусора на бегунок переключателя наклеена «юбка», вырезанная из тонкого пластика.



    Для удобства сборки конструкции переменные резисторы подключаются с помощью разъема. Для возможности простой замены, провода щупов подсоединяются через клемник.





    Шкалы регулировки рассчитаны на импортные переменные резисторы с углом поворота вала 300 градусов.



    Для щупов использован разноцветный монтажный провод, длинной около 30см и зажимы типа «крокодил».



    Получившийся приборчик испытывался на имевшихся в наличии трансформаторах, диодах, транзисторах, дросселях, статорах и якоре электродвигателя. Для простоты использованной схемы он показал довольно неплохой результат.



    Описание результатов проведенных испытаний данной «игрушки».

    «Крокодилы» разомкнуты – светодиод не горит, вне зависимости от положения регуляторов.
    «Крокодилы» замкнуты – светодиод постоянно горит, вне зависимости от положения регуляторов.

    При подключении к обмотке статора подбирается положение регуляторов самое близкое к переходу от постоянного горения светодиода к началу его мигания (начало запуска генерации). При замыкании дополнительного витка на статоре, светодиод постоянно горит, показывая межвитковое замыкание (срыв генерации). При сильном уменьшении сопротивления R1 мигание светодиода может возобновляться, но с меньшей частотой.




    Поэтому удобно сравнивать состояние обмоток между собой или по образцу при одинаковом положении регуляторов.




    При проверке якоря щупы подключались непосредственно к щеткам коллектора. Далее выставляется режим начала мигания светодиода. Якорь проворачивается на полный оборот. Если мигание светодиода стабильно во всех положениях коллектора - то якорь, скорее всего живой. При замыкании даже соседних ламелей коллектора между собой светодиод начинает постоянно гореть, показывая замыкание. Реально убитых якорей у меня под рукой не было. Так, что результат, скорее всего весьма вероятный. Что связано с особенностями обмотки якоря.




    При проверке трансформаторов прибор подключался к наиболее высоковольтной обмотке. Далее действия как при проверке статоров. При замыкании какой либо обмотки прибор показывает КЗ - светодиод горит постоянно. Аналогично проверялись и дросселя.


    При проверке p-n переходов (+ к аноду – к катоду) индикатор показывает следующее:
    - Светодиод горит вне зависимости от положения регуляторов: p-n переход пробит.
    - Светодиод не горит вне зависимости от положения регуляторов: p-n переход перегорел.
    - Светодиод мигает - p-n переход рабочий.



    Если возникнет необходимость проверки часто попадающихся изделий, то благодаря удачно получившимся шкалам регуляторов можно будет составить удобную шпаргалку в виде таблицы. Отпадает необходимость иметь под рукой сравнительный образец. В общем, для использования в домашних условиях данный приборчик может оказаться достаточно полезным. Дальше время покажет.

    Если что-то в описании упущено, надеюсь, эти нюансы можно рассмотреть на представленных фото. Заранее прошу прощения за возможные ошибки и опечатки.

    Если нужна дополнительная информация, пишите на почту, постараюсь обязательно ответить. Отзывы, идеи, предложения по улучшению конструкции и комментарии очень приветствуются.


    Декабрь 2019г.
    Станислав Шурупкин.
    Email: st-shur@mail.ru
    Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

    Устройство управления питанием

    Десульфатор - устройство для «лечения» аккумуляторов

    6.6
    Идея
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    7.6
    Описание
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    9
    Исполнение
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    Итоговая оценка: 7.73 из 10 (голосов: 5 / История оценок)

    Добавить комментарий

    7 комментариев
    ino53
    Цитата: st-shur
    ...не видел смысла повторять статью из журнала "Радио"...

    Статью, конечно, нет, но пару строк было бы неплохо, не все же пойдут искать журнал. Это не в упрек, а в порядке "доведения до идеала". yes
    st-shur Автор
    Но, думается, в описании можно было бы уделить пару строк принципу работы схемы, хотя лично мне он понятен.


    Поскольку воспроизводилось далеко не новое техническое решение, не видел смысла повторять статью из журнала "Радио". Идея была предложить свой вариант компоновки деталей.
    R555
    Всё хорошо, аккуратно собрано. Но, думается, в описании можно было бы уделить пару строк принципу работы схемы, хотя лично мне он понятен.
    Кто не ошибается, тот не делает ничего.
    ino53
    То, что схемотехника старовата - неважно, главное - работает. А вот аккуратность изготовления - молодец, у меня никогда не хватало терпения на это. good
    ЮРИК
    Этот прибор (схема из журнала РАДИО №7 - 1990г.), мною был изготовлен очень и очень много лет назад. Занимаюсь перемоткой электродвигателей и этот прибор настоящий помощник на всех этапах ремонта. Используются транзисторы и детали отечественного производства. Элементы питания 2 шт типа ААА. Было много описаний и обсуждений на форуме. Советую.
    st-shur Автор
    Я правильно понял, что при проверке обмоток трансформатора, когда не с чем сравнивать, короткозамкнутость витков определить проблематично?


    Так, как я воспроизводил готовую схему устройства то ориентировался по отзывам радиолюбителей. По мере возможности тестирую данную "игрушку" на имеющихся деталях. Конечно самый точный результат можно получить имея контрольный образец. Возможно поймать единичный замкнутый виток в очень многовитковой обмотке трансформатора и будет проблематично. Зато если светодиод постоянно горит при любых положениях регуляторов - значит точно имеется КЗ. Есть идея дойти до знакомых в мастерскую по ремонту электроинструмента и составить таблицу годности разных комплектующих. Можно попробовать намотать дополнительный виток подсоединив его к интересующей обмотке и замыкая его определить реакцию приборчика.
    Korolev
    При сильном уменьшении сопротивления R1 мигание светодиода может возобновляться, но с меньшей частотой. Поэтому удобно сравнивать состояние обмоток между собой или по образцу при одинаковом положении регуляторов.
    Я правильно понял, что при проверке обмоток трансформатора, когда не с чем сравнивать, короткозамкнутость витков определить проблематично? scratch

    Привет, Гость!


    Зарегистрируйтесь

    Или войдите на сайт, если уже зарегистрированы...

    Войти

    Добавьте самоделку

    Добавьте тему

    Онлайн чат

    Опрос
    А Вы знаете, что на сайте оплачиваются отчеты о создании самоделок?

    Последние комментарии

    Все комментарии